Влияние ценностной сферы личности на психологическую готовность к предпринимательской деятельности


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена изучению влияния ценностей и социально-психологических установок на психологическую готовность к предпринимательству студентов гуманитарных направлений подготовки. Исследование обусловлено запросом государства на поиск, развитие и поддержку инициативных молодых людей, нацеленных на предпринимательскую деятельность, желающих заниматься индивидуальным предпринимательством и приносить при этом пользу обществу. Выборка эмпирического исследования представлена студентами-гуманитариями. База исследования – лаборатория Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова. Диагностическим инструментарием выступили: методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, тест «Социально-психологические установки личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной, опросник «Диагностика психологической готовности к предпринимательской деятельности» Е.К. Климовой. Выстроен рейтинг ценностей и установок студентов в мотивационно-потребностной сфере. Определено, что для испытуемых наиболее значимы конкретные ценности – «здоровье» и «уверенность в себе», наименее – абстрактные, не связанные с собственным эго, такие как «красота природы» и «счастье других». Среди ценностей-средств значимы ценности дела и общения, этические ценности. У студентов обнаружена доминирующая установка на свободу и невысокий уровень общей психологической готовности к предпринимательству в сочетании с выраженным намерением стать предпринимателями и высокой самооценкой предприимчивости. Установлено влияние ценностей и социально-психологических установок на психологическую готовность к предпринимательской деятельности студентов-гуманитариев. Активизирующую роль в ней играют ценности активной деятельной жизни, жизненной мудрости, установка на деньги, свободу, альтруизм и эгоизм.

Об авторах

Наталья Георгиевна Климанова

Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова, Казань

Email: klimanova@ieml.ru
ORCID iD: 0000-0003-4517-199X

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Психология труда и предпринимательства»

Россия

Татьяна Александровна Трифонова

Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова, Казань

Автор, ответственный за переписку.
Email: trifonova@ieml.ru
ORCID iD: 0009-0000-1194-2691

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Психология труда и предпринимательства»

Россия

Альбина Александровна Кабирова

Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова, Казань

Email: solteeva@ieml.ru
ORCID iD: 0009-0005-3214-4708

старший преподаватель кафедры «Психология труда и предпринимательства»

Россия

Список литературы

  1. Шохнех А.В., Барышникова В.В. Механизмы мотивации предпринимательской активности молодежи в системе обеспечения экономической безопасности России // Инновационное развитие экономики. 2019. № 4-2. С. 190–193. EDN: XSPRZZ.
  2. Позняков В.П. Социальная психология российского предпринимательства // Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы: коллективная монография. М.: Институт психологии РАН, 2018. С. 200–214. EDN: ZWWSXJ.
  3. Мурзина Ю.С., Позняков В.П. Ценностные ориентации предпринимателей сферы семейного бизнеса // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 6. С. 101–108. EDN: OUEEQQ.
  4. Титов А.С., Лепшокова З.Х. Индивидуальные ценности предпринимателей как предикторы их планируемого благотворительного поведения // Организационная психология. 2020. Т. 10. № 3. С. 140–163. EDN: KHDYHH.
  5. Позняков В.П., Поддубный С.Е., Позняков П.В. Личностные детерминанты экономического самоопределения российских предпринимателей // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 5. С. 159–165. doi: 10.20323/1813-145X-2021-5-122-159-165.
  6. Позняков В.П. Взаимосвязь смысложизненных и ценностных ориентаций личности предпринимателей и характеристик их экономического самоопределения // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2021. Т. 6. № 1. С. 150–170. doi: 10.38098/ipran.sep.2021.21.1.006.
  7. Терехова Т.А., Трофимова Е.Л., Геранюшкина Г.П. Исследование ценностей предпринимателей разных социально-демографических групп // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2020. Т. 33. С. 69–88. doi: 10.26516/2304-1226.2020.33.69.
  8. Помазкова Е.В. Ценностные ориентации и мотивации российского предпринимательства // Общество: философия, история, культура. 2022. № 8. С. 94–98. doi: 10.24158/fik.2022.8.15.
  9. Ханова З.Г., Матакаев А.И. Формирование психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения в вузе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012. № 4. С. 137–142. EDN: PJOJUH.
  10. Климова Е.К. Профессиональная деятельность предпринимателя. Психология успеха. СПб.: Скифия, 2014. 206 с.
  11. Радионова И.Б. Формирование психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения в вузе // Человеческий капитал. 2018. № 11-2. С. 258–262. EDN: YNWCHR.
  12. Поздеева Е.Г., Назарова Н.С. Анализ готовности студентов политехнического университета к предпринимательской деятельности // Общество. Коммуникация. Образование. 2020. Т. 11. № 1. С. 100–114. doi: 10.18721/JHSS.11108.
  13. Потаев В.С. Об особенностях развития предпринимательских способностей у студентов // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2020. № 2. С. 15–23. doi: 10.18101/2304-4446-2020-2-15-23.
  14. Климанова Н.Г., Терещенко Н.Г. Динамика психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022. Т. 8. № 3. С. 108–119. doi: 10.18413/2313-8971-2022-8-3-0-10.
  15. Титов А.С. Роль индивидуальных ценностей в экономических установках российских предпринимателей и непредпринимателей // Психологические исследования. 2022. Т. 15. № 82. С. 1–30. doi: 10.54359/ps.v15i82.1101.
  16. Дергач А.О., Коротеева Е.М. Ценности, ответственность и готовность к риску как факторы карьерных ориентаций будущих предпринимателей // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2021. № 2. С. 12–18. doi: 10.24147/2410-6364.2021.2.12-18.
  17. Kerr S.P., Kerr W.R., Dalton M. Risk attitudes and personality traits of entrepreneurs and venture team members // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2019. Vol. 116. № 36. P. 17712–17716. doi: 10.1073/pnas.1908375116.
  18. Bergner S., Auburger Ju., Paleczek D. The why and the how: A nexus on how opportunity, risk and personality affect entrepreneurial intention // Journal of Small Business Management. 2021. P. 1–34. doi: 10.1080/00472778.2021.1934849.
  19. Борис О.А., Никулина А.В. Выявление мотиваторов к инновационному предпринимательству современной молодежи // BENEFICIUM. 2022. № 3. С. 98–104. doi: 10.34680/BENEFICIUM.2022.3(44).98-104.
  20. Дмитриева В.А. Жизненный путь молодого предпринимателя как проекция социально-психологических особенностей личности // Человеческий капитал. 2021. № 6. С. 140–153. doi: 10.25629/HC.2021.06.15.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах