Нарушение временных перспектив виктимной личности


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Важность исследования временной перспективы, как явления, которое может быть по-разному концептуализировано, определяется ее ключевой ролью в восприятии и переживании жизненных событий, их осмысленности. Психологическое время личности связывает все структуры реальности, поскольку все жизненные процессы разворачиваются во временном континууме. Особое внимание привлекает специфика восприятия виктимной личностью различных (чаще всего травматических) жизненных событий. Рост виктимности обусловлен увеличением напряженности современного общества при мозаичности представлений о специфике восприятия мира. Статья посвящена теоретическому и эмпирическому анализу нарушения временных перспектив и когнитивных искажений личности с виктимностью. Дана характеристика временной перспективы личности как многомерного динамического конструкта, описана ее дифференциация. Описана роль когнитивных искажений в детерминации виктимного поведения человека. На основании теоретического обзора сформулирована гипотеза о том, что виктимной личности свойственны нарушения временной перспективы. Эмпирическую выборку составили юноши и девушки (N=165), являющиеся студентами и магистрантами российских вузов. Средний возраст испытуемых составил 21,8 года (max=20, min=29). В исследовании использовались следующие методики: «Методика исследования склонности к виктимному поведению» О.О. Андронниковой; «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо; «Шкала дисфункциональных отношений» А. Бека, А. Вейсман; «Методика диагностики иррациональных установок» А. Эллиса. В ходе эмпирического исследования обнаружены достоверные взаимосвязи между шкалами виктимного поведения и параметрами временной перспективы. Для виктимной личности характерно пессимистическое отношение к прошлому, фаталистическое, беспомощное и безнадежное отношение к настоящему и жизни в целом, неспособность выстраивать временную перспективу будущего при отсутствии способности получать удовольствие от происходящих событий.

Об авторах

Ольга Олеговна Андронникова

Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск

Автор, ответственный за переписку.
Email: andronnikova_69@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1756-7682

кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры общей психологии и истории психологии

Россия

Екатерина Владимировна Ветерок

Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск

Email: severus.snegg.1997@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-4303-1985

кандидат психологических наук, доцент кафедры практической и специальной психологии

Россия

Список литературы

  1. Goldsmid S., Howie P. Mediating and moderating role of attributional style in the association between victimisation and wellbeing // Emotional and Behavioural Difficulties. 2013. Vol. 18. № 4. P. 423–434. doi: 10.1080/13632752.2013.803682.
  2. Kokkinos C.M., Panagopoulou P., Tsolakidou I., Tzeliou E. Coping with bullying and victimisation among preadolescents: the moderating effects of self-efficacy // Emotional and Behavioural Difficulties. 2015. Vol. 20. № 2. Р. 205–222. doi: 10.1080/13632752.2014.955677.
  3. Strohmeier D., Dogan A. Emotional problems and victimisation among youth with national and international migration experience living in Austria and Turkey // Emotional and Behavioural Difficulties. 2012. Vol. 17. № 3-4. Р. 287–304. doi: 10.1080/13632752.2012.704311.
  4. Owens L., Skrzypiec G., Wadham B. Thinking patterns, victimisation and bullying among adolescents in a South Australian metropolitan secondary school // International Journal of Adolescence and Youth. 2014. Vol. 19. № 2. Р. 190–202. doi: 10.1080/02673843.2012.719828.
  5. Acquah E.O., Topalli P.-Z., Wilson M.L., Junttila N., Niemi P.M. Adolescent loneliness and social anxiety as predictors of bullying victimization // International Journal of Adolescence and Youth. 2016. Vol. 21. № 3. Р. 320–331. doi: 10.1080/02673843.2015.1083449.
  6. Григорьева А.А., Усова Л.Е. Взаимосвязь склонности к виктимному поведению и рисков употребления психоактивных веществ у подростков // Психология и право. 2020. Т. 10. № 3. С. 211–223. doi: 10.17759/psylaw.2020100314.
  7. Одинцова М.А. Проблема виктимного личностного типа в психологии // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014. № 2. С. 73–79. EDN: SXLADT.
  8. Андронникова О.О. Онтогенетическая виктимизация личности в ситуации социально-психологической депривации ребенка // Перспективы науки и образования. 2019. № 2. С. 229–239. doi: 10.32744/pse.2019.2.17.
  9. Mello Z.R., Barber S.J., Vasilenko S.A., Chandler J., Howell R. Thinking about the past, present, and future: Time perspective and self-esteem in adolescents, young adults, middle-aged adults, and older adults // British Journal Developmental Psychology. 2022. Vol. 40. № 1. Р. 92–111. doi: 10.1111/bjdp.12393.
  10. Maki A., Dwyer P.C., Snyder M. Time perspective and volunteerism: The importance of focusing on the future // The Journal of Social Psychology. 2016. Vol. 156. № 3. Р. 334–349. doi: 10.1080/00224545.2015.1090946.
  11. Zimbardo P.G., Boyd J.N. Putting Time in Perspective: A Valid, Reliable Individual-Differences // Time Perspective Theory; Review, Research and Application: Essays in Honor of Philip G. Zimbardo. Switzerland, 2015. P. 17–55. doi: 10.1007/978-3-319-07368-2_2.
  12. Mello Z.R. A construct matures: time perspective’s multidimensional, developmental, and modifiable qualities // Research in Human Development. 2019. Vol. 16. № 2. Р. 93–101. doi: 10.1080/15427609.2019.1651156.
  13. Ferrari L., Nota L., Soresi S. Time perspective and indecision in young and older adolescents // British Journal of Guidance & Counselling. 2010. Vol. 38. № 1. Р. 61–82. doi: 10.1080/03069880903408612.
  14. Lennings Ch.J., Burns A.M. Time Perspective: Temporal Extension, Time Estimation, and Impulsivity // The Journal of Psychology. 1998. Vol. 132. № 4. Р. 367–380. doi: 10.1080/00223989809599271.
  15. Crockett R.A., Weinman J., Hankins M., Marteau T. Time orientation and health-related behaviour: Measurement in general population samples // Psychology & Health. 2009. Vol. 24. № 3. Р. 333–350. doi: 10.1080/08870440701813030.
  16. Медовикова Е.А., Морозова И.С. Содержательные характеристики временной перспективы личности студентов вуза // Russian Journal of Education and Psychology. 2014. № 12. С. 58–67. doi: 10.12731/2218-7405-2014-12-19.
  17. Попова О.Н. Проблематизация определения характеристик сбалансированности временной перспективы личности // Сибирский психологический журнал. 2018. № 69. С. 85–99. doi: 10.17223/17267080/69/5.
  18. Мартьянова Г.Ю. Исследование связи временной перспективы и саморегуляции в трудной жизненной ситуации // Психолог. 2020. № 1. С. 34–43. doi: 10.25136/2409-8701.2020.1.32180.
  19. Голощапова Е.С. Исследование особенностей выстраивания временной перспективы студентов с различным уровнем осмысленности жизни // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 10. С. 148–153. EDN: PJIRLT.
  20. Королева Н.Н., Богдановская И.М., Углова А.Б. Траектории взросления в психологической автобиографии учащихся общеобразовательной школы подросткового возраста // Интеграция образования. 2022. Т. 26. № 1. С. 163–179. doi: 10.15507/1991-9468.106.026.202201.163-179.
  21. Магазева Е.А. Временная перспектива как характеристика индивидуальной стратегии в ситуации личностного выбора // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2014. № 2. С. 15–21. EDN: SGMJAJ.
  22. Андронникова О.О. Виктимное поведение подростков: факторы возникновения и профилактика. Новосибирск: НГИ, 2005. 300 с.
  23. Сырцова А., Соколова Е.Т., Митина О.В. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 3. С. 101–109. EDN: INMJIJ.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах