ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
- Авторы: Терентьева Е.В.1,2
-
Учреждения:
- Детский сад № 120 «Сказочный», Тольятти
- Тольяттинский государственный университет, Тольятти
- Выпуск: № 1 (2017)
- Страницы: 54-58
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/245
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-1-54-58
- ID: 245
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена формированию произвольности поведения у детей 6-7 лет как основы формирования регулятивных универсальных действий в процессе подготовки к обучению в школе. Дается определение понятий «произвольность поведения», «регулятивные универсальные действия», делается попытка раскрыть их взаимосвязь при подготовке детей к школе. Проанализированы теоретические исследования, согласно которым обнаруживается, что недостаточный уровень развития позиции «ученика» у будущих первоклассников связан прежде всего с нарушением саморегуляции поведения. В статье доказывается, что начало учебной деятельности предполагает наличие у ребенка высокого уровня произвольной и волевой регуляции, проявляющегося в умении самостоятельно приобретать знания, контролировать свои действия и поступки, находить способы решения трудных ситуаций, управлять своим поведением. Рассматриваются компоненты регулятивных универсальных учебных действий, которые взяты за основу при организации эксперимента. Представлены показатели произвольности поведения, которые являются предпосылками регулятивных универсальных учебных действий. Экспериментально обоснована необходимость проведения работы с педагогами и родителями. Работа с педагогами представлена как психологическое просвещение и обучение практическим навыкам формирования произвольности поведения при взаимодействии с детьми. Важное место в статье отводится работе с родителями, которая включает индивидуальные консультирования, родительские собрания, серии тренингов, педагогические ситуации. Основное внимание уделяется работе с детьми. Интерес представляют разработанные игры, творческие задания, психотехнические упражнения, направленные на целостное психическое развитие ребенка и решение конкретных психологических проблем – формирование произвольности поведения. Данная проблематика имеет многогранный характер.
Об авторах
Елена Викторовна Терентьева
Детский сад № 120 «Сказочный», Тольятти;Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Автор, ответственный за переписку.
Email: evterentyeva@mail.ru
педагог-психолог, аспирант
РоссияСписок литературы
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2007. 208 с.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Аркти, 2003. 146 с.
- Смирнова Е.О. Детская психология. М.: ВЛАДОС, 2008. 336 с.
- Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Вита-Пресс, 2008. 202 с.
- Колосов К.А., Пучкова Г.В. Обучение и развитие: практико-ориентированный подход. Самара: ПГСГА, 2012. 228 с.
- Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2010. С. 127–133.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 1. М.: Просвещение, 2003. С. 303–323.
- Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики. М.: Просвещение, 2005. 320 с.
- Леонтьев А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сборник статей. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. 144 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: ВЛАДОС, 2004. 384 с.
- Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004. 592 с.
- Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы. М.: Академический проект, 2005. 256 с.
- Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Методика диагностики и коррекции произвольности в дошкольном и младшем школьном возрастах. М.: Просвещение, 2009. 142 с.
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. М.: ВЛАДОС, 2001. 256 с.
- Дыбина О.В. Познавательно-исследовательская деятельность детей // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2016. № 1. С. 24–30.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 2005. 291 с.
- Миленко В., Лепетюха В. Учение с увлечением // Дошкольное воспитание. 2012. № 1. С. 25–30.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2001. 190 с.
- Dybina O.V. Advancing success in behavior and activities as one of conditions for development of self-esteem with children // European Research Studies Journal. 2016. Т. 19. № 2S. С. 251–257.