Доказательная педагогика и психология

Рецензируемый научный журнал, издаётся с 2010 года.

До июня 2024 года выходил под названием «Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология». 

Учредитель и издатель

ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», Тольятти, Россия.

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-76954 от 09 октября 2019 г.

 

О журнале

Языки: русский, английский.

Периодичность выхода: 4 раза в год (31 марта, 30 июня, 30 сентября, 30 декабря).

Подписной индекс: Е43302 (Объединенный каталог «Пресса России»).

Журнал издается на средства издателя. Все публикации в журнале бесплатны. Метаданные и полные тексты статей находятся в открытом доступе.

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.

Полное библиографическое описание всех статей представлено в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU с целью формирования Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

Пятилетний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования за 2022 год – 0,332.

 

 

 

 


Тематика публикаций

Журнал принимает к публикации оригинальные статьи по следующим научным специальностям:

  • 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
  • 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (педагогические науки)
  • 5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогические науки)
  • 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)
  • 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика (психологические науки)
  • 19.00.13. Психология развития, акмеология (психологические науки) - с 28.12.2018 по 16.10.2022

Текущий выпуск

№ 2 (2024)

Педагогические науки

Особенности восприятия студентами вузов феномена цифровизации на основе двумерного анализа предикторов компьютеризации и информатизации образования: методика исследования
Абрамян Г.В.
Аннотация

В связи с переходом системы образования к этапу цифровизации перед российскими вузами стоят задачи, с одной стороны, разработки и использования новых цифровых ресурсов, средств, технологий и моделей электронно-цифрового обучения, а с другой – поиска оптимальных режимов интеграции сложившихся дидактических систем с новыми цифровыми платформами, средами, системами и процессами. Разработана методика исследования восприятия студентами вузов феномена цифровизации на основе многоуровневого анализа предикторов достигнутых вузами результатов информатизации и компьютеризации. Представлены результаты многомерного прогностического анализа оценок соответствия оборудования, технологий, устройств, гаджетов, объектов, ресурсов, технологий и инструментов, относящихся, по мнению респондентов, к предметным областям/процессам компьютеризации, информатизации и цифровизации, на основе авторской системы прогностических предикторов – относительных указателей распределенных в двумерном массиве вертикальных и горизонтальных показателей взаимовлияния/активности/включенности оцениваемых респондентами объектов/ресурсов/процессов компьютеризации, информатизации и цифровизации. Основным методом исследования был цифровой опрос, в котором приняли участие 369 студентов различных направлений подготовки РГПУ им. А.И. Гер­це­на и ГУМРФ имени адмирала С.О. Ма­ка­ро­ва. В понимании испытуемых базовой основой процесса цифровизации являются процессы информатизации и компьютеризации. По мнению респондентов, процессы компьютеризации, информатизации и цифровизации оказались линейно связаны между собой. Однако исследование выявило нелинейные отклонения двумерных оценок по ряду показателей. В частности, были установлены различия в оценках по некоторым существенным предикторам у студентов гуманитарных и коммуникационно-технологических направлений подготовки.

Доказательная педагогика и психология. 2024;(2):7-18
pages 7-18 views
Обучение через преподавание: внеаудиторный подход
Голодная В.Н.
Аннотация

Статья посвящена вопросу применения метода обучения через преподавание за рамками аудиторных занятий как эффективному инструменту формирования академических (лингвистических и переносимых) и жизненных навыков, положительных личностных характеристик и пропаганде социально значимых ценностей у студентов неязыковых направлений подготовки. В основе исследования лежит эксперимент, участниками которого стали 20 студентов первого курса Невинномысского технологического института, обучающихся по специальности «Химическая технология неорганических веществ». Эксперимент проводился под руководством автора статьи. В процессе эксперимента, который длился два академических семестра (с сентября по декабрь 2023 г.), участники помогали с выполнением домашних заданий воспитанникам (в возрасте от 8 до 14 лет) местного интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Целью исследования было выявление академических и неакадемических навыков, которые могут быть приобретены и усовершенствованы посредством преподавательской практики. Результаты эксперимента были собраны и обработаны с помощью метода нарративного интервью (обмен опытом через ответ на поставленный вопрос) и показали присутствие как академических, так и универсальных навыков. Благодаря внеаудиторной обстановке (условиям жизни и обучения в интернате) участники погрузились в среду социально-эмоционального обучения и отметили преимущества данного опыта как для будущей профессиональной деятельности, так и для повседневной жизни. Несмотря на определенные трудности академического и неакадемического характера, с которыми участники и организаторы столкнулись в процессе практического применения этого метода, он оказался продуктивным, и автор рекомендует его к использованию для изучения и преподавания других учебных дисциплин.

Доказательная педагогика и психология. 2024;(2):19-26
pages 19-26 views
Использование текстов русских народных песен в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе
Назарова Н.В.
Аннотация

Профессиональная деятельность выпускников творческого вуза во многом связана с популяризацией культурного наследия народов России. Статья посвящена потенциалу дисциплины «Иностранный язык» в приобщении студентов к ценностям русской народной культуры. Было проведено исследование возможности использования переводов текстов лирических русских народных песен на занятиях по иностранному языку для развития языковых навыков, совершенствования речевых навыков и умений, а также для знакомства студентов с национальной картиной мира, отображенной в текстах песен, с их образностью и символикой. В статье изложены три этапа работы с песнями: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. Представлены типы заданий для каждого этапа в соответствии с его целью. Помимо развития иноязычных умений в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности, акцент делается на анализе способов передачи средствами английского языка русской безэквивалентой лексики, образов, символов, лексических и синтаксических выразительных средств. Выполняя предложенные задания, студенты знакомятся с богатым культурным наследием России. Как показало проведенное исследование, привлечение песенного материала способствует развитию творческих способностей студентов, повышает их мотивацию к изучению иностранного языка, способствует формированию общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих работников культурной сферы. Следует также отметить практическую направленность представленных в статье учебных заданий, которые можно использовать на занятиях по иностранному языку для студентов разных направлений подготовки.

Доказательная педагогика и психология. 2024;(2):27-34
pages 27-34 views
Исследование факторов и механизма удержания сельских учителей
Юй Х., Пэн Ц., Юй Ш., Юй И., Сун Я.
Аннотация

Для решения проблемы удержания сельских учителей необходимо систематически исследовать влияющие на него факторы с точки зрения теории, политики и технологий, найти реалистичную отправную точку для улучшения ситуации и предложить направление оптимизации стратегии удержания. На основе 4 746 анкет, собранных в 10 регионах китайской провинции Хэйлунцзян, проведено углубленное исследование факторов и механизма удержания сельских учителей. Выявлена значительная корреляция между уровнем профессионализма учителей, приверженностью организации, степенью приспособленности учителей к сельской среде, размером вознаграждения и готовностью учителей остаться в сельской школе. Наиболее влиятельным фактором является приверженность организации. Уровень профессионализма оказывает существенное влияние на удержание сельских учителей; приверженность организации и степень приспособленности учителей к сельской среде влияют опосредованно. Размер заработной платы влияет на профессиональные качества учителей, на приверженность организации, соответствие требованиям и удержание сельских учителей на рабочем месте и оказывает значительное регулирующее воздействие, которое снижается при понижении заработной платы. Для эффективного удержания сельских учителей необходимо обеспечить им сильную поддержку и повысить уровень приверженности организации; повысить степень приспособленности учителей к сельской среде в различных направлениях; создать базу человеческих ресурсов сельских учителей и сформулировать соответствующую политику оплаты труда.

Доказательная педагогика и психология. 2024;(2):35-49
pages 35-49 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах