№ 2 (2019)

Весь выпуск

Педагогические науки

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ВУЗА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Карапузиков А.А.

Аннотация

В современных условиях формирование готовности курсантов вузов Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России к деятельности в экстремальных ситуациях является ведущей проблемой профильных высших учебных заведений, так как деятельность пожарного предполагает постоянное воздействие стресс-факторов, а также ситуаций неопределенности и риска. В рамках данной статьи проанализированы зарубежные и отечественные источники по проблеме исследования. Дан анализ понятий «экстремальная ситуация» и «готовность».

Экспериментальная работа по оценке результатов сформированности готовности к деятельности в экстремальных ситуациях курсантов специального вуза проходила в условиях образовательного процесса двух вузов ГПС МЧС России: ФГБОУ ВО «УрИГПС МЧС России» и ФГБОУ ВО «АГПС МЧС России». Критериями сформированности готовности послужили мотивационно-ценностный, когнитивно-операционный и эмоционально-волевой критерии, им дана краткая характеристика.

В рамках итогового этапа экспериментальной работы выявлено, что большинство курсантов перешли на продуктивный и продвинутый уровни сформированности готовности курсантов специального вуза к деятельности в экстремальных ситуациях. В одной из четырех экспериментальных групп были реализованы все три педагогических условия и ожидаемо получены самые высокие результаты. Курсанты стали четко осознавать цели и задачи военно-служебной деятельности, проявляли стремление выполнять служебный долг, у них развилась ценностная ориентация на деятельность пожарного, они ориентируются в динамично изменяющейся обстановке, связанной с деятельностью в экстремальных ситуациях.

По всем выделенным нами критериям выявлена положительная динамика в формировании уровней готовности курсантов специального вуза к деятельности в экстремальных ситуациях. Дальнейшая исследовательская работа по данному направлению связана с внедрением результатов исследования в образовательный процесс других вузов ГПС МЧС России.

Доказательная педагогика, психология. 2019;(2):9-14
pages 9-14 views

СИСТЕМА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Ковалева А.Г., Дымова Е.Е., Анчугова О.В., Курманова Д.И., Ткачева М.В., Уткина Д.Г.

Аннотация

В условиях возрастающей конкуренции на рынке образовательных услуг высшие учебные заведения стремятся стать научно-исследовательскими центрами, в которых помимо традиционных функций образования и науки осуществляется перенос знаний в практические области экономики и общества в целом, отвечая их запросам. Уральский федеральный университет делает ставку на проектное обучение. В статье дается обоснование необходимости создавать систему проектной деятельности с учетом междисциплинарных связей. Методика организации междисциплинарных проектов на иностранном языке опирается на положения компетентностного и личностно-деятельного подходов к обучению. Описанная система междисциплинарных проектов основана на классификации метода проектов с точки зрения участников проекта, времени реализации, принципов взаимодействия, способов координации и основных методов реализации. Исследование представляет междисциплинарные проекты для обучения иностранному языку как совокупность учебно-познавательных приемов и действий студентов в различных областях знаний, которые, в свою очередь, позволяют организовать самостоятельную работу студентов с использованием аутентичных источников в профессиональной сфере и предполагают презентацию полученных результатов на иностранном языке. В статье представлена модель поэтапной системы организации проектной работы студентов, начиная с командной работы над проектом в области выбранного направления подготовки на младших курсах в рамках внеаудиторной работы и заканчивая самостоятельной реализацией междисциплинарного проекта в соответствии с учебным планом на старших курсах.

Доказательная педагогика, психология. 2019;(2):15-20
pages 15-20 views

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ТИПОВ ИНТЕЛЛЕКТА В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Ковалева А.С.

Аннотация

Теория множественного интеллекта Г. Гарднера сегодня представляет большой интерес для педагогического сообщества, поскольку позволяет взглянуть на процесс обучения с новой стороны. Несмотря на то, что теория активно применяется в образовании, педагогами не учитывается контекстуальный характер функционирования типов интеллекта.

В работе приводятся результаты повторной апробации авторской методики определения уровней развития типов интеллекта в контексте изучения иностранных языков. Автором вводится принципиально новый термин «типы интеллекта в контексте изучения иностранного языка» и рассматривается проблема определения уровней развития типов интеллекта в контексте изучения иностранного языка. Приводятся выделенные автором в ходе экспериментальной работы основные положения теории множественного интеллекта, на основе которых была разработана анкета для определения уровней развития интеллектов. Отмечается особая роль упражнения как одного из ключевых инструментов активизации, развития и определения уровня развития интеллекта. Показан фрагмент таблицы корреляции упражнений, приемов, технологий обучения иностранному языку с визуально-пространственным и моторно-двигательным типами интеллекта.

Результаты настоящего исследования подтвердили выводы проведенных ранее экспериментов по изучению теории множественного интеллекта, а также доказали эффективность анкеты в определении уровней развитости типов интеллекта обучающихся в контексте изучения иностранных языков. Кроме того, полученные данные позволили сделать вывод о том, что типы интеллекта с высоким уровнем развития влияют на выбор будущей профессиональной деятельности.

Доказательная педагогика, психология. 2019;(2):21-27
pages 21-27 views

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ (MOODLE) КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ «ИНДУСТРИИ 4.0»

Пяткова М.Р., Конкина В.А., Гнедкова М.А.

Аннотация

Появление концепции «Индустрии 4.0» оказало значительное влияние на развитие высшего образования и стимулировало возникновение новых эффективных технологий в обучении. Студенты активно используют различные информационные платформы, которые в современных условиях необходимы для получения знаний, умений и навыков. Потребность в разработке и совершенствовании новых методов обучения влечет за собой ряд проблем, связанных с использованием системы управления обучением (LMS), в частности, возникает сопротивление на уровне приверженности традиционным педагогическим технологиям. Так, становится актуальной тема адаптации преподавателей к осознанному использованию средств LMS с целью повышения педагогической эффективности.

Целью исследования является анализ уровня эффективности педагогической деятельности работников высшей школы в контексте модульной объектно-ориентированной среды обучения (Moodle). Раскрыты особенности понятия педагогической эффективности в рамках концепции «Индустрии 4.0». Проанализированы педагогические условия среды обучения Moodle, а также реализация данных условий со стороны студента и преподавателя. Определено и обосновано влияние инструмента Moodle на педагогическую эффективность и профессиональную идентичность педагогических кадров. В рамках оценки педагогической эффективности предложен индекс реализации инновационных педагогических технологий. Приведены данные сравнительного анализа уровня эффективности преподавателей высшей школы, использующих в своей деятельности технологии LMS, и преподавателей высшей школы, не использующих их. Представлены анализы успеваемости студентов, уровня удовлетворенности обучением на курсе, уровня активности со стороны студентов.

Доказательная педагогика, психология. 2019;(2):28-34
pages 28-34 views

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН БУДУЩИМ ПЕНИТЕНЦИАРНЫМ ПСИХОЛОГАМ

Слободская И.Н., Филипова Е.Е.

Аннотация

Вологодский институт права экономики ФСИН России реализует профессиональную образовательную программу «Психология служебной деятельности» по подготовке пенитенциарных психологов. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования указан компетентностный подход к оценке качества подготовки будущих специалистов. В комплексе компетенций, которыми должен обладать выпускник, особое место занимают компетенции, обеспечивающие способность будущих специалистов-психологов осуществлять исследовательскую деятельность. В статье анализируется роль математических дисциплин в формировании компетенций учащихся и рассматриваются некоторые проблемы преподавания дисциплин «Математика» и «Математические методы в психологии»: слабая подготовка по математике выпускников общеобразовательных школ, поступающих на психологические специальности; недостаточная сформированность ряда исследовательских умений курсантов младших курсов; применение математических методов в психологии. В ходе исследования проведен опрос курсантов первого курса психологического факультета, поступивших в 2016–2018 гг., и получено их распределение на основании выбранного уровня ЕГЭ по математике и представлений (до поступления в вуз) о роли математики в психологии. В статье перечислены основные положения, которыми руководствуются авторы при преподавании математических дисциплин будущим пенитенциарным психологам. Проведен анализ использования математических методов в выпускных квалификационных работах по специальности «Психология служебной деятельности» в 2017–2018 гг. Выпускные квалификационные работы демонстрируют достаточный уровень сформированности рассматриваемых компетенций у студентов, вместе с тем отмечен неширокий спектр применяемых в работах студентов математических методов. Предложены направления дальнейшего освоения математико-статистических методов. 

Доказательная педагогика, психология. 2019;(2):35-41
pages 35-41 views

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Солдатов Б.Г., Солдатова Н.В.

Аннотация

Модульная система дисциплины «Иностранный язык», которая характеризуется целенаправленностью, проблемным изложением материалов рабочей программы, проектными заданиями и является одним из принципов компетентностно-ориентированного образования, ставит перед преподавателями иностранных языков задачу организовать совместную работу со студентами, применять методы активного обучения, моделирующие ситуации профессионального общения, способствующие овладению коммуникативными навыками в области иностранного языка и получению дополнительных профессиональных знаний.

В статье рассматривается технология моделирования профессиональной деятельности на примере интегрированного занятия и кейс-метода, которая ориентирована на формирование коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей, расширение профессионального кругозора, формирование навыков работы в группе, развитие межкультурной коммуникации. Интегрированные занятия по иностранному языку с участием преподавателей профилирующих кафедр рассматриваются авторами статьи как средство интенсификации процесса освоения знаний в профессиональной и языковой сферах деятельности, а также формирования профессиональной культуры студентов, адаптации к новым профессиям, выработки энциклопедического взгляда на современный мир. Авторы отмечают, что для моделирования профессиональной деятельности при изучении иностранного языка необходимо создать единое пространство интегрированной деятельности и обеспечения сформированности компетенции в профессиональной и языковой сферах, а также сосредоточить внимание студентов на понимании особенностей коммуникации на иностранном языке для решения профессиональных задач. При моделировании профессиональной деятельности необходимо соблюдать условие одновременности обучения иностранному языку и развития речи.

Доказательная педагогика, психология. 2019;(2):42-47
pages 42-47 views

Психологические науки

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОМОГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ)

Акимова М.К., Персиянцева С.В.

Аннотация

В статье исследуются типы помогающего поведения по ряду категорий: внешние условия, социальные нормы. Выделены типы зависимости от мотивации на разные социальные нормы: норму взаимности, норму социальной ответственности. Гипотезой научной работы является предположение, что существуют региональные различия в поведении людей, когда речь идет о ситуации помощи кому-либо (человеку, животному). В работе рассматривается отношение студентов, проживающих в разных регионах, к оказанию помощи непосредственно при встречи с нуждающимися в ней и отношение к благотворительности, участие в благотворительных акциях, стремление оказывать помощь анонимно. В эмпирическом исследовании участвовало 236 студентов из Москвы, Калуги, Орехово-Зуева. Возрастной диапазон студентов – от 18 до 27 лет (M=19,59; SD=1,34).

Целью исследования стало сравнение степени выраженности типов помощи (публичного, анонимного) у студентов столичного и региональных университетов. Под публичным типом подразумевается оказание помощи определенным людям или животным, с которыми в тех или иных ситуациях встретился индивид. Это помощь в ситуациях непосредственного взаимодействия, «глаза в глаза». В таких ситуациях нередко есть свидетели. К анонимному типу отнесены ситуации благотворительности, то есть обезличенное оказание помощи неизвестным людям, с которыми индивид не встречался непосредственно и о которых ему ничего не известно, кроме того, что они нуждаются в помощи. Часто это помощь через благотворительные фонды. Полученные данные свидетельствуют о различиях в помогающем поведении у студентов мегаполиса, областного центра и малого города.

Доказательная педагогика, психология. 2019;(2):51-56
pages 51-56 views

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВЫСШЕГО КОМАНДНОГО СОСТАВА - УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Алиев У.С.

Аннотация

Личность военнослужащего, принимающего участие в локальных войнах и вооруженных конфликтах, сегодня является одной из наиболее актуальных тем исследования для российской военной психологии, а психологические последствия боевой психологической травмы являются зоной взаимных научных и практических интересов как гражданских, так и военных специалистов. Особый интерес при этом вызывает личность представителей высшего командного состава – участников боевых действий. Это обусловлено тем, что при решении поставленных перед ними боевых задач они сталкиваются с воздействием различных факторов и ситуаций. Для успешного решения боевых задач представители высшего командного состава – участники боевых действий должны обладать не только профессиональными навыками, но и определенными психологическими характеристиками. В статье освещаются результаты сравнительного анализа индивидуально-психологических характеристик (стрессоустойчивости, тревожности, способности к адаптации в новых условиях жизнедеятельности, предпочтительных форм совладающего поведения) представителей высшего командного состава Вооруженных сил РФ, которые принимали участие в боевых действиях (экспериментальная группа) и их коллег, не принимавших участия в боевых действиях. Проведенное исследование показало, что представители высшего командного состава, принимавшие участие в военных действиях, более склонны к нервно-психическим срывам, чем их коллеги, не принимавшие участия в боевых действиях. Для принимавших участие в боевых действиях характерен значительно более высокий уровень личностной тревожности, выражающейся в склонности воспринимать широкий диапазон ситуаций как угрозу для себя, у них отмечаются более выраженные показатели социальной дезадаптированности. Кроме того, установлено, что представители высшего командного состава, принимавшие участие в военных действиях, в большинстве склонны использовать неконструктивные стратегии преодоления стрессовых ситуаций.

Доказательная педагогика, психология. 2019;(2):57-65
pages 57-65 views

САМОПОНИМАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Берберян А.С., Романова Е.С., Корнилова О.А.

Аннотация

В статье рассматривается понятие «национальная идентичность» как конструкт, акцентирующий субъектную сторону национальной принадлежности, вовлеченность человека в социокультурные и политические процессы. Данный аспект предполагает изучение народа в качестве предикативной стороны личностной самотождественности, выявление представлений о своей стране, этносе, чувства принадлежности к своей стране, народу. Актуальность исследования определяется важностью анализа исторического опыта, особенно опыта переживания критических, роковых событий истории, определяющих осознание принадлежности к своему народу как единой гражданской общности, переосмысления прошлого и включения его в оценку настоящего. Цель исследования – изучение самопонимания этнической идентичности студенческой молодежи как сущностной характеристики ее самосознания, связанной с осмыслением этнической принадлежности.

Использованы следующие методики исследования: «Шкала экспресс-оценки выраженности этнической идентичности» (автор Н.М. Лебедева), «Шкала экспресс-оценки чувств, связанных с этнической принадлежностью» (автор Н.М. Лебедева), «Типы этнической идентичности» (авторы Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова). Представлены результаты исследования формирования самопонимания личностью этнической идентичности. На основе проведенного эмпирического исследования сделано заключение о том, что выраженность этнической идентичности, чувств, связанных с этнической принадлежностью, является свидетельством самопонимания и наиболее константной характеристикой самосознания человека, так как национальная идентичность формируется в процессе осмысления собственной истории, своего нынешнего состояния и возможных и желаемых перспектив в контексте представлений об этнокультурной идентичности. Полученные результаты позитивной этнической идентичности респондентов свидетельствуют об осознании ими принадлежности к определенному народу, что является сущностной характеристикой их самосознания.

Доказательная педагогика, психология. 2019;(2):66-72
pages 66-72 views

Я-КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РЕЛИГИОЗНОГО ФАНАТИЗМА

Гусева Е.С., Чернов А.Ю.

Аннотация

Задачу эффективной психологической профилактики религиозного фанатизма невозможно разрешить без всестороннего изучения психологических особенностей фанатической религиозной личности.

На сегодняшний день проблема религиозного фанатизма представляется важной и существенной, что подтверждает большое количество научных работ и конференций по данной тематике. С другой стороны, фактически отсутствуют эмпирические исследования, направленные на изучение личности и поведения религиозного фанатика.

На наш взгляд, именно описание Я-концепции фанатически настроенного верующего поможет пролить свет на специфику его когнитивной и эмоциональной сферы. И, что представляется особенно важным, именно Я-концепция, как совокупность всех представлений личности о самой себе, включая эмоциональную оценку себя, является основным регулятором мотивационно-поведенческой сферы человека.

В работе описано эмпирическое исследование Я-концепции религиозной личности с разным уровнем религиозного фанатизма. В качестве метода изучения Я-концепции использовались тест М. Куна «Кто Я?» и методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева. Уровень религиозного фанатизма определялся с помощью опросника Е.С. Гусевой и А.Ю. Чернова. Респонденты – мужчины и женщины православного вероисповедания.

Результаты показали, что с повышением уровня религиозного фанатизма верующие всё меньше идентифицируют себя с семейной и учебно-профессиональной социальными ролями. Для мужчин это оказалось более характерно, чем для женщин. С повышением уровня фанатизма верующие реже воспринимают себя в контексте какой-либо деятельности.

Выявленные особенности эмоционально-оценочного компонента Я-концепции верующих позволили описать три типа Я-концепции в зависимости от степени проявления религиозного фанатизма. Я-концепцию религиозной личности с низким уровнем фанатизма можно условно обозначить как «уверенную честную», со средним уровнем фанатизма – как «неуверенную честную», с высоким уровнем фанатизма – как «уверенную нечестную».

Доказательная педагогика, психология. 2019;(2):73-81
pages 73-81 views

СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ У НАРКОЗАВИСИМЫХ С ПСИХИЧЕСКОЙ ТРАВМОЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Кадыров Р.В., Ковалев И.А., Капустина Т.В., Ильина И.С.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования сознательной и бессознательной составляющих защиты личности – совладающего поведения и психологических защитных механизмов наркозависимых, имеющих в анамнезе травму раннего возраста. Респондентами стали 122 человека в возрасте от 29 до 44 лет с наркотической зависимостью. После изучения опыта переживания психической травмы раннего возраста и других психических травм, полученных в более позднем возрасте, число испытуемых сократилось, и оставшиеся респонденты были разделены на две группы. Эмпирическую группу представили 62 человека, которые имеют неоднократный опыт психической травмы раннего возраста, группу сравнения – 60 человек, которые практически не имеют психической травмы в раннем возрасте. Часто встречающимися травмами раннего возраста являются негативное отношение со стороны близких людей, их смерть, вербальное, физическое и сексуальное насилие, недостаток необходимого внимания, пренебрежение потребностями респондента, развод родителей, криминальные события, такие как нападения на членов семьи и друзей, ограбление, изнасилование, сексуальное домогательство. Для наркозависимых с травмой раннего детства характерно совладающее поведение, которое может развиваться в двух направлениях – либо наркозависимые стремятся решать свои проблемы, либо пытаются избежать проблем, отрицать их наличие. На бессознательном уровне у наркозависимых преобладают такие защитные механизмы, как отрицание и проекция, что приводит к дезадаптации, более частому употреблению наркотических средств и выраженной дезорганизации поведения. Преобладание защитных механизмов отрицания и проекции у наркозависимых на бессознательном уровне способствует также снижению внутренней тревоги при обнаружении у себя признаков наркотической зависимости и отрицанию наличия у себя зависимости. В целом для наркозависимых с психической травмой раннего возраста и другими психическими травмами, полученными в более позднем возрасте, характерны дезадаптивные типы совладающего поведения как на сознательном, так и на бессознательном уровнях защиты личности. 

Доказательная педагогика, психология. 2019;(2):82-87
pages 82-87 views

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПСИХОЛОГА КАК СТРУКТУРНО-ЛИЧНОСТНОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ

Тимофеева Т.С.

Аннотация

Профессиональная идентичность психолога формируется в ситуации постоянных изменений образовательных стандартов, в условиях существования разнообразия профессиональных стандартов и психологических ассоциаций, которые предъявляют различные требования относительно необходимых знаний и компетенций.

В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования профессиональной идентичности практикующих психологов и студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Психология» и «Клиническая психология». Цель работы – исследование профессиональной идентичности психолога как структурно-личностного новообразования, включающего представление о себе, о своих личностных и профессиональных качествах и компетенциях. Основным методологическим подходом для исследования выступает структурно-генетическая теория Л.С. Выготского и его ключевой термин «психическое новообразование».

В качестве метода сбора эмпирических данных исследования использовано полуструктурированное интервью. Всего было проведено 44 интервью, 27 из которых – с обучающимися по направлениям подготовки «Психология» и «Клиническая психология» в вузах Волгограда, 17 – с практикующими психологами. Респондентам предлагалось ответить на несколько вопросов о деятельности психолога, качествах и способностях, которые необходимы человеку, чтобы работать практическим психологом. Вопросы интервью касались и готовности психологов к началу карьеры или ее развитию в рамках профессиональной деятельности. Обработка полученных текстов осуществлялась методом качественного анализа данных (сетевой анализ), благодаря которому ответы распределяются по темам, а затем группируются относительно их уровня обобщения.

Эмпирическое исследование показало, что идентичность психологов как представление о себе, о своих личностных и профессиональных качествах и компетенциях во многом зависит от опыта профессиональной деятельности. Сформированная идентичность позволяет видеть перспективы и возможности профессионального развития. Наличие четких представлений о будущем, о желаемой карьере психолога оказалось тесно связано с удовлетворенностью профессией. Полученные данные подтверждают практическую значимость исследования: современной системе образования требуется создание дополнительных условий для успешного построения профессиональной идентичности психолога. 

Доказательная педагогика, психология. 2019;(2):88-94
pages 88-94 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах