№ 1 (2023)

Весь выпуск

Педагогические науки

Анализ оценочного задания: обзор зарубежных подходов

Бодоньи М.А.

Аннотация

Оценочное задание является одним из факторов достижения точной, надежной и валидной оценки. Эффективность оценивания находится в непосредственной зависимости от характеристик задания и его соответствия требованиям. Анализ зарубежных теоретических источников позволил выявить различные аналитические процедуры, используемые исследователями и практиками для выявления отдельных аспектов оценочного задания. Вместе с тем мы обращаем внимание на отсутствие систематизации подходов к анализу. Это сужает возможности выявления качественных параметров оценочного задания, следствием чего становится снижение надежности оценки. Цель исследования – выявить подходы к анализу оценочного задания, предлагаемые зарубежными исследователями, и упорядочить их на основе разграничения направленности анализа. Исследование проводилось путем сплошного поиска теоретических источников в международных наукометрических базах полнотекстовых публикаций на основе ключевых слов. В результате было отобрано 18 публикаций, отражающих разные аналитические процедуры, которые используются для определения качества оценочного задания как дидактической категории. Изучение публикаций позволило выделить интегративный, аутентичный, дидактический, когнитивный, лингвистический подходы и подход, основанный на теории дидактической оценки. Каждый подход отражает специфические параметры, касающиеся непосредственно операций, видов деятельности, характеристик и т. п., необходимых для эффективной организации оценивания. Подходы к анализу задания ориентированы на выявление как внутренних параметров задания (соответствие требованиям реалистичности, ситуативности, проблемности; согласованность с психолого-педагогическими закономерностями организации учебной деятельности; учет языковых характеристик в формулировках задания; соотношение когнитивных операций, необходимых для выполнения задания, с требованиями сложности, доступности, целесообразности и т. п.; соответствие требованиям валидной, надежной и справедливой оценочной деятельности), так и его потенциала в контексте целостного учебного процесса как средства влияния на обучающегося и учебный процесс. Систематизация подходов к оценочному заданию становится фактором разработки практического инструментария, обеспечивающего установление качества оценочного задания для эффективной организации учебного процесса. 

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2023;(1):9-17
pages 9-17 views

Особенности формирования у студентов навыка перевода с листа

Бутусова А.С.

Аннотация

Обучение переводу с листа является неотъемлемой частью профессиональной подготовки переводчиков. Объективные критерии оценки перевода с листа недостаточно разработаны в современной дидактике перевода и требуют уточнений. Работа посвящена выявлению критериев оценки качества перевода с листа и связи между ними на начальном этапе обучения устному переводу. Проанализированы скорость речи при переводе и оценка качества перевода по шкале соответствия нормам языка перевода. В исследовании участвовали студенты специалитета направления «Перевод и переводоведение» Южного федерального университета на протяжении 6-го и 7-го семестров обучения. Описаны факторы, влияющие на качество перевода с листа, и результаты годового наблюдения за развитием у студентов компетенции перевода с листа на начальном этапе. Выявлено снижение скорости перевода в стрессогенной обстановке. Проанализированы переводческие ошибки. Установлен минимальный диагностирующий показатель скорости перевода на начальном этапе (4,2–4,3 п. зн./с), позволяющий сделать вывод о готовности студента к интенсивному тренингу перевода с листа. Обобщены результаты наблюдения и обсуждения со студентами процедурных трудностей перевода с листа: отличие техники перевода с листа с немецкого языка на русский от техники перевода с русского на немецкий вектором движения взгляда; вычленение речевого события/событий; необходимость выстраивания логических связей между несколькими речевыми событиями. Выявлены факторы, влияющие на процесс перевода с листа на начальном этапе: уровень обучения, скорость перевода, языковая пара, стрессогенная обстановка, скорость чтения, плотность текста, количество переводческих ошибок. Показано, что скорость и качество перевода в ходе исследования росли неравномерно, скорость перевода с немецкого языка на русский и с русского на немецкий зависит от скорости чтения на соответствующих языках.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2023;(1):19-30
pages 19-30 views

Сопоставительный анализ требований к владению фонетической стороной звучащей речи в отечественных и международных экзаменах по английскому языку

Пономарева Ю.А., Гусева Л.В.

Аннотация

С каждым годом количество выпускников российских средних школ, сдающих итоговые экзамены по английскому языку, неизменно растет. Изменения в документах CEFR, регламентирующих и описывающих уровни владения иностранным языком, повлекли за собой необходимость переосмысления традиционных взглядов на стандарты произношения и оценку устной части международных экзаменов по английскому языку. Статья посвящена проблеме оценки уровня владения фонетической стороной речи. Авторами был проведен сравнительно-сопоставительный анализ критериев оценки уровня владения фонологической компетенцией в различных языковых экзаменах. Отечественные и международные экзамены по английскому языку предъявляют различные требования к фонологической компетенции экзаменуемых. Предложены изменения в кодификаторы, спецификации и критерии оценивания устной части ЕГЭ по английскому языку в соответствии с мировой тенденцией на понятность речи вместо наиболее приближенного к звучанию носителя языка акцента. С введением изменений становится актуальной разработка оптимальной стратегии подготовки к различным языковым экзаменам. В исследовании сформулированы положения, на которые могут ориентироваться выпускники, сдающие ЕГЭ по английскому языку. Обучающимся рекомендуется ориентироваться на понятность речи, придерживаться соответствующего коммуникативной задаче ритмико-интонационного оформления высказывания. Важную роль играют интенсивность речи и четкость артикуляции, демонстрация готовности и желания вступить в коммуникацию. Обучающимся не рекомендуется артикулировать звуки наиболее приближенно к звучанию носителей языка. 

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2023;(1):31-38
pages 31-38 views

К вопросу о методическом сопровождении процесса обучения профессионально ориентированному чтению (на материале англоязычных рекламных текстов)

Солдатов Б.Г., Солдатова Н.В.

Аннотация

Обращение к проблеме внедрения в учебный процесс методических приемов организации работы с рекламными иноязычными текстами продиктовано необходимостью выявить эффективные формы работы с аутентичными рекламными текстами прагматического характера на практических занятиях по иностранному языку для формирования языковой компетентности студентов, способствующей практическому применению иностранного языка как средства получения информации из зарубежных источников. Авторы акцентировали внимание на лингвистическом подходе к обучению чтению рекламных текстов с учетом содержащейся в них страноведческой информации. Исследование посвящено разработке эффективных форм работы на занятиях по иностранному языку, а именно моделированию различных ситуаций общения на материале статей рекламного характера. При этом основное внимание уделено лингвистическому анализу англоязычных рекламных текстов, который способствует развитию умения проводить культурологическое исследование данных текстов как средства межкультурного общения, формирует навык критического осмысления содержащейся в текстах информации и умение коммуникативного взаимодействия с носителями изучаемого языка. Авторы пришли к выводу, что для развития умения анализировать иноязычные тексты профессиональной направленности необходим социокультурный подход, выражающийся в подборе аутентичных текстов прагматического характера, в том числе и рекламных. Предложенные методические приемы организации работы с рекламными текстами направлены на преодоление трудностей в освоении информации на иностранном языке. Авторы представили методическое сопровождение процесса обучения чтению рекламных текстов на английском языке как целенаправленное активное взаимодействие студентов с автором текста рекламного характера. Это взаимодействие основано на принципе современной образовательной парадигмы, предполагающей формирование умений чтения профессионально ориентированных текстов на основе системы коммуникативных заданий, которые способствуют реализации субъектно-субъектного взаимодействия при общении, обмене мыслями, знаниями, идеями и фактами. Иноязычный рекламный текст рассмотрен как объект чтения в коммуникативном, прагматическом, лингвистическом и когнитивном аспектах.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2023;(1):39-47
pages 39-47 views

Психологические науки

Влияние ценностной сферы личности на психологическую готовность к предпринимательской деятельности

Климанова Н.Г., Трифонова Т.А., Кабирова А.А.

Аннотация

Статья посвящена изучению влияния ценностей и социально-психологических установок на психологическую готовность к предпринимательству студентов гуманитарных направлений подготовки. Исследование обусловлено запросом государства на поиск, развитие и поддержку инициативных молодых людей, нацеленных на предпринимательскую деятельность, желающих заниматься индивидуальным предпринимательством и приносить при этом пользу обществу. Выборка эмпирического исследования представлена студентами-гуманитариями. База исследования – лаборатория Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова. Диагностическим инструментарием выступили: методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, тест «Социально-психологические установки личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной, опросник «Диагностика психологической готовности к предпринимательской деятельности» Е.К. Климовой. Выстроен рейтинг ценностей и установок студентов в мотивационно-потребностной сфере. Определено, что для испытуемых наиболее значимы конкретные ценности – «здоровье» и «уверенность в себе», наименее – абстрактные, не связанные с собственным эго, такие как «красота природы» и «счастье других». Среди ценностей-средств значимы ценности дела и общения, этические ценности. У студентов обнаружена доминирующая установка на свободу и невысокий уровень общей психологической готовности к предпринимательству в сочетании с выраженным намерением стать предпринимателями и высокой самооценкой предприимчивости. Установлено влияние ценностей и социально-психологических установок на психологическую готовность к предпринимательской деятельности студентов-гуманитариев. Активизирующую роль в ней играют ценности активной деятельной жизни, жизненной мудрости, установка на деньги, свободу, альтруизм и эгоизм.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2023;(1):51-59
pages 51-59 views

Субъективные представления о социальной успешности в подростковом возрасте

Тузова О.Н., Кобзева О.В.

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного проблеме социальной успешности. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью организации профориентационной работы и оказания психолого-педагогической помощи в процессе личностного становления подростков в условиях неопределенности и изменчивости. Целью исследования стало выявление особенностей представлений подростков о социальной успешности личности в современном обществе и изучение уровня оценки их собственной социальной успешности. Эмпирическое исследование проводилось на базе средних общеобразовательных школ г. Мурманска. В исследовании приняли участие 50 обучающихся 8–9-х классов в возрасте 14–15 лет. Использовалась методика Г.Р. Хузеевой «Успешный человек» в авторской модификации, которая заключалась в составлении дополнительных вопросов, направленных на выявление самооценки социальной успешности респондентов и качеств, которые помогают им быть успешными. Было установлено, что подростки связывают социальную успешность с деловыми качествами, такими как целеустремленность, трудолюбие, работоспособность, а также понимают необходимость хорошего образования и развитых коммуникативных навыков для достижения успеха. Анализ результатов оценки подростками собственной социальной успешности показал, что 14 % респондентов оценивают ее высоко, 66 % – средне и 20 % – низко. Выявлены различия в представлениях о социальной успешности между группами подростков с разным уровнем самооценки. Полученные результаты легли в основу программы психолого-педагогического сопровождения подростков в процессе профессионального и личностного становления. 

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2023;(1):61-68
pages 61-68 views

Самоконсервация и самоизменение: фреймирование Само- в условиях его вынужденной дезорганизации

Шаповал И.А.

Аннотация

Актуальность анализа фреймирования субъектом Само- в состояниях самоорганизации и самодезорганизации его системы определяют современные глобальные процессы геополитического и экономического передела мира. В статье рассмотрены последствия этих «турбулентных» процессов для фреймирования Само-, когда в изменившихся условиях и ситуациях неопределенности прежние, определявшие процедуры стереотипного поведения фреймы стали неэффективными. В ходе исследования с помощью дескриптивного и диахронического методов обобщены результаты анализа феноменологии фреймирования Само- в его историческом и аксиоматическом ракурсах. Проанализированы и интерпретированы синтагматический и парадигматический уровни фреймирования, коррелирующие с разными стилями жизни, сценариями социальной адаптации и самореализации, мотивами и самодетерминацией субъекта. Системная организация фреймирования Само- представлена четырьмя подсистемами (когнитивной, мотивационной, деятельностной, регулятивной), различающимися содержанием гиперфреймов, субфреймов и результатами фреймирования. Показаны основные различия самооорганизации и дезорганизации фреймирования: доминанта парадигматического или синтагматического уровня, системность – аморфность фреймов и их адаптационная пластичность – ригидность. Систематизированы факторы доминирования у субъекта того или иного уровня фреймирования: характер самоидентификации и самоопределения, значимость перцептивно-когнитивно-аффективных образований Само-, степень жесткости схем и автоматизм актуализации стереотипных сценариев, модальность самодетерминации. Как выход из состояния вынужденной дезорганизации фреймирования Само- выделены варианты самоконсервации и самоизменения и определены предикторы выбора каждого варианта. В качестве основных выводов отмечены, во-первых, закономерность вынужденной дезорганизации Само- и его фреймирования у современника, его потребности в сохранении Само- и, во-вторых, обусловленность выбора самоконсервации или самоизменения историей его концептосферы Само-.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2023;(1):69-76
pages 69-76 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах