Развитие идеи междисциплинарных связей в отечественном педагогическом образовании в первой трети ХХ века
- Авторы: Карнаух Н.В.1
-
Учреждения:
- Благовещенский государственный педагогический университет, Благовещенск
- Выпуск: № 2 (2023)
- Страницы: 9-15
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/952
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2023-2-9-15
- ID: 952
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье ставится проблема использования междисциплинарных связей в педагогическом образовании с целью преодоления разрыва между содержанием профессиональной подготовки будущих учителей и потребностями педагогической практики. Ее эффективное решение невозможно без рефлексии отечественного педагогического опыта и идей известных педагогов. С этой целью проанализированы идеи П.Ф. Каптерева о специальной подготовке учителей к осуществлению межпредметных связей, а также деятельность сотрудников научно-методической секции Государственного ученого совета в первой трети ХХ века. Проанализированы достоинства и недостатки системы концентров, комплексных программ, широко используемых в данный период в отечественных педагогических вузах. Материалом историко-педагогического исследования послужили работы известных отечественных педагогов и публикации в педагогических журналах 30-х годов ХХ века. Исследование вариативных подходов к реализации идеи междисциплинарных связей в отечественном педагогическом образовании первой трети ХХ века позволило выявить факторы, повлиявшие на выбор учебных дисциплин в качестве центров междисциплинарного взаимодействия, а также ошибки, допущенные в процессе его реализации в педагогических вузах исследуемого периода. Отмечено, что поиск вариантов осуществления междисциплинарных связей в отечественном педагогическом образовании тесно взаимосвязан с изменением требований к личности учителя в конкретные исторические периоды. Историко-педагогический анализ литературы и образовательной практики педагогических вузов позволил сделать вывод, что междисциплинарные связи, в которых педагогическая составляющая профессиональной подготовки является доминантной, становятся эффективным инструментом формирования у будущего учителя целостного представления о предстоящей профессиональной деятельности.
Об авторах
Надежда Валентиновна Карнаух
Благовещенский государственный педагогический университет, Благовещенск
Автор, ответственный за переписку.
Email: pedagog31@mail.ru
ORCID iD: 0009-0000-2939-4259
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии
РоссияСписок литературы
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. 656 с.
- Синяков А.П. Дидактические подходы к определению понятия «межпредметные связи» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 113. С. 197–202. EDN: KVRRFJ.
- Калина И.И. Междисциплинарность: учителям легче, ученикам полезнее // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 5. С. 8–17. doi: 10.20323/1813-145X-2022-5-128-8-17.
- Синельников И.Ю. Поиски путей межпредметного взаимодействия в отечественном образовании ХХ века: история и современность // Преподавание истории и обществознания в школе. 2020. № 3. С. 30–38. EDN: PZTPEG.
- Дорошенко С.И. Становление и развитие метода проектов в отечественной педагогике первой трети ХХ века // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2022. № 48. С. 20–29. EDN: DBHVYX.
- Зникина Л.С., Стрельников П.А. Междисциплинарное взаимодействие как основа формирования интегративных компетенций студентов вуза // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 3. С. 216–218. EDN: SJFUDJ.
- Войнова Ж.Е., Федорова Е.Н. Интеграция психолого-педагогических дисциплин и методик обучения как проблема педагогического образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 4. С. 149–166. doi: 10.18384/2310-7219-2022-4-149-166.
- Макеева С.Г., Шуткина И.В. Формирование готовности к осуществлению межпредметных связей в обучении как компонент профессиональной подготовки // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 6. С. 81–89. doi: 10.20323/1813-145X-2021-6-123-81-89.
- Малязина М.А., Онищенко Э.В. Алгоритм изучения историко-педагогического наследия в условиях онлайн-обучения // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2021. № 2. С. 2927–2929. EDN: YTOXKZ.
- Каптерев П.Ф. Дидактические очерки: теория образования. 2-е изд., перераб. и расшир. Петроград: тип. Виктория, 1915. 434 с.
- Крупская Н.К. Единая трудовая школа // Педагогические сочинения в десяти томах. Т. 2: Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР. М.: Академия педагогических наук, 1958. С. 127–132.
- Крупская Н.К. Хороший учебник – политехнической школе (Доклад на совещании авторов при Учпедгизе) // Педагогические сочинения в десяти томах. Т. 3: Обучение и воспитание в школе. М.: Академия педагогических наук, 1959. С. 592–609.
- Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем. М.: Просвещение, 1990. 208 с.
- Красновский А.А. Идеал личности педагога в связи с революцией школы. Казань: Государственное издательство, 1920. 22 с.
- Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в СССР. Важнейшие этапы истории и современное состояние. М.: Педагогика, 1975. 218 с.
- Литвинов А.В. Учебный процесс в Томском государственном университете в 20–30 годы ХХ века // Вопросы образования. 2006. № 3. С. 102–122. EDN: JWTAUT.
- Васильев К.И. Очерки по истории высшего педагогического образования в РСФСР (1918–1932 гг.). Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1966. 294 с.
- Корнева И.П. История подготовки специалистов широкого профиля в Калининградском педагогическом институте в 50–60-е годы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019. № 4. С. 19–23. doi: 10.18323/2221-5662-2019-4-19-23.
- Смирнов В.И. Какой должна быть лекция в высшей школе // Педагогическое образование. 1933. № 2. С. 36–40.
- Орахелашвили М.П. За перестройку научной работы // Педагогическое образование. 1936. № 2. С. 5–8.
- Свадковский И.Ф. Повысить качество преподавания педагогики // Педагогическое образование. 1936. № 6. С. 104–109.