Доказательная педагогика, психология

Рецензируемый научный журнал, издается с 2010 года.

До июня 2024 года выходил под названием «Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология». 

 

Учредитель и издатель

ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», Тольятти, Россия.

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-76954 от 09.10.2019.

 

О журнале

Языки: русский, английский.

Периодичность выхода: 4 раза в год (31 марта, 30 июня, 30 сентября, 30 декабря).

Подписной индекс: 43302 (Объединенный каталог «Пресса России»).

Журнал издается на средства издателя. Все публикации в журнале бесплатны. Выпуски находятся в открытом доступе.

Включен в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (Перечень ВАК).

Журналу присвоена категория К2 с 01.01.2024.

Полное библиографическое описание всех статей представлено в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU с целью формирования Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

Пятилетний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования за 2024 год – 0,550.

 


Тематика публикаций

Журнал принимает к публикации оригинальные статьи по следующим научным специальностям:

5.8 Педагогика

  • 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
  • 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (педагогические науки)
  • 5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогические науки)

5.3 Психология

  • 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)
  • 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика (психологические науки)

Текущий выпуск

№ 3 (2025)

Обложка

Весь выпуск

Педагогические науки

Региональная модель формирования функциональной грамотности в цифровой образовательной среде: концепция, апробация и оценка эффективности
Акопьян В.А.
Аннотация

Цивилизационный переход порождает объективную потребность общества в формировании функциональной грамотности как ключевого фактора национальной безопасности и индивидуальной успешности. В ответ на эту потребность предлагается динамическая и адаптивная модель формирования функциональной грамотности. Ее ключевое преимущество – способность интегрировать актуальный региональный контекст и гибко реагировать на вызовы нестабильности и высокую скорость социокультурных изменений. Исследована роль цифровой образовательной среды (ЦОС) региона в формировании функциональной грамотности у школьников (на примере Самарской области). Результаты мониторинга сформированности функциональной грамотности учащихся образовательных учреждений, проведенного в 2019 г., показали недостаточный уровень развития глобальных компетенций и креативного мышления. В целях решения проблемы были использованы возможности ЦОС региона для повышения качества образования: учащихся образовательных учреждений Самарской области вовлекали в проектную деятельность, развивали их аналитические способности, предлагали решать контекстные задачи, моделирующие реальные ситуации. Были активно задействованы ресурсы региональной системы дополнительного образования. В течение четырех лет ежегодно отслеживались результаты работы, которые показали, что к 2022 г. доля учащихся с высокими результатами выросла до 60 % по сравнению с 2019 г. (19,8 %), другими словами, показатель улучшился более чем втрое. Это позволило сделать вывод о положительных перспективах использования ЦОС для создания многофункциональной образовательной среды региона, развивающей личностные и учебные компетенции. Ключевой перспективой исследования является переход от эпизодического мониторинга к системе непрерывного формирующего оценивания на основе ЦОС, что позволит в режиме, близком к реальному времени, собирать и анализировать образовательные результаты на всех уровнях системы (от отдельного школьника до муниципалитета) для оперативной корректировки образовательного процесса.

Доказательная педагогика, психология. 2025;(3):11-23
pages 11-23 views
Содержание и технология подготовки пропагандистов для органов внутренних дел
Кравцун И.А.
Аннотация

В условиях роста деструктивного влияния социальных сетей и распространения фейковых новостей традиционные методы пропаганды нуждаются в переосмыслении и адаптации. Особую актуальность приобретает вопрос подготовки кадров, способных эффективно осуществлять информационно-пропагандистскую деятельность в системе МВД России. Цель исследования – разработка и апробация программы повышения квалификации для сотрудников ОВД, ответственных за пропагандистскую работу. В исследовании приняли участие 187 чел., включая 100 сотрудников подразделений ОВД, 30 действующих пропагандистов и 57 слушателей курса повышения квалификации. Для сбора данных использовались анкетирование, проективная методика «Неоконченные предложения», входное и выходное тестирование, а также анализ практических кейсов. Разработанная программа включает пять тематических блоков, направленных на формирование как теоретических знаний, так и практических умений пропагандистской работы. Результаты апробации показали значительное повышение уровня компетенций слушателей: средний балл по итоговому тестированию вырос с 9,5 до 13 из 15 возможных (p<0,001), а доля слушателей с высоким уровнем подготовки увеличилась с 29,8 до 84,2 %. Особенно значительный прогресс был достигнут в области идентификации фейковой информации (с 39 до 97 % правильных ответов) и ведения контрпропагандистской работы (с 47 до 96 %). Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности разработанной методики и ее потенциале для повышения качества пропагандистской работы в правоохранительных органах.

Доказательная педагогика, психология. 2025;(3):25-37
pages 25-37 views
Технология организации решения математических задач с использованием концепции поэтапного формирования умственных действий и критериального оценивания при обучении будущих учителей математики
Макеева О.В.
Аннотация

Математическое знание в силу специфики его освоения через решение задач играет особую роль в процессе развития различных форм мышления. В ходе решения математических задач за счет интериоризации эвристических приемов происходит формирование культурной формы творческого мышления. На усвоение аналитических эвристик могут оказывать влияние специальные приемы организации процесса обучения. В работе описан инструмент организации обучения решению математических задач как процесса, направленного на формирование ориентиров – эвристик согласно третьему типу ориентировки теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Приведены результаты формирующего эксперимента по освоению предложенной конструкции (схемы организации мыслительной деятельности, далее – ОМД) будущими учителями математики в процессе изучения интегрального исчисления функций одной переменной. С помощью U-критерия Манна – Уитни получены статистически значимые различия в уровнях сформированности эвристики «Анализ постановки задачи» в контрольной и экспериментальной группах. В связи с малочисленностью групп проведен качественный анализ результатов эксперимента. Показана возможность использования схемы ОМД для реализации стратегии полного усвоения и формирующего оценивания. Как предполагается, систематическое использование схемы ОМД в процессе обучения решению задач реализует технологию обучения с третьим типом ориентировки и целесообразно при подготовке учителей математики.

Доказательная педагогика, психология. 2025;(3):39-53
pages 39-53 views

Психологические науки

Выгорание и качество трудовой жизни российских и индонезийских учителей: пилотное исследование
Маулина Р., Аристова И.Л.
Аннотация

Инновационные изменения в образовании значительно увеличили рабочую нагрузку и уровень стресса учителей, что привело к их более частому выгоранию. Выгорание негативно сказывается на профессиональной деятельности и личном благополучии, что подчеркивает необходимость решения проблемы психического здоровья учителей как ключевого фактора повышения качества и эффективности образования. Целью пилотного исследования является изучение взаимосвязи между выгоранием и качеством трудовой жизни (КТЖ) школьных учителей в Бангкалане (Индонезия) и Владивостоке (Россия), а также сравнение уровней выгорания и КТЖ в этих двух странах. Были собраны данные у 60 учителей: по 30 участников из Бангкалана и Владивостока. Анализ данных включал корреляционный анализ для изучения связи между выгоранием и КТЖ, а также сравнительные статистические тесты для выявления различий между группами участников. Результаты показали значимую отрицательную корреляцию между выгоранием и КТЖ в обеих странах, что демонстрирует связь между ростом выгорания и снижением качества трудовой жизни. Кроме того, анализ выявил существенные различия в уровне выгорания: российские учителя испытывают его в большей степени по сравнению с индонезийскими. Однако статистически значимых различий в общем уровне КТЖ между двумя группами выявлено не было. Эти выводы подчеркивают важность разработки целевых мер по поддержке психического здоровья учителей и улучшению условий их труда в целях повышения качества образования.

Доказательная педагогика, психология. 2025;(3):57-65
pages 57-65 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах