№ 2 (2021)

Весь выпуск

Педагогические науки

ПРИМЕНЕНИЕ ПОДХОДОВ SCRUM И KANBAN ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ

Васева Е.С., Терегулов Д.Ф., Бужинская Н.В.

Аннотация

Дистанционная форма реализации образовательных программ в высшем учебном заведении не должна влиять на качество формируемых компетенций у будущего выпускника. Для будущего успешного трудоустройства и осуществления профессиональной деятельности выпускника ИТ-сферы актуально наличие навыков и стилей работы, связанных с применением современных технологий разработки программных продуктов, лежащих в основе гибкой методологии – agile. Цель исследования – представление подхода к внедрению идей методологии agile в образовательный процесс будущего ИТ-специалиста в условиях дистанционного обучения, сопоставление возможностей реализации двух популярных технологий гибкой методологии – scrum и kanban на примере системы дистанционного обучения Moodle. Для достижения поставленной цели были применены следующие методы: сбор и анализ научных публикаций, посвященных изучению особенностей гибких технологий, возможностей их применения в образовательном процессе; наблюдение за работой студентов согласно подходам гибкой методологии при использовании системы дистанционного обучения Moodle. Проведенный анализ и наблюдение за работой студентов позволили сделать вывод о доступности внедрения методологии в образовательный процесс, реализуемый удаленно с применением системы дистанционного обучения. Сформулированы рекомендации по применению инструментов дистанционного обучения для внедрения гибких технологий в процесс обучения, а именно предложены проект дистанционного курса на примере системы дистанционного обучения Moodle, варианты настроек объектов курса, способы оценивания работы студентов. Показано, что система дистанционного обучения Moodle выступает в качестве виртуального пространства, в котором студенты взаимодействуют как участники команды, реализуют проектную деятельность согласно подходам scrum, kanban, используя такие элементы курса, как контрольный список, задание, форум и чат.

Доказательная педагогика, психология. 2021;(2):7-14
pages 7-14 views

ФАКТОРЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ РОСГВАРДИИ

Новиков И.Н.

Аннотация

В настоящее время воспитание личного состава Росгвардии в русле профессиональной деятельности играет важную роль в поддержании высокой боевой готовности войск национальной гвардии РФ, а также успешном выполнении в установленные сроки служебно-боевых задач по предназначению. Статья посвящена изучению факторов, оказывающих влияние на формирование и развитие профессиональных качеств личного состава Росгвардии в процессе служебно-боевой деятельности. На основе анализа научной литературы выделены три группы факторов, влияющих на воспитание военнослужащих и сотрудников Росгвардии: служебно-профессиональные, средовые и личностные факторы. Служебно-профессиональные факторы подразделяются на занятия по боевой (профессиональной) подготовке, выполнение обязанностей боевой службы (в войсковом наряде), морально-психологическое обеспечение и иные направления служебно-боевой деятельности. Средовые факторы включают в себя информационную среду, воинский коллектив, семью, друзей, знакомых, воинские ритуалы, ношение военной формы одежды, воинскую символику. Личностные факторы отражают внутриличностный уровень психической деятельности военнослужащих (сотрудников) и подразумевают мотивацию к самосовершенствованию, собственную активность личности и профессиональную рефлексию. Изучены мнения офицеров относительно значимости выявленных нами факторов. Результат показал значимость всех трех групп факторов, оказывающих влияние на воспитание личного состава Росгвардии. В соответствии с полученными данными сделан вывод о необходимости оптимизировать процесс воспитания личного состава Росгвардии путем охвата всех направлений военно-профессиональной деятельности.

Доказательная педагогика, психология. 2021;(2):15-20
pages 15-20 views

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНЖЕНЕРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

Фаритов А.Т., Шубович В.Г.

Аннотация

В современном стремительно меняющемся мире наблюдается значительная нехватка высококвалифицированных инженерных кадров, способных быстро реагировать на запросы рынка труда. Ускорение темпов научно-технического прогресса, возрастание доли применения высоких технологий в производственном и непроизводственном секторе экономики формирует потребность общества в раннем инженерном образовании подрастающего поколения, которое встает на путь профессионального самоопределения, с возможностью формирования инженерной компетенции, необходимой в будущем для выполнения задач на высоком уровне. В статье рассматриваются педагогические условия, которые способствуют эффективному процессу формирования инженерной компетенции обучающихся. В исследовании приняли участие школьники 7-х классов: экспериментальная (46 учащихся) и контрольная (45 учащихся) группы. Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов. Анализ эффективности влияния выделенных педагогических условий на результаты сформированности инженерной компетенции учащихся указывает на то, что наблюдается значительная положительная динамика общего уровня сформированности инженерной компетенции в экспериментальной группе. В экспериментальной группе доля учащихся с высоким уровнем увеличилась с 13,04 до 36,96 %; со средним – с 34,78 до 50,00 %, с низким – уменьшилась с 52,17 до 13,04 %. Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы подтверждают влияние выявленных педагогических условий (использование в учебном процессе технологий трехмерного моделирования и прототипирования; реализация проектной деятельности по направлению «Инженерия»; организация научного партнерства школы и высшего учебного заведения) на эффективность процесса формирования инженерной компетенции обучающихся.

Доказательная педагогика, психология. 2021;(2):21-28
pages 21-28 views

ДИСТАНЦИОННЫЙ ОНЛАЙН-КУРС ПО ОБУЧЕНИЮ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ В СИСТЕМЕ MOODLE: СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА

Чистова Е.В., Веренич Т.К., Еремина Е.В.

Аннотация

Вследствие пандемии, модернизации образовательных процессов, доступности и открытости российского образования в мировом пространстве значимость и востребованность цифровой педагогики стремительно возрастает в современном образовательном процессе. Новые условия требуют трансформации очного обучения в дистанционное. Это приводит к отставанию теоретического осмысления инновационных форм обучения от их практического воплощения. Цель работы – выявление и описание специфики педагогического дизайна дистанционного образовательного курса в системе Moodle, предназначенного для иностранных студентов. Раскрывается роль дистанционных технологий в преодолении психологических и социальных барьеров, акцентируется внимание на богатом инструментарии системы Moodle, позволяющей обеспечивать инклюзивное (в широком смысле) образование как для российских, так и для иностранных студентов. Предлагается авторское определение термина «педагогический дизайн» применительно к онлайн-обучению как новой среде взаимодействия с учащимися. Описывается опыт Сибирского федерального университета по разработке дистанционного курса «Деловой русский язык (для удаленного контингента)», предназначенного для иностранных студентов. Приводится структура курса, учебно-методическое обеспечение, детальное представление элементов и ресурсов, использованных для достижения педагогической цели, формы контроля и оценивания на расстоянии. Предложены образцы формирующего, обучающего и итогового оценивания студентов, а также способы их реализации в системе Moodle. Представлены результаты пилотной апробации курса, демонстрирующие преимущества и недостатки разработанного курса, перечислены основные критерии успешного дистанционного онлайн-курса, выведенные в ходе его пилотной апробации на малочисленной аудитории студентов из разных стран.

Доказательная педагогика, психология. 2021;(2):29-35
pages 29-35 views

Психологические науки

ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ И СЕМЕЙНОЙ РОЛИ МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Брагина Е.А., Белозерова Л.А., Прокофьева М.В.

Аннотация

В статье представлен анализ результатов сравнительного исследования отношения к ребенку и семейной роли матерей аутичных детей и детей с нарушениями речи, полученных на основе методики диагностики родительского отношения (ОРО) и методики диагностики родительских установок PARI. Установлено, что общими особенностями матерей детей с ограниченными возможностями здоровья, отличающими их от матерей нормотипичных детей, являются более негативное отношение к семейной роли, стремление ограничивать внесемейные влияния, излишняя эмоциональная концентрация на ребенке, эмоциональная дистанция, преобладание стремления ускорить развитие ребенка над стремлением развивать его активность. Корреляционный анализ показал достоверные взаимосвязи между показателями методики ОРО и методики PARI: принятия ребенка – с оптимальностью эмоционального контакта, симбиоза – с отношением к семейной роли. В группе матерей аутичных детей показатель симбиоза дополнительно оказался значимо связан с признаками «защитить ребенка» и «ускорить развитие ребенка». Достоверная связь показателя кооперации с оптимальностью эмоционального контакта установлена только для групп матерей детей с нарушениями речи и детей с нормотипичным развитием. В группе матерей аутичных детей выявлена отрицательная связь показателя кооперации с показателями эмоциональной дистанции, эмоциональной концентрации и отношения к семейной роли. В этой же группе тенденция к гиперсоциализации оказалась наиболее выраженной и значимо связанной с признаком «несамостоятельность матери», тенденция инфантилизировать ребенка – достоверно положительно коррелирующей с признаками «подавление воли», «зависимость от семьи» и достоверно отрицательно – с признаком «уравнительные отношения». Полученные результаты, как подтверждающие имеющиеся в научной литературе факты, так и новые, раскрывающие специфику отношения к семейной роли и ребенку матерей аутичных детей и матерей детей с нарушениями речи, являются важным аргументом в пользу необходимости оказания им отдельной коррекционной, а нередко и психотерапевтической, помощи.

Доказательная педагогика, психология. 2021;(2):39-45
pages 39-45 views

ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ

Морозова И.С., Пронин Е.А., Пронина М.Е.

Аннотация

Поиск путей повышения эффективности учебно-профессиональной деятельности студентов в период обучения в военном вузе остается актуальным в настоящее время. Особое значение приобретает обеспечение оптимальных способов формирования профессиональных компетенций обучающихся с учетом их личностных параметров при дефиците учебного времени. Предмет исследования – особенности саморегуляции курсантов с различным уровнем успеваемости. Исследование направлено на выявление особенностей произвольной саморегуляции и личностных характеристик курсантов с различным уровнем успеваемости по техническим дисциплинам в военном вузе. Определены теоретические подходы к изучению саморегуляции как личностного свойства, психического состояния и условия успешности протекания деятельности. Систематизированы представления о роли саморегуляции в процессе учебно-профессиональной деятельности. Теоретически обоснована необходимость учета особенностей саморегуляции курсантов военного вуза, проявляющейся в субъективной представленной направленности на определенные явления. Представлены данные о респондентах, в число которых вошел 91 курсант первого курса Новосибирского военного института. Обосновано разделение респондентов на группы с высоким и низким уровнем успеваемости. Выявлены особенности саморегуляции курсантов военного вуза с различным уровнем успеваемости, проявляющиеся в направленности произвольной саморегуляции. Определены особенности произвольной саморегуляции курсантов с высоким уровнем успеваемости, проявляющиеся в наличии выраженной настойчивости в учебной деятельности, дружелюбии по отношению к сокурсникам и выраженной познавательной потребности. Определены особенности произвольной саморегуляции курсантов с низким уровнем успеваемости, проявляющиеся в отсутствии самоконтроля и критической оценки действий, игнорировании своих ошибок, стремлении доминировать в межличностных отношениях.

Доказательная педагогика, психология. 2021;(2):46-53
pages 46-53 views

САМОПРИНЯТИЕ: ОТ ЛИЧНОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ СУБЪЕКТА

Пилипенко Т.С.

Аннотация

В практической психологии проблема непринятия себя, своего окружения, окружающего мира является одной из самых злободневных. Отмечается, что распространенные в современном обществе популярные высказывания, связанные с самопринятием, часто носят манипулятивный или директивный характер и являются негативными установками, блокирующими активность личности, ведущими к ее стагнации. Разрешение стереотипных представлений о данном феномене представляется возможным с позиции историко-теоретического анализа исследований самопринятия. В статье представлены различные подходы к пониманию самопринятия зарубежными и отечественными психологами в русле таких направлений психологии, как неофрейдизм, гештальт-психология, экзистенциальная, гуманистическая психология и др. Обсуждаются изменения в исследовании самопринятия, отмечается, что, несмотря на различные представления классиков психологии о понимании данного феномена, самопринятие определяется ими как активный процесс, способствующий самосовершенствованию и самоактуализации личности, что противоречит скрытому смыслу популярных жизненных тезисов о самопринятии. Сделан акцент на перспективе исследования самопринятия с позиции субъектного подхода, как феномена, инициирующего активность человека в организации и регуляции собственной жизнедеятельности, способствующего дальнейшему развитию субъекта, его самоактуализации. Рассматриваются противоречивые характеристики самопринятия как субъектной характеристики: самопринятие позволяет перейти от самопознания к самосовершенствованию, в то же время высокий уровень самопринятия требует определенного уровня развития субъектности. Автор отмечает парадоксальное понимание феномена самопринятия преимущественно в рамках позитивного отношения к себе, что может способствовать идеализации образа своего «Я» и вести к внутриличностному регрессу.

Доказательная педагогика, психология. 2021;(2):54-59
pages 54-59 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах