№ 1 (2021)

Весь выпуск

Педагогические науки

ОЦЕНИВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 7-9 КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ БИПРЕДМЕТНОГО МОНИТОРИНГА

Берсенева О.В., Гаврилюк А.С.

Аннотация

Необходимость осуществления диагностических процедур в современном процессе обучения математике обусловлена важностью своевременного получения информации об актуальном уровне сформированности предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов обучающихся. Задача состоит в выборе адекватной образовательным трендам и научно обоснованной технологии оценивания. В статье предлагается решить задачу оценивания познавательных универсальных действий учащихся на уроках математики в 7–9 классах в условиях осуществления бипредметного мониторинга. Показано, что познавательные универсальные учебные действия представляют собой динамическое и личностно значимое новообразование личности, они подвластны возрастным особенностям в процессе формирования, что должно учитываться и в процессе оценивания уровня их сформированности. Предложена и обоснована структура и пооперационный состав познавательных универсальных учебных действий, что позволяет представить их в диагностируемом виде. Это позволило выявить и охарактеризовать уровни и критерии сформированности рассматриваемых учебных действий, этапы и процедуры оценивания, а также диагностический инструментарий. Предложена авторская логико-смысловая модель процесса оценивания познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике, демонстрирующая важную характеристику процесса оценивания познавательных учебных действий – нелинейность. Особым результатом исследования является выявление специфического принципа процесса оценивания познавательных универсальных учебных действий – принципа бипредметности, реализация которого позволяет на предметном материале определять уровень сформированности и предметного, и метапредметного результата обучения. Описан диагностический инструментарий. Представлены технологическая карта диагностической работы, система оценивания отдельных заданий, приведен пример типовых заданий по теме «Уравнения» курса алгебры 7 класса.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2021;(1):7-18
pages 7-18 views

РАЗРАБОТКА ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И АНАЛИЗ ИХ КАЧЕСТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ MOODLE

Великанова Ю.В., Косарева Е.А.

Аннотация

При изучении дисциплин не все обучающиеся могут объективно оценить качество своих знаний и уровень своей подготовки к промежуточной аттестации (зачету или экзамену). В качестве вспомогательного инструмента авторами статьи разработан и внедрен в учебный процесс один из простых и действенных способов проверить себя – тесты для самоконтроля по всем подразделам курса, которые встроены в учебный курс физики под управлением LMS MOODLE. На примере раздела «Механика» показана методика расчета основных характеристик и параметров тестовых заданий. Результаты выполнения тестовых заданий были проанализированы с использованием данных встроенного модуля статистической обработки. Апробация курса показала, что разработанные тестовые задания эффективны в плане повышения качества знаний обучающихся. Качество как тестовых заданий в целом, так и отдельных заданий было оценено при помощи показателей, определенных в модуле «Статистика» LMS MOODLE. Это позволило откорректировать задания, выявить и исключить из базы данных неудачные вопросы, а также определить разделы, вызвавшие наибольшие затруднения. Проведенный анализ показал, что созданная база тестовых заданий для самоконтроля пригодна для дальнейшего использования с учетом небольшой корректировки. Расчет коэффициента усвоения позволяет спрогнозировать оценку и определить темы, вызывающие затруднения. Повторное прохождение тестирования дает возможность достичь желаемого результата. Самоконтроль позволяет сформировать самообразовательные компетенции и повысить качество образования.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2021;(1):19-28
pages 19-28 views

ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ В ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Клеймёнов Е.А., Чепиков Е.В.

Аннотация

Значительную долю обучающихся в образовательных организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) составляют слушатели заочной формы обучения. Вместе с тем актуального социологического осмысления условий реализации образовательного процесса с их участием в литературе практически нет. В связи с этим авторами была поставлена цель – на основе изучения общественного мнения обучающихся и преподавательского состава провести социологический анализ условий образовательного процесса, реализуемого в образовательной организации системы МВД России в заочной форме. В качестве объектов исследования выступили слушатели и преподаватели Дальневосточного юридического института МВД России. Надежность результатов обеспечена сочетанием использовавшихся в работе количественных и качественных (фокусированных групповых интервью) социологических опросов. Авторы приходят к выводу о том, что основной мотив поступления в образовательную организацию системы МВД России – это возможность получить юридическое образование. Главные содержательные достоинства обучения в Дальневосточном юридическом институте МВД России опрошенные слушатели видят в практической, правоохранительной направленности полученного образования, а также в дисциплине и строгости порядка реализации образовательного процесса. Сложности образовательного процесса респонденты-обучающиеся усматривают прежде всего в недостаточном количестве времени, отведенного для сессионного периода – для очного взаимодействия с преподавателями. Отдельным блоком авторы представляют состояние и перспективы обучения по заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий: показан дуализм восприятия таких технологий преподавательским составом и обучающимися; определена зависимость между уровнем подготовки опрошенных и оценками указанных перспектив; выявлены альтруистичные настроения преподавателей по отношению к возможному полному переводу заочного образования на дистанционную форму.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2021;(1):29-38
pages 29-38 views

CLIL В РОССИЙСКОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: КОПИРОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ИЛИ ЕГО АДАПТАЦИЯ ПОД РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ

Кудряшова А.В.

Аннотация

В статье рассматривается интегрированный предметно-языковой подход CLIL (Content and Language Integrated Learning) как метод обучения, способствующий подготовке конкурентоспособных специалистов, востребованных как на отечественном, так и на международном рынке труда. Актуальность исследования определяется растущей популярностью CLIL-подхода в российской системе высшего образования и недостаточной изученностью условий его эффективной реализации в нашей стране, что зачастую приводит к неудачному копированию зарубежного опыта. Целью статьи является изучение специфики российской образовательной системы и ее потенциала в качестве платформы для реализации CLIL-обучения. Для достижения поставленной цели проводится анализ зарубежных практик и методологии CLIL-подхода, который позволяет выявить ряд дидактических принципов и ключевых факторов, влияющих на выбор модели и формы реализации CLIL-обучения в условиях той или иной образовательной парадигмы. Специфика российской системы образования анализируется с позиции препятствий в реализации CLIL-обучения. По результатам проведенного исследования определено, что реализация CLIL-обучения в России возможна, но при условии довольно масштабных усилий по адаптации CLIL-подхода под российские реалии. Предлагается механизм адаптации, который подразумевает принятие следующих мер: утверждение подхода на уровне управления университета, налаживание взаимодействия с работодателями для совместной разработки плана обучения, создание команды разработчиков CLIL-методики на уровне университета, создание условий для профессиональной переподготовки преподавателей-предметников в сфере реализации CLIL-обучения, повышение уровня иностранного языка студентов и преподавателей-предметников, а также налаживание взаимодействия преподавателей-предметников и лингвистов в разработке CLIL-курсов.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2021;(1):39-45
pages 39-45 views

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМЫ МОББИНГА

Кулакова А.Б.

Аннотация

В условиях современного стрессогенного рынка труда особую актуальность приобретает профилактика моббинга в организациях, так как психологический террор в отношении сотрудника со стороны коллектива, отдельных его лиц или руководителя встречается все чаще. Конфликтное взаимодействие сказывается на здоровье и психическом состоянии объекта психологического прессинга, создает нездоровую рабочую атмосферу, негативно отражается на финансовых показателях: падает производительность труда, возрастает текучесть кадров, коллектив становится менее сплоченным. Необходимо осмысление профилактики обозначенной проблемы. Работа посвящена выявлению особенностей моббинга в организациях и определению перечня своевременных профилактических мер психологического террора. На основании результатов современных исследований проведен теоретический обзор и анализ структуры моббинг-процесса, определены наиболее уязвимые профессиональные области. На основании предложенных типологий инициаторов моббинг-процесса (субъектов) представлены очевидные личностные характеристики мобберов и их стереотипные стратегии в трудовых коллективах. Выделены факторы, повышающие возможность того, что человек будет выбран объектом психологического террора, и наиболее распространенные моббинг-действия, направленные на него. По итогам проделанной работы составлен перечень профилактических мероприятий в организации, обеспечивающих своевременное выявление моббинг-процесса, а также преодоление уже сложившихся в коллективе форм психологического террора. Предложены нейтрализующие, предупреждающие, устраняющие и контролирующие мероприятия, которые при своевременном проведении будут способствовать разрешению проблемы моббинга в организациях.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2021;(1):46-54
pages 46-54 views

СОЗДАНИЕ НАСТОЛЬНОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Опанасец А.С.

Аннотация

В статье описывается опыт использования метода проектов как средства развития межкультурной компетенции студентов при изучении иностранного языка в вузе. Целесообразность его применения обусловлена высокими требованиями к усвоению образовательных программ различных направлений, а также необходимостью поиска педагогических технологий, методов и подходов, способствующих максимальному приближению иноязычного коммуникативного процесса к реальным ситуациям общения в ходе изучения иностранного языка студентами нелингвистических специальностей. Анализируется использование метода проектов в процессе создания будущими бакалаврами направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» творческого проекта. Представлены результаты опроса студентов относительно предпочтений в используемых формах организации образовательной деятельности. Проанализирован опыт создания студентами настольной игры как творческого проекта в рамках дисциплины «Иностранный язык». Подробно описаны этапы проектной деятельности: подготовительный, технологический и заключительный, объяснены логика и значение каждого из них. Дано подробное описание используемых на всех этапах упражнений, направленных на отработку материала. Особое внимание уделено критериям оценки выполняемой проектной деятельности. Описан ход мониторинга, направленного на выявление уровня владения студентами лексическим, культурологическим, историческим материалом в рамках заданной тематики до начала и по итогам реализации метода проектов. Отмечена эффективность создания студентами настольной игры с целью актуализации имеющихся межкультурных знаний и познавательного интереса, повышения уровня усвоения новой информации и владения лексическим, культурологическим, историческим материалом в процессе развития межкультурной компетенции студентов.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2021;(1):55-61
pages 55-61 views

Психологические науки

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ФРУСТРАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЖИТЕЙСКИХ СИТУАЦИЯХ

Никифорова Т.Ю.

Аннотация

Своевременное выявление особенностей взаимосвязи реакций учителя в условиях фрустрирующих жизненных ситуаций и профессиональных отношений позволяет обеспечить прогноз эффективности деятельности, скорректировать установки на реагирование, создать позитивный профессиональный сценарий. С этой целью были изучены реакции на фрустрацию у школьных учителей во взаимосвязи жизненных и профессиональных ситуаций. В исследовании приняли участие 120 учителей с опытом работы более 7 лет. В результате проведенного исследования было показано, что наибольшее количество реакций учителей в общежитейских фрустрирующих ситуациях – это реакции, экстрапунитивные по направленности и с фиксацией на самозащите по типу. В ситуациях фрустрации педагоги обнаруживают склонность к реакциям самозащиты значительно чаще, чем признают наличие препятствия, что определяет их уязвимость в проблемных ситуациях, требующих самостоятельного преодоления трудностей. Статистически доказано, что чем менее выражена склонность педагогов в общежитейских фрустрирующих ситуациях подчеркивать наличие препятствия и чем более выражена склонность полагать, что кто-то другой должен разрешить возникшую проблему, тем чаще в конфликтных педагогических ситуациях их реакции направлены на учащегося (индивида). Выявленное преобладание реакций педагогов, направленных на индивида, а также реакций с фиксацией на задаче и объяснении в конфликтных педагогических ситуациях отражает недостаточность сформированности у них интернального локуса контроля. Статистический анализ взаимосвязей между реакциями педагогов в общежитейских и педагогических ситуациях с использованием коэффициента Пирсона и коэффициента Спирмена свидетельствует о существенной интеграции профессионального педагогического отношения со структурой личностного повседневного сознания, что определяет необходимость психологического сопровождения дальнейшего развития педагогической карьеры.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2021;(1):65-72
pages 65-72 views

СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕРМИНАНТ ДИСКУРСА АУТОКОММУНИКАЦИИ КАК ВНУТРЕННЕГО ДИАЛОГА

Шаповал И.А.

Аннотация

Представлены результаты междисциплинарного анализа детерминант системы дискурса аутокоммуникации и внутреннего диалога как форм объективации содержания сознания человека, ориентированных на определенные действия в интересах достижения неких целей. Дискурс раскрывается как интеграция коммуникативных и языковых процессов в самопонимании и самоопределении личности. Актуальные смыслы личности вербализуются в контекстуально связанном и динамичном дискурсе аутокоммуникации как способе обретения новых смыслов или подтверждения старых. Результаты исследования раскрывают специфику и связи детерминант дискурса внутреннего диалога в континууме объектности – субъектности человека. Детерминанты дискурса диктуют его контекст и правила и включают прототипное место и агентов с их мотивами и целями. Базовую пару агентов представляют Я-позиции, выраженные в бинарных автопредикациях Я и Не-Я (Другой). Модальность отношения человека к своим Я-позициям делает их коммуникации диалогом или монологом на границе их субтерриторий как прототипном месте дискурса. Степень субъектности дискурса, его замкнутости в прототипном месте или открытости трансгрессии зависит от сложности и дифференцированности Я-концепции и функциональности границ Я. Мотивы и цели аутокоммуникации определяются фрустрацией метапотребности сохранения самоуважения и самопринятия путем переоценки и перестройки взаимоотношений Я-позиций. Общая цель самоорганизации Я реализуется во внутреннем диалоге в формах конституирования, верификации и интеграции его автопредикаций. Статусно-ролевые характеристики агентов и функциональность прототипного места дискурса определяют специфику его мотивов и целей согласно системным эффектам самоорганизации Я.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2021;(1):73-81
pages 73-81 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах