№ 2 (2016)
- Год: 2016
- Дата публикации: 30.06.2016
- Статей: 16
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/issue/view/27
-
Описание:
Опубликован 30.06.2016
Весь выпуск
Педагогические науки
ДИДАКТИЧНОСТЬ АМПЛУА РОДИТЕЛЕЙ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ АБХАЗОВ
Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению роли родителей в воспитании детей с позиции абхазской народной педагогики. Приводятся причины национального своеобразия воспитания. Проводится обзор особенностей образа жизни, наиболее ярко демонстрирующих поведенческие различия отца и матери в воспитании детей, в распределении повседневных обязанностей, сложившихся и закрепившихся согласно спецификам народных обычаев, традиций и национального менталитета. Подобная дифференциация обусловлена не только природосообразностью, жизненной необходимостью, но и стремлением воспитать детей, несущих набор характеристик определенного этноса. Выполнить эту задачу, по мнению автора, под силу только родителям, придерживающимся в воспитании своих детей национально-культурных ценностей, духовного единения. Изучением подобных способов и методов обучающего воздействия на подрастающее поколение с применением воспитательного опыта предков занимается народная педагогика. В рамках исследования особенностей этнопедагогики абхазов была выявлена значимая роль как социума, так и семьи в деле формирования принципов народного воспитания. Естественным является тот факт, что именно в семье совершается наибольшее количество ошибок в воспитании, поскольку все общественные изменения отражаются на ней, соответственно, меняется и ее уклад. Согласно вышесказанному, актуальным является рассмотрение регламентированных и устоявшихся воспитательных амплуа отца и матери в абхазской народной педагогике. Новым и ранее не изученным является анализ моделей поведения отца и матери в абхазской семье с позиции этнопедагогики. В заключении автором приведены рекомендации и требования к родителям, существующие в абхазской народной педагогике, приемлемые благодаря своей мудрости и гуманности и в наши дни.
ДИАГНОСТИКА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Аннотация
Одной из проблем, с которой сталкивается любой исследователь феномена «учебно-исследовательской деятельности», является подбор или создание диагностического инструментария оценки достижения ее целей обучающимися. В связи с тем что диапазон целей, для достижения которых можно применить учебно-исследовательскую деятельность как форму учебной работы, очень широк, применение имеющегося в педагогической литературе инструментария крайне затруднено. Цель данной работы – разработка диагностического инструментария достижения целей учебно-исследовательской деятельности обучающимися. Основой разработки диагностического инструментария выступила процедура типологизации возможных целей учебно-исследовательской деятельности в образовательной организации высшего образования. В результате анализа нескольких Федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Тыловое обеспечение» и среднего профессионального образования по специальностям «Технология молока и молочных продуктов», «Экономика и бухгалтерский учет» были выделены три группы целей: стратегические – конечные цели применения в рамках всего образовательного процесса, оперативные – цели применения в рамках преподавания отдельной учебной дисциплины, тактические – цели применения в рамках конкретного занятия. Исходя из этого определены критерии и показатели их оценки: личностный, характеризующий достижение стратегических целей учебно-исследовательской деятельности, в показателях отражающий содержание «общекультурных компетенций»; функциональный, характеризующий достижение тактических целей учебно-исследовательской деятельности, в показателях отражающий предметное назначение в учебно-воспитательной работе; операциональный, характеризующий достижение оперативных целей учебно-исследовательской деятельности, в показателях отражающий содержание конкретных требований, необходимых для проведения исследовательской деятельности, разработан необходимый инструментарий – опросный лист эксперта, анкета для обучающихся. Надежность и валидность последних проверена в ходе пилотного исследования, проведенного на базе Вольского военного института материального обеспечения.
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ЭКОЛОГОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается актуальность формирования общих компетенций у будущих техников-экологов. Проанализировано понятие «компетенция», а также выделены ее компоненты. Представлены основные результаты опытно-экспериментального исследования, расширяющие теоретические и методологические подходы к формированию общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования. Приведена модель формирования и оценки общих компетенций у студентов-экологов. Разработаны критерии и диагностический инструментарий, позволяющие контролировать процесс формирования у студентов общих компетенций. Подобраны и адаптированы диагностические методики, позволяющие определить уровень сформированности выбранной компетенции по каждому компоненту: мотивационный, когнитивный, деятельностный. Описаны особенности подбора экспериментальных групп. Представлены количественные результаты констатирующего этапа по определению уровня сформированности общих компетенций по каждому компоненту. Рассмотрены педагогические условия формирования общих компетенций, в этих условиях апробирована предложенная модель. Представлены результаты исследования по уровню сформированности понимания социальной значимости своей будущей профессии, проявлению устойчивого интереса к ней у студентов-экологов. Предложен учебно-методический курс «Основы экологии и природопользования», направленный на формирование общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях СПО. Проведен формирующий эксперимент с использованием разработанного учебного курса на базе техникума. Дана оценка результатов исследования по формированию общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования. Приведены количественные данные по итогам формирующего эксперимента по каждому компоненту. Описана динамика роста уровня сформированности общих компетенций. Рассматриваются итоги педагогического эксперимента по определению эффективности разработанной технологии формирования общих компетенций у будущих экологов.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕВОДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ЛИНГВИСТА В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ НА ОСНОВЕ ТЕЗАУРУСНОГО ПОДХОДА
Аннотация
В настоящей статье рассматриваются результаты экспериментальной проверки эффективности формирования у студентов-лингвистов профессиональной переводческой компетентности в предметной области «Автомобилестроение» на тезаурусной основе. Описывается модель формирования профессиональной переводческой компетентности будущих лингвистов, которая включает: а) обучающий французско-русский автомобильный тезаурус; б) учебное пособие по техническому переводу с французского языка на русский; в) рабочую программу практического курса технического перевода с французского языка, а также саму профессиональную переводческую компетентность, которая рассматривается как спектр общекультурных и ключевых профессиональных компетенций, включающих, во-первых, блок коммуникативной компетенции с ее составляющими: лингвистической, дискурсивной и социокультурной компетенциями, во-вторых, блок переводческих компетенций, включающий текстообразующую, техническую и информационно-технологическую компетенции.
В статье приводятся статистические результаты экспериментальной проверки эффективности применения тезаурусного подхода при формировании профессиональной переводческой компетентности у будущих лингвистов в предметной области автомобилестроения. Приводятся данные трехлетнего педагогического эксперимента, в котором участвовали студенты – будущие переводчики. Рассматриваются результаты двух выборок: первой – экспериментальной, в которую вошли 3 подгруппы студентов (30 человек) и второй – контрольной, которая также включала 3 подгруппы (30 человек). Особое внимание в статье уделяется контролю процесса формирования профессиональной переводческой компетентности, который осуществлялся на основе специально разработанной траектории педагогического эксперимента. Определение уровня сформированности профессиональной переводческой компетентности у студентов-лингвистов проходило первоначально на констатирующем этапе (первый контрольный срез), затем – на формирующем, или финишном этапе (второй контрольный срез). Оценка проводилась с учетом десяти параметров в два этапа: предпереводческий анализ оценивался в устной форме по пяти параметрам; собственно перевод оценивался в письменной форме также по пяти параметрам. На заключительном этапе экспериментального обучения осуществлялся контрольный срез в виде итогового экзамена (письменный перевод). Результаты эксперимента показали несомненную эффективность реализации разработанной тезаурусной технологии.
О ПОДГОТОВКЕ И СЕРТИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНЖЕНЕРА
Аннотация
В статье рассматривается комплексная проблема подготовки профессионального инженера в условиях российской двухуровневой системы высшего профессионального образования и его сертификации в государственных или общественно-профессиональных структурах. Актуальность этой проблемы заключается в том, что в настоящее время в России, в отличие от зарубежных стран, практически полностью отсутствует институт профессиональных инженеров, которые смогли бы модернизировать экономику региона, страны в целом и обеспечить ее конкурентоспособность на мировом уровне. Поэтому целью работы является выявление предпосылок и определение основных условий для обеспечения возможности подготовки профессиональных инженеров для российской промышленности на современном этапе развития высшего образования. В работе дается краткий анализ системы подготовки дипломированных инженеров советского периода и существующей на сегодняшний день системы подготовки инженерных кадров в большинстве российских технических вузов. Выявлены основные проблемы и недостатки системы высшего профессионального образования и оценена степень развитости профессиональных сообществ, способных влиять на содержание и критически оценивать образовательные программы вузов. В статье приводится решение проблемы подготовки профессиональных инженеров в Поволжском регионе и в России в целом, которое заключается, во-первых, в создании и реализации компетентностной модели выпускников образовательных программ технических направлений на основе объединенных требований ФГОС и представителей работодателя; во-вторых, в налаживании четкой системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ инженерной подготовки; в-третьих, в создании общероссийской системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров профессиональными общественными организациями.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Важным условием для формирования связной речи дошкольника является овладение языком как средством общения. Общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер. Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящей не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание: рассказ, сообщение, описание. Умение составлять различные типы текстов является одним из требований, предъявляемых государственными образовательными стандартами дошкольного образования к уровню речевого развития дошкольников, так как именно на уровне текста, являющегося реальной единицей речевого общения, происходит взаимодействие языка и мышления.
Проведен анализ проблемы речевого развития детей дошкольного возраста, в частности развития связного описательного высказывания детей младшего дошкольного возраста. Раскрыто содержание понятий «текст», «описание», «связное высказывание», «связная описательная речь» с позиций лингвистического и психологического подходов. Выделены функциональные и онтологические признаки текста, определяющие его как результат речетворческого процесса, а также вербальный, синтаксический, семантический параметры текста с точки зрения объекта и субъекта речевой деятельности. В работе дана характеристика описания как одной из форм связной монологической речи. Проанализированы существующие в литературе подходы к развитию связного описательного высказывания у дошкольников разных возрастных групп. Определено содержание работы с детьми по обучению их описанию на основе лингвистической характеристики описательного текста с выделением подготовительного, основного и завершающего этапов работы. Предложена методика обучения описанию детей младшего дошкольного возраста и приемы работы на каждом из этапов.
ФУНКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА АНДРАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Аннотация
Идеи непрерывного профессионального развития педагогических работников придают сегодня особую значимость вопросам организации процесса профессиональной переподготовки педагогических работников в целом и профессионализма состава преподавателей-андрагогов, задействованных в реализации программ профессиональной переподготовки, в частности.
На основании контент-анализа научных публикаций по проблеме профессиональной переподготовки педагогов сделаны выводы о том, что реализация андрагогического взаимодействия субъектов в процессе профессиональной переподготовки педагогических работников связана с появлением новых задач и требует от преподавательского состава профессиональной компетентности, методической готовности к выполнению новых функций. Рассмотрена проблема определения профессиональной позиции преподавателей-андрагогов, их функций как субъектов андрагогического взаимодействия в процессе профессиональной переподготовки педагогических работников. Сформулировано авторское определение понятия «профессиональная андрагогическая позиция преподавателя профессиональной переподготовки педагогов». Предложена структура профессиональной андрагогической позиции преподавателя профессиональной переподготовки педагогов. Обоснованы факторы, определяющие профессиональную андрагогическую позицию преподавателя профессиональной переподготовки педагогических работников. С учетом специфики процесса профессиональной переподготовки и характерных особенностей обучающихся педагогов определены особые ролевые позиции преподавателя как субъекта образовательного процесса профессиональной переподготовки педагогических работников, а именно: куратор, собеседник, наблюдатель, тьютор, консультант, соавтор, фасилитатор, модератор, коуч, эксперт, наставник. Расширен и обоснован перечень ролевых позиций, описаны функции преподавателя как субъекта андрагогического взаимодействия в профессиональной переподготовке педагогов. Проанализированы результаты самоэкспертизы андрагогической деятельности преподавателей, задействованных в профессиональной переподготовке педагогических работников.
Приведенные выводы могут быть использованы при реализации дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки педагогических работников.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Аннотация
В статье представлены теоретические и экспериментальные исследования по использованию междисциплинарных связей в преподавании технических дисциплин. Для понимания терминологии студентом в решаемой инженерной задаче проведена взаимосвязь понимания этого термина в других нетехнических дисциплинах. На примере одной технической дисциплины выстроены связи с другими дисциплинами. Это позволило осуществить решение инженерной задачи несколькими методами с использованием разных дисциплин. Установлены преимущества и недостатки данных методов, а также представлены рекомендации по их применению в решении инженерной задачи. Для проверки, уточнения результатов теоретических исследований были проведены пробные занятия в группе студентов пятого курса. Практическая проработка использования междисциплинарных связей в преподавании технических дисциплин осуществлялась по разработанному плану занятия. В статье представлен план занятия и ход его проведения. В ходе всего занятия использовалась визуализация (модели машин, 3-D модели), что повышает активность студентов. Закрепление пройденного материала студентами на занятии проводилось с использованием видеоролика. В заключении занятия в рамках пройденной темы были представлены конструкции современной техники и перспективы ее развития. В результате выработаны рекомендации по использованию междисциплинарных связей в преподавании технических дисциплин. В ходе данных исследований определено, что необходим комплексный подход в преподавании, учитывающий изучение машин, процессов в целом, в системе знаний, а не отдельно.
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
процесс адаптации иностранных студентов на начальных этапах обучения в высшей школе является сложным и многогранным. В основе данного явления лежат различные причины: разница в мировоззрении и воспитании, языковой и социальные барьеры и т. д. В медицинском вузе к основным причинам сложности адаптации студентов присоединяется особенность процесса обучения, в ходе которого используется трупный материал, что в свою очередь вносит заметные коррективы в образовательный процесс в целом. Это связано с различным вероисповеданием и религиозными взглядами студентов. В результате обилие новшеств в жизни студента и связанные с ними повышение нагрузки психического и физического характера могут явиться причиной развития стрессового состояния, в значительной мере оказывающего влияние на качество образовательного процесса. В статье описаны особенности педагогического общения, стили поведения, которых необходимо придерживаться преподавателям в процессе обучения иностранных студентов. Представлены способы и средства, предпринимаемые преподавателями кафедры нормальной анатомии человека Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко для решения задачи ускорения процесса адаптации к новой образовательной среде студентов международного института медицинского образования. Среди используемых способов наиболее действенным является особая организация педагогического процесса, в основе которого лежит усовершенствование методики изложения учебного материала, а также использование «вспомогательных» педагогических технологий. Немаловажным моментом является приобщение студентов к научным и историческим ценностям русской анатомической школы, расширение научного мировоззрения, что для них является хорошей мотивационной базой.
ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЖЕННОСТИ КОМПОНЕНТОВ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация
Профессиональное обучение должно создавать условия для раскрытия ресурсов личности обучающегося. Самоактуализация рассматривается как один из значимых ресурсов, который необходимо активизировать в обучении студентов. Особенности профессиональной подготовки могут учитывать различные компоненты самоактуализации. В эмпирическом исследовании самоактуализационных профилей студентов различных образовательных программ приняли участие 50 студентов-спортсменов и 45 студентов-психологов. Было установлено, что для общей выборки испытуемых более развитыми оказываются компоненты «знания о природе человека», «способность к спонтанности», «креативность», высокий уровень «самоуважения», а также, что самоактуализация не зависит от гендерных характеристик. Самоактуализационные профили студентов-психологов и студентов-спортсменов имеют близкий рисунок, достоверных различий между показателями профилей выявлено не было. Вместе с тем установлено, что у студентов-спортсменов выше показатели креативности, самопринятия и независимости в своих поступках. У студентов-психологов, напротив, более развиты спонтанность, сензитивность и самоуважение. Выявлена проблемная зона самоактуализации студентов-психологов: высокое самоуважение и недостаточное самопринятие могут провоцировать эмоциональное выгорание и неудовлетворенность собой и профессией. Опираясь на полученные результаты, можно заключить, что для развития самоактуализации как целостной характеристики необходимо развивать спонтанность, креативность и временную компетентность; студентам-психологам важно увеличение показателей доверия к себе и миру, большей гибкости в поведении; у студентов-спортсменов необходимо расширять границы самоуважения. Инструментом развития компонентов самоактуализации студентов может стать совладающее поведение. Снижение использования копинга «бегство-избегание» и увеличение «планирования решения проблемы», «креативности» будет способствовать развитию самоуважения и опоры на собственные ценности.
Психологические науки
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ПОДРОСКОВ
Аннотация
В современных условиях модернизации образования важным направлением работы образовательных учреждений и психологических служб является деятельность по психологизации учебно-воспитательного процесса школы, повышению психологической культуры его субъектов. Школа должна создавать условия для становления личности ребенка, умеющего успешно решать различные задачи повседневной жизни. Однако содержание современного среднего образования не достаточно проработано в соответствии с запросами общества и личности в области психологической культуры.
Психологическая культура, являясь многомерным, системным, целостным личностным образованием, представлена тремя взаимосвязанными компонентами (интеллектуальным, ценностно-смысловым и практическим), которые в совокупности позволяют отражать особенности взаимодействия и отношения человека с самим собой, другими людьми и окружающим миром в целом. Высокий уровень ее развития позволяет более адекватно решать задачи самоопределения, саморазвития, саморегуляции, а также социальной адаптации. К ее формированию следует подходить комплексно.
В работе представлены различные подходы к определению психологической культуры личности, ее структуре, раскрыто содержание ее компонентов. Обоснована необходимость формирования практического компонента психологической культуры у подростков на примере их коммуникативной компетентности подростка. Представлены и проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы.
Материал статьи расширяет имеющиеся в психолого-педагогической науке представления о психологической культуре подростков и возможностях ее формирования, представленные материалы могут быть использованы в ходе сопровождения развития личности подростков в образовательном процессе и в преподавании курсов психологии в школе.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению психологических аспектов развития коммуникативной толерантности у студентов педагогического вуза. Представлены основные подходы к определению толерантности и смысловому наполнению данного понятия в отечественной психологической науке. В статье представлено обобщенное определение коммуникативной толерантности как системообразующей характеристики, отражающей степень переносимости личностью неприятных или неприемлемых для неё психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.
Автором осуществлён сравнительный анализ толерантных и интолерантных установок у студентов – будущих представителей социономического и сигномического типа профессий. В качестве методов исследования использованы организационные методы (в частности, сравнительный метод), психодиагностические методы и методы количественно-качественной (статистической) обработки данных. В результате проведённой психологической диагностики было выявлено, что студенты педагогического вуза, принявшие участие в исследовании, имеют средний уровень коммуникативной толерантности, который может проявляться в виде ситуативных, профессиональных и типологических толерантных и интолерантных установок. В работе статистически обосновано, что уровень общей коммуникативной толерантности у студентов – будущих представителей сигномического типа профессий в среднем выше, чем у студентов – будущих представителей социономического типа профессий. Однако часть студентов, представляющих сигномический тип профессий, на начальных этапах обучения проявляет такие интолерантные коммуникативные установки, как категоричность и нетерпимость в оценке других людей, что может затруднить их профессиональное взаимодействие. Особого внимания требуют к себе студенты, обучающихся по специальности «Социальная работа», у которых были выявлены такие интолерантные коммуникативные установки, как неумение или же нежелание понимать или принимать индивидуальные особенности других людей. Результаты исследования подтвердили актуальность диагностики и развития коммуникативной толерантности и отдельных интолерантных установок у студентов педагогического вуза для совершенствования их профессиональной подготовки.
ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В связи с глобальными изменениями системы образования и введением Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (ФГОС НО), новые акценты приобретает и проблема эмоционального развития детей младшего школьного возраста. Достижение ребенком младшего школьного возраста уровня сформированной эмоциональной культуры во всей совокупности ее компонентов к моменту завершения возрастного периода сегодня считается центральной задачей образовательной деятельности и главным системным возрастным новообразованием. Целостность эмоционального развития детей младшего школьного возраста также является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания детей в последующие возрастные периоды. Целью исследования стала диагностика когнитивного компонента эмоциональной культуры. Результаты исследования выявили признаки недостаточной сформированности когнитивного компонента эмоциональной культуры. Дети демонстрировали неадекватные реакции на предложенные эмоциональные ситуации, незрелось моральных чувств, испытывали затруднения в различении эмоций (страха, гнева и печали). Искаженное понимание эмоций окружающих может стать причиной неадекватного поведения детей и неблагоприятного эмоционального состояния. Более точная дифференциация эмоциональных состояний наблюдалась при выполнении задания с сюжетной картинкой. Адекватному восприятию и пониманию эмоциональных состояний других людей способствовал сюжет, контекст деятельности, благодаря чему дети легче определяли эмоции изображенных героев. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости разработки и апробации программы по формированию и развитию когнитивного компонента эмоциональной культуры.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СКЛОННОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению такой формы девиантного поведения, как аддикция. Выделены авторы, стоящие у истоков становления специальной научной отрасли знания – аддиктологии, занимающейся изучением аддикций и аддиктивного поведения. Проводится обзор научной литературы, посвященной изучаемой проблеме. Под факторами мы понимаем причины, движущие силы какого-либо явления. В качестве психологических факторов, влияющих на развитие склонности к аддиктивному поведению у студентов вузов, выделяются типы личности (экстраверсия, нейротизм), типы акцентуаций характера и черты личности. Было организовано и проведено эмпирическое исследование, в ходе которого было выявлено общее и различное в проявлении склонности к аддиктивному поведению у юношей и девушек, а также связь конкретных форм аддикций с рассматриваемыми психологическими факторами. Для уточнения содержания структуры психологических факторов был применен факторный анализ. Описание и анализ его результатов представлены в данной статье. Было выделено три психологических фактора: эмоционально-волевой, межличностно-коммуникативный и конативный. Каждый из них отвечает конкретным компонентам в структуре склонности к аддиктивному поведению студентов вузов и выполняет свою функциональную роль в развитии этой склонности. В ходе анализа выделенных психологических факторов показана специфика влияния конкретных переменных каждого фактора на проявление у студентов вузов склонности к аддиктивному поведению. Психологическим фактором, «запускающим» аддиктивную реализацию, является межличностно-коммуникативный, затем подключаются конативный (как специфические особенности поведения человека, находящегося в состоянии аддиктивной реализации) и эмоционально-волевой, связанный с получением и поддержанием интенсивных эмоций. Знание структуры психологических факторов дает возможность воздействия на них, преобразования и, таким образом, профилактики развития склонности к аддиктивному поведению юношей и девушек.
АНАЛИЗ ПЕРЕЖИВАНИЙ ФРУСТРИРУЮЩИХ СИТУАЦИЙ У ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ПАТРОНАТНОМ ВОСПИТАНИИ И ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ)
Аннотация
Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей – актуальная проблема современного общества. При этом воспитание детей в традиционной модели опеки и попечительства, которой является детский дом, строится без учета адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие детей. Данное исследование нацелено на раскрытие аспекта переживания фрустрирующих ситуаций детьми, находящимися на патронатном воспитании и воспитывающимися в детском доме. Результаты исследования позволяют утверждать ценность патронатного воспитания. Четко просматривается сглаживание реакций на фрустрирующие ситуации у детей, воспитывающихся в семье, показатели самооценки в данной группе также ближе к нормальным значениям. В качестве объекта исследования данной работы рассматривается фрустрация как психологический феномен, а переживание проблемных ситуаций у детей, оставшихся без попечения родителей, как предмет данного исследования. Выдвинуты следующие предположения: дети, воспитывающиеся в детском доме, характеризуются рядом особенностей в проявлении реакций на проблемную ситуацию в отличие от детей, находящихся на патронатном воспитании; имеется связь между характером преодоления проблемных ситуаций у детей, оставшихся без попечения родителей, и самооценкой.
Установлено, что дети, находящиеся в семье, менее болезненно реагируют на фрустрирующие ситуации, в большей степени воспринимают себя способными справится с проблемами, самооценка таких детей приближена к адекватной. Дети, воспитывающиеся в детском доме, имеют самооценку, близкую к завышенной, проблемные ситуации воспринимают как неизбежные и неподдающиеся контролю. Отмечается положительная роль патронатного воспитания для развития полноценной личности ребенка.
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ
Аннотация
Актуальность темы исследования субъективного благополучия личности в процессе инокультурной адаптации обусловливается как внутринаучными причинами, состоящими в более глубоком понимании связи между адаптацией как процессом и удовлетворенностью личности как сложным социально-психологическим образованием, так и социально-экономической необходимостью увеличения роста субъективно удовлетворенных обучением и проживанием в России иностранных граждан. Цель исследования состоит в сравнительном анализе субъективного благополучия китайских студентов в процессе инокультурной адаптации в РУДН (Москва). В исследовании с применением трех методик опросного типа приняли участие 120 китайских студентов уравненной по полу выборки, находящихся на различных этапах инокультурной адаптации (менее одного года – 40 человек; около трех лет – 40 человек; более пяти лет – 40 человек). Результаты сравнительного анализа показывают, что выявлена наименьшая адаптированность студентов первой группы при отсутствии целей в жизни, низком личностном росте, ведомости, негативной оценке себя и окружения. Обнаружена нестабильность адаптированности, средняя степень принятия себя, эмоциональный дискомфорт, желание управлять окружением при его низкой позитивной оценке у испытуемых, находящихся на этапе адаптации около трех лет. Выявлена наибольшая адаптированность при высоком личностном росте, принятии себя и других, удовлетворенности повседневной деятельностью, стремлении управлять окружением у испытуемых, находящихся на этапе адаптации более пяти лет. Выделены факторные структуры групп испытуемых, свидетельствующие о связи адаптированности и внутреннего контроля у трех групп испытуемых; связи дезадаптированности и эскапизма у испытуемых с адаптацией около трех лет. Обнаруженные особенности могут учитываться при построении программ психологического сопровождения адаптации китайских студентов в российском международно-ориентированном вузе.