№ 1 (2016)

Весь выпуск

Педагогические науки

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ ЗАГАДОК

Аверина М.Н.

Аннотация

Проблема формирования речевой культуры старших дошкольников выступает одной из важнейших задач современного образования. В статье показана роль коммуникативных компетенций как инструмента социализации личности дошкольника, формирования психики и развития мышления в старшем дошкольном возрасте. М.Н. Аверина говорит о многоаспектности понятия «образность» в современной науке, подчеркивает, что эмоционально-экспрессивный оттенок выступает характерным признаком образной речи. В работе уделено внимание старшему дошкольному возрасту как наиболее сенситивному периоду формирования образной речи и понимания детьми старшего дошкольного возраста средств образности на материале метафорических загадок. Предметом исследования выступает процесс развития образности речи старших дошкольников на материале метафорических загадок. В статье проанализированы некоторые данные констатирующего эксперимента, который был направлен на изучение особенностей понимания и использования детьми старшего дошкольного возраста метафоры и других средств образности. Автор приводит результаты эксперимента, демонстрирующие характер затруднений при толковании метафор детьми, самостоятельном подборе метафоры для характеристики описываемого объекта. В частности, отмечены трудности в понимании переносных значений слов, осознание метафоры в тексте, понимание её иносказательного значения и сложности в создании собственных метафорических загадок. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что развитие образности речи у испытуемых детей недостаточно высокое. Вместе с тем отдельные случаи правильного интерпретирования метафор позволяют предположить, что формирование образности речи дошкольников допустимо на материале метафорических загадок. Непременным условием такого формирования выступает развитие лингво-мотивационного пространства через использование современных интерактивных методов и педагогических приёмов.

Доказательная педагогика и психология. 2016;(1):9-13
pages 9-13 views

ВОЗМОЖНОСТИ ВЛИЯНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Буланова Д.Д.

Аннотация

В статье рассматривается одно из актуальных направлений работы дошкольной образовательной организации – взаимодействие с семьями воспитанников с целью формирования семейной принадлежности у детей. Подчеркивается значимость семьи как института социализации дошкольника. Обозначены трудности, с которыми сталкиваются педагогические работники в ходе взаимодействия с семьей: непонимание родителями своей роли в воспитании ребенка и становлении его личности, недостаточное владение методами и средствами по формированию принадлежности к семье у ребенка. В статье перечислены принципы (систематичности, последовательности, активности и сотрудничества), раскрыты этапы работы педагогов с семьями, которые предполагают включение сначала когнитивного, а затем деятельностного компонента. Отмечается, что первый этап направлен на формирование осознания родителями своей значимости в воспитании детей, осознания необходимости формирования у детей семейной принадлежности. Второй этап посвящен овладению родителями способами взаимодействия с детьми в семейных условиях, а третий этап предполагает расширение полученного опыта. Перечислены методы и формы работы с родителями на каждом этапе, направленные на привлечение родителей воспитанников к формированию семейной принадлежности у детей. Особо подчеркивается актуальность применения дистанционных форм взаимодействия педагогов с семьями воспитанников: проведение вебинаров, ведение педагогами своих сайтов, блогов, создание форумов. Данные формы являются современными. В статье также обозначено, что данные формы взаимодействия педагогов с родителями являются инновационными и пока не получили широкого распространения. Поднимается вопрос о необходимости повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций в области взаимодействия с семьями воспитанников.

Доказательная педагогика и психология. 2016;(1):14-17
pages 14-17 views

СИСТЕМА НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОРПОРАТИВНОЙ СРЕДЕ

Захарова О.А., Ахметжанова Г.В.

Аннотация

При создании системы научного обеспечения педагогического процесса целью избирается формирование профессиональных компетенций. В статье рассматривается технология создания системы научного обеспечения дополнительного профессионального образования, указана возможность создания информационно-образовательной корпоративной среды, участниками которой могут стать образовательные организации и промышленные предприятия, осуществляющие сетевую форму реализации образовательных программ в едином центре корпоративного обучения. Авторы рассматривают сетевое взаимодействие как целенаправленное информационное взаимодействие отдельных образовательных, производственных и коммерческих предприятий, имеющих общую регламентированную цель, поддерживаемую нормативно-законодательными актами и договорами, что создает условия для создания информационно-образовательной корпоративной среды.

В статье рассматривается корпоративное обучение как непрерывный процесс совершенствования профессиональных знаний, умений и опыта специалистов предприятия, превращения его в достояние предприятия с помощью специальных методов и разнообразных форм организации учебного процесса в условиях системы повышения квалификации нового типа, обладающей эмерджентными свойствами и непрерывностью. Педагогический процесс в системе дополнительного профессионального образования рассматривается как способ организации отношений между обучающимися и преподавателями и характеризуется целенаправленным отбором факторов для развития участников: как внутренних, так и внешних. Статья предназначена как для преподавателей, так и специалистов производства.

Доказательная педагогика и психология. 2016;(1):18-22
pages 18-22 views

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ»

Знаемская О.А.

Аннотация

Статья посвящена изучению проблемы готовности будущих бакалавров психолого-педагогического образования к выполнению коррекционно-развивающей работы в рамках профессионального стандарта «Педагог-психолог».  Перед современной системой образования стоит сложная задача поиска путей сокращения разрыва между требованиями социального заказа  к профессиональной деятельности психологов-педагогов и устоявшейся системой подготовки бакалавров психолого-педагогического образования  в вузе. 24 июля 2015 года Министерством труда и социальной защиты утвержден профессиональный стандарт «Педагог-психолог». 1 января 2017 года документ вступает в силу и станет ключевым при формировании работодателями кадровой политики. Данное обстоятельство приводит к потребности в изменении вузами системы подготовки будущих социальных педагогов-психологов.

Впервые проведено исследование, в котором изучены особенности профессиональной подготовки будущих бакалавров психолого-педагогического образования в аспекте их готовности к выполнению трудовых действий профессионального стандарта. Целью исследования являлось не только изучение мнения респондентов (студентов) о своей готовности к выполнению трудовых действий профессионального стандарта, но и изучение позиции экспертов (преподавателей) относительно готовности будущих бакалавров психолого-педагогического образования к профессиональной деятельности. В результате исследования установлено, что студенты имеют представление о профессиональном стандарте «Педагог-психолог», однако уровень сформированности у них трудовых действий не соответствует требованиям стандарта. На основе экспериментального исследования  выделены организационно-педагогические условия, содействующие формированию трудовых действий в рамках коррекционно-развивающей работы будущих психологов – социальных педагогов.

Доказательная педагогика и психология. 2016;(1):23-30
pages 23-30 views

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Ибатова А.З., Забродина Л.Н.

Аннотация

Актуальность формирования профессионально-речевой культуры студентов вуза обусловлена современными требованиями Федерального государственного стандарта высшего образования, в частности общекультурными компетенциями, которые должны быть сформированы у выпускников высшей школы, что определяет необходимость точного определения понятия «профессионально-речевая культура». Авторы раскрывают сущность понятия «профессионально-речевая культура студентов вуза», выделяют основные характеристики и признаки родовых понятий формулируемого определения: речь, культура, профессиональная культура, речевая культура, культура речи. Особое внимание авторы уделяют неоднозначности и различию понятий «речевая культура» и «культура речи», реализующих разные функции. Также раскрыто понятие «профессиональная культура» с позиции взаимосвязи с особенностями профессиональной деятельности личности, общей культуры и другими видами культуры: трудовой, коммуникативной. Кроме того, авторы представили определение термина «речевая культура» в разных ракурсах: как свойство, качество личности; как владение какими-либо нормами языка; как неотъемлемую часть общей, индивидуальной, профессиональной культуры личности. Определены ключевые положения, составившие сущность понятия «профессионально-речевая культура»: оно связано со спецификой деятельности людей в современных условиях труда; проявляется в трудовой деятельности и обеспечивает высокую эффективность; является частью общей культуры индивида; отражает достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; является субкультурой трудовой культуры как общесоциального условия организации трудового потенциала; формируется в условиях практического творческого трудового поведения работника и в процессе осуществления контактов между профессионалами. Результатом исследования является авторская трактовка понятия «профессионально-речевая культура студентов вуза».

Доказательная педагогика и психология. 2016;(1):31-35
pages 31-35 views

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ КАК ОСНОВА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Мерданов Ш.М., Медведев А.В., Конев В.В., Волкова Е.Е.

Аннотация

Анализ условий преподавания показал, что в последнее время активно меняются требования к подготовке обучающихся. В этой связи возникают новые технические дисциплины, потребность в новом лабораторном оборудовании. Это приводит к повышению нагрузки на преподавателя (изучение новых дисциплин и лабораторного оборудования, методического сопровождения). При этом необходимо обеспечить высокое качество преподавания технических дисциплин для студентов, имеющих разную начальную подготовку и способность к усвоению нового материала. Одним из основных подходов в решении данной задачи является использование междисциплинарных связей в преподавании. Это можно обеспечить общими ресурсами учебного заведения: педагогическими и научными школами, лабораторной и методической базой и сотрудничеством с предприятиями (участниками процесса обучения). В статье проведен анализ технических дисциплин, преподаваемых в институте транспорта Тюменского государственного нефтегазового университета, средств обучения. Это позволило подтвердить возможность и необходимость использования междисциплинарных связей в преподавании. В результате представлен концептуальный подход в использовании междисциплинарных связей. На примере одной технической дисциплины рассмотрена ее связь с другими дисциплинами. Также представлен пример междисциплинарных связей при изучении одной темы в разных дисциплинах. Междисциплинарные связи позволяют упростить передачу знаний преподавателями и понимание студентами изучаемых процессов в одной дисциплине при знании ранее изученной дисциплины или темы. Таким образом снижается потребность (затраты) в новых средствах обучения (лаборатории, специальные компьютерные программы, полигоны), а главное – обеспечивается высокое качество подготовки специалистов.

Доказательная педагогика и психология. 2016;(1):36-40
pages 36-40 views

ЖАНРОВЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ АУДИТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО АВИАЦИОННОГО ВУЗА

Никитина Ю.А., Суслова Ю.В.

Аннотация

Статья освещает актуальную проблему поиска средств повышения качества профессиональной (в том числе иноязычной) подготовки будущих и действующих авиационных специалистов с целью обеспечения высокого уровня безопасности полетов. Поиск обусловлен ужесточением требований Международной организации гражданской авиации (ИКАО) с 2008 года к уровню владения профессиональным английским языком. В 2011 году Российская Федерация присоединилась к числу стран, в которых вступило в силу требование ИКАО о минимально допустимом уровне владения английским языком авиационных специалистов. Авторы статьи считают, что достичь хороших показателей в критерии «Понимание» по шкале ИКАО можно только при условии развития аудитивной компетенции у курсантов военного авиационного вуза на достаточно высоком уровне, поэтому рассматривают вопрос совершенствования процесса обучения профессионально ориентированному аудированию как одному из ключевых видов речевой деятельности авиационных специалистов. С этой целью в качестве основы процесса обучения авторами статьи был предложен жанровый подход к отбору и использованию авиационных сообщений. Согласно жанровому подходу, авиационные сообщения представляют собой набор типичных компонентов содержания, оформленных в тематически замкнутые структуры. Авторы считают, что если познакомить обучающихся с образцами текстов разных жанров авиационных сообщений, объяснив их структурные, смысловые, языковые и функциональные особенности, то это облегчит восприятие и понимание других текстов этих же жанров. В статье описан алгоритм работы с текстами жанров авиационных сообщений с использованием информационно-коммуникационных и аудиовизуальных средств обучения. 

Доказательная педагогика и психология. 2016;(1):41-45
pages 41-45 views

ОСОБЕННОСТИ ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Пилюгина С.А., Чанилова Н.Г., Ушакова И.А.

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению такого феномена современного образования, как поддерживающая образовательная среда. Дается определение понятиям «образовательная среда», «поддерживающая образовательная среда» и делается попытка уточнения этих понятий. Проводится обзор отечественной педагогической литературы, посвященной изучению данной проблемы. Очерчивается круг научных проблем, в рамках которых ведутся исследования поддерживающей образовательной среды. В статье выделяются основные параметры качества, присущие поддерживающей образовательной среде: модальность, широта, осознанность, интенсивность и обобщенность. Рассматриваются особенности поддерживающей образовательной среды, цели ее создания и предназначение, которое видится в первую очередь в повышении качества постдипломного педагогического образования учителей, в формировании такого свойства личности учителя, как андрагогическая субъектность. Среди организационных особенностей поддерживающей образовательной среды выделяют технологии обучения взрослых, построенных на андрагогической модели обучения, в которой ведущая роль отводится взрослому обучающемуся как организатору своего обучения в ситуации повышения квалификации; предлагается описание таких современных технологий, как технология сторителлинга, диалектического обучения, позиционного обучения и пр. В статье подчеркивается значимость определенных позиций участников поддерживающей образовательной среды института развития образования: андрагогической позиции педагогов и андрагогической субъектности учителей-слушателей, которая определяется эффективностью качества образовательного процесса. Говорится о том, что андрагогическая позиция педагога выражается во включенности педагога в сопровождение обучения учителей-слушателей, позиция же учителя-слушателя характеризуется его активностью и самостоятельностью учителя в учебной деятельности. Утверждается роль поддерживающей образовательной среды в повышении качества постдипломного педагогического образования.

Доказательная педагогика и психология. 2016;(1):46-51
pages 46-51 views

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ

Пчелинцева Е.В.

Аннотация

Актуальность выбранного для исследования вопроса напрямую связана с протекающим в сегодняшние дни процессом социализации личности ребенка в современном мире.  Преодоление последствий насилия над ребенком посредством организации различных творческих видов деятельности, направленных на гармонизацию детско-родительских отношений, развитие компесанторных механизмов, помогающих ребенку осознать происходящее и изменить отношение к стрессовым событиям, является приоритетным направлением воспитательной работы педагога с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

Проблема преодоления последствий насилия над детьми неоднократно рассматривалась в трудах видных представителей отечественной и зарубежной педагогики. Путем сравнения и сопоставления мнений различных авторов был создан авторский подход к организации коррекционно-развивающей работы педагога с детьми, переживших насилие, представленный в работе. В статье уточнена сущность художественного творчества, способствующего «проживанию» травмирующей ситуации, динамическому развитию эмоционально-чувственной сферы личности, восстановлению психического равновесия. В рамках педагогической технологии определены основные этапы совместной деятельности взрослого и ребенка, содержание которых включало использование свободного сочетания различных видов, поэтического, изобразительного, музыкального, игрового видов искусств, а также ведущие методы, с учетом принципов индивидуализации, дифференциации оптимальной реализации диалогического общения. В статье отмечено, что моделирование дисгармоничной ситуации в процессе творческой деятельности занимает особое место в исследовании кризисных, посттравматических ситуаций. Доказано также, что раскрытие символических значений художественных образов содействует осознанию и изменению отношения личности к актуальным и прошедшим  событиям, принятию ответственности за собственную жизнь. По результатам проведенного исследования установлено, что преодоление последствий насилия над ребенком возможно при реализации гуманистической идеологии путем установления доверительных уважительных субъект-субъектных отношений между ребенком и родителями. Это должно стать перспективным направлением дальнейшего исследования вопросов социализации личности в современных условиях межличностных коммуникаций.

Доказательная педагогика и психология. 2016;(1):52-56
pages 52-56 views

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕРЕХОДА ОРГАНИЗАЦИИ НА БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ

Сыротюк С.Д.

Аннотация

Трансферт знаний персонала внутри команды является одним из условий эффективной деятельности исполнителей инновационных проектов. Это объясняется повышенными требованиями проводимой в стране политики государства, направленной на интеллектуализацию знаний. В связи с этим организационное управление процессами, посредством которых технологии, опыт, навыки решения высокотехнологичных задач передаются от одного исполнителя к другому, позволяет говорить о наличии в той или иной организационной системе механизма, приводящего к постепенной трансформации организации в самообучающуюся систему.

Почему это так важно на современном этапе социально-экономического развития нашей страны? Потому что самообучающаяся организация характеризуется постоянным обновлением собственных знаний и быстрой адаптацией к условиям внешней среды для реализации новаторских идей.

Целью статьи является математическое обоснование показателей, которые необходимы персоналу организации, чтобы она могла быть классифицирована как «самообучающаяся».

В настоящее время существует четыре типа классификации самообучающихся организаций. Автором статьи предложен пятый тип, содержащий определенные классификационные признаки, характеризующие трансферт знаний внутри команды исполнителей. Эти коэффициенты являются интегральными показателями, каждый из которых, в свою очередь, состоит из набора частных элементов, оцениваемых количественными значениями показателей.

Для того чтобы оптимизировать текущее состояние уровня знаний состава команды исполнителей, в статье предложен аппарат булевой алгебры, позволяющий построить переход от одного качества знаний к другому. Выбор математического аппарата обоснован его использованием в современных сложных динамических системах для оценки состояния этих систем в динамике.

Доказательная педагогика и психология. 2016;(1):57-62
pages 57-62 views

УПРАЖНЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

Харисова Ч.М., Шакирова Г.Р., Харисов Ф.Ф.

Аннотация

Актуальность выбранного для исследования вопроса связана с необходимостью учитывать достижения смежных наук – морфологии, психологии и дидактики – для определения теоретических сведений о частях речи, для выявления умений и навыков, которые будут формироваться при выполнении отдельных упражнений. Рассмотрены различные классификации упражнений. Авторами охарактеризованы языковые, творческие и  комплексные упражнения как наиболее эффективные в овладении теоретическими сведениями о морфологической системе и развитии творческого мышления обучающихся. В статье уточнена важность системного представления о функционировании изучаемых частей речи в языке и речи и их коммуникативной значимости. Показаны возможности использования элементов занимательности в процессе работы, которые создают основу для развития логического мышления студентов. Представлены показатели сформированности лингвистической компетенции студентов: осознанное восприятие теоретических сведений о системе морфологических явлений родного языка, умение системно их анализировать и обобщать, употреблять в составлении собственных речевых высказываний. Особое значение уделено включению в содержание текста познавательного материала, служение его нравственному воспитанию обучающихся и соответствие нормам литературного языка. По результатам проведенного исследования сделан вывод о том, что увеличение объема и трудности заданий должно осуществляться поэтапно в соотвествии с целями и задачами формирования и развития умений и навыков. Обоснована необходимость подачи языкового материала в форме осмысленных текстов, которые рассматриваются в статье как дидактическая единица, соединяющая в себе познание системы литературного языка с правилами речевого общения. 

Доказательная педагогика и психология. 2016;(1):63-66
pages 63-66 views

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Шайхлисламова Л.Ф.

Аннотация

В любой профессии необходимо умение эффективно общаться. Данная статья посвящена описанию методики совершенствования диалогических умений студентов на основе компьютерных игр в практическом курсе иностранного языка в неязыковом вузе. Актуальность выбранного для данной работы вопроса напрямую связана с протекающими реформами в области высшего образования, а именно – информатизацией. Использование только традиционных форм и методов обучения не способно решить задачу подготовки специалистов, отвечающих требованиям времени. Практика преподавания иностранного языка в неязыковом вузе показывает, что организация занятий не предполагает активного взаимодействия участников учебного процесса, вследствие чего у студентов не возникает мотива и навыка общения. Существует необходимость в создании коммуникативных ситуаций, максимально приближенных к реальным. В статье отмечено, что особенности игры позволяют организовать эффективное обучение устной иноязычной речи студентов неязыкового вуза такого типа: в игре можно обнаружить ситуативное использование диалогических единств, присутствует возможность их многократного повторения, мультимедийность и высокая степень интерактивности. Эти особенности игры позволяют повысить уровень мотивации обучающихся. Особое внимание уделяется неразрывной связи процесса обучения в неязыковом вузе с формированием и развитием профессиональных умений будущих специалистов. По мнению автора, в условиях внедрения информационных технологий в учебный процесс применение игровых методов на основе информационных и коммуникационных технологий открывает большие возможности для развития культуры общения студентов посредством погружения в условные ситуации, в которых происходит формирование их профессиональной личности.

Доказательная педагогика и психология. 2016;(1):67-71
pages 67-71 views

Психологические науки

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ПЕРЕЖИВАНИИ УТРАТЫ БЛИЗКОГО У ЖЕНЩИН С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Кадыров Р.В.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению исследования применения программы психологической помощи в переживании утраты близкого у женщин с психическими расстройствами.

Актуальность проведенного исследования обусловлена тем, что течение психического заболевания как социально значимой проблемы общества тесно связанна с ситуацией утраты близкого человека как особым психотравмирующим событием, которое изменяет систему отношений и приводит к дезадаптации в сферах общения и поведения человека. Это психотравмирующее событие может привести как к возникновению психического расстройства, так и к рецидиву заболевания.

Цель исследования – сравнительный анализ динамики психоэмоционального состояния у женщин с психическим расстройством при применении программы краткосрочной психологической помощи в переживании утраты близкого.

Было обследовано 40 человек в возрасте от 23 до 56 лет с диагнозами параноидная шизофрения, тревожно-депрессивный синдром и параноидный синдром: экспериментальная группа – 20 женщин, проходивших программу краткосрочной психологической помощи с переживанием утраты близкого, и контрольная группа – 20 женщин, не проходивших данную программу.

В результате проведенного исследования можно сказать, что применяемая программа психологической помощи в переживании утраты близкого способствует улучшению психоэмоционального состояния у женщин с психическими расстройствами.

Психологическая помощь статистически значимо (р≤0,05) снижает показатели уровня тревожности, агрессивности, депрессивности, общего самочувствия, активности и настроения в экспериментальной группе в отличие от контрольной группы, что благоприятно сказывается на динамике лечения, способности к активному участию в процессе лечения и адаптации к условиям жизни после больницы. Медицинским персоналом в экспериментальной группе отмечаются изменения в микросоциальном окружении пациентов: расширение круга знакомых людей в условиях госпитализации (общение с соседками по палате, медицинским персоналом), активное желание устанавливать содержательные контакты с окружающими людьми, проявляя свою заинтересованность к ним, проявление желания выполнять какие-либо общественно полезные дела (трудотерапия в условиях госпитализации).

Доказательная педагогика и психология. 2016;(1):75-80
pages 75-80 views

ИССЛЕДОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Кудинов С.И., Белоусова С.С.

Аннотация

В психологии проблема духовно-нравственной сферы личности является одной из актуальных и обусловлена, в первую очередь, массовыми и глобальными переменами как российского общества в целом, так и каждого человека в отдельности. Данная статья посвящена изучению и анализу психологических особенностей духовно-нравственного самосознания личности педагогов. Актуальность поднятой темы связана, на наш взгляд, с динамичными изменениями системы российского образования, ведущими за собой изменения в системе сознания и самосознания всех субъектов образовательного процесса: учеников, их родителей и, конечно, учителей. В опытно-экспериментальной работе использовалась методика исследования духовно-нравственного самосознания личности И.В. Ежова. В выборку исследования вошли учителя, осуществляющие педагогическую деятельности в школах г. о. Тольятти в количестве 61 человека. В статье раскрываются психологические особенности духовно-нравственного самосознания личности педагогов: ответственность, целеустремленность, эмпатия, духовно-нравственная направленность в деятельности и взаимодействии с другими людьми, низкая уверенность в себе и своих силах, внешняя детерминированность своего личностного и профессионального развития. Раскрыт и проанализирован каждый компонент духовно-нравственного самосознания педагогов: когнитивно-онтологический, мотивационно-ценностный, отношенческо-поведенческий и самооценочный. Также охарактеризованы типы самосознания педагогов на основе доминирующего представления о субъектном «Я»: эго-прагматическое самосознание, личностное духовное самосознание и религиозное самосознание личности. У учителей, принимавших участие в данном исследовании, доминирующим типом духовно-нравственного самосознания является личностное духовное самосознание. Эго-прагматическое самосознание выражено в меньшей степени. Анализ возрастных особенностей духовно-нравственного самосознания педагогов, позволил раскрыть изменения компонентов духовно-нравственного самосознания личности с возрастом и профессиональным педагогическим стажем.

Доказательная педагогика и психология. 2016;(1):81-86
pages 81-86 views

СОДЕРЖАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

Курусь И.А.

Аннотация

Одной из наиболее актуальных задач для психологии и системы образования является повышение психического здоровья у студентов. Основными проблемами, характерными для периода студенчества, являются: высокая распространенность стрессов, связанная с увеличением учебной нагрузки, нарушением привычной адаптации посредством отрыва от семьи и друзей детства, изменением режима сна, а также негативные последствия переживания кризисов в виде дезадаптации личности: отчисление, психосоматическое нездоровье и т. д., вплоть до попыток суицида. В настоящее время не разработана четкая программа кризисной интервенции и возникает вопрос, как грамотно оказать психологическую помощь студентам, находящимся в кризисе. Автор указывает, что для разработки этой программы необходимо уточнить содержание кризисных переживаний. В статье предпринят анализ содержания переживаний посредством выделения факторов, которые являются важнейшими составляющими «кризиса первокурсника».

В исследовании приняли участие 224 студента первых курсов города Новосибирска, средний возраст участников исследования составил 18,3±1,1 лет. В качестве методики исследования была выбрана анкета кризисных переживаний для студентов В.Р. Манукян, позволяющая изучить их структуру и содержание. Статистическая обработка проводилась с помощью программы SPSS Statistics 17.0 для персональных компьютеров. Для изучения содержания переживания кризисных ситуаций использовался факторный анализ по методу вращения главных компонент.

Результаты исследования позволяют выделить четыре ведущих фактора, таких как: общее кризисное состояние, оценка выбранной специальности, трудность адаптации к учебной деятельности, недостаток социальной поддержки. В статье анализируется качественное содержание отмеченных факторов. Автором отмечена сложность и многогранность «кризиса первокурсника», заключающаяся в сочетании нескольких типов кризисов: биографических, идентичности и вхождения во взрослость. Полученные результаты указывают на необходимость разработки комплексной программы по психологическому сопровождению студентов, которая должна учитывать содержание «кризиса первокурсника».

Доказательная педагогика и психология. 2016;(1):87-92
pages 87-92 views

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭТНОМЕНТАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОСТРОЕНИЯ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В МОЛОДОМ ВОЗРАСТЕ

Некрасова И.Н.

Аннотация

В статье изложены результаты исследования влияния этнического менталитета молодежи на построение в молодом возрасте системы жизненных планов на перспективу. Жизненная модель будущего представлена как совокупность ценностей, смыслов, представлений относительно направленности своей жизни, а также с учетом собственной гендерной характеристики. Гендер как фактор построения модели перспективного будущего рассматривается в контексте традиционной нормативной характеристики (юноши – маскулинные, а девочки – фемининные). Моделирование жизненной перспективы представлено как решение комплексной психологической задачи. Данная задача решается в молодом возрасте личностью с учетом системы субъективных представлений о себе как о члене социальной и этнической общности одновременно. В молодом возрасте целостная программа жизненного будущего не может быть сформирована в отрыве от этноментальных представлений. Экспериментально подтверждено, что решающим при составлении личностью успешной ментальной программы своего жизненного будущего является умение интегрировать как современные социальные, так и традиционные этнические ценности. Выделены современные представления молодежи о роли семьи в структуре перспективных жизненных ожиданий.

Показано, что успешные программы жизненной перспективы характеризуются согласованностью этнического, социального, культурного, гендерного и личностного компонентов. При нарушении идентичности указанных компонентов программы перспективного будущего формируются массивные зоны внутриличностных конфликтов, содержание которых указывает на смыслы и ценности, в отношении которых нарушено интегративное единство ментальных, социальных, культурных и гендерных составляющих программы жизненной перспективы.

Доказательная педагогика и психология. 2016;(1):93-98
pages 93-98 views

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК В МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЕ И САМООТНОШЕНИЯ ПРИ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Сергеева М.В.

Аннотация

Среди многих проблем, стоящих перед российским обществом, одно из важных мест занимают проблемы борьбы с наркотической зависимостью, которая представляет серьезную угрозу для здоровья населения. Наличие наркотической зависимости может приводить не только к разрушению физического и социального благополучия, но и к изменению психологической сферы человека, что проявляется деформацией личности, изменением мотивационно-потребностной сферы и системы отношений. Несмотря на то, что существует множество исследований в данной области, ученые уделяют больше внимания медицинскому подходу в изучении наркотической зависимости, тогда как исследований, в которых она рассматривается с позиции психологического подхода, на данный момент недостаточно, что не позволяет нам оказывать необходимую психологическую и социальную поддержку людям с состоянием зависимости.

Автор уделяет внимание рассмотрению основных подходов по проблеме зависимости, раскрывает содержание понятий «мотивационно-потребностная сфера» и «самоотношение» личности. В статье представлены основные потребности и мотивы аддиктивной личности, особенности которых могут влиять на процесс формирования самоотношения, где оно включается в процесс деятельностной и личностной саморегуляции, стимулирует развитие познавательной и личностной субъектности человека.

Автором выделены основные задачи исследования, в которые входит изучение особенностей мотивационно-потребностной сферы, самоотношения личности в группе людей с состоянием наркотической зависимости и в группе здоровых (условно), а также исследование взаимосвязи между мотивационно-потребностной сферой и самоотношением личности при наркотической зависимости.

На основе изучения взаимосвязи между мотивационно-потребностной сферой и самоотношением личности были отражены результаты исследования, выделены и описаны основные характерные особенности, рассмотрен механизм изменения мотивационно-потребностной сферы и самоотношения личности. Выявлено, что при наркотической зависимости происходит снижение значимости собственной личности, а социальные установки представлены дисгармоничными ориентациями. Также подтверждена субъектно-объектная направленность отношений и наличие взаимосвязи между мотивационно-потребностной сферой и самоотношением личности при состоянии наркотической зависимости.

Доказательная педагогика и психология. 2016;(1):99-104
pages 99-104 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах