№ 3 (2021)
- Год: 2021
- Статей: 5
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/issue/view/14
-
Описание:
Опубликован 30.09.2021
Весь выпуск
Педагогические науки
1951-1958 ГОДЫ - ВРЕМЯ ПЕРВЫХ: У ИСТОКОВ СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ФИЛИАЛА КУЙБЫШЕВСКОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ПРИ КУЙБЫШЕВГИДРОСТРОЕ В СТАВРОПОЛЕ (ТОЛЬЯТТИ)
Аннотация
Исследована роль градообразующего строительства Куйбышевской гидроэлектростанции (КГС) на Волге в процессе создания в провинциальном Ставрополе (ныне городской округ Тольятти) филиала Куйбышевского индустриального института имени В.В. Куйбышева (КИИ) при Куйбышевгидрострое (с 2001 года – Тольяттинский государственный университет). Проведен историко-педагогический анализ процессов становления и развития университета в первые годы его истории, повлиявших на формирование его материальной базы. Рассмотрены не только особенности планового возведения учебных корпусов вуза первоочередной постройки Центрального района на новой территории Ставрополя, но и проекты, не получившие воплощения или построенные, но функционировавшие непродолжительное время. Проанализированы первоначальные этапы благоустройства вузовских помещений и территории. На основании анализа архивных данных, музейных экспозиций воссоздан воображаемый маршрут экскурсии по территории вуза в исследуемый период. Впервые публикуются схемы реконструкции компактного размещения студентов филиала КИИ при Куйбышевгидрострое на протяжении двух важных этапов его становления. Первый этап исследования охватывает период с 1951 по 1953 год, в течение которого была создана инфраструктура вуза для временного функционирования до затопления Ставрополя Жигулевским морем. Результаты второго этапа исследования (период завершения строительства ГЭС с 1954 (после затопления исторической территории Ставрополя) по 1958 год) позволили реконструировать вузовскую инфраструктуру на новой территории города. Эти первые здания почти полностью утрачены, на их месте возведены постройки с другим целевым назначением. Поэтому особую ценность представляет выделение самой первой из ныне существующих территорий, входящих в университетскую инфраструктуру. Установлено, что важную роль в создании материальной базы вуза играло государство, городские власти и руководство строительства Куйбышевской гидроэлектростанции. Становление первого в Ставрополе вуза, выросшего впоследствии в Тольяттинский государственный университет, способствовало ускоренному развитию всей городской инфраструктуры. Выявлено, что за годы строительства КГС в созданном при ней вузе была построена материально-техническая база, предоставляющая возможность для качественной подготовки инженерных кадров, соответствующих мировым стандартам.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНОГО СОДЕРЖАНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ)
Аннотация
Статья посвящена изучению особенностей организации и управления процессом осмысления социально-гуманитарных знаний учащимися общеобразовательной школы. Цель исследования – разработка и апробация дидактической структуры организации и управления осмыслением социально-гуманитарных знаний и используемых в комплексе с ней специально разработанных проблемных вопросов, ситуаций и заданий, направленных на активизацию осмысления учебного материала с целью его прочного усвоения. Описана дидактическая структура организации и управления осмыслением социально-гуманитарных знаний как специальная система учебной работы, включающая: мотивирование учеников к познанию, осмыслению, воспринятого; организацию и проведение активного осмысления на основе применения активных приемов и методов обучения; открытие и закрепление нового знания, формирование понятий. Представлены результаты ее экспериментальной апробации, показаны данные комплексного изучения уровня и характера мотивированности учеников к осмыслению социально-гуманитарных знаний на основе применения методики определения мотивации учебной деятельности, уровней и типов, методики определения углубленности и устойчивости познавательного интереса и степени глубины познания предмета, методики диагностики направленности учебной мотивации. Описаны разработанные проблемные вопросы, ситуации и задания, показавшие высокую эффективность в процессе организации активного осмысления знаний. Изложены промежуточные и итоговые результаты эксперимента на основании определения критериев и уровней развития мыслительной деятельности учеников и проведенных замеров с применением методик: «КОТ определения интегрального показателя общих способностей», «Школьный тест умственного развития», «Интеллектуальная лабильность». Доказана динамика повышения уровня развития мыслительной деятельности учеников на 10,1 %, подтвержден факт повышения активности учеников в осмыслении социально-гуманитарных знаний. Научная новизна представленных результатов состоит в определении эффективности предложенной дидактической структуры организации и управления осмыслением социально-гуманитарных знаний, уточнении потенциала использования проблемных вопросов, ситуаций и заданий в целях активизации мыслительной деятельности учащихся и прочности усвоения знаний.
КОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Аннотация
В статье описывается актуальный подход к управлению качеством среднего профессионального образования (СПО) в условиях его модернизации, предусматривающий когнитивное моделирование образовательного процесса в колледже. Проведен анализ воздействия на качество образования в колледже проектных инициатив в отечественной системе СПО: распространения дуального обучения, оценки образовательных результатов посредством национальной системы квалификаций и стандартов WorldSkills, цифровой трансформации образования. Когнитивное моделирование позволило изучить количественное изменения качества образования в ответ на вариации управляющих переменных – проектных инициатив в отечественной системе СПО – и моделировать результаты применения разных стратегий развития образовательного учреждения СПО. На основе обработки матрицы мнений экспертов сформирована когнитивная карта образовательного процесса. Приведены описание когнитивной модели образовательного процесса колледжа и результаты сценарного моделирования влияния проектных инициатив на качество образования. Характеристики когнитивной модели образовательного процесса определены с помощью PEST- и SWOT-анализа. PEST-анализ выявил десять различных факторов (концептов), влияющих на образовательный процесс в колледже: качество образования, независимая оценка квалификации, цифровизация образования, теоретическое обучение, практическое обучение, посещаемость учебных занятий, успеваемость студентов, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, дуальное обучение, квалификация педагогического состава. SWOT-анализ установил причинно-следственные взаимосвязи между факторами, оценил их силу и направленность. Представленная методика когнитивного моделирования образовательного процесса колледжа позволяет реализовывать новые возможности стратегического планирования системы менеджмента качества СПО.
Психологические науки
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ УШУ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Аннотация
Психолого-педагогическая практика все чаще сталкивается с проблемой воспитания агрессивных подростков. Подросток подвержен большому количеству стрессов, и в результате изменений, происходящих в центральной нервной системе, происходят изменения и в психических процессах, что в сочетании с факторами воздействия социальной среды способствует возникновению агрессивного поведения. Подростки, занимающиеся спортом, более сдержанны и дисциплинированны. В выборку исследования вошли юноши в возрасте от 13 до 15 лет, ранее не занимавшиеся ушу. Для измерения средних показателей агрессии у испытуемых проводилось тестирование с помощью опросника Л.Г. Почебут и опросника агрессивности Баса – Перри в начале и в конце эксперимента. Выбранная группа подростков занималась ушу три раза в неделю по одному часу в день на протяжении восьми месяцев. В экспериментальном комплексе ушу были использованы циклические упражнения, базовые поточные энергичные упражнения, прыжки, спарринги, дыхательная и оздоровительная китайская гимнастика, которая влияет на гармонизацию психоэмоциональных процессов. Упражнения способствовали снятию мышечного тонуса и развитию навыков самоконтроля. Использовались как контактные боевые методики, так и бесконтактные – одиночные и восстановительные. Исследование показало, что регулярные занятия оздоровительным ушу положительно повлияли на испытуемых и у них снизились средние показатели уровня агрессии. Занятия оздоровительным ушу в группе испытуемых подростков способствовали снятию психоэмоционального напряжения через выплеск энергии с помощью физической нагрузки и медитативных техник.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация
В статье на основе анализа результатов проведенного массового анонимного анкетного опроса работников уголовно-исполнительной системы Самарской области определены некоторые характеристики организационной культуры данной системы, представленные в виде групповых ценностей, отношений, поведенческих норм, правил и традиций, регулирующих профессиональное поведение работников. Такими наиболее выраженными характеристиками, по мнению большинства опрошенных работников, являются: сдержанность в служебных взаимоотношениях; использование в общении работников разнообразных форм коммуникации; единообразие стиля одежды (униформа); строгое отношение ко времени, пунктуальность. Относительно других характеристик организационной культуры: практики приема пищи; степени формализации отношений работников; уровня сформированности у работников ценностей и норм профессионального поведения, мировоззренческих позиций; наличия условий для развития и самореализации работников; отношения к работе как к ценности, отношения к своим обязанностям, взаимосвязи между результатами труда работников и их вознаграждением, наличия планирования профессиональной карьеры персонала – мнение опрошенных работников разделилось примерно поровну. Обозначены факторы, влияющие на формирование этих характеристик. К ним относятся строгая регламентация профессиональной деятельности, возможная экстремальность, связанная с проявлениями агрессии со стороны осужденных, а также некоторые неблагоприятные условия работы. Все это может приводить к эмоциональному выгоранию и профессиональной деформации личности работников. В этих условиях могут формироваться такие характеристики организационной культуры, которые негативно отражаются на личных и деловых взаимоотношениях работников, их отношении к осужденным и к своей профессиональной деятельности. Предложен ряд рекомендаций, направленных на оптимизацию характеристик организационной культуры в подразделениях уголовно-исполнительной системы Самарской области.