№ 2 (2022)
- Год: 2022
- Дата публикации: 30.06.2022
- Статей: 8
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/issue/view/29
-
Описание:
Опубликован 30.06.2022
Весь выпуск
Педагогические науки
Роль адаптивной физической культуры в организации физического воспитания студентов вуза
Аннотация
Сложившаяся в нашей стране за последние десятилетия ситуация, связанная с ухудшением здоровья населения, с одной стороны, и с повсеместным внедрением инклюзивного обучения в образование – с другой, обусловила наличие в российских вузах большого количества студентов с ограниченными возможностями здоровья. Однако это не исключает необходимость получения ими полноценного и качественного физического воспитания, обеспечивающего поддержание и сохранение физического здоровья и гармоничное развитие физических качеств для поддержания умственной и физической работоспособности. Цель исследования – изучить влияние занятий адаптивной физической культурой у студентов с нарушениями здоровья на развитие мотивации к занятиям физической культурой и уровень их физической подготовленности. Рассмотрены возможности и необходимость внедрения в учебный процесс вуза занятий по адаптивной физической культуре для студентов с нарушениями здоровья. Проанализирован опыт российских вузов в данной сфере. Освещены основные проблемы и перспективы использования адаптивной физической культуры в организации физического воспитания студентов вуза с ограниченными возможностями здоровья. Приведены результаты педагогического эксперимента с использованием анкетирования студентов этой категории и тестирование их физических качеств. Установлено, что у студентов с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся адаптивной физической культурой, зафиксирован рост мотивации к физкультуре и спорту, а также наблюдается положительная динамика развития их физической подготовленности.
Сравнительный анализ уровня физической подготовленности иностранных и российских студентов вуза
Аннотация
Происходящая в последние годы интенсификация миграционных процессов в академической среде привела к значительному увеличению доли иностранных студентов в российских вузах. В связи с этим сформировалась ситуация, в которой необходимо интегрировать иностранных студентов в традиционные условия обучения в российских вузах. Педагоги высшей школы столкнулись с проблемой недостаточной физической подготовленности иностранных студентов по сравнению с российскими студентами. Работа посвящена определению различий в физической подготовленности иностранных и российских студентов, выявлению причин таких различий и поиску способов их преодоления. Получены достоверные данные о более низком уровне физической подготовленности студентов из Индии и Египта по сравнению с российскими студентами по показателям силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости. Эти различия обусловлены разницей подходов к физическому воспитанию в образовательных учреждениях разных стран, трудностями адаптации иностранных студентов к обучению в российских вузах, культурными особенностями иностранных студентов, их низкой мотивацией к занятиям физической культурой и спортом. Предложены пути преодоления данной проблемы за счет снижения интенсивности нагрузок на занятиях по физической культуре для иностранных студентов, возможности выбора ими вида спорта. Полученные результаты имеют практическую значимость как основа для планирования дальнейшей работы по физическому воспитанию иностранных студентов в вузе с учетом их исходного уровня физической подготовленности, этнокультурных особенностей, интересов и мотивации.
Диагностический инструментарий оценки уровней математической образованности обучающихся общеобразовательных организаций
Аннотация
Ускорение темпов развития цивилизации предъявляет новые требования к математическому образованию. Его особая роль обусловлена тем, что математика широко используется человечеством во всех сферах жизни. Среднее общее математическое образование в современных условиях становится все более значимым для образовательной политики общества и государства. При этом показателем личностных достижений обучающихся при изучении математики являются измеряемые образовательные результаты. Задачи исследования – обосновать, почему среди существующего терминологического разнообразия выбрано определение математической образованности как оценки личностных достижений обучающихся общеобразовательных организаций в предметной области «Математика»; описать разработанный и апробированный диагностический инструментарий оценки математической образованности обучающихся общеобразовательных организаций. Исследование основано на качественном подходе к изучению научной педагогической литературы и анализе педагогической практики, что позволило выработать авторскую позицию в определении личностных образовательных достижений обучающихся при обучении математике. В качестве результата обучения математике как личностного достижения предлагается понятие «математическая образованность». Представлена авторская трактовка данного понятия. Рассмотрена трехуровневая модель математической образованности, включающая элементарную математическую грамотность, функциональную математическую грамотность, математическую компетентность. Разработана структурно-функциональная модель математической образованности, состоящая из четырех компонентов: 1) мотивационно-ценностного; 2) содержательно-регулятивного; 3) процессуального; 4) субъектно-деятельностного. Описан и апробирован диагностический инструментарий оценки математической образованности обучающихся общеобразовательных организаций. Разработанный инструментарий может применяться для оценивания предметных образовательных результатов. Автор отмечает, что проблему повышения математической образованности на всех ступенях школьного математического образования в общеобразовательных организациях можно решить с помощью проектирования математического образования, которое позволит создать условия для полноценной реализации склонностей и потребностей обучающихся.
Физическая культура как компонент профессионального развития студентов-геологов
Аннотация
Современная парадигма высшего образования во главу угла ставит не только расширение компетентности молодого специалиста в области своей профессии, но и развитие высокого уровня кругозора, культуры, здоровья и личностных качеств. Содержание учебных дисциплин, и физической культуры в частности, должно соответствовать этим целям. Проблема в том, что далеко не каждое занятие по физическому воспитанию в вузах строится с учетом будущей профессиональной деятельности геолога, хотя потенциал физической культуры при правильной ее организации достаточно высок для развития многих профессиональных качеств будущего специалиста. В работе актуализируется непрерывный комплексный подход к развитию профессиональных качеств студентов средствами физической культуры как во время учебных пар, так и в самостоятельной работе. Проведен опрос студентов-геологов Тюменского индустриального университета, определивший уровень двигательной активности студентов (средний), отношение к своему здоровью (большинство оценивает как хорошее), степень идентификации занятий физической культурой с приобретением профессионально важных качеств (средняя). Предложены варианты упражнений для развития каждого качества в процессе физической, интеллектуальной, психической, мыслительной деятельности с целью комплексного самосовершенствования студентов в самостоятельной работе. Подобный подход, на наш взгляд, повысит целеполагание студентов, стремление не только развиваться профессионально на специальных предметах, но и осознавать междисциплинарные связи всех элементов учебной среды для своего профессионального роста.
Цифровая компетентность субъектов образовательного процесса
Аннотация
Стремительные темпы развития новых технологий, наблюдаемые в последние годы, а также активная цифровая трансформация общества предъявляют особые требования к будущему специалисту, его цифровой компетентности. Отметим, что понятие «цифровая компетентность» приобрело большую популярность в последние годы, и уже существует множество исследований, в которых так или иначе раскрываются различные его аспекты. Но, как обычно происходит, обилие различных определений приводит к размыванию границ понятия и отсутствию единого обозначения его сущностно-смысловых характеристик, в связи с чем оно рассматривается и как умение использовать информационно-коммуникационные технологии, и как часть социальной компетентности, и как способ коммуникации. С целью выявления исходного уровня цифровых компетенций было проведено диагностическое исследование с участием студентов ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» (г. Йошкар-Ола, Россия) различных направлений подготовки. В статье представлен подробный обзор результатов данного исследования и выделено три уровня цифровых компетенций студентов: высокий, средний и низкий. Стоит отметить, что студенты с высоким уровнем цифровой компетентности положительно относятся к цифровой трансформации образования, подчеркивая, что она дает новые возможности по использованию цифровых технологий в обучении и повышает результативность процесса обучения. Эти студенты поддерживают цифровой формат обучения, проведения онлайн-консультаций, предоставления информации к лекционным и семинарским занятиям в электронной форме, в отличие от студентов с низким уровнем цифровой компетентности, которые отрицательно относятся к цифровой трансформации образования, отмечая лишь ее недостатки.
Алгоритм сочетания мобильных технологий в лингводидактике высшей школы
Аннотация
В настоящее время педагогические исследования переходят от этапа осмысления, что такое мобильные технологии и как они работают, к этапу повсеместного внедрения. Как следствие – большинство исследований сконцентрированы вокруг методической трактовки видов мобильных технологий, актуальных в конкретном вузе. Несмотря на то, что мобильные технологии уже не считаются временным модным явлением в лингводидактике высшей школы, а признаны ее неотъемлемым элементом, требующим дальнейшего изучениявсе еще отсутствуют универсальные алгоритмы сочетания мобильных технологий, позволяющие оптимизировать обучение иностранному языку в вузе. Настоящее исследование посвящено разработке алгоритма использования мобильных технологий в лингводидактике высшей школы. Автор анализирует опыт коллег и отмечает когнитивные преимущества мобильных технологий. В ходе опроса преподавателей вузов Новосибирска, обучающих студентов как гуманитарных, так и технических направлений, выявлен педагогический запрос на методическую поддержку в вопросе применения мобильных технологий на занятиях иностранными языками в вузе. На основе принципов универсальности, прозрачности и ориентации на языковые дисциплины автор моделирует алгоритм сочетания мобильных технологий, позволяющий системно применять M-learning в режиме смешанного и очного обучения. Алгоритм был апробирован на занятиях по первому и второму иностранным языкам в течение семестра смешанного обучения. Участниками апробации выступили студенты бакалавриата направления подготовки «Международные отношения». Результаты апробации свидетельствуют о том, что при разумном дозировании и системной организации средств M-learning возможна интенсификация и фасилитация обучения иностранному языку в вузе.
Психологические науки
Связь метакогнитивной включенности с индивидуальными интеллектуальными ресурсами и развитием универсальных компетенций обучающихся
Аннотация
Статья посвящена обсуждению вопроса, почему при сохранном, порой даже высоком, уровне интеллекта человек не всегда успешен в учебной деятельности. Согласно исследованиям, успешность в обучении может определяться в том числе умениями планировать, отслеживать и контролировать процесс собственной деятельности (метакогнитивная включенность). Целью работы является изучение связи метакогнитивной включенности с индивидуальными интеллектуальными ресурсами и универсальными компетенциями обучающихся. Методология исследования основана на моделировании структурными уравнениями (Structural Equation Modeling). В исследовании приняли участие 140 респондентов – учащихся старших классов школ и вузов. Было выявлено наличие положительной связи метакогнитивной включенности с универсальными компетенциями и индивидуальными интеллектуальными ресурсами. Обнаружено, что показатель кооперации выше у женщин, чем у мужчин; показатель коммуникации выше у студентов, обучающихся на гуманитарных направлениях подготовки; показатель академической успеваемости слабоположительно связан с метакогнитивной включенностью. Сделан вывод о том, что метакогнитивные процессы и качества связаны с общими способностями личности, в структуру которых входят компоненты метакогнитивного характера. В результате факторного анализа авторами выделена двухфакторная модель: «Метакоммуникация» (фактор F1), отражающая индивидуальные интеллектуальные ресурсы и универсальные компетенции, проявляющиеся в деятельности и общении, и «Когнитивные способности» (фактор F2), проявляющиеся в мышлении. Установлена связь между показателями академической успеваемости, факторами метакогнитивной включенности и метакоммуникациями обучающихся.
Психологические предикторы развития социального интеллекта у студентов социономических профессий
Аннотация
В статье рассматриваются особенности социального интеллекта у студентов социономических профессий. На сегодняшний день отмечается разрыв между современными исследованиями феномена социального интеллекта и его непосредственным экспериментальным развитием у студентов социономических направлений в период обучения в высшем учебном заведении. В работе приводятся психологические особенности студентов с разным уровнем развития социального интеллекта. Среди студентов было выявлено преобладание социального интеллекта на среднем и ниже среднего уровнях. Среди компонентов социального интеллекта наиболее выражена способность понимать речевые высказывания собеседников, а наименее – способность распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике. Анализ показателей манипулятивных установок позволил говорить о средней склонности к манипулированию у студентов. Результаты исследования ценностей указывают на важность таких нормативных идеалов, как безопасность, самостоятельность и доброта, и таких индивидуальных приоритетов, как универсализм, самостоятельность и стимуляция. Результаты исследования компонентов самоотношения позволили сделать вывод о ярко выраженных показателях всех шкал самоотношения, кроме самоуважения, которое находится на уровне выраженности. С помощью непараметрического критерия Краскелла – Уоллиса был проведен сравнительный анализ данных в группах студентов с разным уровнем социального интеллекта, определены особенности личности студентов с разным уровнем социального интеллекта. Составленная регрессионная модель позволила выявить психологические предикторы, способствующие развитию социального интеллекта, – это некоторые виды ценностных ориентаций, компоненты самоотношения и установка на манипуляцию.