ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: АКЦЕНТ НА КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
- Авторы: Лавренина А.Н.1, Леванова Н.Г.1
-
Учреждения:
- Тольяттинский государственный университет, Тольятти
- Выпуск: № 4 (2015)
- Страницы: 117-121
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/459
- ID: 459
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье подчеркивается, что одной из важнейших задач высшей школы является повышение качества профессиональной подготовки специалистов. Для решения данной проблемы возникает необходимость совершенствования учебного процесса. Акцентируется внимание на том, что инновационный подход в образовании нашел отражение в ФГОС ВПО-3, которые ориентированы на компетентностный подход в образовании. Знания, умения и навыки (ЗУНы) являются частью профессиональных компетенций, их формирование в комплексе мы рассматриваем как необходимый элемент формирования компетенций в структуре профессиональной подготовки специалистов. Подчеркивается весомая роль физики в техническом вузе как одной из фундаментальных дисциплин, создающих прочную базу для подготовки будущих специалистов. Указывается на необходимость создания такой системы обучения, которая способствовала бы решению основной задачи обучения. Рассматривается разработанная модель научно-методической системы профессионально направленного обучения, концептуальные положения которой приводят к преобразованию основных структурных элементов педагогического процесса обучения физике, конечным результатом которого является система ЗУНов, необходимых для дальнейшего профессионального образования будущих специалистов. Уделяется внимание основным формам учебных занятий: лекции, занятию по решению задач, лабораторному практикуму. Обобщение и систематизация рассматриваются как факторы формирования системы ЗУНов. В заключении отмечается, что эффективность и качество усвоения курса физики значительно повышается при комплексном подходе к решению проблемы с применением приемов обобщения и систематизации, эффективных методических разработок, а также при наполнении курса физики техническим содержанием с учетом профиля подготовки специалистов.
Об авторах
Александра Николаевна Лавренина
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Автор, ответственный за переписку.
Email: A.Lavrenina@tltsu.ru
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Общая и теоретическая физика»
РоссияНаталья Геннадьевна Леванова
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Email: Levanowa.natalya@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Общая и теоретическая физика»
РоссияСписок литературы
- Медведев Д.А. Стенограмма совещания Д.А.Медведева по вопросам развития инженерного образования и подготовки инженерно-технических кадров для отечественной промышленности. URL: http://www.kremlin.ru.
- Гладун А.Д., Спирин Г.Г. Нужна ли в России физика инженеру // Физическое образование в вузах. 2010. № 4. С. 5–10.
- Ярыгин А.Н. Управление качеством подготовки будущих специалистов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 4. С. 504–510.
- Ярыгин А.Н., Палферова С.Ш. Формирование базовых компетенций студен-тов при изучении математики в техническом вузе // Вектор науки Тольяттин-ского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 1 (12). С. 294–298.
- Лавренина А.Н. Система профессионально направленного обучения физике студентов электротехнических специальностей вуза : дис … канд. пед. наук. Тольятти, 1999. 186 с.
- Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: ЮНИТИ, 2003. 415 с.
- Столяренко А.М. Психология и педагогика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 423 с.
- Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 2001. 604 с.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Академия, 2004. 567 с.
- Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. М.: Гарда-рики, 2003. 475 с.
- Лавренина А.Н., Леванова Н.Г., Павлова А.П. Формирование системы фи-зических знаний на лекционных занятиях // Альманах современной науки и об-разования. 2008. № 7 (14). С. 105–106.
- Лавренина А.Н., Леванова Н.Г. Лекция в вузе: акцент на формирование системы знаний // Вектор науки Тольяттинского государственного универси-тета. 2014. № 4 (30). С. 249–253.
- Лавренина А.Н., Леванова Н.Г. Формирование системы физических знаний на практических занятиях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 2 (28). С. 170–172.
- Лавренина А.Н., Леванова Н.Г. Лабораторный практикум по физике в ас-пекте формирования системы знаний, умений и навыков // Современные кон-цепции научных исследований: материалы ХV Международной научно-практической конференции. Москва, 2015. № 6 (15). С. 105–108.
- Лавренина А.Н., Леванова Н.Г. Проверка и оценка результатов обучения как необходимый элемент формирования системы знаний // Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия: материалы ХI Между-народной научно-практической конференции. Новосибирск, 2015. № 4 (11). С. 142–145.
- Коган И.Ш. Обобщение и систематизация физических величин и понятий. Хайфа: Рассвет, 2006. 207 с.
- Шимко Е.А. Обобщение и систематизация знаний учащихся при изучении физических явлений, процессов, эффектов // SWORLD. 2009. Т. 19, № 1. С. 21–22.
- Шимко Е.А. Способы обобщения и систематизации естественно-научных знаний. Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2010. 173 с.
- Сеин А.А. Систематизация и обобщение знаний студентов ВТУЗОВ на ос-нове системно-структурного анализа общего курса физики: дис. … канд. пед. наук. М., 2011. 321 с.
- Дьякова Е.А. Обобщение знаний учащихся по физике в теории и практике обучения // Физика в школе. 2012. № 4. С. 4–10.