№ 3 (2018)
- Год: 2018
- Дата публикации: 28.09.2018
- Статей: 11
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/issue/view/18
-
Описание:
Опубликован 28.09.2018
Весь выпуск
Педагогические науки
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена широкими возможностями проблемного обучения при подготовке специалиста, обладающего компетентностями, сформулированными ФГОС. Проблемное обучение на лекционных и практических занятиях по высшей математике является средством повышения эффективности обучения, развития личности студента. Цель исследования заключается в разработке методических материалов проведения лекционных и практических занятий с использованием проблемного обучения при изучении высшей математики студентами вуза.
В статье выделены основные блоки реализации проблемного обучения на занятиях со студентами. Первый блок связан с созданием проблемной ситуации на лекционном или практическом занятии. Сюда включаются элементы проблемного обучения, непосредственно связанные с проблемной ситуацией. Второй блок связан с проведением проблемной лекции или проблемного практического занятия по высшей математике. В этот блок включаются элементы проблемного обучения, непосредственно связанные с организацией и проведением учебного занятия.
В работе приведены фрагменты лекционных занятий, организованных с применением проблемного обучения по темам: «Первообразная» (создание проблемной ситуации посредством практической задачи), «Умножение матриц» (создание проблемной ситуации на основе обобщения имеющихся частных знаний), «Определители» (создание проблемной ситуации с помощью выявления и анализа различных точек зрения по одному и тому же вопросу), «Системы линейных алгебраических уравнений» (создание проблемной ситуации через поиск новых путей практического применения данного факта), «Несобственный интеграл второго рода» (использование в качестве проблемных тех ситуаций, которые возникают при выполнении студентами вспомогательных учебных задач).
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ
Аннотация
Потребность формирования гражданского самосознания курсантов военных вузов обусловлена усиливающейся глобализацией современного общества, интернационализацией отношений, миграционными процессами, повышенной конфликтогенностью социума, а также недостаточной разработанностью проблемы в психолого-педагогической литературе с позиций индивидуализации процесса формирования гражданского самосознания. В рамках данного исследования индивидуализация представлена как педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной деятельности курсантов. Разработана модель формирования гражданского самосознания курсантов военного вуза, и проанализирована деятельность педагога по педагогическому сопровождению этого процесса. Показана суть педагогического сопровождения как готовность педагогов, командиров курсантских подразделений реагировать на запросы курсантов об оказании консультативной, психологической и другой помощи и поддержки. Педагогическое сопровождение рассматривается как вид деятельности педагога, направленный на создание для курсанта условий профессионально-личностного роста как гражданина и будущего офицера. Оно также включает в себя наблюдение за курсантами и рефлексивное обсуждение полученного ими опыта. Рассмотрены основные виды педагогического сопровождения в формировании гражданского самосознания курсантов. Дан краткий анализ деятельности педагога по педагогическому сопровождению курсантов на трех этапах формирования их гражданского самосознания: мотивационно-целевом, операционально-деятельностном, оценочно-рефлексивном. Представлены результаты экспериментального исследования, которое позволило оценить эффективность педагогического сопровождения процесса формирования гражданского самосознания курсантов военных вузов. Сделан вывод о том, что оптимально созданное педагогическое сопровождение не только позволяет курсантам предотвращать возможные трудности в самовоспитании гражданских качеств, но и поддерживает готовность педагога участвовать в процессе формирования гражданского самосознания курсантов.
ДИАГНОСТИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛАХ: МАТЕРИАЛЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ
Аннотация
Вопрос приобщения детей к традиционным народным промыслам России является на сегодняшний день одним из актуальных. Ознакомление юных граждан РФ с народными традиционными промыслами помогает сформировать их интерес и уважение к традициям и культуре народов, проживающих рядом, в частности в таком поликультурном регионе, как Оренбургская область.
В статье приведен анализ последних исследований и публикаций, свидетельствующий о возрастающем интересе наций к историческому и культурному наследию. Авторами характеризуются представления детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях поликультурного региона, о традиционных народных промыслах России (гжель, городецкая роспись, русская матрешка, дымковская игрушка), показаны особенности формирования представлений детей дошкольного возраста в поликультурном регионе.
Предложен диагностический инструментарий и описана диагностика представлений детей старшего дошкольного возраста о традиционных народных промыслах. На основе теоретического анализа выделены критерии, показатели и уровни сформированности представлений о традиционных народных промыслах России; представлена критериальная характеристика представлений дошкольников на материале народных промыслов (русская матрешка, гжель, городецкая роспись, дымковская игрушка); проведено диагностическое исследование; осуществлен анализ результатов количественных и качественных показателей диагностического исследования представлений детей старшего дошкольного возраста о традиционных народных промыслах России.
Результаты проведенной диагностики свидетельствуют о возможности формирования представлений детей о традиционных народных промыслах в условиях дошкольной образовательной организации в поликультурном регионе, о повышении уровня представлений детей о народных традиционных промыслах.
Предложен следующий этап работы с детьми дошкольного возраста по изучению представлений детей о народных промыслах на материале тюркского орнамента.
ИССЛЕДОВАНИЕ 2D ВОЛНОВОГО УРАВНЕНИЯ НА КОМПЬЮТЕРЕ: ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ АЛГОРИТМА?
Аннотация
Рассматриваются методические вопросы, связанные с особенностями преподавания темы «Гиперболические уравнения» в курсе уравнений математической физики на «компьютерных» направлениях подготовки, таких как «Прикладная математика» и «Прикладная математика и информатика». Данный раздел теории дифференциальных уравнений необходим также в таких курсах, как «Непрерывные математические модели», «Математическое моделирование» и других, аналогичных, являющихся составной частью учебных планов подготовки бакалавров и магистров указанных направлений. На примере однородного волнового уравнения с одной пространственной переменной и с произвольными граничными условиями третьего рода демонстрируется единство аналитических и численных методов исследования. Так, рассматривается задача о нахождении частных решений такого уравнения, удовлетворяющих указанным граничным условиям с произвольными, вообще говоря, коэффициентами. Поскольку такая задача явно не решается, необходимо написание программы для численного определения спектральных чисел – собственных чисел ассоциированной задачи Штурма – Лиувилля на отрезке. Показывается, что для оптимального составления программного кода необходимо знание разных разделов математики. Обсуждаются ситуации, которые могут привести к неадекватной работе программы, что является мотивирующим фактором для изучения соответствующих математических разделов. Делается вывод о необходимости использования результатов аналитического исследования уравнения для составления алгоритма компьютерной программы. Подчеркивается, что в отсутствие такого анализа, во-первых, программа может привести к неверному ответу, во-вторых, ответ может быть неполный (не все значения найдены), и, в-третьих, программа может работать в неоптимальном и не экономящем ресурсы режиме.
Психологические науки
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАКТИК СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И НРАВСТВЕННЫХ НОРМАТИВОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация
Исследование проводилось с целью установления предпочитаемых студенческой молодежью практик повседневного непосредственного социального взаимодействия, а также взаимосвязей между этими практиками и такими нравственными нормативами, как доверительность, честность и солидарность. В выборку вошли студенты вуза Московской области, обучающиеся по гуманитарным направлениям подготовки (N=88).
Диагностика практик повседневного социального взаимодействия осуществлялась с помощью диагностического интервью, стимульным материалом которого является описание проблемных ситуаций общественной жизни. Испытуемый определяет значимость предлагаемой ситуации и осуществляет решение заложенной в ней проблемы путем выбора из веера вариантов стратегии/практики социального взаимодействия. Оценка нравственных нормативов осуществлялась с помощью тестов-опросников, позволяющих измерять уровень сформированности разных аспектов доверительности и солидарности, а также степень легитимизации разных проявлений нечестности.
Попарный корреляционный анализ показал, что предпочитаемыми практиками социального взаимодействия студентов являются активные стратегии. Установлено, что степень их предпочтения зависит от уровня самостоятельности субъекта во взаимодействии и, как следствие, уровня ответственности за последствия этих действий. На основе корреляционного анализа выявлен вклад определенных нормативов в реализацию конкретных практик социальной активности студентов. Установлено, что норматив гражданственности отличается тотальностью влияния на общественную активность молодежи. Результаты имеют прикладное значение, так как выявляют «мишени» воспитательной работы, проводимой в вузе.
Дальнейшие перспективы исследования связаны с выделением типов студентов, характеризующихся определенными практиками социального взаимодействия и моральными регуляторами поведения, и определением их представленности в выборке.
ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ЛАТЕНТНОЙ ПСИХОЛОГИИ БОЛЬШИХ ГРУПП
Аннотация
В статье раскрывается авторская идея изучения латентной психологии больших групп. Актуальность работы обусловлена необходимостью разработки новых методологических подходов к изучению группового сознания социокультурных макрофеноменов – больших групп (классов, страт, этносов, конфессиональных и культурных сообществ), превосходящих сегодняшние возможности скрининговых, опросных исследований, не всегда позволяющих увидеть источники, механизмы и динамику тех или иных явлений. Статья посвящена обсуждению возможности качественных измерений неосознаваемого содержания группового сознания и их параметризации. Автор на основе результатов различных исследований показывает исследовательские возможности «погружения» в психологию больших социальных групп. Обращаясь к опыту, методологии и методам гуманитарных наук – истории, культурологии и лингвистики, автор привносит в современную социальную психологию больших групп новую методологическую оптику, дающую возможность более тонкого анализа психологии социокультурных макрофеноменов. В качестве единиц анализа рассматриваются публицистические тексты в литературно-политическом журнале XIX века, тексты и отдельные высказывания онлайн-конференций в сетевом сообществе, ассоциативно-вербальные сети различных аспектов социального сознания в реальных группах, онлайн-дискуссии в социальных сетях. В работе представлены такие методы исследования, как нарративный и дискурсивный анализ, свободный ассоциативный эксперимент, категориальный анализ, функциональная и ролевая грамматики. Обосновывается исследовательская стратегия работы с языковым сознанием групп, выраженных в различных коммуникативных практиках – от массивов текстов до отдельных высказываний. Постнеклассический подход позволяет не только осуществить «срезы» содержания сознания различных групп, но и проследить их динамику, учитывающую формирование этого содержания, его скрытую семантику и возможные траектории развития, что осуществимо прежде всего благодаря качественным измерениям языковых явлений.
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ КОММУНИКАТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
Аннотация
Реализация федеральной целевой программы «Россия без сирот» на 2013–2020 годы, направленной на сокращение социального сиротства, является серьезным этапом в решении проблем профилактики семейного и детского неблагополучия, в обеспечении улучшенного положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во всех регионах нашей страны. Однако вместе с высокой степенью важности решения этого вопроса для представителей власти и российского общества в целом в процессе данной деятельности возникает ряд трудностей, связанных с одной из форм реализации программы – интеграцией воспитанников детского дома в общеобразовательные школы.
В работе рассматривается проблема школьной адаптации подростков – воспитанников детского дома в учебном классе в условиях их интеграции в массовые школы, где они обучаются совместно с детьми из кровных семей.
Подробно описаны показатели школьной адаптации и коммуникативные характеристики подростков-сирот, определена взаимосвязь между качеством адаптации к условиям обучения в школе и уровнем развития коммуникативной сферы подростков из детского дома.
Выявлена гендерная специфика коммуникативных характеристик воспитанников детского дома во взаимосвязи с показателями их школьной адаптации.
Установлено, что наиболее адаптивными стилями коммуникации со сверстниками в подростковом возрасте являются гендерно-специфичные стили, позволяющие подростку организовывать свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих, быть более понятным для них. Через призму гендерной специфики взаимодействия подробно рассмотрены стили коммуникаций, которыми активно пользуются подростки из детского дома в процессе установления отношений с одноклассниками.
В статье представлены рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению подростков-воспитанников детского дома в процессе их адаптации к условиям обучения в общеобразовательной школе.
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ НА ЭТАПЕ ВЗРОСЛОСТИ
Аннотация
В статье рассматриваются ценностные ориентации личности взрослого человека в контексте его субъективного психологического благополучия. Изучение проблемы психологического благополучия современного человека во взаимосвязи с его ценностными основаниями продолжает оставаться актуальным и в настоящее время. Произошедшие в последнее время социально-экономические, информационно-технологические и политические изменения в нашей стране оказали существенное влияние на благополучие человека и формирование его ценностных ориентаций. Отмечается снижение уровня жизни и благополучия людей во многих регионах. В этих условиях наблюдается изменение ценностей у людей разных возрастов.
В исследовании рассматриваются особенности ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности от 20 до 60 лет без выделения отдельные периоды взрослости. Эмпирические данные показали, что среди социальных ценностных ориентаций для мужчин и женщин на этапе взрослости наиболее важны профессиональные, финансовые, интеллектуальные и семейные ценности. Потребности в саморазвитии взрослого человека имеют корреляционную связь с профессиональными и интеллектуальными ценностями, а также с ценностью-целью «активная жизнь». В целом, в сравнении с мужчинами, женщины более фрустрированы в основных сферах своей жизни. Оцениваются как благополучные такие сферы жизни, как отношения с родителями, с друзьями и супругой (супругом), с детьми и с коллегами. Наиболее неблагополучными для респондентов г. о. Тольятти являются такие сферы, как обстановка в обществе, выбор места работы, обслуживание в медицине, сфера услуг, проведение отпуска, условия и содержание работы, финансовое положение. Высокие показатели субъективного благополучия личности на этапе взрослости демонстрируют лица, ориентированные на саморазвитие и удовлетворенные отношениями в семейной, личной и профессиональной сферах жизни.
РАННИЕ ДЕЗАДАПТИВНЫЕ СХЕМЫ В ГЕНЕЗЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Аннотация
Статья посвящена обзору и анализу теоретических положений, касающихся психологических механизмов развития аддиктивного поведения у человека, что в значительной части обусловлено воздействием ранних эмоционально-когнитивных дезадаптивных схем. Целью работы стало выявление и описание в результате теоретического анализа конкретных доводов, которые указывают на влияние специфики психического феномена личности, в частности ранних дезадаптивных схем, на возникновение у нее аддиктивного поведения. Важность и актуальность рассмотренных концепций прежде всего обусловлена стремительным ростом зависимых форм поведения населения, в особенности молодежи, что не только разрушает физическое и психическое здоровье будущего поколения, но и представляет серьезную угрозу национальной безопасности страны. Приведенные теоретические работы, в том числе результаты зарубежных эмпирических исследований ранних дезадаптивных схем у аддиктов, позволяют проанализировать комплекс отличительных неадаптивных характеристик и качеств зависимых личностей, нарушающих оптимальную функциональность индивида в социуме, что обусловлено прежде всего нарушением детско-родительской системы отношений. Проанализированные результаты и выводы эмпирических и теоретических работ ученых, посвятивших свою исследовательскую деятельность изучению аддиктивных личностей и индивидуальных характеристик их эмоциональных, когнитивных и поведенческих сфер, позволили сделать вывод о роли влияния дезаадаптивных убеждений и аффективных реакций на генез аддиктивного поведения как выработанной стратегии совладения индивида с субъективно непереносимыми, интенсивными впечатлениями и переживаниями.
ИССЛЕДОВАНИЕ УСТАНОВОК К СЕКСУ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА СЕМЬИ У СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЫХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
Аннотация
В настоящее время интимная сфера современного человека остается малоизученной с психологической точки зрения. В статье рассматриваются особенности сексуальной сферы российских молодых людей. На основании учета существующих данных в смежных направлениях, приводятся результаты сравнительного анализа установок к сексу и образа семьи, а также описываются особенности механизма взаимосвязи семейного опыта и психосексуальной активности. В исследовании приняли участие две группы мужчин и женщин в возрасте от 20 до 25 лет. Представленный возрастной период является критическим для развития навыка построения близких отношений с противоположным полом, который связан с прохождением предыдущего в родительской семье. Полученные результаты в ходе исследования указывают на многофакторность внутренних убеждений мужчин в сексуальной сфере, которые отличаются большей ориентацией на физическую сторону отношений. Женщины этого возрастного периода ориентированы в установках к сексу на формирование психологического контакта. В результате статистического корреляционного анализа раскрыты особенности гендерных различий в установках к сексу в зависимости от уровня семейной адаптации, сплоченности, эмоциональной связи, семейных границ и дисциплины внутри родительской семьи. Выявлена значимость семейной системы в становлении и развитии сексуальной социализации личности. Обращается внимание на разницу в представлениях о семейных отношениях у мужчин и женщин данной выборки, что может препятствовать становлению взаимопонимания. Сделан вывод о необходимости помощи современной женщине в решении задачи увеличения лабильности усвоенных установок к сексу, доказывается важность оказания помощи современному мужчине в изменении установок в реализации сексуальной активности при доминировании гегемонной маскулинности, которой бывает сложно соответствовать.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГАРМОНИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Аннотация
В статье рассматривается проблема гармоничности личности студентов. Теоретически обосновано содержание понятия гармоничности личности в русле интегрального подхода, эмпирически определены психологические особенности гармоничности личности студентов. Гармоничная личность представляет собой личность с оптимально интегрированной внутренней динамической структурой, оптимальной согласованностью с окружающим миром и оптимально протекающей жизнедеятельностью. Путем эмпирического исследования определено, что гармоничность личности студентов вуза находится на низком и среднем уровнях выраженности, что обусловлено возрастными особенностями и становлением процессов самоактуализации и самореализации личности. Среди преобладающих показателей гармоничности у студентов выявлены компоненты «самостоятельность», «самогармонизация личности» и «конструктивность общения», тогда как низкий уровень выраженности зафиксирован по шкалам «жизненное самоопределение», «жизненная самореализация» и «позитивность самооценки».
В исследовании гармоничности личности студентов учитывались как объективные показатели интегральной гармоничности, так и субъективное самоощущение гармоничности, психологическое благополучие личности студентов. Определены взаимосвязи между этими разносторонними показателями общей гармоничности студентов и сделаны следующие выводы. Гармоничность студентов обуславливается высоким уровнем самостоятельности и наличием жизненных целей, выстраиванием процессов целеполагания. С одной стороны, снижение локуса направленности на межличностные отношения с людьми, а с другой стороны, уменьшение эгоцентризма и обособленности повышают уровень выраженности гармоничности студентов. Высокие показатели самоудовлетворения препятствуют развитию гармоничности студентов выборки.
При недостаточно сформированном уровне развития гармоничности личности у студентов отмечается положительная динамика в изменениях ее показателей от первого к четвертому курсу по следующим компонентам: «позитивность самооценки», «самогармонизация личности», «жизненное самоопределение», «самостоятельность», тогда как по показателю «жизненная самореализация» зафиксированы отсутствие изменений в развитии и самая многочисленная группа студентов с низким уровнем проявления этой характеристики. Полученные результаты определяют проблему, заключающуюся в определении причин такой стагнации, а также условий и подходов психологического сопровождения развития интегративной гармоничности и ее отдельных компонентов у студентов в период обучения в высшем учебном заведении.