№ 1 (2020)

Весь выпуск

Педагогические науки

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФЕХТОВАНИЕМ НА КОЛЯСКАХ НА САМООЦЕНКУ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЦП

Горохова Н.П., Рубцова Н.О.

Аннотация

Рассмотрены особенности свойств личности подростков с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, механизмы, обеспечивающие процессы формирования ценностей личности, и факторы, влияющие на эмоционально-волевое состояние подростков с ДЦП. Цель исследования – изучение влияния занятий фехтованием на колясках на самооценку свойств личности и межличностные отношения у подростков с ДЦП.

Описаны и проанализированы методические приемы проведения занятий фехтованием на колясках с подростками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Методические приемы, использованные в рамках учебно-тренировочных занятий по фехтованию на колясках, направлены на эффективную работу тренера с учениками, формирование навыков взаимодействия в группе, гармонизацию эмоциональных реакций, а также воспитание ответственного отношения к учебно-тренировочному процессу. Данные методические приемы включают вербальную оценку, отказ от излишней опеки, преднамеренное создание ситуаций успеха, систему взаимоотношений «тренер – ученик». Для определения свойств личности был использован тест «Личностный дифференциал», адаптированный в Институте им. В.М. Бехтерева. Контрольный эксперимент показал динамику улучшения психоэмоциональной сферы у подростков экспериментальной группы: значение показателя «Оценка» возросло на 6,05 балла, значение показателя «Сила» увеличилось в среднем на 4,3 балла, рост значения показателя «Активность» составил 7,4 балла. В контрольной группе достоверных изменений не обнаружено.

Достижение подростками с повреждением опорно-двигательного аппарата реальных результатов в коррекции двигательных нарушений в результате занятий фехтованием на колясках приводит к повышению самооценки и жизненной активности, что способствует нарастанию мотивации к реабилитационному процессу.

Доказательная педагогика, психология. 2020;(1):7-11
pages 7-11 views

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Ларина Е.А., Перевалова В.Н.

Аннотация

Одним из распространенных речевых нарушений, представляющих собой сложный симптомокомплекс, проявляющийся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речи, является стертая форма дизартрии. Предметом работы являются малоизученные особенности темпо-ритмической организации речи у дошкольников, имеющих стертую форму дизартрии, и описание авторских адаптированных приемов по их формированию. Описаны формы стертой дизартрии, ее специфические проявления, нарушения, в том числе неврологические, которые негативно сказываются на речевом становлении дошкольников. Раскрывается содержание понятия «темпо-ритмическая организация речи» и описывается значение данного компонента просодики. Основное внимание в работе уделено описанию направлений логоритмической работы, рассмотрению организационных и содержательных аспектов, способствующих преодолению речевых нарушений с помощью систематизированных двигательных упражнений в сочетании со словом и музыкой. Описана структура логопедического занятия и обоснована необходимость использования логопедической ритмики как средства преодоления нарушений темпа и ритма (двигательного, музыкального и речевого) у дошкольников со стертой формой дизартрии. На основе обобщенного практического опыта ученых, занимающихся данной проблемой, в статье представлены и четко описаны ключевые элементы логоритмики, которые могут быть включены в структуру логопедического занятия для оптимизации формирования темпа и ритма у дошкольников. Так как темпо-ритмическая организация речи является высшим уровнем развития двигательной функции организма, базируясь на моторном обеспечении, то в предложенных авторами упражнениях на всех этапах работы значительное внимание уделяется совершенствованию общей и мелкой моторики, координации движений, ориентации в пространстве, регуляции мышечного тонуса.

Доказательная педагогика, психология. 2020;(1):12-17
pages 12-17 views

КАРАСУБАЗАРСКАЯ ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Шелягова А.А.

Аннотация

Проведен историко-педагогический анализ процесса становления и развития Карасубазарской женской гимназии Симферопольского уезда Таврической губернии в начале XX века. Установлено, что на содержание Карасубазарской женской гимназии ежегодно выделялись денежные ассигнования от государственного казначейства, городской управы, еврейского общества, а также бюджет гимназии пополнялся за счет платы за обучение, сумма которой ежегодно менялась. Важную роль в материальном и финансовом обеспечении гимназии играл попечительский совет. Ретроспективный анализ дает возможность утверждать, что в исследуемый период структурно гимназия состояла из рекреационного и гимнастического залов, помещений для приготовительных классов и практических занятий учениц 8-го класса, фундаментальной библиотеки, физического кабинета и кабинета естественных наук и учебных пособий. Выявлено, что количество учащихся гимназии постоянно возрастало, и среди гимназисток преобладали дети мещан, крестьян, дворян, чиновников и купцов, как правило, православного вероисповедания. Проанализировано и охарактеризовано содержание гимназического образования, которое имело классическую направленность: русский язык и словесность, математика, педагогика, история, география, естественная история, педагогика, физика, космография, чистописание, рукоделие, рисование, пение, музыка и танцы, гимнастика и гигиена. Ведущее место занимало изучение французского и немецкого языков. Отмечено, что учебное начальство занималось разработкой правил о внешкольном надзоре и заботилось не только о воспитании девушек в стенах гимназии, но и о том, как они ведут себя за ее пределами. Установлено, что Карасубазарская женская гимназия давала общее образование, предоставляла возможность после ее окончания заниматься учительской деятельностью в уездных и низших училищах, готовила к поступлению в университет, воспитывала культурного человека, а также стремилась к сохранению традиций воспитания и образования.

Доказательная педагогика, психология. 2020;(1):18-25
pages 18-25 views

Психологические науки

КОРРУПЦИЯ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И МОРАЛЬНОГО НАСИЛИЯ НАД ЛИЧНОСТЬЮ

Абдуллин А.Г., Лихолетов В.В.

Аннотация

Исследование посвящено слабоизученной области психологических проблем – психологии коррупции. Цель работы – проведение первичного анализа проблемы коррупции как особой формы психологического и морального насилия, рассмотрение ее индивидуально- и социопсихологических аспектов. Обсуждаются философские, биопсихологические и социокультурные грани феномена насилия. Проводится анализ проблем коррупции как особой формы психологического и морального насилия над личностью человека, рассмотрены индивидуально- и социопсихологические аспекты этого вида насилия. С позиций историко-культурной эволюции черт российской ментальности прослеживается нелегкий путь институционального признания в России базовых идеалов человека – его свободы, чести и достоинства. Проведен анализ воздействия отечественной коррупции разных уровней (от бытовой до идейной) как формы психологического и морального насилия на представителей всех возрастных и профессионально-деловых групп российского общества: от детей и подростков до лиц пенсионного возраста, от инноваторов до предпринимателей. Выявлен спектр морально-психологических травм, порождаемых встречей людей с коррупционными проявлениями в социально-экономической жизни страны. Рассмотрен ряд способов психологической самозащиты личности, включающий распространенные средства народного фольклора, ненормативной лексики и юмора, а также средства современных социальных сетей. Отмечено, что психотерапевтический эффект последних сегодня активно исследуется представителями психолого-медицинской науки. В ходе анализа базовых терминов исследуемой области сделано предложение о возможности формирования на их основе комбинации тематики перспективных научных проектов в сфере психологии.

Доказательная педагогика, психология. 2020;(1):29-36
pages 29-36 views

ВЗАИМОСВЯЗЬ КАУЗАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ УСТАНОВКАМИ И МОТИВАЦИЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-ВОЛОНТЕРОВ

Курусь И.А., Пономаренко И.В., Бодунова Е.И.

Аннотация

В последнее время отмечается повышение интереса к проблеме развития добровольческой деятельности, в связи с чем представляется актуальным анализ индивидуально-психологических характеристик лиц, вовлеченных в волонтерство. В статье приведен анализ взаимосвязи каузальной ориентации с социально-психологическими установками и мотивацией достижения у студентов, включенных в добровольческую деятельность. Исследование проводилось в 2019 году, в нем приняли участие 27 человек (средний возраст – 18±1,8 года) – студенты вузов г. Новосибирска. У студентов-волонтеров выявлены основные социально-психологические установки на процесс, альтруизм и труд; ведущий тип мотивационной подсистемы автономный (внутренний); доминирует мотивация на избегание неудачи. В целом волонтеры характеризуются дисгармоничными установками. Так, для них характерно получение удовольствия от процесса деятельности, что зачастую может приводить к затягиванию сроков ее выполнения и формированию негативного отношения при увеличении объемов работы; они часто выполняют работу в ущерб себе, забывая о собственных потребностях. Таким образом, студенты, занимающиеся добровольческой деятельностью, имеют внутренний локус контроля и характеризуются установками просоциальной направленности, т. е. ориентированы на идею.

При проведении корреляционного анализа была получена обратная корреляция по шкале безличной каузальной ориентации с установками на результат, свободу, мотивацию на достижение успеха. Результаты исследования показывают, что чем больше выражена мотивация, направленная на достижение успеха, ориентация на свободу и результат, тем меньше проявляется безличная каузальная атрибуция.

Доказательная педагогика, психология. 2020;(1):37-41
pages 37-41 views

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СТРУКТУРЫ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ, СКЛОННОЙ К САМОПОВРЕЖДАЮЩЕМУ И САМОРАЗРУШАЮЩЕМУ ПОВЕДЕНИЮ

Ощепков А.А., Фриауф В.В.

Аннотация

Исследование направлено на выявление особенностей ценностных ориентаций и системы компонентов жизнестойкости личности молодого человека, склонного к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. С позиций диспозиционной концепции личности делается предположение о взаимосвязи системы ценности и жизнестойкости личности как компонентов целостной иерархической структуры личности, как факторов, связанных с уровнем склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению у молодежи. С целью эмпирической проверки указанной гипотезы проведено исследование систем ценностей ориентаций и структуры жизнестойкости личности молодежи. Исследование проводилось в Димитровградском инженерно-технологическом институте – филиале Национального исследовательского ядерного университета «Московский инженерно-физический институт». Выборка исследования включала 90 студентов в возрасте 18–20 лет. Использовались следующие методики: тест жизнестойкости С. Мадди, шкалы диагностики склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению методики А.Н. Орел, ценностный опросник Ш. Шварца. Интерпретация результатов эмпирического исследования проводилась с использованием статистического критерия, что позволило выявить значимые различия в группах молодежи, не склонной и склонной к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Полученные результаты позволили заключить, что для лиц, которые имеют низкий уровень склонности к саморазрущающему и самоповреждающему поведению, в большей степени характерна ориентация на достижение социального успеха, социальной власти и социальности. Показано, что жизнестойкость и система личностных ценностей могут рассматриваться как факторы успешной адаптации, способствующей усилению личностного адаптационного потенциала в различных жизненных ситуациях.

Доказательная педагогика, психология. 2020;(1):42-47
pages 42-47 views

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ К ДЕНЬГАМ И МОНЕТАРНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Пузакина Д.С., Долгова О.А.

Аннотация

Отношения к деньгам и монетарное поведение формируются прижизненно под воздействием социально-экономических и личностных факторов. В статье поднимается проблема необходимости изучения отношения к деньгам и монетарного поведения лиц с делинквентным поведением. Рассматривается феномен девиантного и делинквентного поведения. Раскрываются основные понятия психологии денег: отношения к деньгам и монетарное поведение. Отмечается взаимосвязь экономической акцентуации личности и монетарного патологического (криминального и некриминального) поведения. Цель работы – выявление особенностей отношения к деньгам и монетарного поведения лиц с делинквентным поведением.

В исследовании приняли участие 64 респондента, проживающие в г. Ульяновске, совершившие уголовные преступления и вышедшие на свободу условно-досрочно, имеющие меру наказания в виде ограничения свободы или административного ареста, находящиеся в местах лишения свободы на территории Ульяновской области. На основе результатов исследования установлено, что в монетарных отношениях существует общая тенденция, характерная для делинквентных лиц: деньги воспринимаются в значении средства обеспечения бытовой жизни. В ситуации недостатка денег делинквентные лица ориентированы на действия с целью их получения. Установлено, что особенности монетарных отношений и монетарного поведения обусловлены типом отклоняющегося поведения. Монетарное поведение делинквентных лиц с отклонениями корыстной направленности имеет ярко выраженный потребительский характер. Лица с отклонениями агрессивной направленности чаще воспринимают деньги как предмет гордости и символ успеха, чем иные делинквенты. Для лиц с отклонениями социально-пассивного типа деньги выступают источником независимости.

Доказательная педагогика, психология. 2020;(1):48-55
pages 48-55 views

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Токарева О.А.

Аннотация

Актуальные тренды общества подчеркивают значимость формирования особой группы компетенций человека, обеспечивающих общую эффективность деятельности в условиях глобальной и интенсивной коммуникации. Возможность ориентироваться в мире собственных эмоциональных состояний и переживаниях партнера – одна из ключевых способностей, относящихся к так называемым “soft skills” («мягким навыкам»). В психологических исследованиях она получила название эмоционального интеллекта и описывается как способность, которую возможно совершенствовать уже с дошкольного возраста.

В статье рассмотрен комплекс параметров эмоционального интеллекта (эмоциональный праксис, перцептивный и языковой компоненты, а также смысловая и регулятивная составляющие), описаны их характерные особенности у детей 5–7 лет. Автор подчеркивает противоречия и ограничения, существующие в научной характеристике эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, и предлагает расширенный вариант показателей эмоционального интеллекта с включением элементарного эмоционального праксиса, идентификации и соотнесения мультимодальных признаков эмоции. Для эмпирической оценки выделенных параметров был разработан и апробирован диагностический комплекс, который предоставляет широкий диапазон сведений и дает возможность выявлять актуальный уровень развития исследуемого феномена. Результаты эмпирического исследования позволяют делать выводы о неравномерности становления компонентов эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте, рассматривать сформированность элементарного эмоционального праксиса и перцептивных процессов как базовых для становления способности к пониманию и регуляции переживаний при условии освоения ребенком языка эмоций. Дальнейшие исследования автор связывает с возможностью оптимизации показателей эмоционального интеллекта через создание системы специальных психолого-педагогических условий в дошкольной образовательной организации.

Доказательная педагогика, психология. 2020;(1):56-60
pages 56-60 views

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ И ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ

Чапала Т.В., Шакова Г.А.

Аннотация

Процент младших школьников, имеющих трудности в овладении учебной программой, достаточно высок. Такие дети подвержены стрессу и уязвимы, их адаптивные механизмы дестабилизируются, формируются невротические черты личности, негативное отношение к школе и обучению. В процессе учебной деятельности уровень нагрузки и напряженности увеличивается, что, в свою очередь, приводит к истощению, снижению самооценки, повышению уровня тревожности ребенка в ситуации опроса и выполнения школьных и домашних заданий. Своевременное оказание помощи таким детям значительно снизит риск формирования негативных последствий. Цель исследования – анализ особенностей развития сенсомоторной сферы и высших психических функций младших школьников, имеющих трудности в обучении. Исследование проводилось на базе школ г. Москвы. В нем принимали участие 84 человека – учащиеся 2-х и 3-х классов в возрасте 8–9 лет. В процессе исследования произведена оценка уровня сенсомоторного развития, произвольного внимания, слухоречевой и зрительной памяти, а также уровня тревожности двух групп школьников, в одной из которых дети, имеющие сложности в обучении. Представлены результаты исследования особенностей взаимосвязи параметров сенсомоторного развития, высших психических функций и тревожности в каждой из групп, даны рекомендации по коррекционно-развивающей деятельности, включающие упражнения с использованием простых и доступных материалов. В результате анализа данных исследования выявлена взаимосвязь сенсомоторного развития и исследуемых психических функций только у школьников, имеющих сложности в обучении. У успевающих школьников исследуемые параметры относительно независимы. 

Доказательная педагогика, психология. 2020;(1):61-66
pages 61-66 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах