ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК РЕСУРСЫ И ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Современное российское общество переживает последствия сильнейшей нравственной деградации, вызванной социально-экономическими преобразованиями в нашей стране в начале 90-х годов XX века. Хотя ситуация за последнее десятилетие несколько улучшилась, она все еще продолжает оставаться неблагополучной, что негативно сказывается на функционировании и развитии общества. Для решения данной проблемы необходим поиск ресурсов личностного развития молодых людей в возрастном периоде ранней взрослости, способных проявлять в поведении нравственную позицию, осуществлять сознательный выбор добра, а также выявление препятствующих этому факторов. Духовно-нравственные ценности, имеющие положительную связь с показателями личностного развития, могут стать ресурсами для личностного развития молодых людей в периоде ранней взрослости. Эгоцентрические ценности, имеющие отрицательную связь с показателями личностного развития, можно рассматривать как факторы, препятствующие этому процессу.

Проведено эмпирическое исследование иерархии ценностей и показателей личностного развития у молодых людей в периоде ранней взрослости, а также изучена связь между ними. Исследование проводилось с использованием психодиагностических методик: методики «Свободный выбор ценностей» Е.Б. Фанталовой, теста «Добро – Зло» Л.М. Попова. Результаты обрабатывались при помощи методов математической статистики.

Получены данные о том, что для молодых людей наиболее значимыми являются ценности, соответствующие периоду ранней взрослости. Определены эгоцентрические ценности, отрицательно связанные с личностным развитием, и духовно-нравственные ценности, имеющие положительную связь. Значимость эгоцентрических ценностей высокого материального благосостояния, признания, уважения людей и влияния на окружающих для большинства молодых людей выше значимости духовно-нравственных ценностей.

Об авторах

С. В. Агафонова

Астраханский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: agafo-svetlana@yandex.ru

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и когнитивной психологии 

Россия

Н. М. Кармазина

Астраханский государственный университет

Email: nakarmazina@yandex.ru

магистрант 

Россия

Список литературы

  1. Юревич А.В. Эмпирические оценки нравственного состояния современного российского общества // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 4. С. 168-179.
  2. Давыдов В.В., Брушлинский А.В., Братусь Б.С., Зинченко В.П. Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара: Бахрах, 1999. 127 с.
  3. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта, 1998. 168 с.
  4. Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добро и зло в этической психологии личности. М.: Институт психологии РАН, 2008. 240 с.
  5. Agafonova S., Bryukhova N., Kaigorodov B. Professional and personal undergraduates’ development in the educational process from the perspective of competency-based approach // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. P. 479-486.
  6. Шадриков В.Д. От индивида к индивидуальности. Введение в психологию. М.: Институт психологии РАН, 2009. 656 с.
  7. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  8. Robbins B.D. The Heart of Humanistic Psychology: Human Dignity Disclosed Through a Hermeneutic of Love // Journal of Humanistic Psychology. 2015. Vol. 56. № 3. P. 223-237.
  9. Леонтьев Д.А., Сулимина О.В. Траектории личностного развития при переходе от детства к взрослости и их динамика в историко-культурном измерении // Горизонты зрелости: сборник научных статей. М.: МГППУ, 2015. С. 14-21.
  10. May R. Freedom and destiny. New York: W.W. Norton and Company, 1999. 288 p.
  11. Брюхова Н.Г., Агафонова С.В. Человечность и креативность в нравственном развитии молодежи // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 1. С. 39-61.
  12. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 382 с.
  13. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. 431 с.
  14. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development and well-being // American psychologist. 2000. Vol. 55. № 2. P. 68-78.
  15. Erikson E.N., Erikson J.M. The life cycle completed. New York: W.W. Norton and Company, 1998. 144 p.
  16. Дудулин В.В., Лужецкий С.В. Теоретические и прикладные основания нравственно-эстетического воспитания курсантов военных вузов // Мир образования - образование в мире. 2015. № 1. С. 160-164.
  17. Привалов Н.И. Развитие мотивации нравственного поведения курсантов // Мир образования - образование в мире. 2015. № 3. С. 267-274.
  18. Сапрыгина С.А. Организационно-педагогические условия формирования нравственной ответственности будущего бакалавра в процессе профессионально-культурных практик // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-5. С. 386-393.
  19. Зыкина Е.И. Методика развития нравственной устойчивости у студентов - будущих юристов на занятиях по английскому языку // Вестник Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова. 2015. Т. 18. № 3. С. 129-130.
  20. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Кн. 1. М.: ПСТГУ, 2013. 360 с.
  21. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. М.: Сфера, 2001. 464 с.
  22. Агафонова С.В. Соотношение нравственного развития и эффективности деятельности // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. Т. 6. № 5. С. 1-12. URL: mir-nauki.com/PDF/07PSMN518.pdf.
  23. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: БАХРАХ-М, 2001. 128 с.
  24. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. 656 с.
  25. Жарова Е.Н. «Индивидуализм - коллективизм» в ценностных ориентациях студенческой молодежи // Высшее образование в России. 2009. № 2. С. 132-137.
  26. Костакова И.В., Бергис Т.А. Духовно-нравственные детерминанты гармоничной самореализации личности студентов вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019. № 1. С. 62-68.
  27. Нуркова В.В. Самоопределяющие нарративы в развитии личности // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 4. C. 22-30.
  28. Ходякова Н.В., Митин А.И. Учет психологических механизмов развития личности в проектировании образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 4. C. 101-109.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах