№ 3 (2022)

Весь выпуск

Педагогические науки

Аккультурационные процессы в адаптации иностранных студентов при обучении в вузе в поликультурной среде

Ахтариева Р.Ф., Рахманова А.Р., Шапирова Р.Р.

Аннотация

Процесс социальной и культурной адаптации иностранных студентов является одним из факторов их успешного обучения в образовательных учреждениях Российской Федерации. В эпоху глобализации в области аккультурации существует пробел, который необходимо изучать. Рост количества иностранных обучающихся заставляет искать новые методы помощи студентам в адаптации или совершенствовать уже известные. В силу сложности изучаемого предмета исследования следует отметить, что теория и практика определения специфики межкультурной адаптации представителей различных культур находится на пути формирования. Как следствие – в настоящее время в науке ощущается отсутствие единого подхода к использованию диагностических средств, позволяющих эффективно изучать различные стороны межкультурной адаптации иностранных студентов в условиях обучения в России. Авторами был проведен опрос иностранных студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» в Елабужском институте Казанского федерального университета, позволивший выявить основные проблемы, возникающие во время интеграции студентов в незнакомую культуру: бытовые – 61 %, материальные трудности – 56 %, привыкание к другой культуре – 66 %, сложности коммуникации – 81 %. 13 % опрошенных ответили, что у них нет проблем с адаптацией. Результаты опроса помогли разработать программу, нацеленную на решение задач адаптации иностранных студентов при обучении в вузе. Разработанная программа адаптации, включающая в себя возможности музейной педагогики, работу с соцсетями, кружковую работу, изучение дисциплины «Культура русского речевого общения», может положительно повлиять на уровень адаптации иностранных студентов в чужой стране. Изучение данного процесса позволяет разрабатывать методы взаимодействия с иностранными студентами, повышающими эффективность работы в процессе аккультурации.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2022;(3):9-15
pages 9-15 views

Модель развития учебно-познавательной мотивации средствами полилингвального образования старшеклассников

Бооль В.В.

Аннотация

Автор обращается к роли языка в педагогике в целом и становлении личности обучаемого в частности. В современном мире многоязычие уже стало условием устойчивого развития страны, билингвальные подходы сменяются подходами полилингвальными. Остро стоит вопрос об организации последовательного и систематического обучения на полилингвальной основе. Несмотря на разработанность таких тем, как учебно-познавательная мотивация и полилингвальное обучение, существует ряд противоречий, основное из которых заключается в том, что большинство авторов, описывая полилингвальное образование как систему, не обращаются к его скрытому потенциалу, тем более в области формирования мотивации. В данной ситуации выходом представляется разработка принципиально новой модели полилингвального образования, обеспечивающей синтез языкового, метапредметного и межкультурного компонентов с целью формирования у старшеклассников положительной мотивации учения. Данная модель представлена автором как сложная система взаимодействия личностей учителя и ученика и их деятельности под влиянием внешних факторов и на основе принципов полилингвального обучения, которая реализуется в процессе актуального и опережающего педагогического содействия. Описаны факторы (индивидуальные, учебные и социальные), условия (формирование личностного интереса и использование принципов полилингвального образования) и этапы (начальный, переходный, основной и завершающий) развития мотивации, а также цели, задачи и методы каждого этапа. Построенная модель позволит изучать и анализировать уровни сформированности учебной мотивации, корректировать ее в ходе обучения, а также использовать нераскрытый потенциал многоязычия в реальной педагогической ситуации.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2022;(3):16-23
pages 16-23 views

Исследовательский метод изучения физики как способ формирования общепрофессиональной компетенции у студентов вузов

Зубова Н.В.

Аннотация

В настоящее время, время непрерывного научно-технологического прогресса, важную роль играет изучение физики. От студентов технологических вузов требуется освоение компетенций, направленных на формирование навыков применения знаний физики в решении исследовательских задач. Однако изучение этого предмета часто вызывает затруднения у студентов вузов. Цель работы – предложить исследовательский метод изучения физики, основанный на системно-деятельностном подходе, для формирования у студентов вузов общепрофессиональной компетенции, направленной на освоение навыка применять знания в решении исследовательских задач. Предложен исследовательский метод изучения физики, содержащий задачи для освоения фундаментальных знаний о природе, приобретения практических умений, формирования навыка использования знаний в исследовательской деятельности. Представлена модель поэтапной реализации исследовательского метода обучения, основанного на системно-деятельностном подходе, с указанием типов задач и содержанием индикаторов формируемых компетенций. Рассмотрен способ применения предложенной методики с описанием порядка выполнения исследовательского задания по разделу физики «Волны». Проведен педагогический эксперимент с использованием тестирования для оценки уровня знаний физики у студентов технологического вуза. Проведен статистический анализ экспериментальных данных методом t-критерия Стьюдента. Установлено, что студенты, изучающие курс физики на основе исследовательского метода обучения физике, успешно усвоили систему знаний, практических умений и приобрели навыки, способствующие формированию общепрофессиональной компетенции. Это показывает эффективность разработанной нами методики, основанной на исследовательском методе обучения физике студентов вузов.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2022;(3):24-30
pages 24-30 views

Интегративный подход к развитию аксиологических представлений о мире у школьников на уроках литературы

Наумова О.С., Дробная Е.В.

Аннотация

Раскрыты возможности развития аксиологических представлений о мире у школьников на уроках литературы на основе интегративного подхода к изучению учебных предметов: литературы, основ религиозной культуры и светской этики, основ духовно-нравственной культуры народов России. Проведен сравнительно-сопоставительный анализ возможностей содержания произведений, изучаемых на уроках литературы, для развития аксиологических представлений о мире у школьников на основе интегративного подхода (на примере отдельных произведений школьной программы). Приведены примеры рассмотрения литературных текстов с позиций школьного литературоведческого анализа и научного теоаксиологического подхода. Показано значение изучения школьниками модуля «Основы православной культуры» для раскрытия духовного смысла литературных текстов. Представлены результаты опроса среди учителей русского языка и литературы Забайкальского края на предмет понимания ими значения уроков литературы для развития аксиологических представлений о мире у школьников. Выявлено противоречие между пониманием учителями значения знаний в области православной культуры для анализа литературных текстов и недостаточным уровнем этих знаний, решением которого может стать курс повышения квалификации, а также реализация программы духовно-нравственного воспитания обучающихся вузов. Сделан вывод о том, что для целостного развития аксиологических представлений о мире у школьников на основе интегративного подхода необходимо, чтобы знаниями о светской и религиозных культурах России владели педагоги всех школьных дисциплин.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2022;(3):31-41
pages 31-41 views

Основы твердотельного проектирования в САПР в обучении

Путеев П.А.

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема преподавания трехмерного твердотельного моделирования в системах автоматизированного параметрического проектирования при обучении студентов, школьников и специалистов, которым требуется соответствующее повышение квалификации. Автором описывается важность данного способа проектирования в производственных задачах и проблемы, связанные с малой степенью алгоритмизации такого обучения. В работе предлагается использовать две взаимосвязанных методики: проектирование твердотельной геометрии и обучение такому проектированию. Для решения задачи разработки первой методики предлагается дополнить терминологию твердотельного моделирования и формализовать особенности такого этапа проектирования, как декомпозиция сложного тела, состоящего из примитивных объектов. Вводится три способа декомпозиции твердого тела на основе критериев эскиза и дерева модели. Автор предлагает алгоритм методики проектирования, состоящий из двух этапов. Каждый этап разбивается на четыре шага, после чего показываются особенности некоторых шагов. Далее автором представлена методика обучения твердотельному моделированию. Она основана на частоте использования твердотельных примитивов и необходимости разработки заданий для обучающихся в зависимости от этой частоты. Определен центральный навык, который должны освоить обучающиеся. В методике введены способы решения проблем, с которыми приходится сталкиваться при твердотельном моделировании как в процессе обучения, так и в профессиональной деятельности инженера. Предложено авторское распределение часов на обучение рассмотренным базовым концепциям твердотельного моделирования. Представлена реализация методики обучения в существующих образовательных программах высшей школы и программах дополнительного профессионального образования, а также предложено ее развертывание на смежные области проектирования.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2022;(3):42-50
pages 42-50 views

О роли визуализации в обучении математике (на примере понятия функции)

Туктамышов Н.К., Горская Т.Ю.

Аннотация

В педагогическом сообществе постоянно идет дискуссия, посвященная разнице между визуальным и аналитическим мышлением, а также вопросам психолого-педагогического обоснования концепции наглядного обучения математике. Данная работа в продолжение этой дискуссии направлена на выявление понимания визуальных образов. Цель исследования состоит в выявлении роли образов в формировании математических понятий (на примере понятия функции). Новизна работы заключается в том, что образ рассматривается не как результат, а как условие понимания математического понятия. Использованы теоретические и экспериментальные методы исследования (анализ психолого-педагогических источников, тестирование, наблюдение). Для достижения цели разработаны специальные исследовательские вопросы. Выявлена роль влияния использования образов и представлений, исходно имеющихся в мышлении обучающегося, на эффективность понимания сущности математического понятия. Обнаружено, что наилучшие результаты понимания сущности математических понятий демонстрируют те студенты, которые владеют навыками и визуального, и аналитического мышления. Показано, что визуальный и аналитический виды мышления не всегда согласуются друг с другом, поэтому методически выверенное обучение математическим понятиям и отношениям должно быть соразмерно сбалансировано. Преобладание того или иного вида мышления у обучающихся носит индивидуальный характер. Учет в педагогической практике исходных образов, представлений и ассоциаций обучающихся – необходимое условие для успешного использования методов наглядного обучения. Визуализация является важным методом изучения математики, однако понимание математических понятий не предполагает изоморфизма между пониманием понятия и его образом.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2022;(3):51-58
pages 51-58 views

Психологические науки

Pes-жесты в пантомимике лиц, скрывающих правду

Гончаренко Е.В., Тайсаева С.Б., Полякова Е.В.

Аннотация

Моторная функция является отражаемой структурой нейродинамических, психических процессов, скрытых от непосредственного наблюдения. В безынструментальной детекции лжи (верификации) особый интерес представляют не только речевой материал и лицевое поведение причастных лиц, но и их пантомимика. В исследовании приняли участие 10 взрослых респондентов, причастных к сексуальным преступлениям против несовершеннолетних, и 56 пациентов в возрасте от 15 до 17 лет, симулирующих соматические заболевания в ГБУЗ АО «Областная детская клиническая больница им. Н.Н. Силищевой» г. Астрахани. Цель настоящей работы – анализ общей пантомимической продукции и дифференцированное исследование моторных актов ног у группы причастных к сексуальному преступлению лиц и пациентов с симуляцией соматического заболевания. Исследование показало, что при сокрытии жесты-иллюстраторы, которые сопровождают человеческую речь, снижаются в пользу жестов, направленных на восстановление гомеостаза во время стресса и отрицательного эмоционального реагирования, связанного с возможным разоблачением. В общей пантомимике опрашиваемых лиц появляются моторные акты ног, которым авторы присвоили название pes-жесты. Pes-жесты являются адаптивной моторикой, эволюционно связанной с лимбической реакцией головного мозга «бегство от опасности». Дифференцированное понимание поведения ног на контрольных и проективных вопросах важно при верификации обмана, так как моторная продукция тела человека является коррелятором состояния центральной нервно-психической деятельности человека. Результаты экспериментальной работы могут быть актуальны для психологов, специалистов в области верификации обмана и полиграфологов.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2022;(3):61-68
pages 61-68 views

Темпоральные основы жизненной позиции девушек-студенток

Фоминых Е.С.

Аннотация

Статья посвящена исследованию взаимосвязи параметров жизненной позиции и темпоральных характеристик личности девушек, получающих высшее профессиональное образование. Основу исследования составили психодиагностические методики: «Опросник жизненной позиции личности (ЖПЛ)» (Д.А. Леонтьев, А.Е. Шильманская), «Темпоральные модальности жизнеосуществления» (Е.В. Бредун, Э.А. Щеглова, Е.В. Смешко, Т.А. Шмер). Исследование предполагало оценку уровня развития гармонии, осознанности (рефлексивности) и активности жизненной позиции, а также темпоральных составляющих жизни (эмоциональной фиксации на событиях, рационализации периодов времени жизнеосуществления, сбалансированности модальных оценок). Оценка достоверности связи между полученными результатами производилась на основе коэффициента взаимной сопряженности Пирсона – C и Чупрова – P (p≤0,05). Выявлена тенденция преобладания у испытуемых высоких и средних показателей осознанности и активности, сочетающихся с низким уровнем гармонии. Результаты исследования субъективного отношения ко времени продемонстрировали возможность интеграции испытуемыми прошлого, настоящего и будущего в непрерывную последовательность, структурирование настоящего с ориентацией на будущее и использование опыта прошлого. Установлена статистически достоверная связь между параметрами гармонии и осознанности жизненной позиции девушек и эмоциональной фиксацией на событиях, а также между гармонией и сбалансированностью модальных оценок. Синтез низкой гармонии и высокой осознанности определяет вовлеченность в настоящее, активную деятельность по его построению и структурированию с учетом представлений о будущем. В случае конструктивного варианта стратегий личности это ресурс трансформаций жизненного пространства, в случае деструктивных стратегий – психологический индикатор риска и барьеров аутентичной самореализации и жизненных преобразований.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2022;(3):69-73
pages 69-73 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах