Сопоставительный анализ требований к владению фонетической стороной звучащей речи в отечественных и международных экзаменах по английскому языку
- Авторы: Пономарева Ю.А.1, Гусева Л.В.1
-
Учреждения:
- Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина, Нижний Новгород
- Выпуск: № 1 (2023)
- Страницы: 31-38
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/846
- DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2023-1-31-38
- ID: 846
Цитировать
Полный текст
Аннотация
С каждым годом количество выпускников российских средних школ, сдающих итоговые экзамены по английскому языку, неизменно растет. Изменения в документах CEFR, регламентирующих и описывающих уровни владения иностранным языком, повлекли за собой необходимость переосмысления традиционных взглядов на стандарты произношения и оценку устной части международных экзаменов по английскому языку. Статья посвящена проблеме оценки уровня владения фонетической стороной речи. Авторами был проведен сравнительно-сопоставительный анализ критериев оценки уровня владения фонологической компетенцией в различных языковых экзаменах. Отечественные и международные экзамены по английскому языку предъявляют различные требования к фонологической компетенции экзаменуемых. Предложены изменения в кодификаторы, спецификации и критерии оценивания устной части ЕГЭ по английскому языку в соответствии с мировой тенденцией на понятность речи вместо наиболее приближенного к звучанию носителя языка акцента. С введением изменений становится актуальной разработка оптимальной стратегии подготовки к различным языковым экзаменам. В исследовании сформулированы положения, на которые могут ориентироваться выпускники, сдающие ЕГЭ по английскому языку. Обучающимся рекомендуется ориентироваться на понятность речи, придерживаться соответствующего коммуникативной задаче ритмико-интонационного оформления высказывания. Важную роль играют интенсивность речи и четкость артикуляции, демонстрация готовности и желания вступить в коммуникацию. Обучающимся не рекомендуется артикулировать звуки наиболее приближенно к звучанию носителей языка.
Об авторах
Юлия Алексеевна Пономарева
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина, Нижний Новгород
Автор, ответственный за переписку.
Email: ingaliptcool@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-3293-8805
аспирант, преподаватель кафедры европейских языков и методики преподавания
РоссияЛюдмила Владимировна Гусева
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина, Нижний Новгород
Email: ludmila_guseva@yahoo.com
ORCID iD: 0000-0002-8605-4418
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иноязычной профессиональной коммуникации
РоссияСписок литературы
- Jenkins J. Repositioning English and multilingualism in English as a Lingua Franca // Englishes in Practice. 2015. Vol. 2. № 3. P. 49–85.
- Любимова А.А., Колесникова А.Н. Произносительная нормативность в контексте лингва франка: от изменения требований к изменению взглядов // Rhema. Рема. 2021. № 3. С. 82–97. doi: 10.31862/2500-2953-2021-3-82-97.
- Любимова А.А. Эмпирические подходы к изменению уровня владения фонологической компетенцией на английском языке как лингва франка // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. № 4. С. 616–621. doi: 10.30853/ped210077.
- Sokolova M., Plisov E. Cross-linguistic transfer classroom L3 acquisition in university setting // Vestnik of Minin University. 2019. Vol. 7. № 1. Р. 6–23. doi: 10.26795/2307-1281-2019-7-1-6.
- Колесникова А.Н. Сформированность фонетических представлений у современных старшеклассников на пороге школа – вуз // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 8. С. 70–73. EDN: XZOHZJ.
- Munro M.J., Derwing T.M. The foundations of accent and intelligibility in pronunciation research // Language Teaching. 2011. Vol. 44. № 3. P. 316–327. doi: 10.1017/S0261444811000103.
- Pennington M. The teachability of phonology in adulthood: a re-examination // International Review of Applied Linguistics in Language Teaching. 1998. Vol. 36. № 4. P. 323–341. doi: 10.1515/iral.1998.36.4.323.
- Колесникова А.Н., Амиров И.Р. Развитие фонологической компетенции у студентов неязыкового бакалавриата // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2022. № 205. С. 128–140. doi: 10.33910/1992-6464-2022-205-128-140.
- Kolesnikova A., Maslova A. Through the eyes of high school students: which English pronunciation norm to study in Russia? // Moscow state university bulletin. Series 19. Linguistics and intercultural communication. 2019. № 2. P. 115–123. EDN: UVVUTP.
- Твердохлебова И.П. Методическое творчество и произносительная культура речи учителя // Иностранные языки в школе. 2022. № 3. С. 2–4. EDN: LUPVST.
- Маслова А.А., Колесникова А.Н., Коренев А.А. Проблема обоснования выбора фонетической нормы английского языка для обучения студентов педагогических специальностей языковых вузов (факультетов) // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 2. С. 110–117. EDN: UOQDBP.
- Jenkins J., Leung С. English as a lingua franca // The companion to language assessment. Chichester: Wiley Blackwell, 2014. P. 1607–1616.
- Jenkins J., Leung C. Assessing English as a lingua franca // Language testing and assessment. Vol. 7 of S. May (ed.) Encyclopedia of language and education. Heidelberg: Springer, 2017. P. 103–117. doi: 10.1007/978-3-319-02326-7_7-1.
- Jenkins J., Leung C. From mythical ‘standard’ to standard reality: the need for alternatives to standardized English language tests // Language Teaching. 2019. Vol. 52. № 1. P. 86–110. doi: 10.1017/S0261444818000307.
- Dewey M. English language teachers in context: who teaches what, where and why? // The Routledge handbook of World Englishes. 2nd ed. UK: Routledge, 2020. P. 609–623.
- Павловская И.Ю. Российская фонетическая школа в контексте евразийского развития фонетики и фонологии в 20–21 веках // Иностранные языки в школе. 2022. № 3. С. 13–19. EDN: UOEAGH.
- Бубнова Г.И. Устнопорождаемая речь: лингводидактический аспект // Иностранные языки в школе. 2022. № 3. С. 20–28. EDN: DCSQNR.
- Файзрахманова Л.М. Становление и развитие фонологической компетенции в рамках развития методической науки // Известия Волгоградского педагогического университета. 2021. № 9. С. 84–91. EDN: UVDNNX.
- Колесникова А.Н. Классификация иноязычных произносительных ошибок // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 1. С. 126–134. EDN: YVONMG.
- Когалова Е.А. Восприятие высказывания в зависимости от интенсивности его звучания // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 5. С. 43–52. EDN: BCPUGM.