№ 2 (2023)
- Год: 2023
- Статей: 7
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/issue/view/41
Педагогические науки
Развитие идеи междисциплинарных связей в отечественном педагогическом образовании в первой трети ХХ века
Аннотация
В статье ставится проблема использования междисциплинарных связей в педагогическом образовании с целью преодоления разрыва между содержанием профессиональной подготовки будущих учителей и потребностями педагогической практики. Ее эффективное решение невозможно без рефлексии отечественного педагогического опыта и идей известных педагогов. С этой целью проанализированы идеи П.Ф. Каптерева о специальной подготовке учителей к осуществлению межпредметных связей, а также деятельность сотрудников научно-методической секции Государственного ученого совета в первой трети ХХ века. Проанализированы достоинства и недостатки системы концентров, комплексных программ, широко используемых в данный период в отечественных педагогических вузах. Материалом историко-педагогического исследования послужили работы известных отечественных педагогов и публикации в педагогических журналах 30-х годов ХХ века. Исследование вариативных подходов к реализации идеи междисциплинарных связей в отечественном педагогическом образовании первой трети ХХ века позволило выявить факторы, повлиявшие на выбор учебных дисциплин в качестве центров междисциплинарного взаимодействия, а также ошибки, допущенные в процессе его реализации в педагогических вузах исследуемого периода. Отмечено, что поиск вариантов осуществления междисциплинарных связей в отечественном педагогическом образовании тесно взаимосвязан с изменением требований к личности учителя в конкретные исторические периоды. Историко-педагогический анализ литературы и образовательной практики педагогических вузов позволил сделать вывод, что междисциплинарные связи, в которых педагогическая составляющая профессиональной подготовки является доминантной, становятся эффективным инструментом формирования у будущего учителя целостного представления о предстоящей профессиональной деятельности.
Интеграция родного языка и культуры в структуру языковой подготовки в вузе: лингводидактический аспект
Аннотация
В структуре языковой подготовки в вузе обращает на себя внимание частое несоблюдение баланса языковых интересов обучающихся в сторону ориентации на освоение особенностей иной лингвокультуры, тогда как родному языку и культуре уделяется недостаточное внимание. Авторы рассматривают теоретические и методологические основы отечественных культуросообразных подходов к преподаванию иностранных языков, обосновывая настоящее исследование необходимостью обучения студентов равностатусной межкультурной коммуникации. Для овладения искомым типом профессионального общения, по мнению авторов, необходимо умение быть осознанным носителем своей культуры, переосмыслять свое отношение к культурно-языковым феноменам после соприкосновения с лингвокультурными различиями, быть готовым не только подражать иноязычному собеседнику, адаптируя свой стиль поведения, но и уметь представлять и отстаивать свои национальные интересы и ценности на иностранном языке. Цель работы – представить систему упражнений по интеграции родного для обучаемых культурно-языкового материала и методов базового культурологического сравнительного анализа в занятия по иностранному языку в высших учебных заведениях лингвистического профиля. Предложено выделять четыре этапа работы: когнитивный, аксиологический, концептуальный и поведенческий. Представленная система упражнений являет собой синтез европейского подхода к культуросообразному языковому образованию (воспитание толерантности и уважительного отношения к культурному плюрализму) и отечественных методических разработок (ценность родной культуры, сохранение культурной идентичности). Выполняя подобные задания, студенты научатся принимать мировое культурное разнообразие, адекватно транслировать элементы родной культуры, критически оценивать и осмыслять их в результате сопоставления с фактами иной культуры, а также прогнозировать и предотвращать возможные конфликты и проявления этноцентризма.
Обучение профессионально ориентированному искусствоведческому дискурсу на занятиях по русскому языку как иностранному
Аннотация
На современном этапе развития методики преподавания русского языка как иностранного в специальных целях недостаточное внимание уделяется профессионально ориентированному обучению, позволяющему моделировать условные профессиональные ситуации общения и формирующему навыки, необходимые для реальной профессиональной коммуникации. Особенно заметна проблема в сфере преподавания творческих (в том числе искусствоведческих) дисциплин, в которых большую роль играет тематический дискурс. Статья посвящена описанию экспериментального обучения узбекских студентов искусствоведческому дискурсу на занятиях по русскому языку как иностранному. Проведен эксперимент по внедрению в практику преподавания русского языка как иностранного на уровне профессионального общения модели изучения искусствоведческого дискурса будущими специалистами в области искусствоведения. Цель исследования – разработать технологию обучения искусствоведческому дискурсу на основе профессионально ориентированных аутентичных текстов на занятиях по русскому языку как иностранному для будущих работников сферы искусства. Суть исследования сводилась к следующему. Экспериментальная группа изучала язык специальности по разработанному нами учебно-методическому комплексу (УМК). Большинство заданий УМК выполнены с опорой на сайт Белгородского государственного художественного музея, что актуализирует учебный материал и реализует принцип профессиональной направленности обучения. Контрольная группа работала по традиционной программе русского языка как иностранного для будущих художников. По завершении экспериментального обучения обе группы выполнили творческое задание. Доказана эффективность применения аутентичных искусствоведческих текстов и творческих заданий при обучении узбекских студентов русскому языку как иностранному. Выявлено, что студенты экспериментальной группы добились большего прогресса по сравнению с контрольной группой в профессиональном навыке «следование при создании текста искусствоведческим стратегиям».
Активизация обучения преподавателей в рамках программы профессиональной переподготовки
Аннотация
Существует противоречие между необходимостью целенаправленного развития готовности педагога к инновационной деятельности в процессе реализации программ высшего и дополнительного образования и недостаточным вниманием к этой проблеме при создании и реализации дополнительных профессиональных программ для профессорско-преподавательского состава. Существует целый ряд проектов, которые объединяют ученых в области организации подготовки и переподготовки преподавателей инженерных вузов. Одним из них является проект Erasmus+ «Педагогическая подготовка инженерных преподавателей (ENTER)». Целью настоящего исследования является апробация модуля «Повышение интерактивности обучения» программы «Инновационная педагогика для преподавателей инженерных вузов» и активизация обучения слушателей. При разработке модуля «Повышение интерактивности обучения» учитывались рекомендации Международного общества инженерной педагогики (IGIP), опыт Эстонского центра инженерной педагогики, в котором ведется работа по переподготовке преподавателей, а также внепредметные перспективные современные инновационные методы обучения: интерактивные лекции, групповая работа, обсуждение, дизайн портфолио, кейс-стади и др. В процессе исследования использовались методы моделирования обучения, педагогический эксперимент и включенное наблюдение. Результаты проведенного эксперимента показали, что в экспериментальной группе уровень оценки выпускных работ респондентов выше по сравнению с контрольной. Сделан вывод о том, что эффективными организационными формами обучения преподавателей являются интерактивные лекции, групповая работа, обсуждение; рекомендуемыми методами – дизайн портфолио, кейс-стади, взаимное оценивание, презентации, обратная связь, анализ собственного курса, метакогнитивные стратегии, паузы для рефлексии; рекомендуемыми средствами визуализации – интеллект-карты, концептуальные карты обзора литературы, тезаурусные карты.
Психологические науки
Снижение психологических барьеров принятия ответственности у гандболистов-подростков: лонгитюдное исследование
Аннотация
Представлены результаты формирующего эксперимента, ориентированного на повышение готовности спортсменов-подростков к принятию ответственности за счет снижения затрудняющих его психологических барьеров. Исследование обусловлено необходимостью благоприятной социализации подростков доступным способом, через формирование и развитие такого личностного ресурса адаптации, как ответственность. В лонгитюдном исследовании приняли участие 16 спортсменов подросткового возраста, учащихся в «Академии гандбола» г. Краснодара. Выделены личностные особенности, выступающие как барьеры проявления ответственности в подростковом возрасте: тревожность, недостаточно развитые мотивация и самоуправление, отрицательные копинг-стратегии (бегство, дистанцирование), перекладывание ответственности на других или на обстоятельства. Использованы методики определения уровня ответственности, мотивации, саморегуляции, копинг-стратегий, тревожности, уровня развития группы, оценки взаимоотношений тренера и спортсменов. Формирующий эксперимент развития ответственности проводился с применением методики психологического тренинга в подростковой гандбольной команде в течение года. Эффективность тренинга оценивалась тремя диагностическими срезами. Учитывались изменения абсолютных значений измеряемых показателей и корреляционные связи между ними. Результаты исследования показали, что фактором, препятствующим снятию психологических барьеров принятия ответственности, является повышенная тревожность юных спортсменов. Продолжительная тренинговая работа с гандболистами продемонстрировала свою актуальность и необходимость на протяжении всего взросления молодого поколения, а также возможность снижения барьеров в деятельности и социализации у подростков.
Гетерогенность изменений исполнительных когнитивных функций при разном опыте употребления алкоголя
Аннотация
Исполнительные функции – многомерные когнитивные процессы контроля, которые обеспечиваются префронтальной областью коры головного мозга и участвуют в организации и регуляции целенаправленного поведения. По данным современных исследований, изменения в исполнительном функционировании могут выступать прогностическим фактором в отношении потребления алкоголя, что, с учетом высокой социальной значимости проблемы небезопасного употребления алкоголя и алкогольной зависимости, определяет актуальность исследований в данном направлении. Представленные в работе результаты получены с использованием валидизированных международных методов оценки исполнительных когнитивных функций на выборке из 133 человек с разным опытом употребления алкоголя, в том числе 41 – с безопасным употреблением алкоголя и 92 – с диагностированной алкогольной зависимостью. Установлено, что люди с алкогольной зависимостью имеют достоверные изменения в показателях исполнительного когнитивного функционирования, которые не наблюдаются при безопасном употреблении алкоголя и проявляются в снижении функции когнитивного контроля, когнитивной гибкости, нарушениях произвольного внимания, а также более низком объеме рабочей памяти. Впервые показано, что изменения исполнительных функций при алкогольной зависимости неоднородны: у 43,5 % участников исследования с алкогольной зависимостью наблюдались значимо более выраженные нарушения функции внимания, проявляющиеся в четырехкратном повышении числа ошибок переключения, которые сопровождались более высокой импульсивностью, неадаптивным эмоциональным копингом и менее продолжительной ремиссией. Установленные в исследовании данные о неоднородности (гетерогенности) изменений исполнительных когнитивных функций у людей с алкогольной зависимостью расширяют представления об исполнительном функционировании и его динамике во взрослом возрасте под влиянием различных факторов. Данные о связи выраженных нарушений внимания с психологическими особенностями и продолжительностью ремиссии при алкогольной зависимости позволят повысить эффективность психологической помощи, в том числе диагностических и реабилитационных мероприятий, при алкогольной зависимости.
Переживание одиночества в юношеском возрасте во взаимосвязи с детско-родительскими отношениями
Аннотация
Проблематика детско-родительских отношений в юношеском возрасте исследуется достаточно редко. Период юношества – кризисный этап активной перестройки внутреннего уклада личности и преобразования внешних условий, в том числе социальной ситуации развития, этап, когда особую значимость приобретает феномен одиночества. Личность юношеского возраста не только встречается с возрастной задачей формирования интимности, но и находит ресурс в состоянии наедине с собой. При изучении этого феномена исследователи редко рассматривают его во взаимосвязи с активно видоизменяющимися детско-родительскими отношениями. Гипотеза исследования: тяжелее переживают одиночество в юношеском возрасте дети родителей, демонстрирующих гипопротекцию как ведущий тип воспитания. Эмпирическое исследование взаимосвязи переживания одиночества и особенностей детско-родительских отношений проводилось на выборке в 96 диад «родитель – ребенок», Mx=19,6 лет, σ=1,9. Для сбора психодиагностического материала использовались методики «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса и «Дифференциальный опросник переживания одиночества» (краткая версия) Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина. В результате статистического анализа был выявлен ряд закономерностей, выражаемых в достоверных взаимосвязях между такими дисгармоничными тенденциями детско-родительских отношений, как гиперпротекция, недостаточность требований-обязанностей, недостаточность требований-запретов, неразвитость родительских чувств, проекция на ребенка собственных нежелательных качеств и субъективным переживанием одиночества, зависимостью от общения. С помощью анализа различий было выявлено, что родители детей, демонстрирующих относительно низкий уровень зависимости от общения, обнаруживают у себя тенденции чрезмерности требований-обязанностей, минимальности санкций, низкого уровня воспитательной неуверенности.