ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И САМОЭФФЕКТИВНОСТИ
- Авторы: Сереброва Е.Н.1, Морозова И.С.2, Свиридова И.А.1
-
Учреждения:
- Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности», Кемерово
- Кемеровский государственный университет, Кемерово
- Выпуск: № 4 (2017)
- Страницы: 80-85
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/199
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-4-80-85
- ID: 199
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время проблема агрессивного поведения старшеклассников привлекает все более пристальное внимание ученых, поскольку общее социальное неблагополучие общества, состояние экономического кризиса в стране часто приводит к норме проявлений агрессии в культуре общения между молодыми людьми. Агрессивное поведение является отражением повышенной тревожности, раздражения, негативизма, подозрительности, что диктует необходимость поиска ресурсов, внутренних возможностей, способствующих устойчивости и сопротивляемости человека в стрессовых ситуациях. В свою очередь, таким ресурсом и внутренней возможностью является жизнестойкость.
В статье рассмотрены особенности проявления агрессивного поведения старшеклассников с различным уровнем жизнестойкости. Выявлены особенности проявления агрессивных и враждебных реакций старшеклассников с высоким, средним и низким уровнем жизнестойкости. Указана взаимосвязь параметров агрессивного поведения с различными переменными: самоэффективностью, эмоциональной напряженностью, контролем, вовлеченностью, принятием риска. Дана характеристика испытуемых, приведены данные экспериментального исследования, использованы такие методы диагностики, как тестирование, анкетирование; математико-статистические методы: описательные статистики, корреляционные матрицы.
Описаны особенности установленных взаимосвязей всех параметров жизнестойкости и выявленных видов агрессии исследуемой группы старшеклассников. Показано, что у старшеклассников с высоким уровнем жизнестойкости наблюдается низкий уровень различных проявлений агрессивного поведения: обиды, негативизма, раздражения, индекса враждебных и агрессивных реакций. Для юношей с высоким уровнем жизнестойкости характерны проявления высокого уровня самоэффективности и низкого уровня психоэмоциональной напряженности. В свою очередь, низкий уровень жизнестойкости порождает чувство отвергнутости, полной беспомощности, ощущение себя «вне» жизни, что приводит к снижению работоспособности, активности в стрессогенных условиях.
Ключевые слова
Об авторах
Елена Николаевна Сереброва
Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности», Кемерово
Автор, ответственный за переписку.
Email: serebrova@list.ru
педагог-психолог
РоссияИрина Станиславовна Морозова
Кемеровский государственный университет, Кемерово
Email: ishmorozova@yandex.ru
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии и психологии развития
РоссияИрина Альбертовна Свиридова
Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности», Кемерово
Email: serebrova@list.ru
доктор медицинских наук, профессор, директор
РоссияСписок литературы
- Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Эксмо-Пресс, 1999. 512 с.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997. 336 с.
- Берковитц Л. Агрессия: причины, следствие, контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 512 с.
- Куликов Л.В. Психические состояния. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
- Морозова И.С., Киенко Е.В. Структурные компоненты самореализации личности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 207–210.
- Наливайко Т.В. К вопросу осмысления концепции жизнестойкости С. Мадди // Вестник интегративной психологии: журнал для психологов. 2006. № 4. С. 127–130.
- Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82–90.
- Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.
- Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 2004. 192 с.
- Левитов Н.Д. Психология агрессии // Вопросы психологии. 1976. № 6. С. 169–189.
- Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 60–71.
- Румянцева Т.Г. Критический анализ концепции человеческой агрессивности. Минск: БГУ, 1982. 128 c.
- Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 81–87.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 c.
- Психология человеческой агрессивности / сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999. 656 с.
- Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск: Олсиб, 2001. 251 с.
- Прядеин В.П., Смирнов А.В. Аддиктивное поведение с позиций эволюционно-этологического подхода // Научный диалог. 2012. № 1. С. 84–96.
- Жарикова Т.П. Оценка эффективности ресурсного подхода к психолого- педагогической профилактике факторов риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 4. С. 267–272.
- Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Проблемы подростковой адаптации с позиций профилактики и психотерапии личностных и поведенческих расстройств и зависимости от психоактивных веществ. М.: Система профилактических программ, 2007. 325 с.
- Диагностика состояния агрессии (опросник Басса – Дарки) // Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб.: Речь, 2002. С. 80–84.
- Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 71–77.
- Безруких М.М. Школьные и семейные факторы риска, их влияние на физическое и психологическое здоровье детей // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1. С. 16–21.
- Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.