Доказательная педагогика, психология

Рецензируемый научный журнал, издается с 2010 года.

До июня 2024 года выходил под названием «Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология». 

 

Учредитель и издатель

ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», Тольятти, Россия.

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-76954 от 09.10.2019.

 

О журнале

Языки: русский, английский.

Периодичность выхода: 4 раза в год (31 марта, 30 июня, 30 сентября, 30 декабря).

Подписной индекс: 43302 (Объединенный каталог «Пресса России»).

Журнал издается на средства издателя. Все публикации в журнале бесплатны. Выпуски находятся в открытом доступе.

Журнал «Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология» включен в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (Перечень ВАК). Журналу присвоена категория К2.

Полное библиографическое описание всех статей представлено в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU с целью формирования Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

Пятилетний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования за 2023 год – 0,542.

 


Тематика публикаций

Журнал принимает к публикации оригинальные статьи по следующим научным специальностям:

5.8 Педагогика

  • 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
  • 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (педагогические науки)
  • 5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогические науки)

5.3 Психология

  • 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)
  • 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика (психологические науки)

Текущий выпуск

№ 4 (2024)

Весь выпуск

Педагогические науки

Мировоззренческая проблематика в военно-педагогических школах России
Асриев А.Ю., Филимонов Ю.В.
Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования профессионального мировоззрения офицеров в военно-педагогических школах с середины XVII в. по настоящее время. Важность исследования подчеркивается оптимизацией воспитательных систем в военных вузах с учетом требований современных вооруженных сил. Формирования качеств личности, установленных федеральными образовательными стандартами, недостаточно, чтобы сформировать систему взглядов офицера на свою военно-профессиональную деятельность. Основная идея исследования заключается в установлении приоритета мировоззрения в процессе профессионального воспитания в образовательных организациях Министерства обороны. Проведен анализ военно-педагогических подходов Петра I, А.В. Су­во­ро­ва, М.И. Дра­го­ми­ро­ва, а также концепций советского и постсоветского становления армии в целом. Проблемно-хронологический метод использовался для сопоставления особенностей исторической действительности каждого периода с предложенной представителем этого периода концепцией профессионального воспитания офицера. Анализ содержания воспитательных систем каждой из рассмотренных военно-педагогических школ позволил выделить формирование мировоззрения военнослужащего как часть самостоятельной педагогической традиции и основную направленность всех военно-педагогических систем. Сохраняя принцип приоритета формирования мировоззрения над остальными целями воспитания, российские военно-педагогические школы в каждый исторический период создают собственные ценностные и идеологические системы. Несмотря на кардинальные исторические перемены и разнообразие взглядов представителей конкретных военных педагогических школ России, прослеживается линия исторической преемственности. Результаты исследования позволяют говорить о необходимости оптимизации системы профессионального воспитания офицеров в процессе их подготовки в военных образовательных организациях в пользу целенаправленного формирования профессионального мировоззрения.

Доказательная педагогика, психология. 2024;(4):9-16
pages 9-16 views
Использование аутентичных песенных текстов на уроках русского как иностранного
Ульянов М.Н., Ульянова Е.П.
Аннотация

Цель исследования – методическая разработка занятия для иностранных студентов, изучающих русский язык, выполненная на материале песни «Улыбка» (слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского) из мультфильма «Крошка енот», включающая в себя упражнения по отработке навыков аудирования, говорения, чтения, письма, а также знакомство с культурой страны. Авторы на конкретном примере демонстрируют важность интерактивной формы обучения, а также приводят основные результаты наблюдений. В исследовании принимали участие студенты гуманитарного профиля подготовительного отделения Южно-Уральского государственного университета. Для анализа полученных результатов до и после работы с песенным материалом применялись опрос, тестирование и анкетирование с использованием шкалы Лайкерта. Тестирование студентов проводилось для оценки лексико-грамматических знаний и представляло из себя задания с несколькими вариантами ответа и вопросы с развернутым ответом. Результаты анализа показывают, что студенты с удовольствием работают на занятиях с песенным материалом; изучение русского языка при помощи песен мотивирует к освоению нового материала и позволяет формировать языковую, коммуникативную и культурную компетенции, развивая навыки разговорной речи, аудирования и произношения, отрабатывая необходимую грамматику, расширяя словарный запас. Таким образом, опыт работы с иностранными студентами показывает, что для эффективного обучения в современном образовании полезно по-новому выстраивать учебный процесс, применяя интерактивные возможности и комбинируя их с классическими методами. Практическая значимость представленных материалов заключается в разработке готового занятия, которая может быть полезна преподавателям гуманитарных дисциплин, работающим с иностранными студентами с разным уровнем владения русским языком.

Доказательная педагогика, психология. 2024;(4):17-23
pages 17-23 views
Исследование влияния встроенного образования на готовность студентов местных педагогических университетов преподавать в сельских школах
Юй Х., Вань Ц., Юй Х.
Аннотация

Встроенное образование является основной мерой, предпринимаемой местными университетами для сокращения дефицита профессиональных кадров и привлечения студентов педагогических вузов к преподаванию в сельских школах. В исследовании использовались данные опроса 11 882 студентов местных педагогических колледжей в пяти провинциях. Целью работы было выяснить, повышает ли встроенное образование готовность студентов преподавать в сельских школах. Исследование показало существование умеренной положительной корреляции между формой, содержанием и методиками встроенного образования и готовностью студентов-педагогов преподавать в сельских школах. Более важными аспектами оказались двунаправленное, инновационное и непрерывное встраивание, приобретение сельскими учителями профессиональных норм и ценностей, развитие компетенций в сельском образовании. С ростом интенсивности встроенного образования повысилась готовность студентов педагогических вузов преподавать в сельских школах, но не все аспекты встроенного образования сыграли в этом положительную роль. Положительное влияние оказали общее образование, развитие профессиональных компетенций в сельском образовании и двунаправленное встраивание. Чтобы повысить готовность студентов педагогических вузов преподавать в сельских школах, нужно усилить двунаправленный характер встроенного образования; внедрить такой вид совместной работы для повышения внутренней мотивации студентов-педагогов к преподаванию в сельских школах; повысить профессиональное соответствие между студентами-педагогами и сельскими школами; принять многоаспектный метод работы сельских педагогов со студентами, чтобы помочь студентам педагогических вузов подготовиться к преподаванию в сельских школах.

Доказательная педагогика, психология. 2024;(4):25-36
pages 25-36 views

Психологические науки

Исследование функционального состояния организма в оценке эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра
Фархутдинова Л.В., Цилюгина И.Б.
Аннотация

В исследовании приняли участие педагоги ресурсных классов и образовательных центров для детей с расстройствами аутистического спектра. Группу сравнения составили педагоги, работающие с нормотипичными детьми. Методами исследования послужили стандартизированное интервью, «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бой­ко, 1998), «Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний» К.К. Яхи­на, Д.М. Мен­де­ле­ви­ча. Функциональное состояние организма определялось на основании показателей деятельности вегетативной нервной системы. Установлено, что среди педагогов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра, значительно больше лиц как с проявлениями эмоционального выгорания, так и с неоптимальным функциональным состоянием организма, однако достоверная связь показателей этих исследований выявлена только при наличии фазы истощения по В.В. Бой­ко, и в этом случае ее можно рассматривать с точки зрения дистресса по Г. Се­лье. Изучение функционального состояния организма у лиц с психологическими симптомами, соответствующими фазам напряжения и резистентности, и невротическими проявлениями показало, что, с одной стороны, эмоциональное напряжение не во всех случаях ведет к нарушению психофизиологического состояния организма; с другой стороны, его отсутствие не всегда свидетельствует о нормальном функционировании организма, деятельность которого может нарушиться и привести к предболезни (болезни) без явных признаков эмоционального напряжения и жалоб на плохое самочувствие. Исследование функционального состояния организма может существенно дополнить исследование признаков эмоционального выгорания методами психологического тестирования и позволить более объективно оценить психофизиологическое состояние педагогов, определить подходы к профилактике и коррекции эмоционального выгорания.

Доказательная педагогика, психология. 2024;(4):39-47
pages 39-47 views
Внешние и внутренние цели в структуре жизненной позиции молодежи
Фоминых Е.С.
Аннотация

Статья посвящена анализу связей жизненной позиции и целей молодежи в условиях напряженной и хаотичной современности. Гармония, активность и осознанность жизненной позиции диагностировались на основе методики «Опросник жизненной позиции личности» (ЖПЛ) Д.А. Ле­онтье­ва, А.Е. Шиль­ман­с­кой, внешние и внутренние цели – опросником «Индекс стремлений» (Т. Кас­сер, Р. Рай­ан, адаптация Т.О. Гор­де­е­вой, О.А. Сы­че­ва, В.А. Его­ро­ва). Концепт жизненной позиции включал единство гармонии, активности и осознанности; внутренние и внешние цели раскрывались через феномены самовыражения, отношений, сообщества, внешности (физической привлекательности), известности (популярности), влиятельности. Корреляционный анализ позволил зафиксировать следующие значимые тенденции: наличие положительных связей между осознанностью и стремлением к самовыражению, построению межличностных отношений; отрицательные связи между стремлением к известности и осознанностью, активностью жизненной позиции. В качестве характерных особенностей юношеского периода выделены нацеленность на самовыражение, реализацию личностного потенциала, построение системы личных и деловых связей, повышение компетентности, приобретение социального признания, компетентности, эффективности. В исследовании отмечена тенденция снижения стремления к известности. Анализ данных подтверждает усиление значения внутренних стремлений и целей в выстраивании контура жизни, реализации деятельности по построению собственной жизни. Осознанный выбор жизненных целей снижает роль внешних детерминант целеполагания. Выявлено, что приоритет внешних или внутренних целей не выступает предпосылкой гармонии жизненной позиции в юношеском периоде. Данный факт подчеркивает субъективную значимость активного включения в деятельность, способствующую самовыражению, самоутверждению и самореализации личности.

Доказательная педагогика, психология. 2024;(4):49-54
pages 49-54 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах