№ 4 (2018)

Весь выпуск

Педагогические науки

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРИАТА

Васильева Л.Н., Горбунов В.И., Тимофеева Н.Н.

Аннотация

В статье обосновывается необходимость усиления внимания к использованию информационных технологий обучения. Раскрывается модель смешанного обучения, предполагающая использование распределенных информационно-образовательных ресурсов с применением элементов дистанционных технологий.

Сформулированы педагогические условия повышения эффективности образовательного процесса студентов технических направлений подготовки в рамках смешанного обучения на основе сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: необходимость непрерывного обновления содержания дисциплины и соответствующего ему фонда оценочных средств; индивидуализация деятельности студентов в вопросах выбора траектории обучения, способа и темпа работы; интенсификация учебного взаимодействия как между студентом и преподавателем, так и между самими студентами на очных занятиях и в электронной среде обучения, причем групповое общение осуществляется посредством форума, вики-страницы, чата, а индивидуальное – путем обмена файлами. Предлагается определенная последовательность фаз смешанного обучения.

Установлено, что при смешанном обучении интенсифицируется учебное взаимодействие как между студентом и преподавателем, так и между самими студентами, познавательная деятельность становится более интересной, эмоционально и личностно значимой, что способствует в конечном счете формированию конкурентоспособного специалиста.

Сделаны выводы о том, что учебный процесс становится более адаптированным к индивидуальным особенностям обучающихся, рациональнее используется время в аудитории, повышается мотивация студентов, появляется больше возможностей для проявления ими самостоятельности и творчества.

Обобщенный в статье опыт работы направлен на разработку практических рекомендаций для улучшения и дальнейшего совершенствования методики обучения студентов технических направлений подготовки бакалавриата.

Доказательная педагогика, психология. 2018;(4):9-14
pages 9-14 views

АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ ТРИЗ Г.С. АЛЬТШУЛЛЕРА

Грошева Е.П., Наумкин Н.И., Шекшаева Н.Н.

Аннотация

Потребность нашего общества в инновационном развитии определяет необходимость в соответствующем человеческом капитале, основой которого является компетентный в инновационной деятельности, высокообразованный специалист. Глобальная информатизация, постоянное обновление, а значит, неустойчивость профессиональных знаний ставят задачу формирования творческого мышления у студентов технических вузов в образовательном процессе. В работе показано, что творческий процесс связан с выделением и разрешением проблем. Выделять, формулировать, анализировать проблемы, формулировать задачи, входящие в проблемы, и синтезировать их решения – это компетенции, которым нужно и можно обучить студентов инженерных направлений обучения. С этой задачей справляется метод-комплекс Г.С. Альтшуллера «Алгоритм решения изобретательских задач», который изучается в рамках дисциплины «Основы инновационной инженерной деятельности», преподаваемой в Мордовском государственном университете имени Н.П. Огарева, в разделе «Основы инженерного творчества». Основу метода составляет алгоритмическая программа для детального анализа задачи с пошаговым продвижением к решению. Приведен пример методики решения проблемной ситуации в области обработки почвы электрофрезой с помощью программы АРИЗ (алгоритма решения изобретательских задач) путем анализа исходной проблемной ситуации, выявления ее участников, связей между ними, главной цели или функции, неоднократной формулировки задач с выявлением противоречий, выбора задачи для решения, разрешения противоречий и синтеза идеи для решения, анализа полученных решений и выбора наилучшего из них. Таким образом, на примере продемонстрировано, что активизация творческого мышления возможна с помощью метода-комплекса АРИЗ.

Доказательная педагогика, психология. 2018;(4):15-20
pages 15-20 views

ОТРАЖЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОНЯТИЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Комарова А.А.

Аннотация

В эпоху становления информационного общества человеку необходимо быть информационно образованным. В исследованиях последних лет определен круг научных понятий, которые характеризуют информационно образованную личность: информационная культура, информационная грамотность, информационная компетентность, компьютерная грамотность, медиаграмотность и др. Очевидно, что рассматриваемые понятия являются связанными друг с другом, вместе с тем часто понимаются по-разному.

В работе представлен анализ современных публикаций на предмет наличия взаимосвязи понятий в области информационного образования, выявлены схожие и различные мнения современных исследователей по данному вопросу.

Проведенное теоретическое исследование позволило условно разделить публикации на две группы. К первой группе отнесены публикации, исследующие взаимосвязь таких понятий, как «информационная культура», «информационная компетентность», «информационная грамотность». Встречаются публикации, отражающие взаимосвязь двух понятий из трех. Выявлено, что чаще всего цепочка взаимосвязи по сужению понятий выстраивается следующим образом: информационная культура => информационная компетенция => информационная грамотность. Показаны примеры других мнений.

Ко второй группе отнесены публикации, отражающие взаимосвязь информационной грамотности и медиаграмотности. Показано, что наблюдается несогласованность в определении взаимосвязи этих понятий. Чаще всего понятие «информационная грамотность» рассматривается как более широкое, нежели «медиаграмотность», либо эти понятия рассматриваются в формулировке МИГ (медиа- и информационная грамотность).

Несогласованность в определении взаимосвязи понятий продолжает наблюдаться. Публикации, посвященные взаимосвязи четырех и более понятий, отсутствуют.

Доказательная педагогика, психология. 2018;(4):21-25
pages 21-25 views

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ LIBREOFFICE CALC

Мантусов А.Б., Доржинова З.Б.

Аннотация

В работе рассматривается формирование вычислительных компетенций у будущих экономистов в процессе использования программы LibreOffice Calc на примере решения задачи дележа в виде компетентностной задачи. Компетентностная (комплексная, интегрированная) задача определена как необходимый компонент содержания учебного материала. Одним из отличительных признаков компетентностной задачи является требование смоделированности в виде квазижизненной ситуации, квазипрофессиональной ситуации. Задача дележа выбрана в качестве объекта рассмотрения как обладающая названными признаками. Изложена соответствующая математическая модель и метод решения задач подобного типа. Выбор программного обеспечения определяется, в частности, тем, что LibreOffice обладает мультиплатформенностью, распространяется под общественной лицензией GNU LGPL. Таким образом, LibreOffice может свободно устанавливаться и использоваться в бюджетных и коммерческих организациях, а также на домашних компьютерах и в учебных заведениях, пользователи могут бесплатно скачивать (адрес для скачивания: https://libreoffice.su/download), устанавливать, использовать и изучать LibreOffice. Благодаря этому использование LibreOffice дает возможности контроля и самостоятельного развития программных решений, получения экономических преимуществ от внедрения и использования свободного программного обеспечения (СПО), а также более быстрой адаптации к условиям практической деятельности. На примере решения задачи дележа с помощью LibreOffice Calc показано формирование у студентов способности решать компетентностную задачу как способ овладения владения соответствующими компетенциями. Умения применять математические методы для решения стандартных профессиональных задач, интерпретировать полученные с использованием математических и компьютерных моделей результаты, работать на компьютере с использованием современного общего и профессионального прикладного программного обеспечения, обеспечивающие формирование навыков профессиональных вычислений, становятся фундаментом развития компетенций более высокого уровня. 

Доказательная педагогика, психология. 2018;(4):26-33
pages 26-33 views

Психологические науки

ОБРАЗ ТЕЛА ЖЕНЩИНЫ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

Белогай К.Н.

Аннотация

В статье анализируется модель образа тела женщины и результаты эмпирического исследования образа тела в период ранней взрослости. Предложенная модель включает пространственный (телесные границы, бессознательный и перцептивный образ тела, схема тела), информационно-оценочный (представления индивидуума о своем теле, его размерах, формах, сознательная оценка пространственных и динамических характеристик тела, внешности; рассогласование образа с внешними и внутренними стандартами; отраженный образ тела, репрезентация в сознании интра- и проприоцептивных ощущений), энергетический (все те эмоции, которые вызывает тело, – радость, удовольствие, тревоги, неудовлетворенность и страхи) и временной (индивидуальная история, развертывание изменений, связанных с процессом взросления, наступления зрелости и затем – старения) компоненты. На основании эмпирического исследования демонстрируется, что образ тела молодых женщин хотя и является достаточно позитивным, по сравнению с другими возрастными периодами, но в то же время содержит ряд противоречий и во многом строится на противоречивых социокультурных стандартах. Среди обозначенных факторов, детерминирующих образ тела женщины в период ранней взрослости, особое внимание уделяется сексуальному опыту и обратной связи от любовного партнера и родителей. Доказывается влияние обратной связи от отца, но не от матери, на обеспокоенность весом и формами тела в период ранней взрослости. Приводится типология образа тела женщин в период ранней взрослости: выделяются женщины с амбивалентным образом тела при высоком индексе массы тела (ИМТ), с амбивалентным образом тела при низком ИМТ и женщины с позитивным образом тела. 

Доказательная педагогика, психология. 2018;(4):37-45
pages 37-45 views

СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ РЕЛИГИОЗНЫХ НОРМ ВЕРУЮЩИХ С НОРМАТИВНОЙ И ДИФФУЗНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТЬЮ

Буланова И.С., Чернов А.Ю.

Аннотация

В работе религиозные нормы понимаются как личностные репрезентации обыденного религиозного сознания правильного поведения и суждений, основанные на контринтуитивности. Акцент сделан на социально-психологическом аспекте норм, который проявляется в их функции регуляции социального, группового и индивидуального поведения в повседневной жизни, в широком контексте социальных ситуаций. Представлено качественное психологическое исследование содержания и функций религиозных норм верующих с нормативной и диффузной религиозностью. Основным методом сбора данных послужили полуструктурированные групповые интервью. В выборку респондентов вошли православные воцерковленные верующие, составляющие церковный приход (верующие с нормативной религиозностью) и верующие, относящие себя к православной конфессии, но не воцерковленные (диффузные верующие). В результате проведенного качественного исследования выявлено содержание и функции трех видов религиозных норм обыденного религиозного сознания: норма ответственности, норма социального взаимодействия и нормы межличностного взаимодействия. Представлены некоторые существенные различия в репрезентациях религиозных норм у верующих с нормативной и диффузной религиозностью. В целом установлено, что религиозные нормы верующих с диффузной религиозностью являются социокультурным инструментом построения и поддержания позитивной Я-концепции. Для православных воцерковленных верующих религиозные нормы имеют мировоззренческую, смысловую функции, они также несут функцию самопрезентации и обеспечивают групповой идентичностью, позволяющей различать «своих и чужих» в системе межконфессионального взаимодействия. И в том и в другом случае психологической задачей является установление истиной мотивации поведения, степени индоктринации религиозной нормы, а также ее взаимосвязи с компонентами Я-концепции.

Доказательная педагогика, психология. 2018;(4):46-51
pages 46-51 views

КОМПОНЕНТЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ

Грибанова Д.Я., Минина А.А.

Аннотация

В статье рассматривается структура родительской компетентности. Анализ представлений о родительской компетентности в отечественных источниках позволил выделить основные ее составляющие: эмоциональное принятие и уважение индивидуальности ребенка; непротиворечивость предъявляемых требований; способность родителя к размышлению над ситуацией и к вовлечению ребенка в этот процесс; организация совместной деятельности; умение создать обстановку доверия и психологической безопасности. Анализ зарубежных источников показал, что родительская компетентность чаще рассматривается с позиции биоэкологического подхода и понимается как стиль воспитания детей, способствующий наилучшему развитию личности с целью занять в будущем свою экологическую нишу.

Представлены результаты эмпирического исследования родительской компетентности в отношении детей раннего и дошкольного возрастов, проведенного в дошкольных учреждениях г. Пскова и Псковской области. В исследовании были использованы как известные опросники родительского отношения, так и специально разработанная анкета и метод незаконченных предложений. Описаны выделенные в ходе факторного анализа компоненты компетентности родителей. Показано, что имеется специфика в структуре родительской компетентности в зависимости от возраста детей. Важное место в структуре компетентности родителей детей раннего возраста занимают внешние социальные (состав семьи, число детей, возраст, образование, статус родителей и др.), социально-экономические и социально-психологические факторы (нехватка денег, жилплощади, влияние улицы, Интернета, школы, нарушенные супружеские и родительские роли).

Родительская компетентность в отношении детей дошкольного возраста отличается большей сформированностью психологических составляющих. Компетентность родителей предполагает умение разрешать собственные конфликты и умение научить этому своего ребенка. Авторитарность представлена в качестве компонента родительской компетентности в отношении детей раннего возраста, авторитетность – в отношении дошкольников.

Доказательная педагогика, психология. 2018;(4):52-58
pages 52-58 views

ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Дарижапова М.Н., Базарова Д.Р.

Аннотация

В статье представлены результаты и анализ эмпирического исследования, направленного на выявление влияния самоотношения личности на профессионально значимые качества человека для представителей органов государственной службы. В результате исследования выявлено, что уровень выраженности отдельных модальностей самоотношения тесно взаимосвязан со значимостью для человека той или иной жизненной сферы и его направленностью на те или иные терминальные ценности. Проведенный подробный анализ исследований самоотношения показал, что самоотношение в качестве мотивационно-смыслового образования определяет в сфере Я область «значимого». Самосознание определяет направление, имеющее тесную связь со становлением самоактуализации. Выявлено, что в целом участники исследования заинтересованы в собственном Я, любят себя, ощущают ценность собственной личности и предполагаемую ценность своего Я для других. Одновременно они воспринимают себя как вполне самостоятельных, волевых, энергичных, надежных людей, которым есть за что уважать себя, для которых характерны относительно высокое самомнение, самоуверенность, отсутствие внутренней напряженности. Однако больше трети выборки не имеют достаточного уровня саморефлексивности, что говорит о неспособности критично оценивать себя, осознавать свои действительные достоинства и недостатки. Значительное число членов выборки склонно перекладывать вину за свои неудачи на других людей.

В целом же можно говорить о том, что большая часть участников исследования способна к глубокому проникновению в себя, построению адекватного образа Я, осознанию своих трудностей, а значит, к саморазвитию.

Доказательная педагогика, психология. 2018;(4):59-63
pages 59-63 views

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Каяшева О.И.

Аннотация

Перфекционизм, как одна из характеристик личности, выражающаяся в стремлении к достижению совершенства, является дополнительным фактором риска в развитии эмоционального выгорания у преподавателей высшей школы. Согласно проведенному опросу, у большинства преподавателей вузов отношение к перфекционизму нейтральное либо положительное, несмотря на многозначную природу данного психологического феномена, при этом перфекционизм характерен для 30,61 % опрашиваемых. Среди видов перфекционизма у преподавателей высшей школы отмечаются перфекционизм, ориентированный на себя, перфекционизм, ориентированный на других, и социально предписанный перфекционизм. В статье проанализированы характеристики эмоционального выгорания преподавателей вузов по шкалам эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений; определены сложившиеся фазы тревожного напряжения, резистентности и истощения. С целью выявления взаимосвязи перфекционизма с эмоциональным выгоранием применялся метод математической статистики коэффициент ранговой корреляции Спирмена rs, позволивший установить значимые корреляции между перфекционизмом, ориентированным на себя, и симптомом фазы тревожного напряжения – переживанием психотравмирующих обстоятельств; между перфекционизмом, ориентированным на других, и симптомами фазы резистенции – неадекватным избирательным эмоциональным реагированием, расширением сферы экономии эмоций; между перфекционизмом, ориентированным на себя, и редукцией профессиональных обязанностей; между социально предписанным перфекционизмом и симптомами фазы истощения – эмоциональным дефицитом, эмоциональной отстраненностью; между перфекционизмом, ориентированным на себя, и симптомом фазы истощения – личностной отстраненностью. Полученные результаты свидетельствуют о том, что перфекционизм является одним из факторов развития эмоционального выгорания у преподавателей высшей школы и требует дальнейшего изучения.

Доказательная педагогика, психология. 2018;(4):64-70
pages 64-70 views

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОСОЦИАЛЬНЫХ ФОРМ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Черекаева О.А.

Аннотация

Статья посвящена изучению социально-психологических факторов просоциальных форм активности молодежи Саратова и Саратовской области. В настоящее время в работе с молодежью и в деятельности молодежных объединений актуальной задачей становится формирование просоциального поведения молодых людей, в современном обществе возрастает роль волонтерского движения. В статье анализируются подходы к пониманию социальной активности как одной из центральных характеристик личности молодежи. Дано определение просоциальной активности как многофакторного образования личности. Представлены результаты эмпирического исследования социально-психологических факторов просоциальных форм активности молодежи, выполненного на пропорционально подобранных выборках (N=100, 50 % респондентов активно участвуют в благотворительной и волонтерской деятельности, 50 % не заинтересованы в безвозмездной общественно полезной деятельности, средний возраст – 21,9). Установлено, что доминирующей формой проявления активности современной молодежи является просоциальная. Выявлены существенные различия относительно некоторых видов социальной активности: альтруистического, досугового, интернет-сетевого, образовательно-развивающего, социально-экономического. Особое внимание уделено изучению типов просоциального поведения: уступчивого, экстренного, альтруистического, эмоционального и публичного. Зафиксирована высокая степень выраженности двух последних типов просоциального поведения у второй группы участников исследования. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о высоком уровне социально-психологических установок волонтеров в мотивационной сфере, ориентированных на альтруизм.

Доказательная педагогика, психология. 2018;(4):71-76
pages 71-76 views

РЕЛИГИОЗНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Чернов А.Ю., Гусева Е.С.

Аннотация

Несмотря на то, что психология религии сегодня получила активное развитие как в России, так и за рубежом, единое психологическое определение феномена религиозности отсутствует. Это затруднено еще и тем, что сама психология религии как область научного знания также определяется неоднозначно. Есть три основных подхода, от которых зависит построение теоретического аппарата научного исследования. Первый подход рассматривает психологию религии как часть философии или религиоведения, второй – как область теологии, третий, которого мы придерживались в данной работе, как одно из направлений психологии.

Наиболее специфическим и сложным, с нашей точки зрения, является изучение религиозности не как характеристики индивидуальной психики, а как социально-психологического феномена. Именно социально-психологический подход дает понимание становления религиозной личности и ее поведения в контексте социального взаимодействия, понимание процессов религиозного обращения в малой религиозной группе. 

С целью концептуализации религиозности как социально-психологического феномена был проведен теоретический анализ научных теорий религиозности. Были рассмотрены не только чисто психологические теории, но и психологические аспекты описания данного феномена внутри философии и социологии.

Результаты анализа показали, что в контексте социально-психологического подхода религиозность представляет собой систему взаимоотношений человека с Богом и обществом. Были выделена такие социальные функции религиозности, как социализация личности, ее приобщение к общественным нравам, установкам, обычаям; удовлетворение социальных потребностей личности в игре, общении, взаимодействии; моральная и гигиеническая функции, обеспечивающие эффективность выживания личности в обществе; сплочение и упорядочивание социальной группы через выстраивание иерархии. Религиозное обращение в таком контексте можно рассматривать как социализацию, формирующую не только социальную идентичность верующего, но и его самосознание в целом. 

Исходя из полученных выводов, мы определили религиозность как социально-психологическое свойство личности, связанное с выстраиванием общественных взаимоотношений, опосредованных отношениями с Богом или высшей силой, и являющееся результатом интериоризации, или усвоения социального опыта. 

Доказательная педагогика, психология. 2018;(4):77-82
pages 77-82 views

ПЕРЕЖИВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: ПОЛОВЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Шиляева И.Ф.

Аннотация

Статья посвящена изучению проблемы одиночества в подростковом возрасте. Одиночество – одно их самых значимых переживаемых человеком состояний, проявляющееся по-разному на протяжении всей жизни. Подростковый возраст – возраст, когда впервые состояние одиночества осознается наиболее остро, поскольку происходит расширение и актуализация социальных потребностей: установление значимых межличностных отношений, накопление собственного социального опыта, расширение дружеских контактов, стремление быть признанным и причастным. Чувство одиночества в подростковом возрасте – сложный социально-психологический феномен, включающий различные типы переживаний. Негативные переживания, испытываемые подростками, могут существенно повлиять на ход социализации и формирования личности, причинно обуславливая социальную дезадаптацию. В связи с этим актуальным является раннее выявление причин одиночества, их диагностика и сравнительный анализ. Автором организовано и проведено эмпирическое исследование особенностей переживания одиночества в подростковом возрасте. В качестве диагностического инструментария использовались методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела, М. Фергюсона и «Опросник одиночества» Дж. Янга. В исследовании приняли участие учащиеся 9-х и 11-х классов. В сравнении с юношеским возрастом у подростков выявлен и статистически доказан более высокий уровень субъективного переживания одиночества, определена степень интенсивности переживания преходящего, ситуативного и хронического одиночества. Анализ половых различий в субъективном переживании ощущения одиночества у мальчиков и девочек в группе подростков показал достоверность различий. Таким образом, результаты исследования продемонстрировали своеобразие переживания одиночества подростками, подтвердили наличие возрастных и половых различий.

Доказательная педагогика, психология. 2018;(4):83-87
pages 83-87 views

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ СТЕРЕОТИПОВ В ОЦЕНКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА РУКОВОДИТЕЛЕМ СФЕРЫ СЕРВИСА

Щетинина Е.В., Марочкина С.С.

Аннотация

В статье представлено эмпирическое исследование содержания стереотипов в оценке руководителем успешности профессиональной деятельности персонала. Цель исследования – определение особенностей содержания стереотипов в оценке профессиональной деятельности персонала руководителем сферы сервиса. Средствами метода «Семантический дифференциал» изучены особенности стереотипов оценки деятельности персонала руководителем. В статье описаны выделенные в ходе исследования стереотипы при оценках современными руководителями персонала с успешной профессиональной деятельностью. Особенности прослеживаются в следующих шаблонах: успешный – значит «без внешних отличительных признаков (пирсинга, тату и др.)», «следящий за своим здоровьем», «открытый» и «с большим опытом работы», «коллективист».

В статье представлены и результаты исследования по стереотипам в оценках руководителей персонала с неуспешной профессиональной деятельностью. Особенностями стереотипов руководителя при оценивании представителя персонала с неуспешной профессиональной деятельностью являются следующие характеристики: «без опыта работы», «не склонный идти на контакт», «частые болезни», а также «апатичность» сотрудника, «наличие внешних отличительных признаков (пирсинга, тату и др.)». Сотрудников с преобладанием в разной степени указанных особенностей руководители чаще стереотипно рассматривают как неуспешных в профессиональной деятельности.

Представлены результаты сопоставления преобладающих характеристик стереотипов при оценке профессиональной деятельности персонала сферы сервиса и их совпадение в наиболее выраженных значениях в дихотомиях: «Внешние отличительные признаки» – «Без внешних отличительных признаков», «Апатичный» – «Активный», «Здоровый» – «Болезненный», «Открытый» – «Замкнутый», «Большой опыт работы» – «Без опыта работы» – позволяет определить основные критерии, которые создают объективную оценку профессиональной деятельности персонала.

Сделан следующий вывод по итогам исследования: оценка руководителем успешности/неуспешности профессиональной деятельности персонала сферы сервиса возможна по следующим критериям: внешние признаки, активность/апатичность на рабочем месте, состояние здоровья сотрудника, открытость, опыт работы.

Доказательная педагогика, психология. 2018;(4):88-93
pages 88-93 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах