№ 4 (2019)
- Год: 2019
- Дата публикации: 30.12.2019
- Статей: 9
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/issue/view/7
-
Описание:
Опубликован 30.12.2019
Весь выпуск
Педагогические науки
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В статье раскрываются особенности использования информационных средств в процессе ранней профориентации на этапе дошкольного образования. На современном этапе развития общества реализуются идеи вхождения ребенка в мир профессий, предоставления дошкольнику возможность испробовать свои силы в деятельности человека труда. Однако вопрос о включении детей в систему профориентации носит чаще всего дискуссионный характер, нет научно-методических обоснований данного процесса. Это приводит к тому, что практические работники дошкольных образовательных организаций испытывают трудности в определении базовых категорий, выбора форм, методов и приемов, установлении специфики работы по ранней профориентации дошкольников. В практике дошкольного образования недостаточно показана система работы по ознакомлению детей с трудом взрослого человека, его профессией.
В статье представлен подход к реализации идеи ранней профориентации через формирование эмоционального отношения к миру профессий, человеку-труженику, его деловым и личностным качествам. Интерес представляет реализация поэтапной информационной технологии, обеспечивающей постепенное приобщение старших дошкольников к миру профессий (мотивационный, информационный и преобразовательный этапы). Показано, что на каждом этапе изменяется позиция педагога по отношению к детям дошкольного возраста: от организующей к направляюще-корректирующей и сопровождающей.
Особое внимание уделяется организации совместной деятельности ребенка и взрослого и самостоятельности деятельности дошкольника с включением информационных технологий, в процессе которых дети получают возможность моделировать элементы конкретного вида профессиональной деятельности.
ОБУЧЕНИЕ ОФИЦИАЛЬНЫХ СТРАХУЮЩИХ ДЛЯ ФРИДАЙВИНГА
Аннотация
В последнее время получил большое распространение водный вид спорта фридайвинг – погружение на задержке дыхания (апноэ). По своей природе фридайвинг является экстремальным видом спорта. На сегодняшний день назрела необходимость в подготовке специальных помощников фридайверов во время тренировок и соревнований – официальных страхующих. Цель исследования – определение роли официального страхующего в обеспечении безопасности спортсмена при проведении соревнований по фридайвингу в бассейне; разработка модели курса по обучению официальных страхующих для фридайвинга.
В работе представлена краткая история развития фридайвинга. Определены задачи официального страхующего во время проведения соревнований в бассейне. Предложена модель курса по подготовке официального страхующего, включающая в себя два этапа: «Основы теории и практики фридайвинга» и «Обеспечение безопасности». Представлено краткое описание физических основ ныряния с задержкой дыхания; описание техники дыхания; описание физиологических особенностей адаптации организма фридайвера к нырянию в длину; факторы, определяющие длину дистанции время статики. Предложен список снаряжения официального страхующего. Представлен Регламент проведения соревнований в динамике – ныряние в длину в моноласте / ныряние в длину в би-ластах / ныряние в длину без ласт – и Регламент проведения соревнований по задержке дыхания в статике. Описана процедура проверки безопасности спортсмена официальным страхующим. Определен порядок взаимодействия официальных страхующих с судьями и порядок оказания первой помощи спортсмену при гипоксии. Рассмотрена этика поведения официального страхующего.
ИСТОРИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ШИРОКОГО ПРОФИЛЯ В КАЛИНИНГРАДСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ В 1950-60-Е ГОДЫ
Аннотация
В настоящее время в условиях меняющейся социально-экономической ситуации при решении актуальных задач в образовании будет полезно использование опыта регионального педагогического вуза. В этой связи историко-педагогические исследования проблем образования, которым посвящена работа, вызывают повышенный интерес.
В статье обсуждаются особенности подготовки специалистов широкого профиля при обучении учителей физики в Калининградском государственном педагогическом институте в 1950–60-е годы. Показана роль преподавателей кафедры физики педагогического института в реорганизации учебного процесса в связи с переходом на новые учебные планы. Описаны причины, вследствие которых сотрудники кафедры физики испытывали значительные затруднения в работе. Отмечена работа преподавателей по организации и оснащению оборудованием новых лабораторий и мастерских. Представлены данные об организации кружковой работы студентов в институте в связи с переходом к подготовке специалистов широкого профиля. Проанализированы меры, предпринятые сотрудниками института, по сближению с промышленностью согласно требованиям политехнического обучения. Уделено внимание вопросам экспериментальной подготовки студентов-физиков. Проанализированы мероприятия, в которых участвовали преподаватели кафедры физики для совершенствования ведения методической работы в пединституте с целью улучшения подготовки выпускников физического отделения факультета. Описаны причины, вследствие которых Калининградский государственный педагогический институт вернулся к подготовке специалистов узкого профиля в 1963 году. Сделаны выводы, что из-за отказа от широкопрофильной подготовки учителей значительно упростился учебный план, у студентов освободилось время для занятия самостоятельной работой, преподавательская работа стала вестись более качественно.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ МИНИМУМЫ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Аннотация
Статья посвящена вопросам формирования профессионально ориентированных лексических минимумов элементарного, базового и первого сертифицированного уровней, предназначенных для иностранных военнослужащих-артиллеристов. Анализ научной, учебно-методической и справочной литературы по русскому языку как иностранному позволяет говорить об отсутствии лексических минимумов, предназначенных иностранным слушателям и курсантам, что обусловливает актуальность темы исследования. Отсутствие современной типовой программы обучения иностранных военнослужащих на подготовительном курсе, а также указаний в руководящих документах диктуют необходимость описать основные принципы и критерии отбора лексического материала, а также его распределения по уровням владения русским языком.
Сформированы репрезентативные корпусы текстов по специальности, источниками которых послужили боевые уставы, учебные пособия по тактике, стрельбе, ракетно-артиллерийскому вооружению, военные словари и энциклопедии. С целью выборки первичного словника отобранные тексты были обработаны с помощью программы подсчета общего количества слов и их сортировки. Для формирования и структуризации итогового словника определены и описаны основные принципы отбора военной лексики: частотность употребления, важность выражаемого словом понятия, тематическая отнесенность слова, коммуникативная ценность, парадигматические, синтагматические и словообразовательные отношения между словами. На основе анализа руководящих документов, а также метода экспертной оценки определен количественный состав минимумов элементарного, базового и первого сертификационного уровней.
Новизна работы заключается в определении количества лексических единиц, входящих в профессионально ориентированные лексические минимумы, предназначенные для иностранных военнослужащих-артиллеристов, и определении принципов отбора лексических единиц.
Психологические науки
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК РЕСУРСЫ И ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
Аннотация
Современное российское общество переживает последствия сильнейшей нравственной деградации, вызванной социально-экономическими преобразованиями в нашей стране в начале 90-х годов XX века. Хотя ситуация за последнее десятилетие несколько улучшилась, она все еще продолжает оставаться неблагополучной, что негативно сказывается на функционировании и развитии общества. Для решения данной проблемы необходим поиск ресурсов личностного развития молодых людей в возрастном периоде ранней взрослости, способных проявлять в поведении нравственную позицию, осуществлять сознательный выбор добра, а также выявление препятствующих этому факторов. Духовно-нравственные ценности, имеющие положительную связь с показателями личностного развития, могут стать ресурсами для личностного развития молодых людей в периоде ранней взрослости. Эгоцентрические ценности, имеющие отрицательную связь с показателями личностного развития, можно рассматривать как факторы, препятствующие этому процессу.
Проведено эмпирическое исследование иерархии ценностей и показателей личностного развития у молодых людей в периоде ранней взрослости, а также изучена связь между ними. Исследование проводилось с использованием психодиагностических методик: методики «Свободный выбор ценностей» Е.Б. Фанталовой, теста «Добро – Зло» Л.М. Попова. Результаты обрабатывались при помощи методов математической статистики.
Получены данные о том, что для молодых людей наиболее значимыми являются ценности, соответствующие периоду ранней взрослости. Определены эгоцентрические ценности, отрицательно связанные с личностным развитием, и духовно-нравственные ценности, имеющие положительную связь. Значимость эгоцентрических ценностей высокого материального благосостояния, признания, уважения людей и влияния на окружающих для большинства молодых людей выше значимости духовно-нравственных ценностей.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ СТУДЕНТАМИ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСОВ НА ПЕРВОМ ГОДУ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
Успешная адаптация студентов к первому году обучения является одной из приоритетных задач в системе современного образования. Установлено, что для студентов-первокурсников характерно переживание кризисов разной степени интенсивности. В процессе переживания кризисных ситуаций может сформироваться кризисная идентичность, отражающая нарушения стабильности и устойчивости личности и содержащая проявления в различных аспектах: поведенческом, эмоциональном, межличностном, семейном и т. д. Для преодоления тяжелых стрессовых состояний и переживаний, к которым можно отнести и кризисные, используются разные ресурсы, одними из которых являются психологические защиты. В настоящее время актуальным является анализ характера взаимосвязи психологических защит с кризисами, переживаемыми на первом году обучения у студентов.
В исследовании приняли участие 222 студента первого курса города Новосибирска. Средний возраст участников исследования составил 18,3±1,1 года, из них 56 юношей и 166 девушек. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что для студентов первого курса характерна высокая степень напряженности таких психологических защит, как проекция, компенсация, интеллектуализация, регрессия, реактивные образования, а также общая напряженность психологических защит. Среди защит средней степени напряженности доминирует замещение.
Психологические защиты «проекция», «регрессия», «замещение» положительно коррелируют практически со всеми типами кризисов, характерными для студенческого периода, а также практически со всеми показателями кризисной идентичности. Все эти типы защит можно отнести к защитам с низкой и средней степенью конструктивности. Полученные результаты могут быть использованы педагогами-психологами для грамотного психологического сопровождения студентов.
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДОВЕРИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ
Аннотация
В статье обосновывается тенденция студенческой молодежи к интернет-коммуникации и активному включению в информационно-коммуникативное общение в виртуальном медиапространстве, повышению доверительного отношения молодежи к интернет-ресурсам. Отмечено наличие теоретических и методологических ограничений в исследованиях интернет-коммуникации. Теоретически и методологически обоснована концептуальная схема исследования с позиции системного подхода и психологии отношений, раскрывающая основные компоненты феномена доверия студенческой молодежи к интернет-коммуникации и их составляющие. Доверие как целостное отношение раскрывается через частные отношения (отношение к информации из интернет-источников; модальность отношения к влиянию информации в процессе интернет-коммуникации на молодежь; отношение к поиску информации для выхода из затруднительных ситуаций), понятие «доверительное отношение к интернет-коммуникации студенческой молодежи» рассматривается в соотношении с доверительным отношением студенческой молодежи к миру и ближнему окружению. Подчеркнута специфика интернет-коммуникации как обмена информацией в глобальной сети.
Для измерения компонентов доверительного отношения разработаны и проверены по психометрическим показателям стандартизированные шкалы для студентов. Предложена измерительная процедура, опирающаяся на теорию общих систем и вероятностные закономерности рефлексивного прогноза, которая позволила выявить позитивное, негативное, неопределенное отношение к доверию к интернет-коммуникации.
Раскрыты структурно-содержательные характеристики компонентов доверия к интернет-коммуникации (информационно-когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого) на основе эмпирических данных, полученных в результате исследования репрезентативной выборки студенческой молодежи и обобщенных с помощью факторного анализа.
Представлены результаты распределения студенческой молодежи по соотношению доверительного отношения к интернет-коммуникации с доверительным отношением к миру и ближнему окружению.
ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация
Детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходимы специальные условия развития, социализации и воспитания. Процесс адаптации у таких детей проходит значительно труднее и длительнее. Зачастую они отстают в развитии в эмоциональной, волевой и познавательной сферах, так как психические структуры и функции у них развиваются иначе, чем у здоровых детей.
Одним из важнейших аспектов воспитания ребенка с ОВЗ является умение принять и понять его, так как для таких детей очень важен эмоциональный контакт с родителями. Родителям необходимо выстроить с ребенком теплые эмоциональные взаимоотношения и радоваться времени, проведенному с ним. Поэтому родителям детей с ОВЗ очень важно иметь хорошо развитый эмоциональный интеллект и высокий уровень эмпатии.
В статье отражены данные эмпирического исследования особенностей эмпатии и эмоционального интеллекта родителей детей с ОВЗ по сравнению с родителями условно здоровых детей. Эмпирическое исследование эмпатии и эмоционального интеллекта родителей детей с ограниченными возможностями здоровья было проведено в апреле 2019 года. В нем приняло участие 28 человек, 14 из которых – родители детей с ОВЗ и 14 – родители условно здоровых детей. Для диагностики уровня эмпатических способностей использовали методику В.В. Бойко, для оценки «эмоционального интеллекта» использовали методику Н. Холла (опросник EQ).
Установлено, что родители детей с ОВЗ не сопереживают другим людям и не проявляют соучастия к другим людям, но при этом способны хорошо управлять эмоциями и понимать состояния других людей. Выявленные особенности могут быть связаны с характером воспитательной и образовательной ситуации в их семейной системе.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК И ТРЕВОЖНОСТИ У ПАЦИЕНТОВ ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ХРОНИЧЕСКОГО ПАНКРЕАТИТА)
Аннотация
Актуальность проведенного исследования подтверждается тенденцией развития заболеваний желудочно-кишечного тракта (хронический панкреатит неалкогольной этиологии) не только среди пожилого населения, но и среди людей среднего трудоспособного возраста, что отражено объективными статистическими данными. В связи с этим необходимо исследовать влияние экономических, социальных и психологических факторов, как превентивных мер, на рост численности людей с заболеваниями органов пищеварения.
Обобщены результаты эмпирического исследования экономических, социально-психологических характеристик больных хроническим панкреатитом не алкогольной этиологии, личностной и ситуативной тревожности у больных с диагнозом «хронический панкреатит неалкогольной этиологии», проведенного авторами в городе Тольятти на базе Тольяттинской городской клинической больницы № 5, стационарного отделения гастроэнтерологии, при участии заведующего гастроэнтерологическим отделением, врача И.В. Фисечко.
Экспериментальная выборка представлена 15 женщинами в возрасте от 36 до 79 лет с диагнозом «хронический панкреатит в стадии обострения». Все диагнозы больным поставили врачи гастроэнтерологического отделения в соответствии со стандартизованными клиническими методами исследования.
Результаты исследования согласуются с результатами, описанными в литературе, и указывают, что на возникновение и развитие заболеваний желудочно-кишечного тракта оказывают влияние низкий уровень достатка, отсутствие доступной для понимания информации о пользе и вреде продуктов питания, негативные эмоциональные состояния, переживаемые человеком длительное время.
Проведенным исследованием подтверждается, что повышенная ситуативная и личностная тревожность у больных с хроническим панкреатитом мешает соблюдению необходимой диеты, является стимулом для употребления запрещенных при заболеваниях желудочно-кишечного тракта продуктов питания, что приводит к обострению болезни и необходимости лечения в стационаре.