№ 3 (2023)

Весь выпуск

Педагогические науки

Оценка эффективности смешанных образовательных технологий студентами разных направлений подготовки

Бордовская Н.В., Кошкина Е.А., Тихомирова М.А., Исхакова М.П.

Аннотация

В связи с активным применением в современных вузах различных моделей смешанного обучения, организуемого на основе интеграции традиционных и цифровых образовательных технологий, обостряется необходимость поиска оптимальной их интеграции, а также разработки соответствующих критериев оценки эффективности такой интеграции в достижении образовательных результатов. Исследование направлено на определение тенденций и поиск причин эффективного, оптимального или неэффективного применения образовательных технологий при организации процесса обучения в российских вузах в смешанном формате. В статье представлены результаты анализа студенческих оценок эффективности применяемых смешанных образовательных технологий (СОТ) с опорой на авторскую систему критериев и методику изучения такой эффективности. Основным методом исследования был опрос, в котором приняли участие 295 студентов различных направлений подготовки СПбГУ и САФУ. Респондентам предлагалось оценить эффективность СОТ по результативному, дидактическому и ресурсному критериям. На основании статистической обработки данных сделаны выводы о том, что студенты оценивают используемые СОТ как оптимальные, а также о высокой готовности и заинтересованности преподавателей (по мнению студентов) в создании комфортных и благоприятных условий для смешанного обучения, несмотря на имеющиеся сложности в организации и техническом обслуживании образовательного процесса на уровне вуза. При этом выявлена неоднородность оценки каждого критерия, а также установлены различия в оценках студентов разных направлений подготовки.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2023;(3):9-18
pages 9-18 views

Развитие педагогической компетентности у студентов-хореографов в процессе изучения народного танца

Кенжетаева А.И., Спинжар Н.Ф.

Аннотация

Необходимость развития личностных и профессиональных компетенций в настоящем образовательном процессе Казахстана диктует современное состояние рынка труда. Современный специалист должен быть не только образованным и способным к генерации знаний, он должен уметь уважать и ценить мнения других людей, уметь договариваться с ними в целях достижения согласия, быть активным, эмоциональным, коммуникативным, организованным. Вместе с тем в настоящее время в профессиональной подготовке специалиста – будущего хореографа большое внимание отводится педагогической компетентности. Развитие личностных и профессиональных компетенций у будущего хореографа в процессе изучения народного танца в условиях вуза рассматривается авторами статьи как основной путь формирования педагогической компетентности. Проведены теоретические исследования развития педагогической компетентности будущего хореографа в процессе изучения казахского народного танца через единство выделенных автором компетенций: интеллектуально-педагогической, коммуникативной (эмпатия, экстраверсия), информационной, рефлексивной. Формирование данных компетенций помогает в преобразовании знаний о содержании казахского танца в знания об обучении и воспитании казахским танцем. Изучение истории национального балетного искусства, анализ его либретто, сравнение и сопоставление с современными национальными балетами позволят будущему педагогу-хореографу правильно отразить в своей постановке духовно-нравственные основы национальной самобытности, культуры, традиций, достоверность эпических традиций и пробуждения национального художественно-эстетического сознания. Посредством включения студентов-хореографов в творческие группы происходит пробуждение и активизация творческого мышления и личностных качеств, осуществляется учебная и творческая деятельность, преодолеваются возникшие трудности и решаются творческие задания. Авторы формулируют предложения по развитию профессиональных и личностных качеств у студентов-хореографов. Авторы рассматривают развитие и осознание духовных и культурных ценностей, активности, самоанализа, исполнительских умений у студентов-хореографов в процессе изучения национального танца в вузе культуры и искусств как решение проблемы развития педагогической компетентности.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2023;(3):19-26
pages 19-26 views

Внедрение цифровых технологий в практику физического воспитания студентов в вузе: результаты опроса преподавателей и студентов Марийского государственного университета

Кошкина Т.В.

Аннотация

Организация физического воспитания в вузе отличается от организации преподавания других дисциплин, поэтому к внедрению цифровых технологий в практику физического воспитания в вузе должен быть особый подход. Для разработки и критического осмысления дальнейшей цифровизации процесса физического воспитания студентов вуза важно получение эмпирических данных о том, какой опыт использования цифровых технологий в практике физического воспитания в вузе накоплен преподавателями и студентами и с какими проблемами они столкнулись при использовании этих технологий. Проведено сплошное анкетирование преподавателей (n=20) и студентов (n=50) факультета физической культуры, спорта и туризма Марийского государственного университета с целью изучения их опыта и отношения к использованию цифровых технологий в физическом воспитании студентов вуза. Полученные результаты указывают на в целом положительное отношение преподавателей и студентов к внедрению цифровых технологий в процесс физического воспитания. Большинство студентов считают внедрение цифровых технологий в процесс физического воспитания полезным и своевременным. В качестве основных трудностей, связанных с процессом цифровизации физического воспитания, студенты отметили: 1) отсутствие у большинства из них опыта использования цифровых технологий именно в области физической культуры; 2) трудности самоорганизации; 3) увеличение объема интеллектуальных нагрузок. У большинства опрошенных преподавателей отсутствует достаточный опыт использования цифровых технологий в профессиональной деятельности, наблюдается недостаток времени для полноценного освоения предлагаемых цифровыми технологиями возможностей, связанный с большой профессиональной нагрузкой.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2023;(3):27-36
pages 27-36 views

Изучение влияния социальной поддержки на результаты естественно-научного образования в сельских начальных школах

Юй Х., Цуй Ю., Фу Х.

Аннотация

В статье проанализировано влияние различных видов социальной поддержки на результаты естественно-научного образования в сельских начальных школах на основе данных учителей сельских начальных школ в пяти областях провинции Хэйлунцзян в Китае. Выявлено независимое влияние пяти видов социальной поддержки: экономической поддержки, поддержки мест осуществления естественно-научного образования, методической помощи естественно-научному образованию и преподаванию на местах, повышения качества подготовки учителей естественно-научных дисциплин, помощи научного консультанта по вопросам результатов естественно-научного образования в сельских начальных школах. Установлено, что повышение качества подготовки учителей естественно-научных дисциплин и методическая помощь естественно-научному образованию и преподаванию на местах значительно влияют на результаты естественно-научного образования в сельских начальных школах в условиях различных школьных параметров и разного уровня достаточности учебного естественно-научного капитала. В то же время влияние экономической поддержки, поддержки мест осуществления естественно-научного образования и помощи научного консультанта по вопросам результатов естественно-научного образования незначительно. Поэтому для улучшения координирования и подбора уровня социальной поддержки естественно-научного образования в сельских начальных школах необходимо создать многопредметные естественно-научные объединения, возглавляемые окружными отделами управления образованием. В сельских начальных школах должна быть сформирована система оценки потребности в естественно-научном образовании для повышения точности оказания услуг социальной поддержки. Для уточнения направления социальной поддержки за основу следует взять повышение качества подготовки учителей естественно-научных дисциплин.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2023;(3):37-49
pages 37-49 views

Психологические науки

Смысложизненные ориентации и копинг-стратегии девушек разного студенческого возраста

Куликова Т.И.

Аннотация

Студенческий возраст является сензитивным для формирования мировоззрения и жизненных целей, осознания ответственности за свою жизнь. Их поиск способствует не только формированию адекватной оценки действительности, пониманию и осознанию смысла жизни, но и формированию конструктивных способов решения жизненных проблем, своих особых стратегий поведения. Целью работы стало установление соотношения между смысложизненными ориентациями и копинг-стратегиями студентов-девушек разных возрастных групп. Исследование проводилось на выборке, представленной студентами-девушками ТГПУ им. Л.Н. Толстого (n=69) в возрасте от 18 до 24 лет, обучающимися на разных курсах бакалавриата и магистратуры. В качестве диагностических инструментов были применены тест СЖО Д.А. Леонтьева и опросник «Способы совладающего поведения» (WSQ) Р. Лазаруса. Корреляционный анализ показал наличие сильных прямых корреляций между целями, процессом и результативностью жизни, общим показателем осмысленности жизни и стратегией планирования. Выявлены сильные обратные корреляции между показателем результативности жизни и стратегиями дистанцирования и бегства/избегания. Исследование показало, что значения осознанности жизни студентов-девушек тем выше, чем старше по возрасту респонденты. Смысложизненные ориентации влияют на выбор копинг-стратегий: для респондентов возрастной группы (≤21) в большей степени характерны копинг-стратегии избегающего типа, т. е. непродуктивные стратегии, тогда как для испытуемых в возрасте (≥22) наиболее характерным является проблемно ориентированный копинг. 

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2023;(3):53-60
pages 53-60 views

Личностные черты как предикторы гедонического аспекта субъективного благополучия в подростковом возрасте

Пенкина Е.Н.

Аннотация

Уровень гедонического благополучия является значимой составляющей субъективного благополучия личности. Однако данных по предикторам гедонического благополучия в подростковом возрасте недостаточно, поэтому данная тема представляется актуальной для исследований в контексте именно подросткового возраста. Знание того, какие личностные черты влияют на уровень гедонического благополучия в этом возрасте, может быть ценным при выстраивании профилактической и коррекционной работы с подростковой аудиторией. В статье приведены данные эмпирического исследования регрессионной модели влияния личностных черт на гедоническое благополучие в подростковом возрасте. В исследовании приняли участие 80 подростков средних образовательных учебных заведений г. Новосибирска в возрасте 13–17 лет. Применялись следующие методики: BFI-2 в адаптации Ю.А. Ка­лу­ги­на и С.А. Ще­бе­тен­ко; TEIQue-ASF в адаптации Е.Н. Пен­ки­ной и О.А. Шам­ши­ко­вой; «Шкала удовлетворенности жизнью» в адаптации Д.А. Ле­онтье­ва и Е.Н. Оси­на; аналог PANAS, разработанный Е.Н. Оси­ным. Обнаружена предсказательная способность черт личности в отношении гедонического аспекта субъективного благополучия в подростковом возрасте. Черта эмоционального интеллекта оказывает значимое влияние на аффективный компонент гедонического благополучия, а именно: высокие показатели «Позитивного отношения к жизни» влияют на позитивный аффект (β=0,34), а высокие показатели «Управления своими эмоциями и поведением» влияют на негативный аффект (β=−0,30). Среди черт личности «Большой пятерки» черта нейротизма отрицательно влияет на позитивный аффект (β=−0,25) и удовлетворенность жизнью (β=−0,25), но положительно влияет на негативный аффект (β=0,52); черта доброжелательности влияет на негативный аффект (β=−0,18) и удовлетворенность жизнью (β=0,31); черта добросовестности влияет на позитивный аффект (β=0,30).

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2023;(3):61-67
pages 61-67 views

Цифровые риски и цифровая безопасность глазами разных поколений: опыт качественного исследования

Рикель А.М., Старостина Ю.А.

Аннотация

В статье проанализирована проблема цифровых рисков и цифровой безопасности в восприятии поколения Z и реформенного поколения, что актуально в свете разной скорости адаптации к процессам цифровизации у представителей разных когорт. Эти риски выделены, классифицированы и описаны как c теоретической позиции, так и в контексте восприятия респондентами. Описаны результаты исследования, проведенного методом полуструктурированного интервью с привлечением 6 фокус-групп с участием 37 респондентов – представителей так называемых реформенного поколения и поколения Z (цифрового поколения). Цель исследования – выявление особенностей восприятия цифровых рисков и стратегий адаптации к ним у представителей поколения Z и реформенного поколения. В качестве общих для всех поколений результатов предложен рейтинг восприятия рисков, где в основном выделяются экономические риски, риски, связанные с безопасностью конфиденциальной информации, личностные риски и вопросы слежки в Интернете. Наиболее опасным риском признается риск утери контроля за личной и финансовой информацией в Интернете. Стратегиями адаптации к данным рискам оба поколения называют технократические стратегии. При этом основной вывод касается степени свободы реализации коммуникации в Интернете: поколение Z не боится свободно общаться и реализовывать свою деятельность в Интернете, а представители реформенного поколения чаще предпочитают ограничивать свою активность. 

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2023;(3):68-75
pages 68-75 views

Психологические аспекты восприятия негативных новостей в сети Интернет

Фролов И.С., Чернов А.Ю.

Аннотация

Неотъемлемой частью жизни современного человека являются новости. Просмотр новостных источников и социальных медиа стал лидирующим способом проведения людьми свободного времени во многих странах. Некоторые исследователи утверждают, что аудитория целенаправленно выбирает для прочтения негативные новости. Информационное воздействие носит психологический характер. Развитие цифровых технологий одновременно создает и возможности, и угрозы. Цель исследования – определение структурных компонентов восприятия негативных новостей в сети Интернет и фиксация их психологического содержания. В работе применялся метод качественного исследования. С использованием полуструктурированного интервью была опрошена максимально вариативная выборка респондентов. В обработке данных интервью применялся тематический анализ. В исследовании приняли участие 13 человек в возрасте 20–45 лет. Именно эта возрастная категория наиболее активно потребляет новостной контент из сети Интернет. Валидность данных достигалась соблюдением критериев структурной подтверждаемости, согласованности интерпретативных процедур и референтной адекватности. Выявлена многоуровневая модель, состоящая из когнитивных, эмоциональных и психофизиологических аспектов восприятия негативных новостей. Установлено следующее отрицательное воздействие негативных новостей на психическую сферу жизни: интенсивные негативные эмоциональные переживания, подавленное настроение, нарушение сна, астения. При длительном проявлении негативных эмоциональных и психофизиологических симптомов респонденты используют стратегию избегания и отказа от негативных новостей.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2023;(3):76-82
pages 76-82 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах