УПРАЖНЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность выбранного для исследования вопроса связана с необходимостью учитывать достижения смежных наук – морфологии, психологии и дидактики – для определения теоретических сведений о частях речи, для выявления умений и навыков, которые будут формироваться при выполнении отдельных упражнений. Рассмотрены различные классификации упражнений. Авторами охарактеризованы языковые, творческие и  комплексные упражнения как наиболее эффективные в овладении теоретическими сведениями о морфологической системе и развитии творческого мышления обучающихся. В статье уточнена важность системного представления о функционировании изучаемых частей речи в языке и речи и их коммуникативной значимости. Показаны возможности использования элементов занимательности в процессе работы, которые создают основу для развития логического мышления студентов. Представлены показатели сформированности лингвистической компетенции студентов: осознанное восприятие теоретических сведений о системе морфологических явлений родного языка, умение системно их анализировать и обобщать, употреблять в составлении собственных речевых высказываний. Особое значение уделено включению в содержание текста познавательного материала, служение его нравственному воспитанию обучающихся и соответствие нормам литературного языка. По результатам проведенного исследования сделан вывод о том, что увеличение объема и трудности заданий должно осуществляться поэтапно в соотвествии с целями и задачами формирования и развития умений и навыков. Обоснована необходимость подачи языкового материала в форме осмысленных текстов, которые рассматриваются в статье как дидактическая единица, соединяющая в себе познание системы литературного языка с правилами речевого общения. 

Об авторах

Чулпан Мухаррамовна Харисова

Казанский федеральный университет, Казань

Автор, ответственный за переписку.
Email: c.harisova@yandex.ru

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры татарского языкознания

Россия

Гульнара Расиховна Шакирова

Казанский федеральный университет, Казань

Email: shakirova25@mail.ru

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры татарского языкознания

Россия

Фираз Фахразович Харисов

Казанский федеральный университет, Казань

Email: harisov.52@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры татарского языкознания

Россия

Список литературы

  1. Валиуллина З.М. О классификации слов по частям речи // Вопросы языкознания. 1976. № 2. С. 27–39.
  2. Юсупова З.Ф. К вопросу о системе упражнений по изучению именных частей речи в функционально-семантическом аспекте // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 6. С. 179–182.
  3. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания). СПб.: Златоуст, 1999. 472 с.
  4. Бондарко А.В. Теория морфологических категорий и диалектологические исследования. М.: Языки славянских культур, 2005. 624 с.
  5. Салистра И.Д. О принципах опоры на родной язык учащихся в процессе обучения иностранному языку // Педагогика. 1953. № 3. С. 28–30.
  6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 185 с.
  7. Шакирова Л.З., Сабаткоев Р.Б. Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ). Казань: Магариф, 2003. 376 с.
  8. Успенский М.Б. Совершенствование методов и приемов обучения русскому языку в национальной школе. М.: Педагогика, 1979. 129 с.
  9. Shakurova M.M., Mirzagitov R.H. Linguistic analysis of the Tatar language textbooks for non-Russian students // Life Science Journal. 2014. № 11. P. 674–677.
  10. Закиев М.З. Классификация частей речи и аффиксов в тюркских языках // Советская тюркология. 1973. № 6. С. 58–67.
  11. Харисова Ч.М. Татар телендә сүзләрне төркемләү принциплары // Millimәdәniәt. Afyonkarahisar-Qazan. Казань: КФУ, 2014. С. 155–157.
  12. Гальперин П.Я. Информативность единиц языка. М.: Высшая школа, 1974. 175 с.
  13. Kharisova Ch.M., Kharisov F.F., Shakirova G.R. Psycho-pedagogical basis of mother-tongue education // Journal of language and literature. 2015. Vol. 6. № 3. P. 155–158.
  14. Шайхутдинова Г.И. Научные основы организации самостоятельной работы на уроках татарского языка. Казань: Школа, 2007. 200 с.
  15. Yusupov R.A., Aydarova S.H., Sagdieva R.К., Harisova G.F. Improving efficiency of teaching the Tatar language to a foreign audience // International education studies. 2015. Vol. 8. № 5. P. 158–164.
  16. Тумашева Д.Г. Хәзерге татар әдәби теле: морфология. Казань: КДУ, 1978. 246 с.
  17. Юсупова З.Ф. Художественный текст как единица культуры: лингвометодический аспект // Филология и культура. 2014. № 4. С. 229–234.
  18. Саяхова Л.Г. Связный текст как учебная единица на уроках русского языка. Уфа: Китап, 1987. 129 с.
  19. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. М.: Флинта, 1998. 176 с.
  20. Nurova L.A., Kharisov F.F. Modern information and communication technologies for Tatar language classes // Social Sciences (Pakistan). 2015. T. 10. № 4. P. 438–443.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах