СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ХИМИИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
- Авторы: Родионова Н.И.1
-
Учреждения:
- Гимназия № 53, Магнитогорск
- Выпуск: № 2 (2015)
- Страницы: 140-143
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/568
- ID: 568
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Развитие современного общества и системы образования определяет все более высокие требования к качеству подготовки выпускников школ. Особую роль в повышении качества образовательного процесса современной школы должно сыграть совершенствование форм и методов организации учебного процесса, направленных непосредственно на личность школьника, на реализацию идей развивающего обучения, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Авторы считают, что необходимы инновации, и предлагают внедрять в учебный процесс исследовательские, эвристические и проектные методы обучения, использование которых не зависит от конкретного содержания учебных предметов. Показано, что основу эвристического метода составляет деятельность по решению творческих ситуаций, широкое применение эвристической беседы. Различные творческие ситуации познавательного, проблемного, исследовательского характера могут быть использованы на различных этапах урока: мотивационном, операционно-исполнительном и рефлексивно-оценочном. Основное назначение исследовательского метода состоит в том, чтобы обеспечить овладение учащимися методами научного познания, способствовать формированию осознанных, гибко используемых знаний. В рамках исследовательского метода обучение ведется с опорой на непосредственный опыт учащихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Применение метода проектов способствует развитию творческой активности школьников, повышению качества обучения, что делает его эффективным инструментом современного образовательного процесса. Сделан вывод о том, что использование исследовательского, эвристического и проективного подходов к организации учебной деятельности школьников способствует личностному развитию каждого ученика и значительно влияет на повышение качества образования.
Об авторах
Наталья Ильинична Родионова
Гимназия № 53, Магнитогорск
Автор, ответственный за переписку.
Email: nir_54@mail.ru
учитель химии
РоссияСписок литературы
- Родионова Н.И. Инновационные подходы и технологии обучения на уроках химии в условиях перехода на новые образовательные стандарты общего образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4. С. 149–151.
- Ершова О.В., Мишурина О.А. Качество образования в техническом университете как педагогическая проблема // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4. С. 49–52.
- Чупрова Л.В. Развитие креативности студентов в условиях современного образовательного процесса // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 41. С. 103–106.
- Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1978. 369 с.
- Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1996. 224 с.
- Чупрова Л.В., Ершова О.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Инновационный образовательный процесс как основа подготовки современного специалиста // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 864.
- Чупрова Л.В. К вопросу об инновационных методах обучения в вузе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 23. С. 32–35.
- Бодалёв А.А. Психология личности. М.: МГУ, 1988. 187 с.
- Чупрова Л.В. Творческое развитие школьников в проективно-эвристической деятельности : дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2002. 186 с.
- Ушачёв В.П. Творчество в системе образования. М.: Прометей, 1995. 217 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 116 с.
- Волков Г.Н. Истоки и горизонты прогресса. М.: Политиздат, 1976. 335 с.
- Чупрова Л.В. Организация научно-исследовательской работы студентов в условиях реформирования системы высшего профессионального образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 5-2. С. 167–170.
- Ксенцова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М.: Пед. о-во России, 2000. 223 с.
- Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М.: Просвещение, 1984. 145 с.
- Чупрова Л.В. Студент как субъект образовательного процесса // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 8. С. 228–231.
- Васильев Ю.В. Педагогическое управление // Сов. педагогика. 1982. № 11.
- Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев: Вища шк., 1987. 224 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. 343 с.
- Чупрова Л.В., Мишурина О.А., Муллина Э.Р., Ершова О.В. Разработка и использование современных дидактических средств обучения для активизации самостоятельной работы студентов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 907.
- Родионова Н.И. Применение рейтинговой системы для объективной оценки знаний учащихся гимназии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1. С. 169–172.
- Ершова О.В. Рейтинговая система как фактор оценки качества химической подготовки студентов технического университета : дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 175 с.
- Ершова О.В., Чупрова Л.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Реализация рейтинговой системы оценки учебных достижений студентов технического университета // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 875.