№ 3 (2015)

Весь выпуск

Педагогические науки

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Албегова Д.У.

Аннотация

В статье дается научно-теоретический анализ технологии контекстного подхода, который обеспечивает эффективность системного определения взаимосвязанных и взаимодополняющих критериев, благодаря которым создается наполнение понятия «качество высшего образования» в соответствии с государственным заказом и современными требованиями общества. В соответствии с представленными критериями можно выделить совокупность более конкретных требований как для организации повседневной деятельности высшей школы, так и для проектирования новых образовательных технологий и систем. Именно в данных контекстах, на наш взгляд, необходимо рассматривать содержание процесса образования и его ожидаемые эффекты. При этом, чем большее количество контекстов содержит система высшего юридического образования (технология, метод, средство, прием, закономерность, форма организации учебного процесса и пр.), тем выше ее эффективность в целом. 

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):9-12
pages 9-12 views

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Амбалова С.А.

Аннотация

В связи с особой социализирующей ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и минимизировать отрицательное воздействие на личность ребенка. В настоящее время проблема психофизиологического и социального благополучия ребенка в семье приобретает особую актуальность, так как выступает одним из важнейших компонентов государственной политики в сфере образования. В статье рассматриваются основные направления социализации личности в семье, влияние межличностных отношений в семье на социальное становление ребенка. На основе дифференцированного подхода раскрыты особенности материнского и отцовского воспитания в семье и их влияние на социальное развитие личности.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):13-15
pages 13-15 views

РОЛЬ СПОРТИВНЫХ ИГР В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Баскаев Б.А., Бузоев А.С., Хубецов А.М.

Аннотация

В статье анализируются основные подходы к использованию спортивных игр в системе школьного физического воспитания. Важнейшими целями занятий спортивными играми в общеобразовательной школе являются знакомство учащихся с разновидностями спортивных игр и упражнений, закладывание основ правильной техники. Но эти занятия ни в коем случае не должны превращаться в узкоспециализированные тренировки, подготовку учащихся к участию в спортивных соревнованиях. Эффективным средством подъема социальной активности учащегося, характеризующим такую степень физических возможностей, которая позволяет ему наиболее успешно реализовать свои творческие и учебно-познавательные способности, активно принимать участие в необходимых для него видах социально-трудовой деятельности, увеличивают его адаптивный потенциал и рост социальной отдачи на этой основе, на наш взгляд, выступает системно-деятельностный характер физкультурно-оздоровительной работы.

Основными средствами физического воспитания, гармонизирующими и развивающими все проявления организма в жизни человека, признаются осмысленные занятия различными физическими упражнениями, большинство из которых специально придумано самим человеком. Они предполагают последовательность повышения физических нагрузок от разминки и зарядки к более серьезной тренировке, далее от тренировки к соответствующим спортивным играм и соревнованиям различного уровня, от них, по мере роста личных физических возможностей, к установлению как личных, так и общих физкультурно-спортивных рекордов.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):16-19
pages 16-19 views

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ К.Л. ХЕТАГУРОВА)

Бекоева М.И.

Аннотация

Проблема создания условий для свободного доступа к образованию на протяжении всей жизни человека является не только педагогической, но и общей социальной проблемой, эффективное решение которой в последнее время приобретает приоритетное значение. Идея «образования через всю жизнь» отвечает стратегическим целям Европы стать максимально конкурентоспособным обществом в целом мире, базирующемся на компетенциях. Непрерывное образование и приобретение необходимых компетенций рассматриваются в качестве ответов на стремительно растущую конкуренцию и использование новых образовательных технологий. Однако совершенствование содержательной части учебного процесса в подразделениях системы непрерывного образования еще не определяет его эффективность и результативность. Многое здесь зависит от нормативно-правовой базы региональной системы образования, механизмов координации и взаимодействия всех звеньев профессионального образования, рынка труда, центра занятости населения и других структурных подразделений, реализующих программы дополнительного образования. Такой подход в системе образования способствует повышению конкурентоспособности человека, его профессиональному и личностному росту, формированию устойчивой профессиональной мобильности на рынке труда. В масштабах страны массовое одобрение этой концепции, в свою очередь, благотворно сказывается на качестве интеллектуального и человеческого капитала, и тем самым поддерживает развитие экономики в целом.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):20-24
pages 20-24 views

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ И УСЛОВИЯ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Бекоева М.И., Малиева З.К.

Аннотация

Творческий потенциал личности специалиста формируется на основе накопленного им социокультурного опыта, достаточно большого объема академических знаний, умений и навыков, новых идей, позволяющих использовать оригинальные решения, инновационные формы и методы и тем самым формировать профессионально важные качества студентов – будущих специалистов. Это обусловливает актуальность технологии проектной деятельности как ведущего механизма проектирования и прогнозирования целостной системы высшего профессионального образования; осознания проектирования как психолого-педагогического феномена, обеспечивающего подготовку высококвалифицированных кадров.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):25-29
pages 25-29 views

Я-КОНЦЕПЦИЯ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Бесаева А.Г., Кочисов В.К., Гогицаева О.У.

Аннотация

Реализация реформы школы в области совершенствования учебного процесса не может быть ограничена лишь вооружением учащихся знаниями, умениями, навыками. Реформа школы, как и все сферы нашей общественной жизни, ставит более широкие социальные задачи: готовить молодые поколения к жизни, реально соединять обучение с трудом, развивать личность всесторонне, удовлетворять ее духовные потребности, познавательные интересы, индивидуальные склонности, выявлять и совершенствовать все потенциальные возможности молодых людей.

Эти сложные задачи требуют для своего решения не разрозненных усилий талантливых и способных педагогов-психологов, руководителей кружков, клубов, а целеустремленной работы педагогических коллективов в школах и во внешкольных учреждениях. Становление личности, чему способствуют интересы человека, – сложный процесс. Он является принадлежностью человеческого фактора в обществе. Истоки же человеческого фактора ведут в школу, во внешкольные учреждения, в семью, где развиваются подрастающие поколения и формируется личность.

Развитие познавательных интересов учащихся основаны, с одной стороны, на изучении и обобщении ценностей, которые обнаружены в передовом опыте педагогов внешкольных учреждений, с другой стороны, на вовлечение педагогического коллектива внешкольного учреждения в активную и целенаправленную деятельность.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):30-33
pages 30-33 views

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

Валиева З.И.

Аннотация

Изменения, которые произошли в жизни российского общества в 90-х гг. прошлого века, привели к тому, что гражданственность, патриотизм, патриотическое воспитание, долг перед отечеством приобрели неоднозначную интерпретацию, во многом были девальвированы. При отсутствии общенациональной идеи, в условиях остро выраженной социальной дифференциации общества, появилось неоднозначное, враждебное отношение общества к восприятию Родины. В результате, воспитание чувства патриотизма сводилось к отдельным одноразовым мероприятиям на уровне самодеятельности, которые, не говоря уже об отсутствии научного обоснования, зачастую попросту были лишены внутренней логики и целенаправленности. Таким образом, значимость исследования обозначенной проблемы определяется девальвацией основных тенденций развития патриотического воспитания учащихся в современных условиях.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):34-37
pages 34-37 views

ИГРА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Володева А.А.

Аннотация

Статья посвящена вопросу использования сюжетной ролевой игры в дошкольных учреждениях с целью развития коммуникативных способностей и успешной социализации детей дошкольного возраста. Описывается процесс проведения экспериментальных ролевых игр в детском саду и результаты внедрения данной методики.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):38-42
pages 38-42 views

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Голушко Т.К.

Аннотация

В статье проанализировано понятие «образовательный потенциал региона» как многокомпонентная система, играющая немаловажную роль в социальной стабильности и социальной динамике региона, а также в модернизации его экономической инфраструктуры. Дана оценка показателей образовательного потенциала Тамбовской области (накопленные обществом и закрепленные в материальных носителях знания, опыт деятельности и компетенции населения региона, научно-педагогическое сообщество и образовательная инфраструктура субъекта РФ), проведен их анализ во временной динамике и в сравнении с соседними регионами (Липецкой, Пензенской, Воронежской, Саратовской и Рязанской областями). Выявлены основные проблемы, препятствующие росту образовательного потенциала Тамбовской области, и предложены меры по его повышению (интенсификация оцифровки регионального библиотечного фонда и организация массового доступа к оцифрованным материалам через компьютерные сети и электронные носители информации; повышение результатов мониторинга учреждений ВПО и СПО Тамбовской области, прежде всего, за счет качества образовательных услуг; формирование более гибкой образовательной политики Тамбовской области за счет тесного взаимодействия с региональными работодателями, а также интенсификации и профилизации дополнительного образования детей).

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):43-50
pages 43-50 views

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮЖНОЙ ЕВРОПЫ

Грицай Н.Б.

Аннотация

В статье проанализированы особенности методической подготовки будущих учителей биологии в университетах стран Центральной и Южной Европы на примере Венгрии, Республик Словения, Болгария и Румыния. Раскрыто содержание учебников и учебных пособий в области методики обучения биологии. Определены ведущие ученые-методисты в каждой из стран. Установлено, что венгерские исследователи большое внимание придают мотивации обучения биологии, внедрению проблемного и электронного обучения, использованию сети Интернет. В Республике Словения методическая подготовка предусматривает изучение следующих дисциплин: «Дидактика биологии», «Практикум по дидактике биологии», «Информационно-коммуникационные технологии в биологическом образовании», «Наставничество во внеклассной деятельности» – и педагогическую практику.

В Болгарии при подготовке будущих учителей-биологов применяют активное и интерактивное обучение, портфолио, компьютерно-ориентированное обучение, а также обеспечивают преподавание «Методики обучения биологии» и ряда других методически направленных дисциплин. В Румынии при изучении дидактики биологии детально знакомятся с такими вопросами, как проблемное, компьютерное обучение, групповая работа, альтернативные методы оценивания (проекты, портфолио, самооценка), а также роль учителя в формальном и неформальном образовании. Опыт европейских стран требует тщательного анализа, систематизации и обобщения, а также внедрения лучших достижений в отечественном образовании.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):51-56
pages 51-56 views

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Гузева М.В.

Аннотация

Здоровье человека, выступая общественно важным составным, объективно необходимым элементом, организующей действенной силой человеческой активности, находится в тесной взаимосвязи с его образом жизни. Здоровый образ жизни включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий, форм и способов повседневной и культурной жизнедеятельности человека. Знания в области ЗОЖ, активно заинтересованное валеоповедение, мы определяем как культуру здоровья, которую необходимо воспитывать у студенческой молодежи, целенаправленно формируя чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей. Особую актуальность в условиях информационного общества приобретает целенаправленный процесс и результат воспитания и обучения индивида с помощью материалов медиа – медиаобразование. Использование педагогического потенциала медиаобразования, на наш взгляд, является основой успешного формирования здорового образа жизни студенческой молодежи. С целью подтверждения данной гипотезы было организовано и проведено экспериментальное исследование на базе ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», в котором приняли участие 30 человек – студентов 2 курса направления подготовки «Психолого-педагогическое образование». В статье приводятся результаты данного исследования, определены условия формирования потребности и установок на здоровый образ жизни у студенческой молодежи в современных информационных реалиях.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):57-61
pages 57-61 views

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Демченкова Н.А., Антонова И.В.

Аннотация

Работа посвящена выявлению возможностей эвристической деятельности учащихся для использования ее в творческой деятельности при изучении математики в общеобразовательной школе.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):62-69
pages 62-69 views

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМНОЕ ЯВЛЕНИЕ В АВТОШКОЛЕ

Джатиев О.Б.

Аннотация

Переход к высшему образованию, основанному на компетентностном подходе, реализация федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, требования рынка труда к модели современного специалиста требуют переосмысления и разработки новых целей, ценностей, содержания, средств, форм, методов и технологий подготовки и повышения квалификации преподавателей автошколы. Реорганизация должна опираться на соответствующую педагогическую теорию и практику, учитывать преобразования всех компонентов образовательного процесса, отображаться на деятельности субъектов педагогического процесса. В сфере подготовки преподавателей и инструкторов автошколы педагогический процесс мы рассматриваем как целостный организационный процесс, в рамках которого определяются цели, задачи, методы, средства и принципы отбора содержания и моделирования результатов образования. Исходя из этих соображений, авторы попытались представить в статье ведущие направления совершенствования педагогического процесса как системного целостного явления, отражающего основные тенденции технологизации подготовки преподавателей и инструкторов автошколы.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):70-73
pages 70-73 views

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ

Джиоева Г.Х.

Аннотация

Проблемы внедрения новых технологий и концептуальных подходов к модернизации системы преемственного непрерывного образования дошкольников; формулирования целей и задач; определения оптимальных границ содержания дошкольных образовательных программ, а также их непрерывных связей с программами общеобразовательной школы; определения условий совершенствования качества, уровня методического обеспечения успешного внедрения этих образовательных программ становятся сегодня все более актуальными. На практике явно недооцениваются такие стороны интеллектуального развития, как формирование у дошкольников учебной любознательности, пытливости, самостоятельности, то есть тех качеств личности, которые особенно необходимы дошкольникам для эмоционального осмысления окружающего мира, а также восприятия предстоящей учебно-воспитательной деятельности. Эти и другие недостатки в системе образования можно объяснить непрофессиональным отношением некоторых воспитателей к ныне существующим вариативным программам для детей дошкольного возраста, связанным с их недостаточной научно-методической компетентностью, особенно по проблемам дошкольной психологии, низким уровнем коммуникативной компетенции в логике личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):74-78
pages 74-78 views

КОСТА ХЕТАГУРОВ – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОСЕТИНСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Джусоева К.Г.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению жизни и творчества основоположника осетинского народного языка К.Л. Хетагурова. Описываются отдельные этапы биографии великого осетинского поэта, писателя и публициста, повлиявшие на становление его как творческой личности, а также оценивается тот вклад, который был внесен К.Л. Хетагуровым в развитие осетинской культуры. 

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):79-81
pages 79-81 views

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ХИМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Ершова О.В., Чупрова Л.В.

Аннотация

В статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы качества химической подготовки студентов технического университета. Показано, что успех работы специалиста в любой области во многом будет зависеть от качества химической подготовки. Однако сегодня в школах сокращается время, отводимое на изучение химии в старших классах, до одного часа в неделю, а в технических вузах как общеобразовательный предмет химия изучается, как правило, в течение одного семестра на младших курсах. Поэтому для успешного усвоения химии в сложившихся условиях актуальным является вопрос практической организации научно обоснованной и объективной системы оценки химической подготовки будущих специалистов. Приводится авторское определение понятия «качество химической подготовки» и раскрывается его содержание через приоритетные сферы личности человека – когнитивную, эмоционально-мотивационную и деятельностную. Такой подход позволяют проследить уровень обеспечения качества предметной подготовки в высшей школе с позиции триады «знания – чувства – поведение». Проанализированы различные направления разработки системы показателей качества подготовки и представлен авторский подход, ориентированный на сравнение с эталоном результата обучения. Критериальной базой такого подхода является разработка критериев полного усвоения знаний, умений и навыков через описание этого эталона. Сделан вывод о том, что для повышения объективности оценки качества химической подготовки студентов необходимо использовать различные формы контроля, включая тесты достижений.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):82-85
pages 82-85 views

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Карманчиков А.И.

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования прогностической культуры, в частности, в связи с необходимостью профессионального самоопределения учащихся. Обосновывается актуальность разработки данной проблемы, а также намечаются перспективы внедрения технологий формирования прогностической культуры в российские образовательные процессы.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):86-89
pages 86-89 views

ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСТОРИИ

Карманчиков А.И.

Аннотация

В статье обращается внимание на важность истории в понимании будущего, в выявлении методов прогнозирования, даже с учетом не всегда объективной, недостаточно достоверной исторической информации. Выделены семь основных позиций, в том числе и ученых историков, в отношении к будущему. Говорится о том, что освоения прошлого опыта уже не достаточно, управление современными сложными системами уже трудно реализовать без опережающего восприятия информации, без упреждающих управляющих действий, а также о том, что для эффективного управления и обеспечения безопасного будущего, необходимо «видеть» далеко. 

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):90-93
pages 90-93 views

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РЕСУРСА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТФОРМ В РЕГИОНАХ

Карманчиков А.И., Шамаева Н.П., Александрова Е.В.

Аннотация

Усиление внимания к развитию регионов связано, прежде всего, с необходимостью более эффективного формирования, развития и использования интеллектуальных ресурсов регионов. По мнению авторов статьи, это может быть реализовано в процессе создания широкой сети технологических платформ в регионах, создания условий эффективного взаимодействия передовых фирм и научной базы ведущих образовательных учреждений региона.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):94-97
pages 94-97 views

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЫПУСКНИКА ВУЗА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Катуржевская О.В.

Аннотация

Статья посвящена системе оценки качества подготовки выпускников вуза. Исследована структура, содержание, обоснованы критерии, представлены уровни сформированности профессиональной компетентности выпускника вуза. Определенный опыт такой работы накоплен в Армавирской государственной педагогической академии. Система оценки сформированности профессиональной компетентности выпускников является составной частью системы управления качеством образовательного процесса, оказывает существенное влияние на совершенствование его деятельности, профессиональное и личностное развитие студентов, поскольку осуществляется в соответствии с культурой всеобщего управления качеством, которое предполагает включение всех субъектов образовательного процесса в непрерывное совершенствование деятельности.

В процессе оценивания обеспечивается получение опыта оценочной деятельности, совершенствование методов и средств оценки. Оценка профессиональной компетентности учащихся проектируется и реализуется как технологический процесс, включающий комплекс алгоритмов, методов, средств, освоение которых каждым руководителем создает условия для совершенствования их деятельности и повышения качества образования.

Результатом анализа литературы по данному вопросу, проведенного в рамках нашего исследования, стало авторское понимание исследуемого понятия. Профессиональная компетентность – личностно-деятельностная характеристика выпускника, которая выражается в способности целенаправленно решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности с использованием целостной системы специальных знаний, умений, свойств рефлексивного контроля собственных действий на основе творческого саморазвития. Оценка результатов работы представлена в виде оценочной процедуры.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):98-102
pages 98-102 views

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ К ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Колесова А.Г., Федорова Х.А., Алексеева Е.В., Колодезникова С.И.

Аннотация

Обосновывается значимость физической активности в укреплении здоровья населения. Дается обзор нормативно-правовых актов, регламентирующих развитие физкультурно-спортивной отрасли. Приводятся результаты анкетирования населения г. Якутска, в рамках которого исследовалось физическое развитие и физическая подготовленность различных категорий и групп населения.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):103-106
pages 103-106 views

МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА В КОНТЕКСТЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Колодезникова С.И., Платонова Р.И.

Аннотация

В статье обосновывается значимость организации индивидуального образовательного маршрута как важнейшего направления работы в рамках научно-исследовательской деятельности в условиях вуза. Дается обзор подходов к понятию «индивидуальный образовательный маршрут». Предлагается одна из возможных моделей проектирования индивидуальных образовательных маршрутов в научно-исследовательской деятельности студентов вуза.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):107-110
pages 107-110 views

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Кондаурова И.К.

Аннотация

Одним из основных факторов повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей является развитие у них познавательной самостоятельности. В статье предпринята попытка уточнить определение понятия «познавательная самостоятельность» и смежных с ним по терминологическому полю понятий, охарактеризовать структуру и уровни развития исследуемого феномена, разработать модель развития познавательной самостоятельности студентов – будущих учителей по этапам обучения в вузе.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):111-113
pages 111-113 views

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

Кыбальная Н.А.

Аннотация

В статье на основе анализа научных источников и данных констатирующего эксперимента выделены педагогические условия воспитания профессиональной ответственности будущих специалистов гражданской защиты: стимулирование и развитие мотивационной основы воспитания профессиональной ответственности будущих специалистов гражданской защиты; специальная организация деятельности и формирования опыта общественного поведения будущих специалистов гражданской защиты; организация самостоятельной деятельности будущих специалистов гражданской защиты в учебно-воспитательном процессе высшего учебного заведения гражданской защиты. Доказано, что стимулирование и развитие мотивационной основы воспитания профессиональной ответственности будущих специалистов гражданской защиты предусматривает формирование и развитие мотивационного компонента этого профессионально важного качества, накопление знаний о сущности и предмете ответственности, понимание ее целей и значимости в процессе будущей профессиональной деятельности. Специальная организация деятельности и формирования опыта общественного поведения будущих специалистов гражданской защиты предусматривает накопление и закрепление практических умений и навыков ответственного поведения, формирование и развитие деятельностного компонента профессиональной ответственности будущих специалистов гражданской защиты; организация самостоятельной деятельности будущих специалистов гражданской защиты в учебно-воспитательном процессе высшего учебного заведения гражданской защиты предусматривает расширение их самостоятельности, активизацию процессов самоконтроля, самопознания, самосовершенствования, самовоспитания, приобретение устойчивых навыков ответственного поведения, умений брать ответственность на себя и принимать ответственные решения в сложных ситуациях, проявлять настойчивость и добросовестность в их реализации.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):114-118
pages 114-118 views

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Леушина Е.А., Леушина Н.А.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся проблемы качества образовательных технологий. Решение этой проблемы ориентирует систему образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие у них познавательных и творческих способностей.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):119-122
pages 119-122 views

СТИМУЛЯЦИЯ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Павлова Ж.Г., Блинов Л.В.

Аннотация

Проблема мотивации волнует исследователей наук, изучающих человека, на протяжении многих десятилетий и не теряет своей актуальности по ряду причин. На основе устоявшихся теорий мотиваций исследователи гуманитарных и общественных наук предлагают определенные организационные условия (в зависимости от профессиональной деятельности) для мотивации труда сотрудников. В своём исследовании мы обосновали и разработали модель процесса мотивации профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава в условиях высших учебных заведений. Для этого сначала рассмотрели понятиям «модель» и «моделирование» в контексте различных наук, определились с формулировкой данных понятий в рамках своей темы. Далее обратились к изучению моделирования в педагогической науке, отмечая, что данный метод исследования успешно используется в педагогических экспериментах. Рассмотрели виды и функции моделей применительно к образовательной среде, определились с принципами, которые легли в основу построения модели мотивации профессиональной деятельности преподавателей вуза. Выделили и сформулировали этапы построения своей модели. В итоге была представлена модель процесса мотивации профессиональной деятельности в условиях высших учебных заведений, в основе которой лежит автоматизированная информационная система рейтинга преподавателей высшей школы (мотиватор – содержание рейтинга).

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):123-127
pages 123-127 views

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Попов Е.С.

Аннотация

Современное дополнительное образование объединяет в себе воспитание, обучение и развитие в целостный процесс с целью развития творческого потенциала и познавательных интересов ребенка, а также способствует самореализации и социализации личности. Это необходимое звено в воспитании разносторонней личности, имеющее широкий выбор образовательных программ различной направленности, в том числе нравственно-эстетической, для удовлетворения потребностей и интересов учащихся. С качественной стороной реализации воспитательных функций учреждения самым прямым образом связана такая педагогическая категория, как нравственно-эстетическое воспитание. Потенциал учреждений дополнительного образования отображает реалии современной социокультурной нравственно-эстетической среды. Однако несмотря на имеющиеся исследования, посвященные различным аспектам нравственно-эстетического воспитания, существует проблема его реализации с трудными подростками в системе дополнительного образования. Педагоги дополнительного образования испытывают затруднения в использовании потенциала системы дополнительного образования при осуществлении нравственно-эстетического воспитания трудных подростков. В статье представлено исследование уровня нравственно-эстетического воспитания трудных подростков в системе дополнительного образования.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):128-132
pages 128-132 views

ПРОБЛЕМНЫЙ ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Родионова Н.И., Чупрова Л.В.

Аннотация

В период глубоких социально-экономических преобразований, происходящих в обществе, необходим поиск новых путей совершенствования обучения, направленных на творческое развитие личности каждого ученика. Творчество представляет собой неотъемлемый компонент человеческой деятельности и именно в творчестве осуществляется процесс развития личности. В статье показано, что существует несколько подходов к творчеству учащихся и его проявлениям, но на современном этапе развития образования актуальным становится использование проблемного химического эксперимента в учебной деятельности школьников. Химический эксперимент, выполняя различные дидактические функции, может использоваться в различных формах и должен сочетаться с другими методами и средствами обучения. Возможность постоянного проведения разнообразных проблемных экспериментов на уроках влияет на повышение интереса школьников к предмету, способствует повышению уровня развития учащихся, а также способствует решению вопросов индивидуализации процесса обучения.

Cделан вывод о том, что систематическое применение проблемного и исследовательского эксперимента в обучении химии дает реальные результаты в формировании химических компетенций учащихся, а также их творческого потенциала.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):133-136
pages 133-136 views

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИИ НА УРОКАХ ХИМИИ

Родионова Н.И.

Аннотация

В статье показана значимость в условиях социально-экономических, технических и технологических изменений, происходящих в современном обществе, творческого процесса мышления, который можно формировать путем вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность. Автор считает, что в школьной практике исследовательский метод может применяться при выполнении учащимися творческих упражнений, задач, лабораторных и практических работ, выполнении домашних заданий исследовательского характера, выполнении специальных заданий поискового характера, выполнении мысленного эксперимента. Раскрыто содержание понятия «исследовательская деятельность», этапы работы учащихся и формируемые в процессе деятельности исследовательские умения. Описан педагогический опыт применения исследовательских заданий и проектов на различных ступенях обучения. Сделан вывод о том, что вовлечение школьников в исследовательскую деятельность повышает эффективность обучения, так как активизирует все виды деятельности учащихся, способствует развитию их личности и формированию творческого мышления, заставляет мыслить самостоятельно.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):137-140
pages 137-140 views

РОЛЬ ЗАДАЧ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ В УСПЕШНОМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ФИЗИКЕ

Рустамова С.К.

Аннотация

В статье рассматриваются возможности применения в процессе преподавания физики в школе физических задач с практическим содержанием. Говорится об актуальности и эффективности использования таких задач как средств формирования теоретических знаний и развития практических умений учащихся. Приводятся правила отбора и примеры физических задач с практическим содержанием.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):141-143
pages 141-143 views

АВТОРСКИЕ РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Светлова Н.И., Васильева Л.Н., Мерлина Н.И.

Аннотация

В статье раскрывается актуальность и методическое обоснование внедрения в процесс обучения бакалавров экономического направления рабочей тетради по математическому моделированию. Приводится структура рабочей тетради и анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались идеи этой разработки. Представлен анализ педагогического эксперимента. Новизна исследования заключается в разработке варианта рабочей тетради по дисциплине «Методы оптимальных решений» основной образовательной программы вуза для бакалавров по направлению подготовки «Экономика».

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):144-148
pages 144-148 views

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ДИСТАНЦИОННО: «PRO» И «CONTRA»

Сидакова Н.В.

Аннотация

В современных условиях традиционный подход к обучению иностранным языкам претерпевает коренные изменения. Значительно повышается статус иностранных языков в системе высшего профессионального образования в силу постоянно совершенствующихся информационных и коммуникационных технологий. С традиционных форм передачи иноязычного знания акцент перемещается на освоение технологических ресурсов и методик дистанционного обучения. В его основе лежит максимально реальная коммуникативная ситуация, осуществляемая посредством письменного и устного взаимодействия коммуникантов. Обучаемому необходимо получить набор языковых навыков, который представляет собой конгломерат знаний по всем направлениям избранной специальности в сочетании с иностранным языком и включает помимо общеупотребительной лексики изучение специальной терминологии – так называемого тезауруса. Как всякое нововведение, дистанционное обучение имеет свои достоинства и недостатки. Подход к системе дистанционного образования в режиме «pro» и «contra» («за» и «против») предполагает отслеживание положительных сторон и недостатков в сфере обучения иностранным языкам, что позволяет регулировать сам процесс и добиваться оптимальной эффективности его функционирования.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):149-152
pages 149-152 views

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Стогниева О.Н.

Аннотация

В статье обосновывается необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся при обучении иностранному языку, рассматриваются различные подходы к осуществлению процесса индивидуализации, а также описывается структура индивидуальности ученика, которая включает в себя индивидные, субъектные и личностные свойства учащихся. Индивидные свойства учащихся представлены в структуре индивидуальности в виде задатков и способностей. Субъектные свойства личности представляют учащегося как субъекта деятельности и показывают, насколько у него развито умение работать индивидуально. Личностная подструктура включает несколько компонентов: личный опыт, контекст деятельности, сферу желаний, интересов, склонностей, эмоционально-чувственную сферу, мировоззрение, статус личности. Опора на данные свойства личности является методически релевантной для вызова коммуникативной мотивации. А средством, учитывающим все компоненты трех подструктур индивидуальности учащихся, может стать индивидуализированный раздаточный материал (ИРМ). ИРМ является особым типом учебных средств, предназначенным для осуществления индивидуализации учебного процесса и учитывающим индивидные, субъектные и личностные свойства учащихся в индивидуальной, парной и групповой формах работы в классе и дома. Структурными компонентами ИРМ являются: установка (речевая задача), цель которой – мотивация к высказыванию; материальные средства, создающие содержательную или смысловую базу высказывания; памятки и алгоритмы, показывающие технологию выполнения речевой задачи; опоры, которые помогают осуществлять высказывание в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся. Каждый из компонентов ИРМ в той или иной степени направлен на осуществление личностной, субъектной или индивидной индивидуализации.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):153-158
pages 153-158 views

ВЫРАБОТКА ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ИДЕИ НА ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОСНОВЕ

Техти В.Л.

Аннотация

Важнейшей задачей современной российской школы является воспитание высокого чувства патриотизма и культуры межэтнических и межнациональных отношений. Процесс становления гражданской идентичности и патриотизма нынешних старшеклассников происходил на непростом фоне обострившихся социально-политических процессов в России, что привело к необходимости выработки осознанной патриотической идеи на поликультурной основе с учетом особенностей ее реализации в различных регионах федерации и при условии взаимодействия различных этносов. В результате формирование и развитие чувства патриотизма и гражданской позиции у подрастающего поколения сводилось к разовым отдельным мероприятиям, которые, не отмечая уже факт отсутствия научного обоснования, очень часто были лишены целенаправленности, смыслового содержания и структуры, внутренней логики. Следовательно, значимость исследования проблемы патриотического воспитания современной молодежи определяется девальвацией личностных приоритетов, ведущих направлений развития патриотического воспитания подрастающего поколения в современных условиях.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):159-162
pages 159-162 views

КОНТЕКСТНАЯ ЗНАКОВО-СИМВОЛЬНАЯ ФОРМА ЧТЕНИЯ ЧЕРТЕЖА КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ

Торхова Е.К.

Аннотация

Компетентностный подход к организации профессиональной подготовки в высшей школе создал условия проектирования новых форм организации самостоятельной работы студентов. Особое место занимает подготовка к работе с профессиональными документами, имеющими графическую форму представления. В настоящей статье рассматривается совокупность приемов, применяемых при такого рода подготовке, а именно методика обучения чтению чертежа с использованием математических знаков и символов, а также контекста будущей профессиональной деятельности.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):163-167
pages 163-167 views

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В УКРАИНЕ НА ПОРОГЕ ХХІ ВЕКА

Цехмистер Я.В., Слипчук В.Л.

Аннотация

В статье проанализированы проблемы модернизации высшего образования Украины в контексте Болонского процесса. Представлены национальные тенденции развития профессиональной подготовки специалистов фармацевтической отрасли в Украине на пороге XXI века. Рассмотрены вопросы реализации в масштабах вуза фармацевтического профиля работы информационно-образовательной среды, которая позволит изменить структуру учебного процесса, создав новую технологию обучения. Рассмотрены вопросы реформирования содержания профессиональной подготовки специалистов фармацевтической отрасли в начале XXI века, а также динамика профессиональной подготовки иностранных граждан в высших медицинских (фармацевтических) учебных заведениях Украины в период с 2006 по 2014.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):168-171
pages 168-171 views

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Цораева Ф.Н.

Аннотация

В настоящее время востребован не просто преподаватель, а педагог-исследователь, педагог-технолог, педагог-новатор, педагог-психолог. Эти качества педагога могут развиваться после окончания педвуза или педагогического колледжа только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент. В статье анализируются основные подходы к понятию «педагогический потенциал», условия формирования педагогического потенциала в процессе профессионального образования, профессионального становления и развития, формирование у педагога культуры инвестирования в «себя», актуализация личностного потенциала на этапе непрерывной профессиональной деятельности посредством разработки и внедрения в дошкольном образовательном учреждении социально-педагогических проектов. Личностный потенциал в структуре профессиональной педагогической деятельности мы рассматриваем как индивидуально-психологическую характеристику педагога, новую целевую ориентацию педагогов, системное интегральное качество, субъект самоценных форм активности, включающий в себя потенциал ответственности и независимости, смысловой потенциал, отвечающий за способность педагога исходить из гуманистических соображений в своей профессиональной деятельности и позволяющий сохранять результативность смысловых ориентаций и практической деятельности в условиях быстро меняющихся социальных условий.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):172-175
pages 172-175 views

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ

Чупрова Л.В., Мишурина О.А., Ершова О.В., Муллина Э.Р.

Аннотация

В статье раскрыто содержание понятий «проектирование», «проектная деятельность». Представлено авторское определение проектной деятельности и основные принципы организации данного вида деятельности в образовательном процессе вуза. Отмечены изменения, происходящие в отношениях «преподаватель-студент» при реализации проектной технологии. Сделан вывод о том, что проектная деятельность помогает формировать у студента навык самостоятельной работы, практические навыки в принятии решений на различных этапах подготовки проекта, развивает коммуникабельность, коллективизм, волю к достижению результата, что способствует становлению студента как субъекта образовательного процесса.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):176-179
pages 176-179 views

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО ОФОРМЛЕННОЙ КНИГИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПЕДАГОГА-ХУДОЖНИКА

Шишкина В.А.

Аннотация

В статье идет речь о возможности эффективного использования такого ресурса, как печатная художественно оформленная книга, для профессионального развития будущего специалиста изобразительного искусства. Автор рассматривает некоторые пути изучения книги в процессе преподавания в высшей школе дисциплины «История изобразительного искусства». Книга – это сложный, веками развивавшийся художественный организм. Будущий педагог-художник должен понимать ее организацию и пространственную структуру, видеть в ней синтез различных видов искусств. В статье представлены пути использования художественного ресурса книги в качестве подлинного произведения графического искусства. Также уделяется внимание пониманию будущими педагогами особенностей оформления детской книги. Автор полагает, что педагог-художник должен знать лучшие художественные издания книг своего региона. Отмечается необходимость рассмотрения на занятиях факсимильных изданий «in folio», которые могут помочь студентам в эстетическом понимании особенностей классических техник гравюры. Художественно оформленные книги – «свидетели» ярких событий в истории культуры – также могут быть эффективно использованы в учебном процессе вуза и помогать будущим художникам-педагогам в усвоении истории изобразительного искусства. 

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):180-184
pages 180-184 views

ВАЛЕОЛОГИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ: ИМПЕРАТИВЫ ВАСИЛИЯ СУХОМЛИНСКОГО И СОВРЕМЕННЫХ УЧЕНЫХ

Шуляр В.И.

Аннотация

Автор, анализируя наследие Василия Сухомлинского и современных ученых, определил императивы, которые согласуются и остаются актуальными для построения современного компетентностно-деятельностного урока литературы согласно валеологической стратегии сотрудничества субъектов эдукативного (педагогического) процесса. 

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):185-190
pages 185-190 views

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА – БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Юрловская И.А.

Аннотация

На основании изучения методологических и теоретических проблем развития российского и западного высшего педагогического образования, а также существующих знаний в области обучения будущих учителей и организации образовательного процесса в педагогических вузах в статье утверждается, что индивидуализация способна привести профессиональную подготовку в соответствие с новыми социальными реалиями и международными стандартами и сделать студента субъектом своего образования. Под индивидуализацией профессиональной подготовки будущих педагогических работников автором статьи понимается организация посредством инновационных форм и методов такой системы взаимодействия между участниками процесса обучения в образовательном процессе современного вуза, когда учитываются и используются индивидуальные возможности каждого, определяя перспективы дальнейшего творческого развития и гармоничного совершенствования личностной структуры.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):191-194
pages 191-194 views

ИНКЛЮЗИВНАЯ ПАРАДИГМА: ВОЗМОЖНО ЛИ ЕЕ ВНЕДРЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ЭЛИТНОЙ ШКОЛЕ? (ФИЛОСОФСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ ОБ АКТУАЛЬНОМ)

Яковлева Е.Л.

Аннотация

Объектом исследования статьи стала формирующаяся парадигмальность инклюзивного подхода к бытию, распространяющаяся сегодня в российском социокультурном пространстве. В основе инклюзивного подхода лежат принципы гуманизма и толерантности, культуры соучастия/со-участия и творческого начала, помогающие социализации, адаптации и самореализации Других/нетипичных людей, особенно детей и подростков. Одним из ключевых звеньев, способствующих внедрению инклюзивной парадигмы, становится средняя общеобразовательная школа. Среди разновидностей подобного типа учреждений, существующих нередко неофициально, выделяется элитная школа, понимание которой в современной российской действительности трансформировано. К разряду элитных учреждений относят сегодня учебные заведения, где учатся не столько одаренные и талантливые дети, сколько дети, чьи родители имеют доступ к власти, занимают должностные посты и/или владеют достаточно большим капиталом. Подобная ситуация заставляет усомниться в том, что элитные школы готовы к внедрению инклюзивного подхода к бытию и/или обучению инклюзивных детей, имеющих отклонения от нормы (физической, психологической, культурной и др.). Для исправления сложившейся ситуации необходимо формировать элитные школы открытого типа, допускающие к обучению в них талантливых и одаренных детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. 

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):195-199
pages 195-199 views

Психологические науки

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВ МАТЕРИ И ДЕЛОВОЙ ЖЕНЩИНЫ ДЛЯ ДЕВУШЕК ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА И ИХ САМООЦЕНКА

Брагина Е.А.

Аннотация

На основе положения о значимости для женщины координации материнства и профессиональной самореализации исследуется связь привлекательности образа матери и образа деловой женщины для девушек юношеского возраста, оценки ими собственного соответствия этим образам и общей самооценки. Показана обусловленность связи этих показателей возрастом, национальной принадлежностью девушек, уровнем и характером образования.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):200-204
pages 200-204 views

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Буравлева Н.А.

Аннотация

Современный Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к выпускникам университетов. Важной компетенцией, необходимой обучающимся в предстоящей профессиональной деятельности, является коммуникативная. Актуальность вопросов развития коммуникативной компетентности у обучающихся связана с тем, что в настоящее время наблюдается бурный рост количества учебных заведений, выпускающих специалистов, работающих с людьми. Образовательный процесс в высшем учебном заведении должен быть выстроен таким образом, чтобы по окончании вуза коммуникативная компетентность студента была развита как личностное качество и профессиональная характеристика. Чтобы человек стал субъектом общения, необходимо наличие ряда внешних условий и внутренних предпосылок. Студенческий возраст является сензитивным для развития коммуникативной компетентности. Учебно-воспитательный процесс в образовательном заведении должен быть ориентирован на личность каждого студента, а формирование коммуникативной компетентности тесно связано с деятельностью – познавательной, игровой, трудовой. В статье приведены результаты экспериментального исследования эффективности программы психолого-педагогического сопровождения студентов в ходе образовательного процесса. Важная роль в этой программе отводится организации образовательного процесса, работе психологов со студентами, преподавателями, тренингам, деловым играм. Помощь студентам в развитии коммуникативной компетенции необходимо направить на развитие их социального интеллекта, на практическое решение проблем межличностного общения, а также на реализацию прогрессирующей в данном возрасте потребности в самопознании.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):205-209
pages 205-209 views

СЕМЕЙНОЕ САМОСОЗНАНИЕ ЖЕНЩИНЫ КАК ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Суворова К.Р.

Аннотация

Семья и семейные отношения являются важной сферой человеческой практики, в которой сложно пересекаются интересы общества и личности, что обуславливает пристальное внимание к семейному вопросу и его актуальность у специалистов разного уровня.

Глобализация мирового пространства приводит к серьезным переменам как социально-психологического содержания современной семьи, так и положения человека в ней. Появившиеся тенденции в семейных взаимоотношениях, такие как эгалитарность супружеских отношений, отношения равенства, лидерства в семье связаны, во-первых, с усложнением внутреннего мира индивида, увеличением его потребности в автономии и самоактуализации; во-вторых, с изменением системы ценностей в области полоролевого поведения, связанного прежде всего с положением современной женщины.

Психологический портрет современной женщины очень разнообразен. Можно отметить схожесть и различия старых и новых представлений о роли и статусе женщины в семье и за ее пределами. Изменения от традиционных семейных представлений относительно женщины к эгалитарным (хотя и нелинейным и неоднозначным в разных культурах) отражают, с одной стороны, перемены в сторону активной общественной и жизненной позиции женщины, с другой – изменения семейного самосознания, прежде всего самих женщин.

Семейное самосознание как индивидуально-психологическая реальность представляет собой часть самосознания личности, направленного на осознание различных сторон семейной жизни и себя как субъекта различных семейных отношений. Как свойство личности женщины семейное самосознание представлено единством когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, опосредованных функционально-ролевой системой супружеских, детско-родительских и родственных отношений.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):210-214
pages 210-214 views

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ К ФАКТОРАМ, ПРОВОЦИРУЮЩИМ СУИЦИД

Юсупова Г.В., Климанова Н.Г., Галиуллина А.А.

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема психоэмоционального здоровья подростков, своевременное выявление подростков, входящих в группу риска по суицидальному поведению. Статья отражает проблемы профилактики, психологической коррекции, психоэмоционального здоровья подростков группы риска. Освещаются вопросы просветительской работы среди взрослых, родителей, педагогов, такие как психологические особенности подросткового возраста, взаимоотношения родителей и детей; даются рекомендации по профилактике суицидов среди подростков.

Недостаточное внимание к проблеме эмоционального благополучия на ранних этапах становления личности становится фактором риска дезадаптации подростков. Своевременная и качественная диагностика психоэмоционального здоровья детей позволяет осуществлять проведение адекватных коррекционных мер, предотвращающих возникновение нежелательных тенденций в развитии личности, появление различных форм отклоняющегося поведения, трудностей школьной и внешкольной деятельности подростка, в том числе суицидального поведения. В целях раннего выявления подростков, склонных к суициду, авторами было проведено эмпирическое исследование, которое рассмотрено в данной статье. Опыт исследования будет интересен специалистам в области возрастной психологии и педагогики, родителям и классным руководителям.

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015;(3):215-221
pages 215-221 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах