№ 1 (2024)

Весь выпуск

Педагогические науки

Инновационные методы обучения политологов в российском вузе

Пыхтеева Е.В.

Аннотация

Дисциплины специальности «Политология» отличаются своей вариативностью, наличием множества теорий и концепций, имеющих одинаково научный характер. Следовательно, преподавание этих дисциплин предлагает специфические возможности для развития творческого мышления, практических навыков и теоретических знаний студентов. В статье описано исследование уровня знаний студентов-политологов по дисциплине «Политические технологии» в вузе. Оценка полученных знаний производилась в форме избирательного тестирования по результатам обучения дисциплине в традиционной и инновационной формах организации процесса обучения. Традиционные и инновационные лекции, а также практические занятия разных форм организации рассматривались отдельно. Инновационными лекциями стали проблемная лекция, бинарная лекция, лекция-визуализация, лекция-консультация, лекция – анализ ситуаций. Инновационными практическими занятиями стали занятия с применением следующих методов и приемов обучения: диалоги и интервью в парах, импульс-сообщения, ролевые игры, доски с заметками, карточки, карты мнений, метод Case Study. Исследование уровня полученных студентами знаний показало высокую результативность использования инновационных методов и форм обучения политическим дисциплинам. Итоговые показатели продемонстрировали разницу в уровне знаний, усвоенных на традиционных и инновационных лекциях (показатель качества знаний при традиционных лекциях – 14,4 %, при инновационных лекциях – 15,6 %). Более высокий уровень знаний студенты продемонстрировали после инновационных занятий. Исследование позволяет сделать вывод о необходимости внедрения в процесс преподавания политических дисциплин в вузах инновационных методов, технологий и средств обучения, что соответствует интересам студентов и уровню развития общества на современном этапе.

Доказательная педагогика, психология. 2024;(1):9-15
pages 9-15 views

Методика формирования профессионально-коммуникативной компетентности курсантов – будущих сотрудников органов внутренних дел и система ее методического обеспечения

Рябцева Л.А.

Аннотация

Процесс формирования профессионально-коммуникативной компетентности (ПКК) сотрудника органов внутренних дел приходится на период его обучения в высшем учебном заведении Министерства внутренних дел. В связи с этим вопрос о том, каким образом и какими средствами обозначенная компетентность может быть сформирована в учебном процессе, является достаточно актуальным. В работе представлена авторская методика формирования ПКК курсантов и описана система ее методического обеспечения. Автор предлагает поэтапную реализацию методики формирования ПКК. Содержание каждого этапа имеет свою специфику и поставлено в зависимость от коммуникативной позиции курсанта в учебном взаимодействии, что находит выражение в конкретных стратегиях, отражающих репертуар ролевых позиций курсанта, тактику педагогических действий, организационные формы, методический инструментарий, средства обучения и ожидаемый результат, присущий определенному этапу. Методика формирования ПКК имеет свою систему методического обеспечения, представленную совокупностью ресурсов: научное и учебно-методическое обеспечение, средства диагностического сопровождения, методические ресурсы, электронные ресурсы; она является легко воспроизводимой и носит выраженный практико-ориентированный характер. Представленная методика формирования ПКК и система ее методического обеспечения доказали свою эффективность в ходе апробации на пилотном этапе эксперимента. По результатам использования методики среди респондентов экспериментальной группы отмечена положительная динамика, выраженная в увеличении числа курсантов с продуктивным и конструктивным уровнями сформированности ПКК.

Доказательная педагогика, психология. 2024;(1):17-27
pages 17-27 views

Психологические науки

Исследование влияния родительского самоутверждения на учебную тревожность: модель модерируемой цепной медиации

Чжан К., Ли Ц., Лю Ц., Ю Ч.

Аннотация

В работе исследуется влияние родительского самоутверждения на учебную тревожность, а также механизм родительского доверия к автономии детей, родительские ожидания и семейная близость. Опрошены 983 родителя учащихся начальных классов города Ляньюньган провинции Цзянсу, Китай. Использовались следующие методики: шкала самоутверждения опросника общего состояния здоровья, опросник родительских ожиданий, опросник родительского доверия к автономии детей, опросник родительской тревожности, связанной с образованием (детей), а также китайская адаптация шкалы оценки семейной адаптируемости и сплоченности FACES II, при этом особое внимание уделялось аспекту близких отношений. Наблюдается значительная прямая корреляция между родительским самоутверждением и тревожностью, связанной с образованием (детей) (r=0,17, p<0,01), а самоутверждение напрямую предопределяет учебную тревожность (β=0,07, P<0,05). Иными словами, чем выше уровень родительского самоутверждения, тем выше степень родительской тревожности, связанной с образованием (детей). Родительское доверие к автономии детей и родительские ожидания играют роль медиатора между родительским самоутверждением и тревожностью, связанной с образованием (детей). Влияние родительского самоутверждения на родительские ожидания ослабляется семейной близостью. Показано, что родительское доверие к детской автономии и родительские ожидания служат связующим звеном между родительским самоутверждением и тревожностью, связанной с образованием (детей), а семейная близость может значительно смягчить влияние родительского самоутверждения на родительское доверие к детской автономии.

Доказательная педагогика, психология. 2024;(1):31-44
pages 31-44 views

Ценностные ориентации, номинирующие будущего педагога как объект прогностического описания

Черняева А.В., Шагина Ю.В.

Аннотация

Дискуссия о роли ценностей в индивидуальном и общественном сознании ведется на протяжении длительного времени. Столь же значимым и изучаемым является вопрос интерпретации ценностных ориентаций, обуславливающих процесс выбора жизненных стратегий и регуляции социального поведения человека и общества. Цель работы – выявить базовые ценности и проанализировать параметры ценностных ориентаций как отдельно взятой личности, так и социальной группы студенческой молодежи. В качестве метода исследования выбрана рефлексивная методика выявления ценностей. Эмпирическая технология двойных открытых вопросов позволила на основе свободно записанных ценностей и индивидуальных смысловых представлений выявить ключевые ценностные ориентации студентов, которые могут быть взяты за основу при разработке эффективных технологических решений оптимизации обучения студентов вуза. В исследовании приняли участие 90 студентов педагогического направления подготовки Волгоградского государственного аграрного университета в возрасте от 18 до 26 лет, из них 52 девушки и 38 юношей. Количественные и качественные оценки позволили рассмотреть особенности жизненных ценностей по их степени популярности, значимости и удовлетворенности ими студентов-педагогов как части студенческой молодежи и одной из форм проявления национальной идентичности. Результаты исследования показали, что в структуре жизненных ценностей студентов-педагогов высокую популярность имеют семья, здоровье, материальное благополучие. Значимыми в жизни ценностями считаются патриотизм, эффективность в делах и семья. Наибольшая удовлетворенность состоянием выявлена для таких ценностей, как трансляция опыта молодым, семья и образование. Зафиксирована слабая представленность таких ориентаций, как достоинство, честь, вера, добро, радость, счастье, ответственность, улучшение окружающей среды.

Доказательная педагогика, психология. 2024;(1):45-53
pages 45-53 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах