№ 1 (2019)
- Год: 2019
- Статей: 11
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/issue/view/4
-
Описание:
Опубликован 29.09.2019
Весь выпуск
Педагогические науки
ИЗМЕНЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИЙ
Аннотация
В статье рассмотрены изменения в архитектуре образовательного пространства технического вуза, обусловленные развитием сотрудничества университета, бизнеса и государства. Складывающаяся концепция тройной спирали служит драйвером развития технического образования и способствует формированию управленческих, коммуникативных и предпринимательских компетенций инженеров нового формата. Дан краткий анализ изменений, происходящих сегодня в техническом университете, которые позволяют говорить о создании соответствующей среды для подготовки профессионально квалифицированных инженерных кадров нового поколения, способных не только генерировать идеи, но и доводить их до коммерциализации. В статье показано, что в условиях интеграционных изменений усложнились требования к выпускникам технического вуза, которые в условиях рыночной конкуренции должны соответствовать вызовам нового времени, тем самым мобилизуя преподавателей к поиску путей включения будущих инженеров в реальную исследовательскую, предпринимательскую и инновационную деятельность. Успешность протекания инновационных процессов в техническом образовании зависит во многом от педагогических кадров, их ценностного отношения к происходящим изменениям. Соответственно, профессионально-педагогическая деятельность преподавателя в условиях интеграционных изменений должна проходить на качественно ином уровне и носить междисциплинарный характер. Все это вызывает потребность в поддержке преподавателя технического вуза, направленной на повышение его педагогической компетентности, расширении спектра его профессиональной деятельности посредством внедрения инновационных стратегий, технологий, способов обучения инженеров в соответствии с запросами реального сектора экономики.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА НА БАЗЕ МИКРОКОНТРОЛЛЕРА ATMEGA ДЛЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В рамках новых и дополняющихся ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) к современному уроку предъявляется ряд требований, часть из которых связана с метапредметностью и практической направленностью получаемых знаний, а также обучением учеников способам действий, работающим на опережение требований системы высшего профессионального образования и рынка труда. Одним из перспективных технических средств формирования рассматриваемых умений и навыков в старшей школе, на наш взгляд, выступает платформа Arduino и ее аналоги – микроконтроллеры на процессорах Atmega. В настоящее время применение платформ в образовательном процессе только начинает развиваться.
Отмечено, что в научно-методической литературе недостаточно работ, предлагающих методику обучения с комплексным применением платформ, содержащих разработанный набор практических апробированных работ, рассматривающих систему качественного освоения основ «умной» электроники в рамках физики и информатики, а также диагностических и контрольно-измерительных материалов, проверяющих сформированность полученных умений.
Рассмотрены возможности и выделены методические проблемы использования известной платформы Arduino в системе школьного образования, представлена авторская модель освоения платформ в образовательном процессе и описан опыт авторов по их применению, в том числе с целью реализации межпредметных связей.
Предложенная модель предназначена для образовательных программ профильного обучения по физико-математическому, химико-биологическому, информационно-технологическому направлениям и предусматривает три этапа внедрения на разных ступенях школьного обучения.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Аннотация
Развитие информационного общества привело к возникновению новых понятий, характеризующих качества личности, необходимые для жизни в нем. Одним из таких качеств является информационное мировоззрение. Введение в подготовку будущего педагога дисциплин, отвечающих за информационное образование, способствует получению знаний, умений в информационной области, формированию информационной компетентности, однако для формирования информационного мировоззрения этого недостаточно. Этим обуславливается необходимость изучения данного процесса.
Одним из этапов изучения педагогического процесса является его моделирование. Построение педагогической модели позволит, во-первых, исследовать процесс до его начала, во-вторых, более детально организовать его, скорректировать и реализовать. Целью статьи является построение педагогической модели процесса непрерывного формирования информационного мировоззрения будущего педагога.
Для построения модели выделены дисциплины учебного плана, содержащие потенциал для формирования компонентов информационного мировоззрения; определены формы, методы и средства обучения; продуман входной, текущий и итоговый контроль уровня сформированности информационного мировоззрения будущего педагога.
Результатом исследования является структурно-функциональная модель, состоящая из четырех блоков: целевого (цель педагогического процесса: формирование информационного мировоззрения будущего педагога), содержательного, организационно-методического (формы, методы и средства обучения), рефлексивно-оценочного (виды и последовательность контроля). Содержательный блок включает в себя этапы формирования информационного мировоззрения, формируемые компоненты исследуемого качества, методологические подходы и дидактические принципы обучения. В блоке показана связь этапов формирования информационного мировоззрения и формируемых компонентов (аксиологического, когнитивного, деятельностно-практического).
Построенная педагогическая модель процесса формирования информационного мировоззрения будущего педагога отражает его сущностные характеристики и дает целостное представление о процессе.
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Исторические преобразования последних лет резко изменили ценностные ориентиры российского общества, что повлекло за собой изменение целей и задач, стоящих перед образованием. Продуктом образования должна стать личность, обладающая индивидуальностью, стремящаяся к самообразованию, способная организовать собственную творческую деятельность с учетом меняющихся условий жизни, требований общества. В связи с этим вопрос развития творческих способностей детей является одним из актуальных в настоящее время.
В статье представлен опыт теоретического и диагностического исследования творческих способностей учащихся младшего школьного возраста, охарактеризовано понятие «творческие способности» в педагогическом контексте. Творческие способности рассматриваются как результат овладения младшим школьником знаниями, умениями, навыками, необходимыми для того или иного вида художественно-творческой деятельности. С позиции деятельностного подхода к творчеству в рамках данного исследования художественно-творческая деятельность рассматривается как средство развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста.
В статье представлена критериально-уровневая характеристика развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста, в которой каждый из выделенных критериев имеет систему показателей, характеризующих проявление исследуемых качеств по данному критерию. Подробно представлена каждая диагностическая методика, соответствующая одному из выделенных критериев. Проведен анализ результатов выделенных показателей диагностического исследования развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста. По всем исследуемым показателям и критериям в исследуемой группе младших школьников на высоком уровне творческие способности развиты у 36,5 % учащихся, на низком – у 13,5 % учащихся, 50 % учащихся имеют средний уровень развития творческих способностей.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ОБЖ (8 КЛАСС) ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПОНЯТИЙ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме формирования системы понятий о чрезвычайных ситуациях техногенного характера на уроках при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности». В современном школьном образовании в области безопасности жизнедеятельности понятия чаще всего предоставляются учащимся в готовом виде, что отражается в низком уровне предметных знаний школьников, поскольку механическое заучивание понятий не способствует развитию активных мыслительных процессов. При этом в практике предметного обучения недостаточно представлены методические рекомендации по применению активных (интерактивных) методов и средств обучения при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности», позволяющих актуализировать и интенсифицировать образовательный процесс и тем самым вовлечь школьников в активную познавательную деятельность.
Основной целью статьи стало раскрытие методики организации и проведения урока ОБЖ в 8 классе при помощи средств наглядного моделирования, применение которых направлено на формирование высокого уровня предметных знаний у школьников за счет использования различных графических объектов (знаков, картинок, символов, условных обозначений и пр.), цветовых оттенков, ассоциаций, связующих линий и т. д. Основу средств наглядного моделирования в представленной экспериментальной методике составили ментальные карты, отображающие структуру системы понятий, взаимосвязь понятий и их генезис.
Представлен пример разработанной экспериментальной методики урока с применением средств наглядного моделирования (ментальных карт) при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (8 класс). Рассмотрен план-конспект урока ОБЖ, в котором подробно раскрыт ход урока ОБЖ, а также продемонстрированы примеры сформированных ментальных карт, содержание которых наглядно отображает систему понятий о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, в частности об авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ.
Психологические науки
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Аннотация
Статья посвящена изучению эмоционального выгорания руководителей образовательных учреждений и его взаимосвязи с личностными особенностями и ценностными ориентациями. Актуальность поднятой темы обусловлена возникающим противоречием между требуемой от руководителя активной самореализацией и отсутствием личностных ресурсов. Это способствует возникновению у руководителей образовательных учреждений устойчивых отрицательных эмоциональных состояний, выражающихся в перенапряжении, переутомлении. В выборку исследования вошли 40 человек – руководители образовательных учреждений г. о. Тольятти. В исследовании раскрываются личностные особенности руководителей образовательных учреждений, их ценностные ориентации и проводится анализ влияния на их эмоциональное выгорание. Было выявлено, что у трети респондентов, принимавших участие в исследовании, высокий уровень психоэмоционального напряжения и стресса, что, в свою очередь, провоцирует развитие отдельных симптомов эмоционального выгорания. К основным личностным особенностям, взаимосвязанным с эмоциональным выгоранием у исследуемой группы руководителей образовательных учреждений, относятся эмоциональная нестабильность, излишняя сдержанность, подозрительность, тревожность, низкая нормативность поведения и напряженность. Были обнаружены статистически значимые взаимосвязи между синдромом эмоционального выгорания у руководителей образовательных учреждений и терминальными и инструментальными ценностями, такими как жизненная мудрость, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, уважение окружающих и друзей, работа над собой, самосовершенствование, свобода, самостоятельность, хорошие отношения в семье, уверенность в себе, непримиримость к недостаткам, смелость в отстаивании своих взглядов, терпимость и эффективность в делах.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
Аннотация
На современном этапе развития общества система образования переживает этап активной модернизации, что, в свою очередь, предъявляет ряд новых требований к преподавателям, таких как компетентность в рамках своей сферы деятельности, педагогическое мастерство, а также заинтересованность и профессиональная мотивированность, максимальное включение в педагогический процесс и самореализация в новых условиях трудовой деятельности. Актуальность исследования взаимосвязи профессиональной мотивации и синдрома эмоционального выгорания педагогов обусловлена высокой социальной значимостью их профессиональной деятельности.
В статье предпринята попытка поиска психологических условий предупреждения возникновения синдрома эмоционального выгорания педагогов. На основании результатов корреляционного анализа в качестве такого условия предлагается рассматривать профессиональную мотивацию личности.
В проведенном исследовании участвовали преподаватели общеобразовательных школ г. о. Тольятти в количестве 82 человек от 24 до 65 лет. Половое соотношение в выборке выражается в сочетании 62 женщин и 20 мужчин.
Полученные данные свидетельствуют о существовании достоверных прямых и обратных взаимосвязей между выраженностью таких явлений, как синдром эмоционального выгорания и мотивационно-потребностная сфера в педагогической деятельности преподавателей. Так, установка личности педагога в первую очередь на эгоизм, деньги способствует формированию и развитию синдрома эмоционального выгорания, его фаз и симптомов. Внешняя мотивация выбора и в последующем ее реализация в педагогической деятельности способствует тому, что у учителя формируются симптомы эмоционального выгорания. Чем выше у педагога мотивация достижения, тем в меньшей степени формируются симптомы эмоционального выгорания.
ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООТНОШЕНИЯ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ У ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Аннотация
В статье представлены результаты и анализ эмпирического исследования, направленного на выявление зависимости самоотношения и индивидуально-типологических, социально-психологических и профессионально-карьерных характеристик государственных служащих. В проведенном исследовании приняли участие 204 государственных служащих, проживающих в городе Улан-Удэ, Республика Бурятия, в возрасте от 21 года до 57 лет. При проведении статистического анализа данных мы устанавливали зависимость результатов исследования от следующих показателей: должность, пол, возраст, специальное базовое образование, мотивация одобрения.
Изучение взаимосвязи самоотношения с психологическими характеристиками у государственных служащих выявило различие в показателях самоотношения у респондентов разного стажа, возраста и пола. Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что возраст и пол опосредуют взаимосвязи самоотношения с должностями государственных служащих. Анализ взаимосвязи самоотношения государственных служащих с их должностью показал, что у специалистов, занятых в сфере государственной службы, ценностно-смысловые отношения более развиты, чем у руководителей той же сферы.
Анализ самоотношения государственных служащих с их специальным базовым образованием выявил, что наиболее проблемное, дисгармоничное самоотношение в данной выборке присуще государственным служащим с базовым педагогическим образованием, а наиболее положительное самоотношение у государственных служащих, имеющих юридическое базовое образование.
Анализ взаимосвязи самоотношения с мотивацией одобрения государственных служащих показал, что с повышением потребности в социальном одобрении возможно осознание своего Я как внутреннего стержня, обеспечивающего целостность личности, либо проявление склонности к закрытости и отсутствию желания изменяться.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ГАРМОНИЧНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Аннотация
Социально-экономическое и культурное развитие России напрямую связано с человеческим фактором, готовностью молодежи к самореализации в разных видах деятельности. С одной стороны, глобализация социокультурных процессов способствует росту возможностей для самореализации молодежи, а с другой стороны, вносит неопределенность и неустойчивость в систему нравственных ценностей и норм. Не всегда профессиональная и личностная самореализация студентов юношеского возраста опирается на духовно-нравственные ориентации и качества личности, что может приводить к негативным последствиям.
Проведено эмпирическое исследование самореализации личности у студентов в юношеском возрасте (19 лет – 22 года) в период обучения в вузе, зафиксированы особенности проявления самореализации у студентов. Эмпирически определены взаимосвязи между системой духовно-нравственных компонентов и гармоничным уровнем проявления самореализации личности студентов юношеского возраста. Среди преобладающих показателей самореализации студентов юношеского возраста были выявлены компоненты креативности, интернальности, оптимистичности, осмысленности целей и ценностей самореализации, эгоцентрической направленности и конструктивности.
Определено, что самореализация личности у большинства студентов выборки соответствует адаптивному и инертному уровню развития. Эмпирически установлено, что гармоничная самореализация студентов положительно взаимосвязана с мотивами социальной значимости и полезности собственной деятельности, межличностными нравственными ориентациями доброжелательности, благородства и милосердия, сострадания и помощи; мировоззренческими духовно-нравственными представлениями о совокупности психического в человеке, о духовном потенциале, о саморазвитии конкретного человека и эволюции человечества; духовно-нравственными и духовно-волевыми качествами: эмпатичностью, доброжелательностью, ответственностью, уверенностью в себе, самокритичностью в нравственной самооценке своего поведения.
ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Аннотация
Статья посвящена изучению проблемы рискованного поведения в подростковом периоде. Риск – неотъемлемый атрибут жизни человека. Каждому из нас приходится иногда принимать решения, последствия которых трудно оценить. Для отрочества характерна переоценка отношения к жизни, появление желания осуществлять контроль за всеми ее проявлениями. Одним из способов осуществления подобного контроля может быть рискованное поведение, когда через собственный опыт познается окружающая действительность. В рискованном поведении проявляются тенденции как негативного, так и позитивного планов. Между тем именно в подростковом возрасте оно обусловливает возникновение непредсказуемой угрозы для здоровья и жизни человека, является недостаточно адаптированным и мало прогнозируется. Все вышеизложенное свидетельствует о целесообразности изучения рискованного поведения подростков, выявления личностных детерминант склонности к риску. Автором организовано и проведено эмпирическое исследование взаимосвязи личностных особенностей подростков и склонности к рискованному поведению. В качестве диагностического инструментария использовались опросник А.Г. Шмелева для определения склонности к риску, методика М. Цуккермана «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению», для определения личностных факторов использовалась методика Г. Айзенка «Самооценка психических состояний» и опросник Р.В. Овчаровой. В исследовании приняли участие 60 подростков в возрасте 15–16 лет. Анализ данных показал высокую предрасположенность подростков к рискованному поведению с доминированием стремления к поиску острых ощущений. Выделены следующие личностные факторы рискованного поведения подростков: тревожность, агрессивность, ригидность, фрустрированность и неадекватная самооценка. Статистический анализ подтвердил наличие корреляционной связи между склонностью к риску и низкими уровнями тревожности, ригидности, фрустрированности, а также высокой агрессивностью и самооценкой.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Всемирная организация здравоохранения считает, что синдром эмоционального выгорания (СЭВ) требует медицинской помощи. СЭВ способствует проявлению некоторых психиатрических и психосоматических нарушений, приводит к росту случаев суицидальных поступков среди медработников. Ученые, занимающиеся изучением синдрома выгорания, обращают внимание на то, что его развитие не ограничивается лишь профессиональной сферой, а постепенно начинает проявляться и в личной жизни медика в его взаимоотношениях с близкими людьми. Большое количество исследований было посвящено изучению различных форм профессиональных деформаций у медработников, однако они не в полном объеме раскрывают суть СЭВ.
Работа посвящена исследованию выявления выгорания у медицинских работников женской консультации различного возраста и с различным стажем трудовой деятельности. Использовалась методика диагностики уровня эмоционального выгорания, разработанная В.В. Бойко. Данная методика позволила диагностировать главные симптомы СЭВ у медицинских работников и выявить у них такие фазы развития стресса, как фаза напряжения, резистенции и истощения. Проведенные нами исследования показали, что фаза резистенции у медработников проявляется в 48 % случаев у респондентов в возрасте 30–40 лет и у 66 % респондентов в возрасте 50–60 лет. Это свидетельствует о наличии у тестируемых защитных механизмов. При формировании этих симптомов происходит деформация личности медицинского работника, что выражается в неадекватных эмоциональных реакциях, формальном отношении к выполнению своих должностных обязанностей. В стадии формирования у каждого третьего медработника выявлены все три фазы, что указывает на то, что большинство медработников испытывают в ходе своей профессиональной деятельности психоэмоциональное напряжение и стресс, провоцирующие развитие СЭВ.