№ 4 (2022)
- Год: 2022
- Статей: 6
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/issue/view/36
-
Описание:
Опубликован 30.12.2022
Весь выпуск
Педагогические науки
Особенности формирования инклюзивной грамотности студентов педагогических и непедагогических направлений подготовки в вузе
Аннотация
В настоящее время ориентиры социальной и образовательной инклюзии находят отражение в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования последнего поколения в виде компетентностного результата будущего выпускника вуза. Инклюзивная компетенция должна быть сформирована у выпускников всех направлений подготовки, независимо от характера их будущей профессиональной деятельности. Большинство преподавателей вуза выражают сомнение в необходимости выведения инклюзивной компетенции в ранг универсальных, опираясь на специфику формулировки данной компетенции, представленной во ФГОС ВО бакалавриата и специалитета. В исследовании предлагается альтернатива инклюзивной компетенции, в качестве которой рассматривается инклюзивная грамотность, определяемая авторами с точки зрения функционального подхода к различным сторонам жизни человека. В работе обосновывается целесообразность рассмотрения именно инклюзивной грамотности, а не компетенции или культуры; формулируется содержательное определение инклюзивной грамотности в контексте широкого понимания инклюзии. Проведен опрос 386 студентов Южного федерального университета, обучающихся на педагогических и непедагогических направлениях подготовки. На основе анализа результатов опроса выделены проблемы общего и специфического характера, возникающие при реализации практики формирования инклюзивной грамотности у студентов педагогических и непедагогических направлений подготовки: недостаточное понимание сути инклюзии и ее рассмотрение большинством студентов преимущественно в узком контексте; недостаточная осведомленность о нормативно-правовых основаниях социальной и образовательной инклюзии; формализованное отношение к тематике инклюзии, опосредованное спецификой направлений подготовки. Результаты исследования показывают, что необходим пересмотр содержания инклюзивной компетенции, зафиксированной в ФГОС ВО 3++, в контексте широкого понимания инклюзии и соотнесение его с функциональной инклюзивной грамотностью.
Рефлексивная коммуникация как условие проявления и развития образовательной агентности студентов магистратуры
Аннотация
Процесс обучения в школе и вузе обычно позволяет студентам оставаться пассивным «материалом» педагогических воздействий, не только не требует студенческой инициативы, но и препятствует ее проявлению. В статье описан опыт создания условий, в которых студенты могли бы занять более активную позицию относительно процесса своей профессиональной подготовки: осознать свои интересы и запросы к процессу обучения, отрефлексировать личные результаты семестра и учебного года, сотрудничать с преподавателями в совершенствовании учебного процесса. Авторы описывают три разработанных ими коммуникативных формата (установочная сессия, аналитическая сессия, комплексный семестровый экзамен) и результаты их использования в организации учебного процесса. Основной особенностью этих форматов коммуникации является постановка вопросов каждым из участников (к себе или другим участникам взаимодействия), обмен этими вопросами и их совместное обсуждение с выделением проблем, требующих решения. Описанный опыт показывает, что такая организация взаимодействия студентов между собой и с преподавателями помогает студентам лучше понять собственные образовательные запросы и возможности магистерской программы, поставить реалистичные цели на следующий семестр, задуматься о том, как сделать свою профессиональную подготовку максимально эффективной. В результате часть студентов магистратуры включается в совместное с преподавателями совершенствование учебного процесса. Это позволяет утверждать, что в результате организованного таким образом взаимодействия студенты приобретают опыт образовательной агентности.
Содержание страноведческой компетенции иностранных учащихся подготовительного отделения
Аннотация
Дружественные межкультурные и международные связи в настоящее время имеют особое значение для стран и народов всего мира. Государственная политика Российской Федерации направлена на продвижение русского языка и русской культуры, экспорт образования. Подготовительное отделение как начальный этап образовательного процесса иностранных граждан в России не только осуществляет языковую подготовку, но и играет большую роль в социокультурном развитии учащихся, их знакомстве со страной изучаемого языка. Статья посвящена вопросу формирования страноведческой компетенции иностранных учащихся подготовительного отделения, а именно теоретическому обоснованию содержания данной компетенции – выделению и описанию ее тематических блоков. Проанализированы возможности применения междисциплинарного подхода в процессе формирования страноведческой компетенции иностранных учащихся подготовительного отделения. К страноведческой компетенции авторы относят сведения о культуре, истории, географии страны изучаемого языка, а также некоторых национальных особенностях народа этой страны. При отборе содержания страноведческой компетенции были учтены принципы и критерии отбора содержания образования, специфика иностранных учащихся, особенности организации учебного процесса на подготовительном этапе. В результате проведенного исследования определено содержание страноведческой компетенции иностранных учащихся подготовительного отделения, выделены и описаны ее тематические блоки: культурно-исторический, географический, национальный и региональный. Описаны когнитивный и функциональный компоненты страноведческой компетенции. Установлены связи между дисциплинами гуманитарного профиля, обосновано применение междисциплинарного подхода в рамках формирования страноведческой компетенции иностранных учащихся подготовительного отделения.
Изучение гравитационных явлений в иноязычной аудитории на примере фильма «Гравитация»
Аннотация
Стремительное развитие цифровых технологий и актуализация дистанционного образования создает необходимые условия для активного использования видеоматериала на занятиях в аудитории иностранных студентов. Его включение в процесс изучения физики, несомненно, имеет практическую значимость. При этом демонстрация фильма не является самоцелью – ключевую роль играет система предпросмотровых, просмотровых и постпросмотровых заданий, что позволяет обеспечить качественное понимание информации, повышает мотивацию обучающихся и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине. Целью настоящей статьи стало описание основных этапов и приемов работы над видеофильмом на занятии по физике. Внимание авторов сосредоточено на наглядной демонстрации основных законов и явлений физики, для чего выбран оскароносный фильм Альфонсо Куарона «Гравитация». Представлены типы заданий и упражнений, которые позволяют подготовить обучающихся к просмотру и пониманию фильма, а также осуществить контроль усвоения теоретической и практической информации. В ходе исследования были проведены опросы студентов, выявляющие трудности восприятия фильма, качество понимания и усвоения изучаемого материала, положительные и отрицательные стороны организации проведенного занятия. В результате исследования установлено, что такая форма занятия позволяет студентам научиться излагать изученный материал, решать поставленные задачи, строить гипотезы, научно аргументировать свою точку зрения, грамотно отвечать на вопросы. Следует отметить практическую направленность статьи, которая видится в представлении полностью готового занятия, адаптированного под уровень учащегося – слушателя подготовительного факультета, бакалавра или магистра.
Психологические науки
Содержание и взаимосвязи ресурсов и когнитивно-личностных свойств у подростков с нарушениями зрения
Аннотация
Ограниченные возможности здоровья традиционно рассматриваются в психологии как затрудненные условия жизнедеятельности, обуславливающие специфику личностного развития и связанные с необходимостью актуализации системы ресурсов. Проблема специфики содержания ресурсов в ситуации ограниченных возможностей здоровья долгое время не находила должного внимания в психологии. Многообразие внешних и внутренних ресурсов ставит вопрос об обуславливающих их факторах, о поиске качеств или способностей личности, определяющих актуализацию ресурсов. В статье представлена семантика понятия «ресурс» в группе подростков с нарушениями зрения, описаны основные взаимосвязи ресурсов и когнитивно-личностных свойств (рефлексии, самоэффективности), ресурсов и копинг-стратегий. Наиболее часто подростки с нарушениями зрения определяют ресурс как средство достижения цели, потенциал, возможности, имеющиеся у человека. Основная функция ресурса для подростков заключается в помощи и поддержке. Менее часто используются указания на качества личности как ресурс. С точки зрения подростков с нарушениями зрения, наиболее значимым является ресурс социальной поддержки, а наименьшее значение имеет ресурс контроля напряжения, что может быть объяснено спецификой возраста. Определены достоверные прямые корреляционные связи между такими ресурсами, как уверенность, социальная поддержка и параметрами самоэффективности и рефлексии. Для подростков с нарушениями зрения оказалось важным системное использование параметров рефлексии и ресурсов. Совокупность параметров рефлексии является предиктором ресурса здоровья, а также является предиктором множественного копинга. Использование подростками совокупности параметров рефлексии определяет применение ресурса социальной поддержки и здоровья. Наибольшее влияние на использование ресурса социальной поддержки имеет рефлексия общения. Системное использование ресурсов совладания определяет параметр самоэффективности.
Нарушение временных перспектив виктимной личности
Аннотация
Важность исследования временной перспективы, как явления, которое может быть по-разному концептуализировано, определяется ее ключевой ролью в восприятии и переживании жизненных событий, их осмысленности. Психологическое время личности связывает все структуры реальности, поскольку все жизненные процессы разворачиваются во временном континууме. Особое внимание привлекает специфика восприятия виктимной личностью различных (чаще всего травматических) жизненных событий. Рост виктимности обусловлен увеличением напряженности современного общества при мозаичности представлений о специфике восприятия мира. Статья посвящена теоретическому и эмпирическому анализу нарушения временных перспектив и когнитивных искажений личности с виктимностью. Дана характеристика временной перспективы личности как многомерного динамического конструкта, описана ее дифференциация. Описана роль когнитивных искажений в детерминации виктимного поведения человека. На основании теоретического обзора сформулирована гипотеза о том, что виктимной личности свойственны нарушения временной перспективы. Эмпирическую выборку составили юноши и девушки (N=165), являющиеся студентами и магистрантами российских вузов. Средний возраст испытуемых составил 21,8 года (max=20, min=29). В исследовании использовались следующие методики: «Методика исследования склонности к виктимному поведению» О.О. Андронниковой; «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо; «Шкала дисфункциональных отношений» А. Бека, А. Вейсман; «Методика диагностики иррациональных установок» А. Эллиса. В ходе эмпирического исследования обнаружены достоверные взаимосвязи между шкалами виктимного поведения и параметрами временной перспективы. Для виктимной личности характерно пессимистическое отношение к прошлому, фаталистическое, беспомощное и безнадежное отношение к настоящему и жизни в целом, неспособность выстраивать временную перспективу будущего при отсутствии способности получать удовольствие от происходящих событий.