Обучение профессионально ориентированному искусствоведческому дискурсу на занятиях по русскому языку как иностранному
- Авторы: Кодиров А.Т.1
-
Учреждения:
- Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород
- Выпуск: № 2 (2023)
- Страницы: 23-29
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/954
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2023-2-23-29
- ID: 954
Цитировать
Полный текст
Аннотация
На современном этапе развития методики преподавания русского языка как иностранного в специальных целях недостаточное внимание уделяется профессионально ориентированному обучению, позволяющему моделировать условные профессиональные ситуации общения и формирующему навыки, необходимые для реальной профессиональной коммуникации. Особенно заметна проблема в сфере преподавания творческих (в том числе искусствоведческих) дисциплин, в которых большую роль играет тематический дискурс. Статья посвящена описанию экспериментального обучения узбекских студентов искусствоведческому дискурсу на занятиях по русскому языку как иностранному. Проведен эксперимент по внедрению в практику преподавания русского языка как иностранного на уровне профессионального общения модели изучения искусствоведческого дискурса будущими специалистами в области искусствоведения. Цель исследования – разработать технологию обучения искусствоведческому дискурсу на основе профессионально ориентированных аутентичных текстов на занятиях по русскому языку как иностранному для будущих работников сферы искусства. Суть исследования сводилась к следующему. Экспериментальная группа изучала язык специальности по разработанному нами учебно-методическому комплексу (УМК). Большинство заданий УМК выполнены с опорой на сайт Белгородского государственного художественного музея, что актуализирует учебный материал и реализует принцип профессиональной направленности обучения. Контрольная группа работала по традиционной программе русского языка как иностранного для будущих художников. По завершении экспериментального обучения обе группы выполнили творческое задание. Доказана эффективность применения аутентичных искусствоведческих текстов и творческих заданий при обучении узбекских студентов русскому языку как иностранному. Выявлено, что студенты экспериментальной группы добились большего прогресса по сравнению с контрольной группой в профессиональном навыке «следование при создании текста искусствоведческим стратегиям».
Об авторах
Аббос Тиркашович Кодиров
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород
Автор, ответственный за переписку.
Email: kodirov@bsu.edu.ru
ORCID iD: 0000-0002-7496-0800
аспирант кафедры русского языка, профессионально-речевой и межкультурной коммуникации
РоссияСписок литературы
- Иванова Т.Е. Коммуникативно-прагматические характеристики профессиональной языковой личности в искусствоведческом дискурсе // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 91. № 2. С. 41–46. EDN: GDJJKC.
- Пугачёв И.А., Яркина Л.П., Динь Т.Т.Х. Методика обучения русскому языку иностранных магистрантов негуманитарного профиля в современных образовательных условиях // Русистика. 2023. Т. 21. № 1. С. 111–125. doi: 10.22363/2618-8163-2023-21-1-111-125.
- Черникова Н.В. Психолого-педагогические условия формирования профессионально-коммуникативной компетенции студентов на дисциплинах речеведческого цикла (из опыта работы) // Русский язык в школе. 2022. Т. 83. № 1. С. 78–86. doi: 10.30515/0131-6141-2022-83-1-78-86.
- Чиж Р.Н. Обучение профессиональной терминологии на занятиях иностранного языка в вузе традиционного прикладного искусства // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. № 1. С. 191–203. doi: 10.29025/2079-6021-2018-1(29)-191-203.
- Миронова Н.Ю. Подбор интернет-ресурсов и текстов профессиональной направленности при обучении иностранному языку студентов неязыковых профилей подготовки // Педагогическое образование. 2022. Т. 3. № 8. С. 23–28. EDN: QLVOGF.
- Архангельская Н.Н., Лапшина Г.А. Параллельные опоры в обучении иноязычному чтению студентов неязыковых направлений подготовки // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 12-1. С. 22–24. EDN: SYECBP.
- Хижняк С.П. Терминология искусствоведения как особый тип терминосистем // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. № 3. С. 144–150. EDN: TFMAET.
- Хижняк С.П. Терминологическое значение и его отражение в дефинициях // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 2. С. 233–238. EDN: XNDLWP.
- Аладышкина Л.В., Журавлева Е.А. Обучение языку специальности «Изобразительное искусство» на занятиях по русскому языку как иностранному // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2021. № 199. С. 207–214. doi: 10.33910/1992-6464-2021-199-207-214.
- Шилова С.А., Уколова М.В. Особенности реализации модели профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в нелингвистическом вузе // Вестник НЦБЖД. 2023. № 1. С. 118–124. EDN: TJCUEI.
- Даниленко А.П. Лингвокультурологические особенности искусствоведческого дискурса. Белгород: БелГУ, 2019. 66 с.
- Валуйцева И.И., Плохова А.Б. Искусствоведческий дискурс (на примере анализа произведений живописи) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2013. № 6. С. 105–110. EDN: RRZYVP.
- Булатова А.П. Концептуализация знания в искусствоведческом дискурсе // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1999. Т. 4. С. 34–49.
- Бредихина И.А., Рожина Т.Д., Степанова О.С. Аудирование иноязычных текстов академического характера в условиях профессиональной подготовки студентов магистратуры и аспирантов // Педагогическое образование в России. 2016. № 4. С. 81–86. doi: 10.26170/po16-04-16.
- Минакова Л.Ю., Пилюкова А.В. Модернизация образовательной программы по иностранному языку для студентов неязыковых направлений подготовки // Язык и культура. 2014. № 3. С. 157–165. EDN: STQRAJ.
- Жаркова У.А. Воплощение знаковой природы изобразительного искусства в искусствоведческом дискурсе (на материале немецкоязычных музейных каталогов // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 33. С. 49–52. EDN: OZMWND.
- Вишневецкая Н.В. Аутентичные тексты как средство расширения профессионально-педагогического тезауруса магистрантов // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2022. № 2. С. 165–174. doi: 10.25688/2076-913X.2022.46.2.15.
- Левитан К.М. О современном образовательном дискурсе // Язык и культура. 2017. № 39. С. 221–225. doi: 10.17223/19996195/39/15.
- Crowhurst M., Emslie M. Discourse Analysis // Working Creatively with Stories and Learning Experiences. London: Palgrave Macmillan, 2018. P. 15–25. doi: 10.1007/978-3-319-69754-3_2.
- Смирнов А.В. Современное гуманитарное знание и новые стратегии музейных экспозиций // Studia Culturae. 2018. № 35. С. 96–103. EDN: XONZIT.