Темпоральные основы жизненной позиции девушек-студенток
- Авторы: Фоминых Е.С.1
 - 
							Учреждения: 
							
- Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург
 
 - Выпуск: № 3 (2022)
 - Страницы: 69-73
 - Раздел: Психологические науки
 - URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/437
 - DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-3-69-73
 - ID: 437
 
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена исследованию взаимосвязи параметров жизненной позиции и темпоральных характеристик личности девушек, получающих высшее профессиональное образование. Основу исследования составили психодиагностические методики: «Опросник жизненной позиции личности (ЖПЛ)» (Д.А. Леонтьев, А.Е. Шильманская), «Темпоральные модальности жизнеосуществления» (Е.В. Бредун, Э.А. Щеглова, Е.В. Смешко, Т.А. Шмер). Исследование предполагало оценку уровня развития гармонии, осознанности (рефлексивности) и активности жизненной позиции, а также темпоральных составляющих жизни (эмоциональной фиксации на событиях, рационализации периодов времени жизнеосуществления, сбалансированности модальных оценок). Оценка достоверности связи между полученными результатами производилась на основе коэффициента взаимной сопряженности Пирсона – C и Чупрова – P (p≤0,05). Выявлена тенденция преобладания у испытуемых высоких и средних показателей осознанности и активности, сочетающихся с низким уровнем гармонии. Результаты исследования субъективного отношения ко времени продемонстрировали возможность интеграции испытуемыми прошлого, настоящего и будущего в непрерывную последовательность, структурирование настоящего с ориентацией на будущее и использование опыта прошлого. Установлена статистически достоверная связь между параметрами гармонии и осознанности жизненной позиции девушек и эмоциональной фиксацией на событиях, а также между гармонией и сбалансированностью модальных оценок. Синтез низкой гармонии и высокой осознанности определяет вовлеченность в настоящее, активную деятельность по его построению и структурированию с учетом представлений о будущем. В случае конструктивного варианта стратегий личности это ресурс трансформаций жизненного пространства, в случае деструктивных стратегий – психологический индикатор риска и барьеров аутентичной самореализации и жизненных преобразований.
Ключевые слова
Об авторах
Екатерина Сергеевна Фоминых
Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург
							Автор, ответственный за переписку.
							Email: fominyh.yekaterina@yandex.ru
				                	ORCID iD: 0000-0003-3733-4381
				                																			                								
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной психологии
РоссияСписок литературы
- Марцинковская Т.Д. Личностные границы пространства и времени в ситуации депривации по COVID-19 // Вопросы психологии. 2020. Т. 66. № 4. С. 104–113. EDN: QGOXQA.
 - Марцинковская Т.Д., Преображенская С.В. Информационная социализация студентов в транзитивном мире // Вопросы психологии. 2020. Т. 66. № 3. С. 45–55. EDN: OGAEPK.
 - Анчукова Н.И., Василенко К.О. Цифровая среда как фактор формирования жизненной позиции личности в современных условиях // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2021. Т. 18. № 4. С. 134–139. doi: 10.31079/1992-2868-2021-18-4-134-139.
 - Амбарова П.А. Понятие и типология темпоральных стратегий поведения социальных общностей // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2014. Т. 123. № 1. С. 123–139. EDN: SCYZIR.
 - Абульханова К.А. Время личности и ее жизненного пути // Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир. 2017. Т. 1. № 1. С. 165–200. EDN: YTEAMP.
 - Гришина Н.В. Поведение в повседневности: жизненный стиль, повседневная креативность и «жизнетворчество» // Психологические исследования. 2017. Т. 10. № 56. С. 2. EDN: YSTZGF.
 - Гришина Н.В. «Самоизменения» личности: возможное и необходимое // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8. № 2. С. 126–138. doi: 10.21638/11701/spbu16.2018.202.
 - Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
 - Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
 - Леонтьев Д.А., Шильманская А.Е. Жизненная позиция личности: от теории к операционализации // Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 90–100. EDN: MEJWMI.
 - Мочалов К.С. Проблема трансформации временных измерении: опыт прошлого в формировании будущего. Настоящее как основа временных преобразовании // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3. С. 307–310. EDN: PCHYND.
 - Бредун Е.В., Краснорядцева О.М., Щеглова Э.А. Типологические особенности субъективного восприятия времени в контексте хронотопической жизни человека // Сибирский психологический журнал. 2018. № 68. С. 32–45. doi: 10.17223/17267080/68/2.
 - Ковалев В.И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995. С. 179–185.
 - Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
 - Бредун Е.В., Щеглова Э.А., Смешко Е.В., Шмер Т.А. Диагностические возможности опросника «темпоральные модальности жизнеосуществления» // Сибирский психологический журнал. 2021. № 82. С. 174–190. doi: 10.17223/17267080/82/10.
 - Фоминых Е.С. Взаимосвязь самоэффективности и жизненной позиции молодежи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2020. № 2. С. 55–59. doi: 10.18323/2221-5662-2020-5-55-59.
 - Фоминых Е.С. Жизненная позиция и психологические границы личности: взаимосвязь и специфика функционирования в юности // Пензенский психологический вестник. 2020. № 2. С. 3–13. doi: 10.17689/psy-2020.2.1.
 - Бредун Е.В., Баланев Д.Ю., Ваулина Т.А., Краснорядцева О.М., Щеглова Э.А. Темпоральные особенности студентов как когнитивные диагностические характеристики // Российский психологический журнал. 2020. Т. 17. № 1. С. 60–73. doi: 10.21702/rpj.2020.1.5.
 - Любачевская Е.А. Теоретические основы исследования жизненных позиций личности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2. С. 174–177. EDN: RBZNCB.
 - Карпинский К.В. Смысложизненные задачи и состояния в развитии личности как субъекта жизни // Сибирский психологический журнал. 2019. № 71. С. 79–106. doi: 10.17223/17267080/71/5.
 
Дополнительные файлы
				
			
						
					
									

