№ 4 (2021)

Весь выпуск

Педагогические науки

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПА ДВОЙСТВЕННОСТИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГЕОМЕТРИИ

Баталаев А.В.

Аннотация

Геометрия является одной из сложных дисциплин, в которых многие факты взаимосвязаны. Развить представление учащихся о взаимосвязях между фактами можно, проводя сопоставление при помощи принципа двойственности. Принцип двойственности известен в проективной геометрии, математической логике. Данный принцип ярко выражен в одной из теорем новой геометрии треугольника. В традиционном курсе аналитической геометрии не изучаются факты новой геометрии треугольника. Для закрепления многих тем курса аналитической геометрии, например «Расстояние между двумя точками», «Нормальное уравнение прямой», «Угол между двумя прямыми» и др., целесообразно рассмотреть на занятиях некоторые факты новой геометрии треугольника в декартовой системе координат. Таким образом, вносится элемент новизны в повторяемый материал. В пособиях по геометрии треугольника задания решают без применения формул аналитической геометрии, а именно классическими методами либо в барицентрических координатах. В статье предлагается методика составления пар упражнений с использованием принципа двойственности в методике преподавания планиметрии. Упражнения составляются для декартовой системы координат, так как это позволяет продемонстрировать на чертежах двойственность точек. В составленных упражнениях построены два чертежа в параллельных столбцах. Точки могут быть в разных случаях вершинами треугольника, центром вписанной окружности, основанием высоты. Стороны исходного треугольника располагаются на осях координат, и их длины сторон составляют пифагорову тройку для лучшего понимания учащимися алгоритма решения задачи. Нормальное уравнение прямой показывает необходимость аналитического исследования, поскольку расстояние от ортоцентра до сторон ортотреугольника сложно проверить на чертеже из-за малой величины. На множестве таких информационных единиц устанавливаются отношения агрегации (часть – целое), отражающие геометрическое вложение компонентов.

Доказательная педагогика, психология. 2021;(4):7-16
pages 7-16 views

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Тимофеев А.Н.

Аннотация

Несмотря на значительные достижения в различных направлениях педагогики, остается актуальной проблема формирования интереса учащихся к изучаемому материалу. Один из методических приемов, способствующих решению этой проблемы, связан с использованием художественной и научно-популярной литературы на уроках естественных дисциплин. Цель работы – выявление особенностей использования художественной литературы на уроках биологии. Определены и рассмотрены основные направления использования художественной литературы в предметной области естественных наук. Проведен опрос учителей-предметников с целью выявления количества разработанных и проведенных ими интегрированных уроков (биология – литература) и количества уроков биологии, проведенных с использованием художественной и научно-популярной литературы. В опросе приняли участие 232 учителя. Выявлено, что 96,6 % опрошенных педагогов не проводят интеграцию уроков биологии и литературы и 96,1 % учителей не используют на своих уроках дополнительную художественную и научно-популярную литературу, заменяя ее видеороликами из интернета. На примере уроков биологии и географии показаны разнообразные методические подходы к использованию литературных текстов и связанных с ними заданий. Установлено, что наибольшее количество методических рекомендаций по использованию художественных текстов с начала XX века было опубликовано для географов, методические разработки для биологов в основной своей массе стали появляться гораздо позже. По данным проведенного опроса, учителя биологии, использующие на своих уроках художественную литературу, отдают предпочтение классическим произведениям, написанным в XIX–XX веках. Художественные произведения современных авторов на уроках биологии практически не рассматриваются. Художественные тексты на уроках биологии учителя используют не только для воздействия на эмоциональную сферу учащихся с целью повышения их интереса к предмету, но и для проверки степени усвоения учебного материала. В настоящее время активность учителей в использовании художественной литературы на уроках биологии заметно снизилась, уступив место демонстрации видеосюжетов. Одна из причин редкого использования художественных текстов на уроках естественных дисциплин видится в недостаточно высоком уровне общей подготовки учителей и общем снижении качества образования.

Доказательная педагогика, психология. 2021;(4):17-22
pages 17-22 views

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ» ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ РКИ: ПРОСМОТР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА «ИНТЕРСТЕЛЛАР»

Ульянова Е.П., Ульянов М.Н.

Аннотация

В настоящее время в российских вузах растет количество иностранных студентов, поступающих на разные образовательные программы. Для их обучения наряду с традиционными формами работы активно применяются мультимедийные технологии. Такие занятия способствуют повышению мотивации студентов к получению знаний и успешному освоению основного материала курса. В статье представлен опыт проведения занятий по физике в аудитории иностранных студентов технического профиля кафедры РКИ («Русский язык как иностранный») подготовительного факультета Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета). Внимание авторов сосредоточено на наглядной демонстрации базовых положений общей теории относительности, для чего выбран фильм К. Нолана «Интерстеллар», награжденный кинопремией «Оскар». Авторы предлагают разные типы заданий и упражнений, которые обеспечивают подготовку обучающихся к просмотру научно-художественного фильма по изучаемой теме, а также контроль понимания и усвоения теоретической и практической информации. Приведены примеры реализации всех видов речевой деятельности во время работы над выбранной темой. Авторы демонстрируют, что такая форма занятия позволяет формировать не только коммуникативную компетенцию – умение отвечать на вопросы, излагать изученный материал, но и профессиональную – способность решать поставленные задачи, строить гипотезы, научно аргументировать свою точку зрения. Предложенная система организации занятия подтверждает важность и эффективность включения видеоматериала в процесс изучения физики. Необходимо подчеркнуть практическую направленность статьи, предлагающей практически готовое занятие, которое возможно адаптировать к уровню учащегося – слушателя подготовительного факультета, бакалавра или магистра. Кроме того, представленные типы заданий могут стать основой для создания подобного занятия по любой другой изучаемой теме.

Доказательная педагогика, психология. 2021;(4):23-29
pages 23-29 views

Психологические науки

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ПОЗИТИВНЫЙ ОБРАЗ ТЕЛА» В СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Белогай К.Н., Борисенко Ю.В., Бугрова Н.А.

Аннотация

Позитивный образ тела – конструкт, формирование которого наиболее активно происходит в последние два десятилетия. Его появление в психологическом дискурсе было своеобразным ответом на распространение практики изучения образа тела с позиций патологии в контексте клинических исследований второй половины XX века. В настоящее время в мире накоплен опыт исследования позитивного образа тела, особенно актуальный в эпоху пандемии. В статье приведен анализ зарубежных публикаций, посвященных рассмотрению позитивного образа тела, изданных в англоязычных журналах по возрастной, клинической и социальной психологии с 2000 по 2021 год. Работа позволяет отследить трансформацию рассматриваемого конструкта в контексте гуманистической и позитивной психологии, трактующих образ тела не только через понятие внешности, но и через такое измерение, как функциональность тела. Акцент на функциональности в анализе проблематики телесности позволил сместить фокус внимания психологов со стратегий объектного отношения к телу на стратегии заботы о теле как о ценности. Выделены ключевые области изучения позитивного образа тела на современном этапе развития науки: характеристика структуры и компонентов рассматриваемого феномена; поиск социокультурных, семейных и индивидуально-психологических факторов, влияющих на формирование позитивного образа тела; оценка эффективности программ профилактики и коррекции, направленных на пропаганду здорового образа тела; анализ позитивного образа тела как ресурса личности в эпоху пандемии.

Доказательная педагогика, психология. 2021;(4):33-39
pages 33-39 views

ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ ФЛЕКСИБИЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ТРУДА Г. НОВОСИБИРСКА

Чикова О.А., Расахацкая Е.В., Сартаков И.В.

Аннотация

Уровень активности индивида на рынке труда во многом зависит от уровня развития когнитивной флексибильности – ментальной способности, характеризующей умение индивида преобразовывать когнитивные установки, адаптируясь под новые требования современности. В работе представлены результаты измерения когнитивной флексибильности участников рынка труда (на выборке из 380 профессионально активных жителей г. Новосибирска). Измерения когнитивной флексибильности проведены с помощью опросника J.P. Dennis и J.S. Vander Wal Cognitive Flexibility Inventory (CFI), адаптированного на русскоязычной выборке выборке Е.Ю. Осаволюк, С.С. Кургиняна. Опрос респондентов проводился с использованием инструмента анонимного опроса Google Forms. Цель статьи – изучение особенностей когнитивной флексибильности участников рынка труда г. Новосибирска. Изучена связь данных участников рынка труда (пол, возраст, образование, семейное положение, материальное положение, степень активности в профессиональном саморазвитии) и когнитивной флексибильности (интегральный показатель и шкалы «Альтернатива» и «Контроль»). Обнаружено, что степень активности респондентов в профессиональном саморазвитии выше у представителей старшего поколения и ниже у семейных людей. Интегральный показатель «Когнитивная флексибильность» сильнее всего положительно связан с уровнем материального благосостояния респондентов, степенью активности в профессиональном саморазвитии. Отмечена гендерная зависимость показателей когнитивной флексибильности респондентов: интегральный показатель когнитивной флексибильности и показатель по шкале «Альтернатива» выше у женщин, а показатель по шкале «Контроль» – у мужчин.

Доказательная педагогика, психология. 2021;(4):40-48
pages 40-48 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах