ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И САМОЭФФЕКТИВНОСТИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящее время проблема агрессивного поведения старшеклассников привлекает все более пристальное внимание ученых, поскольку общее социальное неблагополучие общества, состояние экономического кризиса в стране часто приводит к норме проявлений агрессии в культуре общения между молодыми людьми. Агрессивное поведение является отражением повышенной тревожности, раздражения, негативизма, подозрительности, что диктует необходимость поиска ресурсов, внутренних возможностей, способствующих устойчивости и сопротивляемости человека в стрессовых ситуациях. В свою очередь, таким ресурсом и внутренней возможностью является жизнестойкость.

В статье рассмотрены особенности проявления агрессивного поведения старшеклассников с различным уровнем жизнестойкости. Выявлены особенности проявления агрессивных и враждебных реакций старшеклассников с высоким, средним и низким уровнем жизнестойкости. Указана взаимосвязь параметров агрессивного поведения с различными переменными: самоэффективностью, эмоциональной напряженностью, контролем, вовлеченностью, принятием риска. Дана характеристика испытуемых, приведены данные экспериментального исследования, использованы такие методы диагностики, как тестирование, анкетирование; математико-статистические методы: описательные статистики, корреляционные матрицы.

Описаны особенности установленных взаимосвязей всех параметров жизнестойкости и выявленных видов агрессии исследуемой группы старшеклассников. Показано, что у старшеклассников с высоким уровнем жизнестойкости наблюдается низкий уровень различных проявлений агрессивного поведения: обиды, негативизма, раздражения, индекса враждебных и агрессивных реакций. Для юношей с высоким уровнем жизнестойкости характерны проявления высокого уровня самоэффективности и низкого уровня психоэмоциональной напряженности. В свою очередь, низкий уровень жизнестойкости порождает чувство отвергнутости, полной беспомощности, ощущение себя «вне» жизни, что приводит к снижению работоспособности, активности в стрессогенных условиях.

Об авторах

Елена Николаевна Сереброва

Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности», Кемерово

Автор, ответственный за переписку.
Email: serebrova@list.ru

педагог-психолог

Россия

Ирина Станиславовна Морозова

Кемеровский государственный университет, Кемерово

Email: ishmorozova@yandex.ru

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии и психологии развития

Россия

Ирина Альбертовна Свиридова

Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности», Кемерово

Email: serebrova@list.ru

доктор медицинских наук, профессор, директор

Россия

Список литературы

  1. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Эксмо-Пресс, 1999. 512 с.
  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997. 336 с.
  3. Берковитц Л. Агрессия: причины, следствие, контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 512 с.
  4. Куликов Л.В. Психические состояния. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
  5. Морозова И.С., Киенко Е.В. Структурные компоненты самореализации личности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 207–210.
  6. Наливайко Т.В. К вопросу осмысления концепции жизнестойкости С. Мадди // Вестник интегративной психологии: журнал для психологов. 2006. № 4. С. 127–130.
  7. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82–90.
  8. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.
  9. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 2004. 192 с.
  10. Левитов Н.Д. Психология агрессии // Вопросы психологии. 1976. № 6. С. 169–189.
  11. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 60–71.
  12. Румянцева Т.Г. Критический анализ концепции человеческой агрессивности. Минск: БГУ, 1982. 128 c.
  13. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 81–87.
  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 c.
  15. Психология человеческой агрессивности / сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999. 656 с.
  16. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск: Олсиб, 2001. 251 с.
  17. Прядеин В.П., Смирнов А.В. Аддиктивное поведение с позиций эволюционно-этологического подхода // Научный диалог. 2012. № 1. С. 84–96.
  18. Жарикова Т.П. Оценка эффективности ресурсного подхода к психолого- педагогической профилактике факторов риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 4. С. 267–272.
  19. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Проблемы подростковой адаптации с позиций профилактики и психотерапии личностных и поведенческих расстройств и зависимости от психоактивных веществ. М.: Система профилактических программ, 2007. 325 с.
  20. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса – Дарки) // Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб.: Речь, 2002. С. 80–84.
  21. Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 71–77.
  22. Безруких М.М. Школьные и семейные факторы риска, их влияние на физическое и психологическое здоровье детей // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1. С. 16–21.
  23. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах