УПРАЖНЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
- Авторы: Харисова Ч.М.1, Шакирова Г.Р.1, Харисов Ф.Ф.1
-
Учреждения:
- Казанский федеральный университет, Казань
- Выпуск: № 1 (2016)
- Страницы: 63-66
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/318
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-1-63-66
- ID: 318
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность выбранного для исследования вопроса связана с необходимостью учитывать достижения смежных наук – морфологии, психологии и дидактики – для определения теоретических сведений о частях речи, для выявления умений и навыков, которые будут формироваться при выполнении отдельных упражнений. Рассмотрены различные классификации упражнений. Авторами охарактеризованы языковые, творческие и комплексные упражнения как наиболее эффективные в овладении теоретическими сведениями о морфологической системе и развитии творческого мышления обучающихся. В статье уточнена важность системного представления о функционировании изучаемых частей речи в языке и речи и их коммуникативной значимости. Показаны возможности использования элементов занимательности в процессе работы, которые создают основу для развития логического мышления студентов. Представлены показатели сформированности лингвистической компетенции студентов: осознанное восприятие теоретических сведений о системе морфологических явлений родного языка, умение системно их анализировать и обобщать, употреблять в составлении собственных речевых высказываний. Особое значение уделено включению в содержание текста познавательного материала, служение его нравственному воспитанию обучающихся и соответствие нормам литературного языка. По результатам проведенного исследования сделан вывод о том, что увеличение объема и трудности заданий должно осуществляться поэтапно в соотвествии с целями и задачами формирования и развития умений и навыков. Обоснована необходимость подачи языкового материала в форме осмысленных текстов, которые рассматриваются в статье как дидактическая единица, соединяющая в себе познание системы литературного языка с правилами речевого общения.
Об авторах
Чулпан Мухаррамовна Харисова
Казанский федеральный университет, Казань
Автор, ответственный за переписку.
Email: c.harisova@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры татарского языкознания
РоссияГульнара Расиховна Шакирова
Казанский федеральный университет, Казань
Email: shakirova25@mail.ru
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры татарского языкознания
РоссияФираз Фахразович Харисов
Казанский федеральный университет, Казань
Email: harisov.52@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры татарского языкознания
РоссияСписок литературы
- Валиуллина З.М. О классификации слов по частям речи // Вопросы языкознания. 1976. № 2. С. 27–39.
- Юсупова З.Ф. К вопросу о системе упражнений по изучению именных частей речи в функционально-семантическом аспекте // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 6. С. 179–182.
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания). СПб.: Златоуст, 1999. 472 с.
- Бондарко А.В. Теория морфологических категорий и диалектологические исследования. М.: Языки славянских культур, 2005. 624 с.
- Салистра И.Д. О принципах опоры на родной язык учащихся в процессе обучения иностранному языку // Педагогика. 1953. № 3. С. 28–30.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 185 с.
- Шакирова Л.З., Сабаткоев Р.Б. Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ). Казань: Магариф, 2003. 376 с.
- Успенский М.Б. Совершенствование методов и приемов обучения русскому языку в национальной школе. М.: Педагогика, 1979. 129 с.
- Shakurova M.M., Mirzagitov R.H. Linguistic analysis of the Tatar language textbooks for non-Russian students // Life Science Journal. 2014. № 11. P. 674–677.
- Закиев М.З. Классификация частей речи и аффиксов в тюркских языках // Советская тюркология. 1973. № 6. С. 58–67.
- Харисова Ч.М. Татар телендә сүзләрне төркемләү принциплары // Millimәdәniәt. Afyonkarahisar-Qazan. Казань: КФУ, 2014. С. 155–157.
- Гальперин П.Я. Информативность единиц языка. М.: Высшая школа, 1974. 175 с.
- Kharisova Ch.M., Kharisov F.F., Shakirova G.R. Psycho-pedagogical basis of mother-tongue education // Journal of language and literature. 2015. Vol. 6. № 3. P. 155–158.
- Шайхутдинова Г.И. Научные основы организации самостоятельной работы на уроках татарского языка. Казань: Школа, 2007. 200 с.
- Yusupov R.A., Aydarova S.H., Sagdieva R.К., Harisova G.F. Improving efficiency of teaching the Tatar language to a foreign audience // International education studies. 2015. Vol. 8. № 5. P. 158–164.
- Тумашева Д.Г. Хәзерге татар әдәби теле: морфология. Казань: КДУ, 1978. 246 с.
- Юсупова З.Ф. Художественный текст как единица культуры: лингвометодический аспект // Филология и культура. 2014. № 4. С. 229–234.
- Саяхова Л.Г. Связный текст как учебная единица на уроках русского языка. Уфа: Китап, 1987. 129 с.
- Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. М.: Флинта, 1998. 176 с.
- Nurova L.A., Kharisov F.F. Modern information and communication technologies for Tatar language classes // Social Sciences (Pakistan). 2015. T. 10. № 4. P. 438–443.