№ 4 (2023)

Весь выпуск

Педагогические науки

Инновационный метод оценки сформированности компетенций у студентов при написании выпускной квалификационной работы

Айдаркин Е.К., Кундупьян О.Л., Старостин А.Н., Кундупьян Ю.Л., Фомина А.С.

Аннотация

В современной системе образования актуальной проблемой является объективный контроль самостоятельной работы обучающегося при выполнении выпускной квалификационной работы (ВКР). На данный момент оценивается только сама процедура защиты ВКР, которая не отражает весь комплекс навыков самостоятельной научно-исследовательской работы. Для решения данной проблемы в рамках более общей задачи создания критериальной системы оценивания был разработан метод оценки сформированности компетенций через оценку степени развития профессиональных навыков, составляющих индикаторы компетенции. Метод основан на регистрации широкого спектра объективных показателей в процессе самостоятельной работы с использованием электронной образовательной среды и на алгоритмах расчета индикаторов «Владеть» для целевых профессиональных компетенций. Цель исследования – разработка и апробация метода оценки формирования компетенций у студентов при написании ВКР. Разработанный метод был апробирован на группе студентов-биологов выпускного курса, специализировавшихся на кафедре физиологии человека и животных. По итогам процедуры защиты ВКР все студенты кафедры получили оценку «отлично», что предполагает наличие одинаково высокого уровня развития компетенций. В рамках апробации оценивались такие виды деятельности, как написание обзора литературы, освоение экспериментального оборудования и набор экспериментального материала, статистическая обработка данных, подготовка публикаций. Обнаружено, что обследованная группа студентов очень неоднородна по ряду индикаторов. Выявлены навыки, которыми большинство обследованных владеют ниже минимально необходимого уровня. Результаты апробации показали, что, в сравнении с итоговой оценкой по результатам защиты ВКР, разработанный метод более объективен и информативен для оценки сформированности компетенций.

Доказательная педагогика, психология. 2023;(4):9-18
pages 9-18 views

Востребованность взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания ребенка: опыт эмпирического исследования

Брунчукова Н.М.

Аннотация

В настоящее время проблема взаимодействия образовательной организации и семьи является одной из значимых в теории и практике педагогического процесса. В работе рассматриваются вопросы выстраивания конструктивного взаимодействия учителя и родителей в процессе воспитания ребенка, раскрывается потенциал методического сотрудничества школы и родителей. Основой такого сотрудничества следует рассматривать принцип: наиболее эффективный способ оказать помощь ребенку – оказать помощь его родителям. Цель исследования – определение востребованности взаимодействия (методического сопровождения) семьи и школы в процессе воспитания младшего школьника; выделение наиболее результативных форм и методов взаимодействия в процессе оказания методической помощи родителям в их воспитательной деятельности. Исследование проходило в форме опроса. Вопросы анкеты, предлагаемые родителям, включали несколько направлений: определение целесообразности и необходимости осуществления методического сопровождения семьи при решении проблем воспитательного характера; выделение наиболее результативных форм и методов взаимодействия в процессе оказания методической помощи родителям в их воспитательной деятельности. Результаты исследования позволяют говорить о востребованности взаимодействия и методического сопровождения образовательной организацией семьи в вопросах семейного воспитания как со стороны педагогов (школы), так и со стороны родителей. Выделены наиболее эффективные формы методического сопровождения родителей в вопросах воспитания ребенка: диспуты по вопросам воспитания, совместные тренинги, ролевые игры («педагогический ринг»), привлечение родителей к организации и проведению внеурочной деятельности (экскурсии, туризм, конкурсы, проекты и т. п.). Одним из путей решения поставленной проблемы авторы видят в методической подготовке будущего учителя к осуществлению взаимодействия семьи и школы на этапе получения профессионального образования, предложении студентам соответствующих курсов по выбору.

Доказательная педагогика, психология. 2023;(4):19-25
pages 19-25 views

Дидактика технического перевода с использованием отраслевого словаря-тезауруса

Горбунов Ю.И., Горбунова О.Ю.

Аннотация

Статья посвящена дидактике технического перевода с применением отраслевых словарей тезаурусного типа. Рассматриваются проблемы, возникающие в процессе перевода научно-технической терминологии с французского языка на русский. Основное внимание уделяется современным методам перевода иноязычной технической терминологии на тезаурусной основе. В связи с этим предлагается технология перевода французских автомобильных терминов на русский язык с помощью обучающего французско-русского автомобильного тезауруса. Методический алгоритм технического перевода включает дидактические операции, которые предусматривают: поиск французского технического термина в алфавитном указателе к тезаурусу с целью определения адресов семантических полей, последовательное обращение к семантическим полям французского технического термина по указанным адресам в тезаурусе, окончательный выбор русского эквивалента французского технического термина в результате анализа его семантических полей с учетом реального контекста. Тезаурусная технология, используемая в учебном процессе обучения специальному техническому переводу в профессиональной подготовке лингвистов-переводчиков, оптимально способствует не только формированию знаний, умений, навыков перевода, составляющих профессиональную компетентность лингвиста-переводчика, но и эффективному применению сформированных компетенций в будущей профессиональной деятельности. Основная цель работы состоит в том, чтобы повысить эффективность подготовки будущих лингвистов-переводчиков посредством формирования профессиональной компетентности на основе тезаурусного подхода. Тезаурусный подход к переводу технических текстов рассматривается в качестве лингводидактического инструмента формирования профессиональной компетентности переводчика.

Доказательная педагогика, психология. 2023;(4):27-34
pages 27-34 views

Изучение фонетики студентами лингвистических специальностей по методу «шедоуинг»: трудности и потенциальные решения

Дымова А.В., Карева В.Ю.

Аннотация

В исследовании использован метод «шедоуинг», который предполагает, что обучающиеся читают аутентичный текст на изучаемом иностранном языке вместе с диктором с целью копирования его темпа, ритма, особенностей связной речи и таким образом совершенствуют артикуляционные и иные фонетические, лексико-грамматические, переводческие навыки на иностранном языке. Несмотря на то, что данный метод, по наблюдениям других исследователей, помогает обучающимся улучшать беглость речи, артикуляционные и интонационные характеристики, в литературе отсутствует исчерпывающее описание проблем, возникающих у студентов лингвистических специальностей при изучении фонетики, которые были обнаружены авторами в ходе использования метода. Так, по материалам наблюдения за 96 студентами первого курса, обучающимися по направлениям подготовки 45.03.02 «Лингвистика» и 44.03.01 «Педагогическое образование», с уровнем английского языка от B1+ (CEFR) и выше был выявлен ряд трудностей, с которыми сталкиваются студенты лингвистических специальностей при применении данного метода: 1) сложности с составлением собственной разметки текста на начальном этапе; 2) скептицизм к вносимым коррективам, трудности в различении тонов; 3) неготовность определенного процента студентов посвящать достаточное время самостоятельной работе (около четверти студентов в данном исследовании); 4) сложности в произношении отдельных звуков, воспроизведении базовых тонов английского языка, произношении длинных смысловых групп на одном дыхании; 5) психологические барьеры. Авторы предлагают потенциальные пути решения данных проблем, такие как использование программного обеспечения Praat для анализа речи, измерения высоты тона и его интенсивности для разрешения спорных случаев при составлении разметки; подчеркивание и иллюстрация необходимости знания фонетических аспектов языка для достижения успешной коммуникации; целенаправленная работа с артикуляцией звуков, отсутствующих/отличающихся от русских. 

Доказательная педагогика, психология. 2023;(4):35-41
pages 35-41 views

Психологические науки

Возможен ли перенос модели отношений? Влияние детско-родительской привязанности на характер межличностных отношений подростков

Ма Ю., У Ц., Чжа Ш., Ян Ч.

Аннотация

На основе теории привязанности и теории экосистем в работе исследовано влияние детско-родительской привязанности на характер межличностных отношений подростков, а также механизм психологических границ и когнитивной гибкости. В исследовании приняли участие 505 подростков, из них 51,5 % юношей. Использовались опросник детско-родительской привязанности, опросник психологических границ, опросник когнитивной гибкости и комплексной диагностической шкалы межличностных отношений. Результаты: выявлена отрицательная взаимосвязь между показателями «Детско-родительская привязанность» и «Межличностная гармония». Другими словами, чем выше уровень детско-родительской привязанности, тем ниже уровень межличностных нарушений и тем гармоничнее межличностные отношения. Психологические границы и когнитивная гибкость играют посредническую роль между детско-родительской привязанностью и межличностной гармонией соответственно. Эффект посредничества составил 15,58 и 18,83 % от общего эффекта соответственно. Результаты подтверждают модель параллельного посредничества показателей «психологическая граница» и «когнитивная гибкость» между показателями «детско-родительская привязанность» и «межличностная гармония».

Доказательная педагогика, психология. 2023;(4):45-55
pages 45-55 views

Связь нормативных установок полоролевого поведения и гендерной идентичности у молодежи

Рядинская Е.Н., Волобуев В.В., Богрова К.Б.

Аннотация

На фоне изменения функций и смыслов в гендерных и семейных отношениях в российском обществе назрела тенденция к смене традиционалистских норм поведения на эгалитарные. Задача исследования заключается в выяснении, насколько в современном обществе распространены традиционалистские или эгалитарные взгляды относительно мужского или женского полоролевого поведения, и изучении влияния подобных установок на гендерную идентичность молодежи. Проведено эмпирическое исследование, в ходе которого получены данные о наличии связи между нормативными установками о мужественности и женственности с одной стороны и гендерной идентичностью с другой. В группе девушек были выявлены связи между уровнем гендерной идентичности и установками относительно женского поведения, такими как значимость привлекательной внешности, зависимость, самодостаточность в отношениях с мужчинами и итоговый показатель. Отмечено, что у юношей зависимости между гендерной идентичностью и женскими установками не выявлено, но существует связь между уровнем гендерной идентичности и мужскими установками, такими как ориентация на достижения и итоговый показатель. У девушек не было обнаружено статистически значимой связи между уровнем гендерной идентичности и наличием подобных установок относительно мужчин. Сделано заключение о том, что женский пол более гибкий в своих представлениях о нормах поведения мужчин. Для девушек важнее быть внешне привлекательными и самодостаточными в отношениях, чем для юношей.

Доказательная педагогика, психология. 2023;(4):57-63
pages 57-63 views

Взаимосвязь особенностей регуляции эмоций и социальной тревоги у лиц, зависимых от психоактивных веществ

Сарычева Ю.В., Иксанова Д.Д., Лазюк И.В., Дорошева Е.А., Пономаренко И.В., Матвеева И.А., Перевозник А.И.

Аннотация

Социальная фобия является одним из наиболее распространенных тревожных расстройств среди пациентов, поступающих на лечение расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ (ПАВ). Есть основания полагать, что определенные стратегии регуляции эмоций выступают как факторы риска формирования социальной тревоги у лиц, зависимых от ПАВ, тогда как другие стратегии являются факторами защиты. На выборке, включавшей 30 человек, находящихся на реабилитации в наркологическом диспансере, были показаны взаимосвязи между социальной тревогой и ее компонентами, эмоциональными состояниями и конкретными стратегиями регуляции эмоций. При увеличении социальной тревоги возрастает переживание стыда, однако стратегия самообвинения используется для ее снижения. Фокус на решении проблемной ситуации и когнитивная переоценка обратно связаны с симптомами социальной фобии, как и способность сохранять внимание к повседневной деятельности, сосредотачиваться на текущих занятиях. Принятие проблемной ситуации как данности обратно связано с социальной тревогой, что может быть специфично для выборки лиц, проходящих реабилитацию. Осознанность как механизм саморегуляции в целом не показала связи с симптомами социальной фобии. Скорее всего, это объясняется ее невысоким развитием в целом у лиц, употребляющих ПАВ. Поскольку социальная тревога является фактором, провоцирующим употребление ПАВ, препятствующим получению позитивного опыта разрешения сложных ситуаций, снижающим качество жизни, рекомендуется включать в программы реабилитации для лиц, зависимых от ПАВ, формирование навыков адаптивной регуляции эмоций, техник, позволяющих восстановить процессы внимания, лежащие в основе сложных функций саморегуляции.

Доказательная педагогика, психология. 2023;(4):65-74
pages 65-74 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах