Изучение гравитационных явлений в иноязычной аудитории на примере фильма «Гравитация»
- Авторы: Ульянов М.Н.1, Ульянова Е.П.2
-
Учреждения:
- Челябинский государственный университет, Челябинск
- Южно-Уральский государственный университет, Челябинск
- Выпуск: № 4 (2022)
- Страницы: 32-38
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/605
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-4-32-38
- ID: 605
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Стремительное развитие цифровых технологий и актуализация дистанционного образования создает необходимые условия для активного использования видеоматериала на занятиях в аудитории иностранных студентов. Его включение в процесс изучения физики, несомненно, имеет практическую значимость. При этом демонстрация фильма не является самоцелью – ключевую роль играет система предпросмотровых, просмотровых и постпросмотровых заданий, что позволяет обеспечить качественное понимание информации, повышает мотивацию обучающихся и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине. Целью настоящей статьи стало описание основных этапов и приемов работы над видеофильмом на занятии по физике. Внимание авторов сосредоточено на наглядной демонстрации основных законов и явлений физики, для чего выбран оскароносный фильм Альфонсо Куарона «Гравитация». Представлены типы заданий и упражнений, которые позволяют подготовить обучающихся к просмотру и пониманию фильма, а также осуществить контроль усвоения теоретической и практической информации. В ходе исследования были проведены опросы студентов, выявляющие трудности восприятия фильма, качество понимания и усвоения изучаемого материала, положительные и отрицательные стороны организации проведенного занятия. В результате исследования установлено, что такая форма занятия позволяет студентам научиться излагать изученный материал, решать поставленные задачи, строить гипотезы, научно аргументировать свою точку зрения, грамотно отвечать на вопросы. Следует отметить практическую направленность статьи, которая видится в представлении полностью готового занятия, адаптированного под уровень учащегося – слушателя подготовительного факультета, бакалавра или магистра.
Об авторах
Максим Николаевич Ульянов
Челябинский государственный университет, Челябинск
Автор, ответственный за переписку.
Email: max-39@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0066-9559
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей и теоретической физики физического факультета
РоссияЕвгения Павловна Ульянова
Южно-Уральский государственный университет, Челябинск
Email: marzhenya@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8949-3216
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного Института лингвистики и международных коммуникаций
РоссияСписок литературы
- Стрельчук Е.Н. Ради чего стоит жить. Современный художественный фильм о Великой отечественной войне и его презентация в иностранной аудитории // Русский язык за рубежом. 2011. № 1. С. 95–101. EDN: NDLPJX.
- Чайбок-Тверефу И. Использование кинофильмов на практических занятиях РКИ // Русский язык за рубежом. 2010. № 4. С. 96–100. EDN: MVMFDL.
- Ульянова Е.П., Ульянов М.Н. Формирование коммуникативной компетенции на занятиях по литературе в аудитории иностранных студентов // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2022. Т. 26. № 1. С. 181–193. doi: 10.18522/1995-0640-2022-1-181-193.
- Ульянова Е.П., Ульянов М.Н. Пресс-конференция как форма интерактивного обучения русскому как иностранному // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. № 1. С. 70–75. doi: 10.52070/2500-3488_2022_1_842_70.
- Ульянова Е.П., Ульянов М.Н. «Занимательная» теория относительности на занятиях РКИ: просмотр художественного фильма «Интерстеллар» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2021. № 4. С. 23–29. doi: 10.18323/2221-5662-2021-4-23-29.
- Ульянов М.Н., Ульянова Е.П. Интегративный подход в организации занятия по физике для иностранцев // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 15. № 9. С. 1253–1268. EDN: ZGFICT.
- Мельник Ю.А., Руссу К.Р. Лингводидактический потенциал современных художественных фильмов на занятиях по русскому языку как иностранному // Неофилология. 2021. Т. 7. № 25. С. 111–120. doi: 10.20310/2587-6953-2021-7-25-111-120.
- Иванова И.С., Ильина С.А. Обучение аудированию на материале художественного фильма (на примере киноленты «Ирония судьбы, или С легким паром!») // Педагогическое образование в России. 2016. № 12. С. 77–82. doi: 10.26170/po16-12-15.
- Березняцкая М.А., Денисенко А.В. Аутентичный художественный фильм как средство обучения русскому языку как иностранному // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 9-3. С. 204–207. EDN: WKDXSN.
- Назаренко Е.Б., Халявина Д.В. Современные фильмы на уроках РКИ. «Питер FM» // Русский язык за рубежом. 2014. № 2. С. 41–47. EDN: SHOXYD.
- Березняцкая М.А., Денисенко А.В., Калинина Ю.М. Работа с аутентичными аудиовизуальными материалами на уроках РКИ (на примере кинокомедии Т. Бекмамбетова «Ёлки») // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2019. № 192. С. 168–177. EDN: MTVRQZ.
- Чечик И.В. Художественный фильм о Великой Отечественной войне на занятиях по РКИ как эффективное средство формирования лингвокультурной компетенции иностранных студентов // Современное педагогическое образование. 2019. № 11. С. 221–225. EDN: PVASFO.
- Кашпирева Т.Б. Поговорим «Про любоff»: формирование лингвокультурной компетенции учащихся, изучающих русский язык как иностранный // Мир русского слова. 2017. № 3. С. 106–111. EDN: ZQQYGR.
- Кабяк Н.В., Кудрявцева Е.Л. «Дом для Кузьки». Анимация в обучении детей-билингвов 6-7 лет (развивающий урок) // Русский язык за рубежом. 2014. № 2. С. 4–21. EDN: SHOXWP.
- Тумакова Е.В., Драчева С.О. Анимационные ресурсы на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере мультипликационного сериала «Смешарики») // Русский язык за рубежом. 2018. № 2. С. 102–113. EDN: YXOVGR.
- Ефремова М., Королева И.А. Мультфильмы на уроках РКИ как средство формирования иноязычной социокультурной и коммуникативной компетенции // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 8. С. 25–29. EDN: HAFOWQ.
- Мельник Ю. Работа с видеоматериалами на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере русской сказки) // Филология и культура. 2017. № 4. С. 209–213. EDN: YLSISN.
- Мельник Ю.А. Мультфильм-сказка на занятии по русскому языку как иностранному: проблемный подход // Филология и культура. 2016. № 3. С. 190–195. EDN: XCSYFH.
- Ариас А.-М. Художественный фильм как средство формирования лингвосоциокультурной компетенции на занятиях по иностранному языку в ВУЗе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 8. С. 7–13. EDN: WKDVET.
- Дармилова С.В. Использование художественных фильмов в процессе формирования межкультурной и коммуникативной компетенции в вузе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 170–172. EDN: KVUULR.