№ 3 (2020)

Весь выпуск

Педагогические науки

ИЗ ОПЫТА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ СТУДЕНТОВ УГМУ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ

Медведева О.М., Катаева Н.Н., Белоконова Н.А.

Аннотация

Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс является актуальной задачей на всех ступенях обучения, в том числе и в системе высшего образования. Сложность реализации такого рода технологий в медицинском университете связана с практико-ориентированностью большинства дисциплин, то есть с необходимостью формирования практических умений и навыков у обучающихся. До наступления режима самоизоляции студенты очного обучения имели удаленный доступ только к тестам или к некоторым записанным видеолекциям и видеоконсультациям, размещенным на университетском образовательном портале наряду с другими материалами учебно-методического комплекса. В статье описан педагогический опыт дистанционного обучения биоорганической химии студентов Уральского государственного медицинского университета во время пандемии коронавируса 2020 года с учетом тех технических возможностей и ресурсов, которые были доступны вузу в этот период. Представлены положительные и отрицательные последствия замены очных лекций на видео-формат. Проанализированы технические возможности бесплатных веб-сервисов на предмет их использования в организации учебного процесса. Перечислены основные трудности при проведении практических занятий по химии на online-платформе ZOOM, описаны особенности поведения студентов в ходе таких занятий. Сделан сравнительный анализ результатов промежуточных тестовых контролей, проведенных в очной и дистанционной формах, а также результатов обучения прошлого и нынешнего учебных годов. Приведены данные анкетирования студентов по оценке степени удовлетворенности результатами удаленного обучения. Сделан вывод о невозможности равноценной замены очной формы обучения химии на дистанционную.

Доказательная педагогика, психология. 2020;(3):7-12
pages 7-12 views

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИНЕРГЕТИКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Сукиасян А.М.

Аннотация

Перспектива развития современной школы во многом определяется особенностями образовательных технологий, доступных педагогу. Ориентация на развитие личности ребенка требует от школы перехода к образовательным технологиям, в основе которых интеграция классических и инновационных методов обучения. Актуальность исследований в области педагогической синергетики, проводимых автором, обусловлена потребностью общества в формировании открытой системы образования, готовностью педагогической общественности к работе в формате, отвечающем вызовам современного общества. В статье затрагивается тема формирования новых подходов к личностно ориентированному обучению, обосновывается целесообразность интеграции классических образовательных технологий и методов игрового социального имитационного моделирования, акцентируется внимание на синергии взаимодействия разноплановых методов, которая обеспечивает получение высоких результатов образовательного процесса и открывает для педагогов-практиков уникальные возможности для самореализации и самосовершенствования. Теоретические исследования проводились в нескольких направлениях: был проведен системный анализ концепций личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию; определены роль и место инновационных образовательных технологий в системе современного образования; выявлена сущность синергетического подхода к педагогической деятельности; проведена диагностика особенностей моделирования и проектирования педагогической деятельности на основе идеи самоорганизации. Было проведено социологическое исследование, целью которого стало выявление отношения участников образовательного процесса к применению новых методик обучения. Выявлено положительное отношение участников образовательного процесса к идее интеграции образовательных технологий разных классов.

Доказательная педагогика, психология. 2020;(3):13-18
pages 13-18 views

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕАУДИТОРНЫХ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ВУЗЕ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Янкина Н.В.

Аннотация

Статья посвящена одной из приоритетных задач современного российского высшего образования – обеспечению интеграции в международное образовательное пространство, главной характеристикой которого выступает поликультурность. В качестве способа формирования поликультурной среды университета предлагается организация и проведение межкультурных мероприятий с участием иностранных студентов. Цель исследования – изучить опыт организации межкультурных мероприятий с участием иностранных студентов и разработать практические рекомендации для организации данной работы в вузе. В ходе исследования описаны основные факторы, определяющие процесс организации и содержание мероприятий, направленных на повышение качества межкультурной коммуникации внутри вуза, формирование навыков взаимодействия в поликультурной группе, гармонизацию межэтнических эмоциональных отношений, воспитание толерантного и уважительного отношения к «чужой» культуре. Раскрыт потенциал подобных мероприятий для решения проблем, связанных с обучением и адаптацией иностранных студентов в новой образовательной среде. Эффективность предложенного способа формирования поликультурной среды вуза обосновывается с точки зрения решения задач профессионального обучения в современных условиях глобализации. Новизна работы заключается в определении основных тематических направлений и этапов организации и проведения внеаудиторных межкультурных мероприятий, определении роли педагога. Результаты исследования включают оценку динамики изменения межкультурных знаний и умений участников одного из межкультурных проектов. Для определения указанных изменений среди участников мероприятия до и после его реализации было проведено анкетирование с помощью авторского опросника, разработанного на основе «Опросника межкультурного развития» (IDI – Intercultural Development Inventory), позволившего выявить способность российских и иностранных студентов воспринимать культурные различия и изменять свою модель поведения в соответствии с ними. 

Доказательная педагогика, психология. 2020;(3):19-23
pages 19-23 views

Психологические науки

СОДЕРЖАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ДЕФЕКТА У ВЗРОСЛЫХ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Адеева Т.Н., Тихонова И.В.

Аннотация

Внутренняя картина дефекта (ВКД) является компонентом Я-концепции и оказывает влияние на способ и эффективность социальной адаптации человека. Цель исследования – определение специфики содержания внутренней картины дефекта у взрослых с нарушениями интеллекта (ментальными нарушениями). Использованы следующие методы исследования: модифицированная методика «Расскажи о себе» А.М. Щетининой (2000), методика «Социальный атом» Я. Морено (2001), беседа «Изучение внутренней картины дефекта» Т.Н. Адеевой (2018), методика изучения представлений личности о себе на основе метода семантического дифференциала (Т.Н. Адеева, И.В. Тихонова, С. Хазова, 2019). Выборку исследования составили 22 человека, средний возраст – 23 года. Результаты исследования выявили противоречия и недостаточность (трудности) формирования Я-концепции и внутренней картины дефекта людей с ментальными нарушениями. С одной стороны, Я-концепция характеризуется стабильностью, отсутствием противоречий. Большинство респондентов оценивают свои физические, личностные качества высоко, говорят о наличии у себя бытовых жизненных навыков, не хотят что-либо менять в жизни. Внутренняя картина дефекта имеет противоречия. Респонденты говорят о хорошем физическом состоянии, довольны своей внешностью (физический компонент). Респонденты отмечают, что отличаются от окружающих людей характером, особенностями внешности, умениями. Примерно 25 % респондентов отрицают наличие у себя расстройства. Однако около 70 % респондентов указывают на трудности в обучении и выполнении некоторых бытовых действий. Знания о своем состоянии, его причине, ограничениях отсутствуют у большинства респондентов (когнитивный компонент). В то же время около 30 % респондентов недовольны своим здоровьем, хотят его улучшить. Респонденты имеют значительные трудности в социальном взаимодействии. Они испытывают тревожность в ситуации общения с незнакомыми людьми, при посещении магазинов, государственных учреждений, при передвижении по городу. Система социальных связей респондентов включает 2–3 человека. Значимое место в системе социальных связей занимают родители.

Доказательная педагогика, психология. 2020;(3):27-32
pages 27-32 views

АПРОБАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ИДЕНТИЧНОСТИ “DIMENSIONS OF IDENTITY DEVELOPMENT SCALE (DIDS)”

Борисенко Ю.В.

Аннотация

диагностического инструментария для исследования процессов идентичности, дающего возможность сравнивать результаты исследований с зарубежными данными, является актуальной проблемой в контексте изучения идентичности личности. В статье изложены результаты исследования, целью которого была апробация и адаптация англоязычной методики исследования процессов идентичности личности “Dimensions of Identity Development Scale (DIDS)”, созданной в 2008 году коллективом авторов под руководством K. Luyckx. В статье описаны особенности перевода, адаптации и апробации методики. Для апробации методики нами было проведено исследование с участием 245 испытуемых: 145 женщин и 100 мужчин в возрасте от 17 до 40 лет (M=25,17; SD=11,07). Конструкторная валидность теста определялась с помощью факторного анализа. Как и в оригинале, в русскоязычной версии были выделены 5 факторов. Для определения операциональной валидности опросника результаты методики сравнивались с результатами методики «Тест статусов и структуры эго-идентичности» Е.Л. Солдатовой (СЭИ-тест) с помощью корреляционного и дисперсионного анализа. Тест-ретестовая надежность оценивалась через сравнение результатов опросника с результатами повторного обследования через 6 месяцев. Статистический анализ полученных данных позволяет сделать вывод о достаточной достоверности и надежности методики. Методика исследования процессов идентичности личности “Dimensions of Identity Development Scale (DIDS)” (в русскоязычном варианте «Шкала измерения процессов идентичности») успешно апробирована на российской выборке и может быть применена в практике психологического консультирования и для дальнейших исследований в области идентичности.

Доказательная педагогика, психология. 2020;(3):33-41
pages 33-41 views

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ОБУЧАЮЩИХСЯ 16-17 ЛЕТ ОБОЕГО ПОЛА

Головин М.С.

Аннотация

Актуальные тренды современного образования свидетельствуют о необходимости систематической оценки и развития адаптационного психофизиологического потенциала обучающихся для успешной адаптации и реализации себя в условиях инновационной и быстро меняющейся системы образования. Проведено исследование особенностей психофизиологического статуса 50 обучающихся 16–17 лет обоего пола основной медицинской группы, не имеющих отклонений в состоянии здоровья. В обеих группах выявлено преобладание лиц с выраженным правшеством (доминированием левого полушария), однако количество лиц с право- и межполушарной активностью было больше среди девушек. Достоверно более высокий уровень смысловой памяти выявлен у юношей, в то время как у девушек выявлен более высокий коэффициент подвижности нервных процессов и большая скорость переключения внимания. В группе юношей установлено преобладание в коре головного мозга процессов возбуждения, тогда как в группе девушек зафиксировано преобладание процессов торможения. Выявленные особенности являются важными для теории и практики современного образования. Основная идея работы заключается в обосновании тезиса о необходимости систематического мониторинга психофизиологических показателей обучающихся с целью сохранения их психического здоровья и улучшения адаптации к изменяющимся условиям современной образовательной среды. Целесообразным является проведение мониторинга психофизиологических показателей не только методом поперечных срезов, но и в динамике образовательного процесса для своевременной диагностики психофизиологического состояния и при необходимости коррекции методов и средств педагогических воздействий. Полученные объективные данные о психофизиологическом статусе позволят учитывать индивидуальные особенности обучающихся обоего пола.

Доказательная педагогика, психология. 2020;(3):42-47
pages 42-47 views

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Давыдов С.В., Маркелова Т.В., Барсуков А.В.

Аннотация

В статье представлены данные экспериментального исследования образа трудовых мигрантов, формирующегося у российских студентов. Выборка исследования состояла из 40 студентов дневного отделения Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, в возрасте от 20 до 22 лет. Психодиагностическое исследование проводилось с применением как прямых опросных методов, так и косвенных проективных методов. В качестве прямых методов использовались диагностический тест отношений (ДТО) Г.У. Кцоевой-Солдатовой и методика изучения этнических стереотипов Д. Пибоди. В качестве косвенного метода выбрана проективная методика «экспресс-диагностики» – цветовой тест отношений (ЦТО) А.М. Эткинда и Е.В. Бажина. Полученные результаты свидетельствуют о наличии негативного образа трудового мигранта в студенческой среде. Образ трудового мигранта ассоциируется у студентов с ахроматическими и дополнительными цветами, несущими негативную эмоциональную окраску, а сами трудовые мигранты наделяются в основном негативными качествами: агрессивностью, придирчивостью, скупостью, непривлекательностью, лживостью. Безусловно, такой образ трудового мигранта, формируемый в массовом сознании, противоречит потребностям современного общества, в котором трудовая миграция объективно становится значимым фактором социально-экономического и политического развития, а взаимопонимание людей, принадлежащих к разным этносам и культурам, становится актуальной потребностью. Полученные результаты указывают на необходимость привлечения внимания общественности к формированию более позитивного отношения к трудовым мигрантам для предотвращения их дальнейшей стигматизации и с целью профилактики правонарушений и преступлений, совершающихся на почве этнической дискриминации.

Доказательная педагогика, психология. 2020;(3):48-53
pages 48-53 views

ВЗАИМОСВЯЗЬ РИСКА АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ

Евсеенкова Е.В., Борисенко Ю.В.

Аннотация

Изучение риска аутодеструктивного поведения старших подростков, проблем формирования жизнестойкости в подростковом возрасте, а также исследование их взаимосвязи, позволяющее сравнивать результаты российских исследований с зарубежными данными, является актуальной проблемой в современном обществе в связи с необходимостью организации безопасной образовательной среды. В статье описаны ситуационные и личностные компоненты риска аутодеструктивного поведения подростков. Приводятся результаты исследования, целью которого было изучить взаимосвязь риска аутодеструктивного поведения старших подростков с уровнем жизнестойкости, В исследовании приняли участие 297 учащихся 9–10-х классов в возрасте 14–17 лет (М=15,3; SD=0,26). Выявлены особенности проявления ситуационных и личностных составляющих риска аутодеструктивного поведения в старшем подростковом возрасте. Описаны наиболее значимые сдерживающие факторы аутодеструктивного поведения: для большинства старших подростков это вера в возможность решения проблем и ответственность перед семьей. Выявлены и описаны значимые взаимосвязи между риском аутодеструктивного поведения и жизнестойкостью.

Уровень жизнестойкости и ее параметры (вовлеченность, контроль, риск) связаны и с личностными, и с ситуативными составляющими риска аутодеструктивного поведения. Однако наиболее тесно жизнестойкость взаимосвязана с личностными факторами аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте. Среди ситуативных факторов наиболее взаимосвязаны с уровнем жизнестойкости те из них, что связаны с решением текущих жизненных задач данного возраста. Высокий уровень жизнестойкости обратно взаимосвязан с параметрами риска аутодеструктивного поведения в старшем подростковом возрасте.

Доказательная педагогика, психология. 2020;(3):54-62
pages 54-62 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах