№ 4 (2019)

Весь выпуск

Педагогические науки

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дыбина О.В.

Аннотация

В статье раскрываются особенности использования информационных средств в процессе ранней профориентации на этапе дошкольного образования. На современном этапе развития общества реализуются идеи вхождения ребенка в мир профессий, предоставления дошкольнику возможность испробовать свои силы в деятельности человека труда. Однако вопрос о включении детей в систему профориентации носит чаще всего дискуссионный характер, нет научно-методических обоснований данного процесса. Это приводит к тому, что практические работники дошкольных образовательных организаций испытывают трудности в определении базовых категорий, выбора форм, методов и приемов, установлении специфики работы по ранней профориентации дошкольников. В практике дошкольного образования недостаточно показана система работы по ознакомлению детей с трудом взрослого человека, его профессией.

В статье представлен подход к реализации идеи ранней профориентации через формирование эмоционального отношения к миру профессий, человеку-труженику, его деловым и личностным качествам. Интерес представляет реализация поэтапной информационной технологии, обеспечивающей постепенное приобщение старших дошкольников к миру профессий (мотивационный, информационный и преобразовательный этапы). Показано, что на каждом этапе изменяется позиция педагога по отношению к детям дошкольного возраста: от организующей к направляюще-корректирующей и сопровождающей.

Особое внимание уделяется организации совместной деятельности ребенка и взрослого и самостоятельности деятельности дошкольника с включением информационных технологий, в процессе которых дети получают возможность моделировать элементы конкретного вида профессиональной деятельности.

Доказательная педагогика, психология. 2019;(4):7-11
pages 7-11 views

ОБУЧЕНИЕ ОФИЦИАЛЬНЫХ СТРАХУЮЩИХ ДЛЯ ФРИДАЙВИНГА

Козловский В.Ю.

Аннотация

В последнее время получил большое распространение водный вид спорта фридайвинг – погружение на задержке дыхания (апноэ). По своей природе фридайвинг является экстремальным видом спорта. На сегодняшний день назрела необходимость в подготовке специальных помощников фридайверов во время тренировок и соревнований – официальных страхующих. Цель исследования – определение роли официального страхующего в обеспечении безопасности спортсмена при проведении соревнований по фридайвингу в бассейне; разработка модели курса по обучению официальных страхующих для фридайвинга.

В работе представлена краткая история развития фридайвинга. Определены задачи официального страхующего во время проведения соревнований в бассейне. Предложена модель курса по подготовке официального страхующего, включающая в себя два этапа: «Основы теории и практики фридайвинга» и «Обеспечение безопасности». Представлено краткое описание физических основ ныряния с задержкой дыхания; описание техники дыхания; описание физиологических особенностей адаптации организма фридайвера к нырянию в длину; факторы, определяющие длину дистанции время статики. Предложен список снаряжения официального страхующего. Представлен Регламент проведения соревнований в динамике – ныряние в длину в моноласте / ныряние в длину в би-ластах / ныряние в длину без ласт – и Регламент проведения соревнований по задержке дыхания в статике. Описана процедура проверки безопасности спортсмена официальным страхующим. Определен порядок взаимодействия официальных страхующих с судьями и порядок оказания первой помощи спортсмену при гипоксии. Рассмотрена этика поведения официального страхующего.

Доказательная педагогика, психология. 2019;(4):12-18
pages 12-18 views

ИСТОРИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ШИРОКОГО ПРОФИЛЯ В КАЛИНИНГРАДСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ В 1950-60-Е ГОДЫ

Корнева И.П.

Аннотация

В настоящее время в условиях меняющейся социально-экономической ситуации при решении актуальных задач в образовании будет полезно использование опыта регионального педагогического вуза. В этой связи историко-педагогические исследования проблем образования, которым посвящена работа, вызывают повышенный интерес.

В статье обсуждаются особенности подготовки специалистов широкого профиля при обучении учителей физики в Калининградском государственном педагогическом институте в 1950–60-е годы. Показана роль преподавателей кафедры физики педагогического института в реорганизации учебного процесса в связи с переходом на новые учебные планы. Описаны причины, вследствие которых сотрудники кафедры физики испытывали значительные затруднения в работе. Отмечена работа преподавателей по организации и оснащению оборудованием новых лабораторий и мастерских. Представлены данные об организации кружковой работы студентов в институте в связи с переходом к подготовке специалистов широкого профиля. Проанализированы меры, предпринятые сотрудниками института, по сближению с промышленностью согласно требованиям политехнического обучения. Уделено внимание вопросам экспериментальной подготовки студентов-физиков. Проанализированы мероприятия, в которых участвовали преподаватели кафедры физики для совершенствования ведения методической работы в пединституте с целью улучшения подготовки выпускников физического отделения факультета. Описаны причины, вследствие которых Калининградский государственный педагогический институт вернулся к подготовке специалистов узкого профиля в 1963 году. Сделаны выводы, что из-за отказа от широкопрофильной подготовки учителей значительно упростился учебный план, у студентов освободилось время для занятия самостоятельной работой, преподавательская работа стала вестись более качественно.

Доказательная педагогика, психология. 2019;(4):19-23
pages 19-23 views

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ МИНИМУМЫ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Семенистая М.Н.

Аннотация

Статья посвящена вопросам формирования профессионально ориентированных лексических минимумов элементарного, базового и первого сертифицированного уровней, предназначенных для иностранных военнослужащих-артиллеристов. Анализ научной, учебно-методической и справочной литературы по русскому языку как иностранному позволяет говорить об отсутствии лексических минимумов, предназначенных иностранным слушателям и курсантам, что обусловливает актуальность темы исследования. Отсутствие современной типовой программы обучения иностранных военнослужащих на подготовительном курсе, а также указаний в руководящих документах диктуют необходимость описать основные принципы и критерии отбора лексического материала, а также его распределения по уровням владения русским языком.

Сформированы репрезентативные корпусы текстов по специальности, источниками которых послужили боевые уставы, учебные пособия по тактике, стрельбе, ракетно-артиллерийскому вооружению, военные словари и энциклопедии. С целью выборки первичного словника отобранные тексты были обработаны с помощью программы подсчета общего количества слов и их сортировки. Для формирования и структуризации итогового словника определены и описаны основные принципы отбора военной лексики: частотность употребления, важность выражаемого словом понятия, тематическая отнесенность слова, коммуникативная ценность, парадигматические, синтагматические и словообразовательные отношения между словами. На основе анализа руководящих документов, а также метода экспертной оценки определен количественный состав минимумов элементарного, базового и первого сертификационного уровней.

Новизна работы заключается в определении количества лексических единиц, входящих в профессионально ориентированные лексические минимумы, предназначенные для иностранных военнослужащих-артиллеристов, и определении принципов отбора лексических единиц.

Доказательная педагогика, психология. 2019;(4):24-28
pages 24-28 views

Психологические науки

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК РЕСУРСЫ И ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

Агафонова С.В., Кармазина Н.М.

Аннотация

Современное российское общество переживает последствия сильнейшей нравственной деградации, вызванной социально-экономическими преобразованиями в нашей стране в начале 90-х годов XX века. Хотя ситуация за последнее десятилетие несколько улучшилась, она все еще продолжает оставаться неблагополучной, что негативно сказывается на функционировании и развитии общества. Для решения данной проблемы необходим поиск ресурсов личностного развития молодых людей в возрастном периоде ранней взрослости, способных проявлять в поведении нравственную позицию, осуществлять сознательный выбор добра, а также выявление препятствующих этому факторов. Духовно-нравственные ценности, имеющие положительную связь с показателями личностного развития, могут стать ресурсами для личностного развития молодых людей в периоде ранней взрослости. Эгоцентрические ценности, имеющие отрицательную связь с показателями личностного развития, можно рассматривать как факторы, препятствующие этому процессу.

Проведено эмпирическое исследование иерархии ценностей и показателей личностного развития у молодых людей в периоде ранней взрослости, а также изучена связь между ними. Исследование проводилось с использованием психодиагностических методик: методики «Свободный выбор ценностей» Е.Б. Фанталовой, теста «Добро – Зло» Л.М. Попова. Результаты обрабатывались при помощи методов математической статистики.

Получены данные о том, что для молодых людей наиболее значимыми являются ценности, соответствующие периоду ранней взрослости. Определены эгоцентрические ценности, отрицательно связанные с личностным развитием, и духовно-нравственные ценности, имеющие положительную связь. Значимость эгоцентрических ценностей высокого материального благосостояния, признания, уважения людей и влияния на окружающих для большинства молодых людей выше значимости духовно-нравственных ценностей.

Доказательная педагогика, психология. 2019;(4):31-38
pages 31-38 views

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ СТУДЕНТАМИ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСОВ НА ПЕРВОМ ГОДУ ОБУЧЕНИЯ

Курусь И.А.

Аннотация

Успешная адаптация студентов к первому году обучения является одной из приоритетных задач в системе современного образования. Установлено, что для студентов-первокурсников характерно переживание кризисов разной степени интенсивности. В процессе переживания кризисных ситуаций может сформироваться кризисная идентичность, отражающая нарушения стабильности и устойчивости личности и содержащая проявления в различных аспектах: поведенческом, эмоциональном, межличностном, семейном и т. д. Для преодоления тяжелых стрессовых состояний и переживаний, к которым можно отнести и кризисные, используются разные ресурсы, одними из которых являются психологические защиты. В настоящее время актуальным является анализ характера взаимосвязи психологических защит с кризисами, переживаемыми на первом году обучения у студентов.

В исследовании приняли участие 222 студента первого курса города Новосибирска. Средний возраст участников исследования составил 18,3±1,1 года, из них 56 юношей и 166 девушек. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что для студентов первого курса характерна высокая степень напряженности таких психологических защит, как проекция, компенсация, интеллектуализация, регрессия, реактивные образования, а также общая напряженность психологических защит. Среди защит средней степени напряженности доминирует замещение.

Психологические защиты «проекция», «регрессия», «замещение» положительно коррелируют практически со всеми типами кризисов, характерными для студенческого периода, а также практически со всеми показателями кризисной идентичности. Все эти типы защит можно отнести к защитам с низкой и средней степенью конструктивности. Полученные результаты могут быть использованы педагогами-психологами для грамотного психологического сопровождения студентов.

Доказательная педагогика, психология. 2019;(4):39-44
pages 39-44 views

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДОВЕРИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

Парфенова Н.Б., Грибанова Д.Я.

Аннотация

В статье обосновывается тенденция студенческой молодежи к интернет-коммуникации и активному включению в информационно-коммуникативное общение в виртуальном медиапространстве, повышению доверительного отношения молодежи к интернет-ресурсам. Отмечено наличие теоретических и методологических ограничений в исследованиях интернет-коммуникации. Теоретически и методологически обоснована концептуальная схема исследования с позиции системного подхода и психологии отношений, раскрывающая основные компоненты феномена доверия студенческой молодежи к интернет-коммуникации и их составляющие. Доверие как целостное отношение раскрывается через частные отношения (отношение к информации из интернет-источников; модальность отношения к влиянию информации в процессе интернет-коммуникации на молодежь; отношение к поиску информации для выхода из затруднительных ситуаций), понятие «доверительное отношение к интернет-коммуникации студенческой молодежи» рассматривается в соотношении с доверительным отношением студенческой молодежи к миру и ближнему окружению. Подчеркнута специфика интернет-коммуникации как обмена информацией в глобальной сети.

Для измерения компонентов доверительного отношения разработаны и проверены по психометрическим показателям стандартизированные шкалы для студентов. Предложена измерительная процедура, опирающаяся на теорию общих систем и вероятностные закономерности рефлексивного прогноза, которая позволила выявить позитивное, негативное, неопределенное отношение к доверию к интернет-коммуникации.

Раскрыты структурно-содержательные характеристики компонентов доверия к интернет-коммуникации (информационно-когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого) на основе эмпирических данных, полученных в результате исследования репрезентативной выборки студенческой молодежи и обобщенных с помощью факторного анализа.

Представлены результаты распределения студенческой молодежи по соотношению доверительного отношения к интернет-коммуникации с доверительным отношением к миру и ближнему окружению.

Доказательная педагогика, психология. 2019;(4):45-51
pages 45-51 views

ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Пономаренко И.В., Курусь И.А., Митенко А.А., Волохова С.А., Андреев А.Б.

Аннотация

Детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходимы специальные условия развития, социализации и воспитания. Процесс адаптации у таких детей проходит значительно труднее и длительнее. Зачастую они отстают в развитии в эмоциональной, волевой и познавательной сферах, так как психические структуры и функции у них развиваются иначе, чем у здоровых детей.

Одним из важнейших аспектов воспитания ребенка с ОВЗ является умение принять и понять его, так как для таких детей очень важен эмоциональный контакт с родителями. Родителям необходимо выстроить с ребенком теплые эмоциональные взаимоотношения и радоваться времени, проведенному с ним. Поэтому родителям детей с ОВЗ очень важно иметь хорошо развитый эмоциональный интеллект и высокий уровень эмпатии.

В статье отражены данные эмпирического исследования особенностей эмпатии и эмоционального интеллекта родителей детей с ОВЗ по сравнению с родителями условно здоровых детей. Эмпирическое исследование эмпатии и эмоционального интеллекта родителей детей с ограниченными возможностями здоровья было проведено в апреле 2019 года. В нем приняло участие 28 человек, 14 из которых – родители детей с ОВЗ и 14 – родители условно здоровых детей. Для диагностики уровня эмпатических способностей использовали методику В.В. Бойко, для оценки «эмоционального интеллекта» использовали методику Н. Холла (опросник EQ).

Установлено, что родители детей с ОВЗ не сопереживают другим людям и не проявляют соучастия к другим людям, но при этом способны хорошо управлять эмоциями и понимать состояния других людей. Выявленные особенности могут быть связаны с характером воспитательной и образовательной ситуации в их семейной системе.

Доказательная педагогика, психология. 2019;(4):52-57
pages 52-57 views

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК И ТРЕВОЖНОСТИ У ПАЦИЕНТОВ ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ХРОНИЧЕСКОГО ПАНКРЕАТИТА)

Чапала Т.В., Илич М.

Аннотация

Актуальность проведенного исследования подтверждается тенденцией развития заболеваний желудочно-кишечного тракта (хронический панкреатит неалкогольной этиологии) не только среди пожилого населения, но и среди людей среднего трудоспособного возраста, что отражено объективными статистическими данными. В связи с этим необходимо исследовать влияние экономических, социальных и психологических факторов, как превентивных мер, на рост численности людей с заболеваниями органов пищеварения.

Обобщены результаты эмпирического исследования экономических, социально-психологических характеристик больных хроническим панкреатитом не алкогольной этиологии, личностной и ситуативной тревожности у больных с диагнозом «хронический панкреатит неалкогольной этиологии», проведенного авторами в городе Тольятти на базе Тольяттинской городской клинической больницы № 5, стационарного отделения гастроэнтерологии, при участии заведующего гастроэнтерологическим отделением, врача И.В. Фисечко.

Экспериментальная выборка представлена 15 женщинами в возрасте от 36 до 79 лет с диагнозом «хронический панкреатит в стадии обострения». Все диагнозы больным поставили врачи гастроэнтерологического отделения в соответствии со стандартизованными клиническими методами исследования.

Результаты исследования согласуются с результатами, описанными в литературе, и указывают, что на возникновение и развитие заболеваний желудочно-кишечного тракта оказывают влияние низкий уровень достатка, отсутствие доступной для понимания информации о пользе и вреде продуктов питания, негативные эмоциональные состояния, переживаемые человеком длительное время.

Проведенным исследованием подтверждается, что повышенная ситуативная и личностная тревожность у больных с хроническим панкреатитом мешает соблюдению необходимой диеты, является стимулом для употребления запрещенных при заболеваниях желудочно-кишечного тракта продуктов питания, что приводит к обострению болезни и необходимости лечения в стационаре.

Доказательная педагогика, психология. 2019;(4):58-64
pages 58-64 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах