№ 1 (2018)

Весь выпуск

Педагогические науки

МЕТОД ПРОЕКТОВ В СТАНКОВОЙ КОМПОЗИЦИИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ К РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

Мулызева А.Б.

Аннотация

Актуальность приобщения подростков к культуре своего края обусловлена коренными изменениями, происходящими в современном обществе, процессами глобализации и регионализации. В связи с этим новые социальные и духовно-нравственные требования предъявляются сегодня и к отечественной педагогической системе. Особенно эффективным в современной образовательной среде становится метод проектов. Основными характеристиками этого метода являются планирование деятельности, анализ проблемной ситуации, поиск и осмысление информации, самостоятельная работа учащихся, последовательность дидактических методов и приемов.

В статье представлены основные этапы работы над проектом «Родные мотивы», формы и методы учебных занятий в рамках проекта, стадии и последовательность выполнения практического задания по станковой композиции. Приведены критерии для диагностики композиционных навыков учащихся.

Эффективность метода проектов на занятиях станковой композицией исследовалась на примере младших подростков в детской школе искусств № 11 г. Самары. Приведены результаты диагностики композиционных навыков учащихся, участвовавших в проекте. Полученные результаты позволяют проследить динамику роста художественно-творческих, композиционно-пространственных, колористических знаний, умений и навыков. Представлены результаты оценки знаний теоретического материала по истории и культуре родного края участников проекта. Установлено, что в ходе приобщения младших подростков к культуре своей малой родины обеспечивается рост познавательной активности учащихся, повышение их интереса к истории родного края, развитие художественно-творческих способностей детей. Метод проектов продемонстрировал свою эффективность при развитии композиционного мышления младших подростков.

Доказательная педагогика, психология. 2018;(1):7-11
pages 7-11 views

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЦЕСАРЕВИЧА АЛЕКСАНДРА В XIX ВЕКЕ

Мурзыкаева Е.О.

Аннотация

Исследование посвящено изучению воспитания и образования цесаревича Александра Николаевича. Рассмотрены теоретические аспекты воспитательного и образовательного процесса великого князя. В исследовании использованы личные воспоминания: письма, дневники, мемуары семьи Александра Николаевича и его воспитателей. В предыдущие годы подготовке наследников престола уделялось недостаточное внимание. На новом этапе развития исторической науки необходимо вернуться к теме исследования системы образования и воспитания наследников престола. В связи с падением общего уровня высшего образования тема исследования особо актуальна. Исследование направлено на изучение формирования системы воспитания и образования в рамках элитопедагогического подхода, элитарной системы обучения в истории XIX столетия. Автор прослеживает этапы подготовки наследника к престолу. Особое внимание уделяется характерным особенностям в воспитании великого князя. Особо автором выделена нравственная составляющая воспитательного и образовательного процесса. Показана роль государя в воспитании Александра Николаевича. Рассмотрен режим дня и расписание учебных предметов великого князя. В образовательном процессе обозначены три этапа подготовки: а) обучение общим дисциплинам, б) курс основных наук, в) обучение, ориентированное на практическую деятельность, в каждом из которых были выделены характерные особенности. Отмечено внимание воспитателей к физическому и творческому развитию наследника престола. В работе представлены педагогические взгляды преподавателей, наиболее приближенных к наследнику престола, и в том числе наставления Николая Павловича великому князю.

Доказательная педагогика, психология. 2018;(1):12-17
pages 12-17 views

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ В КНР

Шао Х.

Аннотация

Актуальность выбранной для исследования тематики прежде всего обусловлена реформированием и развитием системы высшего образования в КНР и стремлением страны гарантировать и повысить качество высшего образования на фоне его интенсивного развития. После окончания «культурной революции» в Китае радикальные социально-политические, экономические и культурные изменения требуют как соответствующего преобразования высшего образования, так и оценки его качества. До сегодняшнего дня в Китае полноценная единая система оценки деятельности вузов для обеспечения и постоянного повышения качества высшего образования еще не сформирована. В статье обобщаются основные причины необходимости обновления системы оценки деятельности вузов в китайских новых социальных условиях, описывается процесс развития и совершенствования данной системы в контексте развития китайского высшего образования. Представлен анализ функций и технологий различных механизмов оценки в этой системе, таких как аккредитация, оценка аккредитованных специальностей подготовки в вузах, оценка образовательной деятельности по бакалаврской подготовке вузов, лицензирование, самообследование вузов и независимая профессионально-общественная оценка. На конкретных примерах отмечен процесс реализации и оптимизации вышеперечисленных оценочных инструментов, указаны их функциональные и методологические недостатки, а также несистемное и некоординированное взаимодействие. На основании результатов проведенной работы по оценке деятельности вузов в Китае и с учетом стратегических приоритетов развития образования в 2010–2020 гг. показаны тенденции развития системы оценки деятельности китайских вузов для повышения эффективности данной системы и обеспечения качества высшего образования страны. 

Доказательная педагогика, психология. 2018;(1):18-22
pages 18-22 views

Психологические науки

ПРИЧИНЫ НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СУПРУГОВ БРАКОМ

Виноградова Г.А., Никитина Н.Р., Бобкова Т.С.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению проблем семейных конфликтов, а именно выявлению ряда причин, способствующих неудовлетворенности супругов отношениями в семье. На современном этапе социально-экономического развития России чрезвычайно важным является сохранение не только традиционных семейных ценностей, но и целостности семьи, которая является неотъемлемой частью мира человека, реагирующей на всевозможные изменения, происходящие в общественной жизни, экономике, политике и морально-нравственном состоянии общества. Авторами выделяются основные параметры прогностического характера, которые дают возможность обследовать семью и выстроить вектор для дальнейшего консультирования и коррекции семейных отношений: наиболее конфликтные сферы семейных отношений, степень согласия (несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре. Состояние современной семьи характеризуется трансформацией семейных ролей, что зачастую ведет к конфликтам. Особое внимание уделено проявлению согласия или несогласия в ситуациях семейного конфликта, характеризующих пассивность или активность полоролевого поведения супругов при выражении личного отношения к происходящему. По результатам проведенного исследования установлено, что семьи с разным уровнем конфликтности характеризуются противоречивыми сферами разногласий и ссор. В статье отмечены отличительные особенности конфликтогенных сфер супружеских отношений женщин и мужчин. Полученные данные констатируют некоторые причины неудовлетворительных супружеских отношений: финансовые разногласия; проявление ревности; доминирование одним из супругов; разногласия в сфере общения с родственниками и друзьями; неудовлетворенность потребности в положительных эмоциях, во взаимопомощи и сотрудничестве; различные потребности в проведении отдыха и досуга.

Доказательная педагогика, психология. 2018;(1):25-30
pages 25-30 views

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПСИХОЛОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Виноградова Г.А., Овникян М.В.

Аннотация

Проблема исследования актуальна тем, что в профессиональной идентичности отражается целостное представление человека о своей принадлежности к профессиональной группе или общности. Отметим, что данное представление, в частности, сопровождается конкретными ценностями, мотивацией и, самое главное, принятием или непринятием своей профессии. Профессиональная идентичность трактуется как профессиональное развитие, образующееся на высоком уровне овладения профессией и являющееся одним из фундаментальных механизмов развития личности. Таким образом, изучение профессиональной идентичности у студентов-психологов и выпускников-психологов позволит решить профессиональные проблемы, связанные с осуществлением практической деятельности.

В статье рассматриваются различия в содержании профессиональной идентичности между группами студентов-психологов и выпускников-психологов. Проанализирована профессиональная идентичность и оценка результативности жизни или удовлетворенность самореализацией, а также позиция отношения испытуемых к приобретаемой или уже приобретенной профессии, согласно предположению о значимых различиях в содержании профессиональной идентичности между группами студентов-психологов и выпускников-психологов. Исследованы особенности и характеристика профессиональной идентичности у испытуемых, а также реальный и идеальный профессиональный «Я-образ».

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что существуют значимые различия в содержании профессиональной идентичности между группами студентов-психологов и выпускников-психологов. Исследование позволило установить позицию отношения испытуемых к приобретенной профессии, а также особенности профессиональной идентичности на разных этапах профессионального становления личности. Доказано, что у выпускников-психологов преобладает позиция активного отношения к приобретенной профессии.

Доказательная педагогика, психология. 2018;(1):31-37
pages 31-37 views

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ: КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ

Вьюнова Н.И., Плотникова В.Ю., Пуртова С.И.

Аннотация

Исследование проблемы эмоциональной устойчивости личности будущих педагогов-психологов остается по-прежнему актуальным, что объясняется рядом причин: недостаточностью изученности, потребностью в специалистах, обладающих эмоциональной устойчивостью и способностью к ее развитию, и другое. Эмоциональная устойчивость как интегративное свойство личности является важным для педагогов-психологов. По-прежнему нет четкого определения эмоциональной устойчивости личности и отсутствует общее понимание структуры, критериев, механизмов и условий развития.

В статье представлен краткий анализ психологических исследований эмоциональной устойчивости; ее компоненты, критерии, показатели, их соотношение, а также результаты эмпирического исследования, направленного на изучение проявлений конкретных характеристик эмоциональной устойчивости.

Любая личностная характеристика, затрагивающая эмоциональную сферу, может представлять собой континуум: от самого низкого уровня до самого высокого, от негативного до позитивного. Выделенные в статье критерии и показатели рассматриваются в обозначенном континууме: мотивационный критерий (слабая мотивация – высокая мотивация); когнитивный критерий (полнота знаний – дефицит знаний и их бессистемность); эмоциональный критерий (эмоциональная пассивность – эмоциональная возбудимость); волевой критерий (чувство беспомощности, отсутствие навыков самоконтроля – чрезмерная самоуверенность, самоконтроль); коммуникативный критерий (коммуникативная пассивность – коммуникативная агрессивность). В результате проведенного эмпирического исследования выявлены три дифференцированные группы студентов – будущих педагогов-психологов по доминированию развития одного, двух или трех критериев. В группе «доминирование по одному критерию» чаще всего отмечается доминирование коммуникативного критерия (18,58 %); в группе «доминирование по двум критериям» чаще всего представлено преобладание волевого и эмоционального критериев (7,08 %); в группе «доминирование по трем критериям» представлено сочетание коммуникативного, эмоционального и волевого критериев (1,77 %).

Доказательная педагогика, психология. 2018;(1):38-42
pages 38-42 views

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Денисова Е.А., Ткаченко И.М.

Аннотация

В статье рассмотрены основные особенности социально-психологической адаптации юношей и девушек, оставшихся без попечения родителей в детском возрасте, на примере воспитанников центра помощи, проживающих на территории городского округа Тольятти Самарской области.

Осуществлен теоретический анализ отечественных и зарубежных психологических исследований по вопросу адаптации. По мнению современных исследователей, процесс адаптации воспитанников интернатных учреждений осложнен в виду того, что особенности жизни в интернате сильно отличаются от условий в свободной жизненной среде. У таких ребят осложнены навыки продуктивного общения с окружающими, контакты отличаются поверхностностью и поспешностью, что, в свою очередь, является дополнительными стресс-факторами. Кроме того, подобные условия жизни формируют иждивенческую личную позицию воспитанников. Один из вариантов выхода из этой ситуации – пользующиеся все большей популярностью так называемые «социальные гостиницы».

В статье представлены первичные результаты психодиагностического исследования личностного адаптационного потенциала, включающего умения регулировать свое поведение (поведенческую регуляцию), коммуникативный потенциал и моральную нормативность воспитанников интернатных учреждений. Так, большинство воспитанников интернатных учреждений обладают низким уровнем развития адаптивных способностей, что формируется особыми условиями социальной ситуации развития и проявляется в низкой способности и готовности выпускников таких учреждений приспосабливаться к социальным изменениям, менять свое поведение и установки. Вместе с тем у воспитанников с удовлетворительным и хорошим уровнем адаптивности наблюдаются более высокие показатели поведенческой регуляции и моральной нормативности, в то время как у воспитанников с низким уровнем адаптивности есть трудности с регуляцией своего поведения во взаимодействии со средой (выявлены статистически значимые различия).

Цель статьи – представление к обсуждению результатов исследования особенностей социально-психологической адаптации воспитанников интернатных учреждений. 

Доказательная педагогика, психология. 2018;(1):43-48
pages 43-48 views

ПАРТИЦИПАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Карина О.В.

Аннотация

В обществе на настоящий момент созданы условия для включения лиц с ограниченными возможностями здоровья в социальное и образовательное пространство, но имеются трудности в их реализации. Несмотря на то, что современная социальная политика активно внедряет в социальное взаимодействие инклюзивное образование, молодые люди не готовы активно включаться в инклюзивное пространство и эмоционально-положительно воспринимать своих сверстников, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Информационная поддержка инклюзивного образования не дает возможности узнать специфику проблем людей с ОВЗ, и, исходя из этого, окружающие плохо осведомлены о значимости включения людей с ОВЗ в партиципационное взаимодействие.

Исследование посвящено проблеме социальных установок современной молодежи в отношении лиц с ОВЗ, степени готовности молодых людей к партиципационному взаимодействию. Представлен авторский опросник-анкета «Готовность молодежи к партиципациционному взаимодействию с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья». Определена положительная партиципационная готовность молодежи в отношении лиц с ОВЗ, описаны доминирующие психические состояния, проявляющиеся у молодых людей в процессе контактирования с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Установлены психологические барьеры в партиципационной готовности молодых людей в отношении лиц с ОВЗ.

Высказано предположение, что, для того чтобы молодые люди не только на когнитивном, но и на поведенческом уровне могли транслировать готовность к партиципационному взаимодействию, нужно с помощью тренинговых занятий целенаправленно моделировать ситуации партиципационного взаимодействия с лицами, имеющими ОВЗ.

Доказательная педагогика, психология. 2018;(1):49-53
pages 49-53 views

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

Кулагина И.В.

Аннотация

Психологические феномены адаптации и самореализации являются достаточно популярными объектами психологических исследований. Они признаются врожденными и неотъемлемыми элементами бытия личности. Но вопросы о том, является ли один из этих процессов ведущим, противопоставлены они друг другу или, наоборот, сосуществуют, остаются не до конца раскрытыми. Необходимость расширения и углубления теоретических положений и эмпирических данных о соотношении психологической адаптации и самореализации личности обусловила наш интерес к указанной теме. С учетом стадиальности рассматриваемых процессов был выбран юношеский возраст, так как изменение организационных, учебных и бытовых условий активизирует адаптационные механизмы, вследствие чего они проявляются отчетливее. И, согласно этапности самореализации, именно в этот возрастной период начинает развертываться собственно стадия самореализации как деятельностного воплощения осознанных возможностей и потенций. На экспериментальной выборке было проведено психодиагностическое обследование с применением методик, направленных на изучение адаптации и самореализации студентов. Подвергнутые статистической обработке результаты исследования позволили достоверно распределить респондентов на три группы, в соответствии с выявленным уровнем психологической адаптации. Далее в этих группах были выявлены специфические особенности самореализации, согласующиеся с соответствующим уровнем адаптированности как промежуточным результатом психологической адаптации к изменившимся условиям. С применением факторного анализа были определены особенности самореализации в группах студентов-первокурсников с низким, средним или высоким уровнем психологической адаптации. Выявлено, что особенности самореализации в группе студентов с высоким уровнем психологической адаптации в наибольшей степени приближены к ее теоретической модели, изложенной в научно-методической литературе. Таким образом, результаты организованного эмпирического исследования позволили подтвердить предположение о взаимосвязи явлений психологической адаптации и самореализации личности, а также выявить особенности самореализации у студентов с разным уровнем психологической адаптации. 

Доказательная педагогика, психология. 2018;(1):54-58
pages 54-58 views

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЮБВИ СУПРУГОВ С РАЗНЫМИ КОМПОНЕНТАМИ И СТИЛЯМИ ЛЮБВИ

Перминова И.В.

Аннотация

В связи с тенденцией к упадку брака и семьи повышается интерес к проблеме любви в отношениях мужчины и женщины. В статье анализируется треугольная теория любви Р. Стернберга. Согласно данной теории выделяются три компонента любви: близость, страсть, обязательства. В статье приводятся результаты исследования представлений о любви, стилей и компонентов любви супругов. Результаты эмпирического исследования представлений о любви молодых людей в возрасте от 20 до 40 лет выявлены методом незаконченных предложений. Все суждения респондентов о любви сгруппированы в четыре основных блока с выделенными в них подразделами и обобщенными конструктами, отражающих в совокупности представления респондентов о любви. Показано влияние ряда конструктов на стили и компоненты любви. Установлено отрицательное влияние на стиль любви «эрос» конструкта «отрицательное отношение к любви». На стиль любви «людус» отрицательно влияют конструкты «верность», «служение» и «счастье». На стиль любви «сторге» отрицательно влияют конструкты «вера в любовь» и «любовь как секс и страсть». На стиль любви «агапэ» положительно влияет конструкт «счастье». Конструкт «счастье» также положительно влияет на все три компонента любви. Конструкт «взаимность» положительно влияет на компонент любви близость. Конструкт «служение» положительно влияет на компонент любви страсть. Конструкт «отрицательное отношение к любви» отрицательно влияет на все три компонента любви.

Доказательная педагогика, психология. 2018;(1):59-66
pages 59-66 views

СБАЛАНСИРОВАННАЯ ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Шеина Т.Е.

Аннотация

На современном этапе развития системы высшего образования актуализируется проблема временных аспектов становления личности. Это связано с изменяющимися условиями личностно-профессионального совершенствования человека посредством реализации потенциала в высшем учебном заведении. Возможность использования своего опыта из прошлого для построения логичного будущего претворяется в настоящем. От умения синхронизировать различные временные локусы зависит способность к адаптации в изменяющихся условиях среды, самоощущение, эмоциональный комфорт и, как следствие, возможность достигать поставленных целей и планов, что особенно важно для раскрытия личностного потенциала будущего профессионала.

В статье рассматривается взаимосвязь временной перспективы личности и социально-психологической адаптации студентов вуза. Цель исследования – выявление влияния различных типов временной перспективы на адаптационный потенциал студентов вуза и связи типов временной перспективы испытуемых с их эмоциональным состоянием и способностью взаимодействовать с социальным окружением адекватно ситуации. В качестве респондентов выступили студенты социально-психологического института и института фундаментальных наук Кемеровского государственного университета. С помощью кластерного анализа были выделены две группы: студенты с показателями, более соответствующими принятым критериям сбалансированной временной перспективы (первая группа), и студенты с полярными значениями данных показателей (вторая группа). У первой группы студентов выявлены высокие показатели социально-психологической адаптации, способствующие постановке и достижению целей в будущем. Вторая группа студентов демонстрирует значимо более низкие адаптационные характеристики, проявляющиеся в негативном восприятии других людей и наличии эмоционального дискомфорта.

Доказательная педагогика, психология. 2018;(1):67-72
pages 67-72 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах