№ 4 (2015)
- Год: 2015
- Дата публикации: 30.12.2015
- Статей: 50
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/issue/view/31
-
Описание:
Опубликован: 30.12.2015
Весь выпуск
Педагогические науки
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация
В статье с позиции субъектно-деятельностного подхода оценивается роль специально-организованной самостоятельной работы старшеклассников в формировании познавательной, поисково-творческой, учебно-профессиональной, организационной активности. Результаты проведенной работы позволили сделать вывод о том, что введение продуктивно-творческой самостоятельной работы школьников актуализирует формирование субъектной активности старшеклассников за счет реализации самообразовательного комплекса, включающего основные формы самообразования.
ИЗМЕНЕНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У КУРСАНТОВ ПРИ СОЧЕТАННОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ТЕХНИК САМОРЕГУЛЯЦИИ
Аннотация
Рассматривается применение в учебном процессе с курсантами военного училища сочетанных воздействий лекционно-практических занятий, физических упражнений и техник саморегуляции, способствующих сохранению в течение года учебной работоспособности, даже при значительных учебных нагрузках.
ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ХОЛИСТИЧНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
Аннотация
Определяется целостный характер экологических проблем, порожденных деятельностью человека, и на основе этого доказывается эффективность интегративных подходов к решению экологических проблем. Обосновывается целесообразность интегративного подхода к формированию экологической культуры студентов вуза как направления методологии научного познания и практики. Показана взаимосвязь информационно-технологической и социокультурной компетентности выпускника вуза с его эколого-технологической культурой, которая выражается в интеграции экологического и технологического компонентов общей профессиональной компетентности личности специалиста. Отмечена возможность социализации студентов вуза через формирование и развитие технологической, экологической, информационной и экономической культуры. Описывается опыт организации работы по формированию и развитию эколого-технологической культуры студентов в условиях холистичной (интегративной) информационно-образовательной среды (ХИОС) факультета математики, физики и информатики Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Приводится авторское определение ХИОС вуза и определяется ее потенциал в повышении эффективности образовательного процесса и качества подготовки специалистов за счет синергетического эффекта и высокой степени эмерджентности. Предполагается и доказывается ключевая роль интегративного подхода к эффективному формированию и развитию эколого-технологической культуры студентов в условиях высокотехнологичной ХИОС вуза.
МОДАЛЬНОСТИ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ И МОДЕЛИ ИХ АДАПТАЦИИ В КОНТЕКСТЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И ГЕРМАНИИ)
Аннотация
В статье подчёркнута роль сравнительных исследований в оптимизации процесса развития образования в контексте расширения мультикультурного взаимодействия между государствами (на примере России и Германии). Описаны существующие в образовательной практике модели адаптации опыта мультикультурного взаимодействия стран мира. Представлен возможный сценарий адаптации опыта Германии (на примере педагогического института города Людвигсбург) и его интеграции в теорию и практику развития образовательного процесса в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА, город Самара, Россия). Для обоснования выбора использования опыта мультикультурного взаимодействия педагогического института города Людвигсбурга в ПГСГА использована теория модальности К. Аллеман-Гионды.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МЕТОДЫ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК НЕОБХОДИМЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
На основе характеристик направления подготовки и профессиональной деятельности магистров педагогического образования, а также требований к результатам освоения ими основных образовательных программ и их структуре, содержащимися в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО), обосновывается необходимость включения математических методов и методов компьютерного моделирования в содержание подготовки магистров-педагогов в условиях современной информационно-образовательной среды (ИОС) вуза. При этом особо подчёркивается то обстоятельство, что современная ИОС вуза обусловливает необходимость интенсификации применения этих методов будущими магистрами в своих научных исследованиях при подготовке выпускных квалификационных работах (ВКРМ), выполняемых в форме магистерской диссертации (МД). Приводятся результаты анализа МД по педагогике и психологии, показывающие, что упомянутым методам в них отводится роль инструмента или средства лишь для подтверждения гипотезы проводимого исследования, и структурно-логическая схема классификации ошибок, допускаемых магистрантами-исследователями в своих ВКРМ в форме МД по педагогике. Анализируются известные в методологии образования подходы будущих магистрантов-педагогов к организации своих исследований, и предлагается алгоритм проведения педагогического исследования в рамках ВКРМ в форме МД. Для повышения эффективности и качества подготовки магистров-педагогов рекомендуется учебный курс: «Математические методы и методы компьютерного моделирования в образовании» и приводится его программа.
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ОБЩЕНИЮ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация
Обучение студента иностранному языку в системе высшего и дополнительного профессионального образования формирует готовность студента-иностранца к межкультурному общению. Под формированием готовности к межкультурному общению мы понимаем процесс ее становления под воздействием управляемых факторов и целенаправленно созданных условий, в качестве которых выступают обучение и воспитание. В статье рассматривается процесс подготовки иностранных студентов к межкультурному общению средствами социально-культурной деятельности при обучении дисциплине «Иностранный язык». Межкультурное общение рассматривается в контексте межкультурной практической деятельности, которая присутствует в рамках студенческого сообщества. Формирование межкультурного общения необходимо осуществлять в первую очередь в тренинговой системе педагогических воздействий, основанной на межкультурном взаимодействии. Сущность контекста интеркультуры страны проживания и образования рассматривается нами как аутентичное фундаментальное содержание социокультурной теории и практики изучения. Автор приводит классификацию методов и средств обучения иностранному языку в процессе подготовки студента-иностранца к межкультурному общению. Предлагаются два этапа обучения, в которые включены аспекты интеграции и дифференциации в целостном педагогическом процессе. Задача преподавателя – ознакомить студентов-иностранцев с основами межкультурной практики, видами межкультурной деятельности, теориями и системами международного образовательного пространства и оказать им помощь в выборе тех из них, которые наиболее полно отвечают практике межкультурного общения студентов-иностранцев. Оценка содержания и структуры подготовки студентов-иностранцев к межкультурному общению в процессе изучения иностранного языка осуществляется независимыми экспертами, педагогом в процессе системной диагностики и студентами в ходе самоконтроля.
МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА В РЕКЛАМНОМ ИНТЕРВЬЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация
Формирование рыночной экономики и глобализация стали одним из главных факторов развития конкурентных преимуществ компаний различного уровня развития. Для каждой из них имидж стал обязательным элементом успешной деятельности в условиях рынка, а возможности его формирования и поддержания на высоком уровне являются целевыми показателями стратегического развития. Правильный имидж является залогом успешной коммерческой, публичной и иной деятельности, основанной на коммуникативном взаимодействии с обществом или его отдельными группами. Осознанное формирование имиджа – это открытая актуальная тема для многих современных компаний, публичных личностей и организаторов массовых мероприятий. Имидж сегодня является одним из средств коммуникации, представляющим наиболее эффективный обобщенный тип информационного сообщения, реализуемый в условиях дефицита информации или отсутствия времени. В этом случае рекламное интервью является как раз той формой общения, которая позволяет донести до всех заинтересованных лиц самое главное. Рекламное интервью обычно выстраивается в форме диалога, но также как и другие жанры PR-общения имеет свою структуру.
Из-за глобализации английского языка в России возникает потребность в изучении особенностей рекламного интервью на английском языке, и реализации практических навыков владения англоязычной коммуникацией во всех сферах деятельности: промышленной, строительной, образовательной, научной, социальной и т.д. Требуется формирование особых речевых компетенций менеджера, способных в процессе короткого общения с собеседником достичь целевых параметров, которые позволят повысить имидж отдельной персоны или целой компании.
В данной статье рассмотрены особенности формирования имиджа в рекламном интервью на английском языке, раскрыты основные этапы проведения рекламного интервью, поэтапные технологии создания имиджа. Для формирования особенностей рекламного интервьюирования на английском языке использованы модульные технологии, где под модулем понимается порция определенной информации и технология ее освоения. Выбор модульной технологии обучения обоснован ее простотой и наличием обратной связи с обучаемым, а также наличием целей обучения и критериев оценки их достижения.
ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ К ПЕРЕМЕНАМ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ НА ЭТАПЕ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
Аннотация
В современных условиях действительности проблема толерантности к неопределенности приобретает большое значение: человек все чаще сталкивается с непредсказуемыми изменениями в обществе. Именно в способности к толерантности и готовности принимать неопределенность проявляются наиболее прогрессивные качества, обеспечивающие жизнеспособность и жизнестойкость современного человека. В статье рассматриваются ключевые теоретические положения проблемы толерантности личности к неопределенности, анализируются психологические особенности толерантности к неопределенности мужчин и женщин г. Тольятти на этапе ранней взрослости (20 – 35 лет) и готовность личности на данном возрастном этапе к переменам в своей жизни. Выделяются понятия «толерантность к неопределенности», «интолерантность», «межличностная толерантность». Личность, толерантная к неопределённости, рассматривает любую неопределенную ситуацию как возможность выбора, развития, приобретения нового опыта, не испытывает деструктивной тревоги в неопределенных ситуациях, способна активно и продуктивно действовать в них. Интолерантность к неопределенности означает стремление к ясности, упорядоченности во всем и неприятие неопределенности. Анализируются отдельные показатели готовности личности к переменам: энергичность, находчивость, оптимизм, предприимчивость, смелость, адаптивность, уверенность, толерантность к двусмысленности. Проводится сравнительный анализ показателей толерантности и готовности к переменам мужчин и женщин.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Аннотация
В статье обозначена роль глобализационных процессов в современном образовании. Авторы статьи полагают, что от правильно расставленных акцентов в понимании сущности этого явления зависит осознание не только отрицательных сторон этого процесса, но и положительных. В работе подчеркивается важность понимания и качественного оценивания той меры проникновения, в пределах которой глобализация выступает как созидательный процесс и способствует оптимизации образования. Отмечается тот факт, что образование становится полифункциональным, его цель – формирование человека, сохраняющего свою национальную идентичность и вместе с тем обладающего глобальным восприятием мировых процессов. Решение возникшей проблемы, характеризующейся столкновением общества со сложностями глобализированного мира, возможно при условии перехода от этапа экономической и институциональной модернизации к социокультурной. Целями нового этапа модернизации образования являются обеспечение позитивной социализации и учебной успешности каждого обучающегося, усиление вклада образования в инновационное развитие России и ответ на вызовы изменившейся культурной, социальной среды. Между тем отмечается, что не каждая страна стремится занять активную позицию в модернизации / трансформации образования в контексте глобализационных процессов. Предполагается, что в перспективе должна быть создана образовательная система, характеризующаяся многомерностью и интегративностью, с учетом позиций различных государств и изменениями на институциональном и личностном уровнях. Активная роль в развитии этой системы должна быть отведена педагогам, обладающим системным пониманием инновационных процессов, тенденций развития образования, владеющим критериями и методами оценки эффективности развития образования, пониманием механизмов регулирования инноваций в образовании.
ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ОСЕТИНСКОГО НАРОДА В ПОЭЗИИ Г.М. ЦАГОЛОВА
Аннотация
В данной статье проводится исследование поэтического творчества выдающегося деятеля осетинской национальной культуры Георгия Михайловича Цаголова. Основное внимание в работе автор акцентирует на вопросах социальной жизни осетинского народа, нашедших отражение в творчестве поэта. В статье раскрывается содержание понятия «социальные типы», выявляются и описываются характерные особенности людей разных социальных классов. Особое внимание уделено анализу ряда стихотворных текстов: «Певец Кудайнат», «Темболат», «Из песен дня», «Море сбросило оковы», «На могиле Коста Хетагурова», «Вперед».
Тема бедственного и бесправного положения женщины-горянки рассмотрена на материале стихотворений «Рассказ дигорца», «Невесте-осетинке», «Женщине»; раскрыты основные причины отсутствия у Георгия Цаголова любовной лирики. Автор приходит к выводу, что поэтические произведения Георгия Цаголова пронизаны необычайным трагизмом и печалью.
ИНСТРУМЕНТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ CLIL-ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ
Аннотация
В предлагаемой статье авторами рассмотрены основные инструменты CLIL-методики и представлены различные модели и технологии с их индивидуальными долгосрочными (глобальными) целями. Также показан пошаговый процесс планирования CLIL-занятия на основе составления преподавателем карты планирования, «карты-памятки». Авторами приведены примеры того, как правильно осуществлять выбор контента дисциплины, а также сделаны заключения о том, что данный инструментарий может быть адаптирован, изменён или переработан согласно различным приоритетам того или иного контекста, так как это не является фиксированной формулой. Подчеркнута важность иноязычного общения преподавателя и студентов в процессе изучения новой дисциплины и формирования тезауруса. Это приводит к развитию культурного потенциала личности на основе новых знаний и умений.
Выводы основаны на материалах, собранных и изученных авторами во время зарубежных стажировок.
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Представлен анализ геронтосоциального осмысления старости и старения. Проблема эксклюзии пожилых людей из социума, представленная в статье, представляет особую актуальность вследствие постарения населения России, обусловленного динамикой рождаемости и продолжительности жизни. Вопросы позднего возраста остаются дискуссионными, так как в научном сообществе и общественном сознании не сформировалось единой оценки этого периода жизни человека. Образ старости исторически детерминирован и трансформируется под влиянием различных мировоззренческих установок. В античности и в средние века представления о старости являлись частью универсального научно-теологического знания о человеке. Отношение к заключительному жизненному этапу было двойственным, с одной стороны этот период можно воспринимать как полноценный период жизни, с другой – как деградацию. В XX веке социально-философское осмысление старости сопряжено с категорией «социальная эксклюзия». В западной социальной психологии актуальны сегодня теории разъединения и активности. Теория разъединения рассматривает процесс дистанцирования пожилых как социально и биологически обусловленный и неизбежный, лежащий в основе системы социального обновления. Обосновывается добровольность исключения из социального пространства, так как старение освобождает пожилого человека ото всех обязательств перед обществом. Авторы теории активности отстаивают необходимость сохранения социальной активности пожилых, так как потребности и ценностные ориентации старшего поколения схожи с социальными ориентациями людей среднего возраста. Результаты исследования социального положения лиц пожилого возраста свидетельствуют о наличии ситуации исключенности старшего поколения, на основании чего появляется необходимость создания условий для поддержания социальной субъектности пожилого человека, активизации жизни в старости с целью повышения ее качества. Сделан вывод, что поздний возраст может стать периодом не только сохранения социальных ролей, но и освоения новых.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ И СПОСОБ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению проектной деятельности как средства реализации научно-исследовательской работы и способа гражданско-патриотического воспитания студентов-бакалавров в рамках дисциплин социально-гуманитарного цикла. Конкретные виды профессиональной деятельности определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединением работодателей. На начальном этапе обучения основная учебная нагрузка ложится на дисциплины социально-гуманитарного цикла: историю, философию, социологию, политологию, психологию и педагогику. Основным требованием современного образования является компетентностный подход, что обусловливает использование интерактивных форм и методов обучения, причём большое внимание следует уделять научно-исследовательской работе студентов как форме организации не только аудиторной, но и самостоятельной работы. Научно-исследовательская деятельность реализуется как в учебной, так и во внеучебной проектной деятельности студентов. В учебное время научно-исследовательская работа предусматривает выполнение реферативных работ или проектов, изучение источников и работ, имеющих исследовательский характер. Во внеучебное время научно-исследовательская работа организуется индивидуально со студентами или группой студентов через работу научных кружков, семинаров, различных научных конференций, участие студентов в круглых столах, викторинах, олимпиадах, экскурсиях. Важным принципом комплексной системы НИРС является преемственность ее методов и форм от курса к курсу, от одной учебной дисциплины к другой, от одних видов учебных занятий и заданий к другим. Научная работа в вузе способствует непрерывному совершенствованию учебно-воспитательного процесса, внедрению в образовательную деятельность современных методик и педагогических технологий. Формирование гражданско-патриотического сознания у студентов-бакалавров является важной составляющей современного образования, так как именно от использования потенциала молодежи, от её гражданской позиции зависит развитие страны и ее будущее. В данной статье представлен результат проектной деятельности преподавателей кафедры «Гуманитарные науки» НГИЭУ.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Работа посвящена методическим аспектам формирования приемов эвристической деятельности учащихся общеобразовательной школы в процессе обучения математике. В статье разработаны требования к содержанию учебного материала в условиях организации эвристической деятельности на уроках математики; обоснована методика формирования приемов эвристической деятельности в процессе обучения математике учащихся общеобразовательной школы с помощью определенной типологии задач; описана методика формирования приемов эвристической деятельности учащихся при изучении темы «Координатно-векторный метод в пространстве».
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РСО-АЛАНИЯ ДЛЯ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ НА ОСЕТИНСКОМ ЯЗЫКЕ
Аннотация
В статье анализируются основные подходы и специфические особенности реализации полилингвального обучения, раскрываются основные направления профессиональной подготовки студентов – будущих преподавателей, а также повышения квалификации и переподготовки учителей-практиков по реализации полилингвальной модели в условиях поликультурного образования. Важное место отводится подготовке педагогических работников к успешной адаптации полилингвальной модели поликультурного образования к условиям национального региона, а также к ее дальнейшему совершенствованию.
Реализация полилингвальной модели поликультурного образования в условиях национального региона предъявляет специфические требования к уровню психологических, коммуникативных, этнокультурных, профессионально-педагогических, информативных, поведенческих, социальных и правовых компетенций преподавателей образовательных организаций. В связи с этим в условиях регионального образовательного учреждения формирование готовности педагогических работников к реализации полилингвальной модели поликультурного образования на всех уровнях: профессиональном, психолого-педагогическом, личностно-мотивационном и технологическом – выступает одним из главных условий ее внедрения в широкую образовательно-воспитательную практику.
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье описан практический опыт автора по реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) в Тольяттинском машиностроительном колледже (ТМК), приводится технология обучения, позволяющая эффективно формировать профессиональные компетенции (ПК), установленные Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, включающая в себя структурирование содержания профессионального модуля в соответствии с основным видом профессиональной деятельности, компетентностно-ориентированные задания, фонды оценочных средств, комплекс оценочных средств, методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Приведена схема и описание технологии формирования общих и профессиональных компетенций студентов Тольяттинского машиностроительного колледжа. Определение состава профессиональных компетенций студентов колледжа, согласно анализу ФГОС СПО по специальности 151901 «Технология машиностроения», конкретизация результатов обучения были разработаны менеджерами и творческой группой преподавателей колледжа. Приводится описание мониторинга уровня сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся ТМК, проводимого в процессе обучения студентов колледжа по новой образовательной программе. Показана возможность организации обратной связи в образовательном учреждении посредством мониторинга сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся колледжа, позволяющей увидеть динамику формирования компетенций обучающихся на протяжении всего курса обучения по основной профессиональной образовательной программе (ОПОП) и оперативно вносить коррективы в образовательный процесс. Приводятся критерии и показатели профессиональной компетентности студентов колледжа, на основе которых была проведена разработка контрольно-оценочных средств для оценки сформированности профессиональных компетенций. Проводится анализ результатов мониторинга сформированности профессиональных компетенций студентов специальности 151901 «Технология машиностроения».
К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ЯЗЫКОВОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Аннотация
Статья посвящена проблеме повышения уровня языковой компетентности студентов вузов. В частности, рассматривается вопрос формирования текстовой научно-исследовательской компетентности. На основе анализа качества написания аннотаций к научным статьям предпринимается попытка выявить уровень владения современными авторами текстовой научно-исследовательской компетентностью. Делаются выводы о необходимости повышения уровня языковой и научно-исследовательской подготовки студентов – будущих авторов, а также предлагаются варианты решения этой проблемы.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ФУТБОЛИСТОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В статье раскрыта сущность понятия «психолого-педагогическое сопровождение», рассмотрена специфика футбола как игровой спортивной деятельности. Отмечено, что формирование фундамента общей и специальной физической подготовки и становление личности спортсменов-футболистов происходит в детско-юношеском футболе. Сделан вывод о том, что основой для достижения высокого уровня готовности спортсмена является четко составленный и правильно выполняющийся организованный тренировочный процесс совместно с профессиональным психолого-педагогическим сопровождением. Подчеркнута ведущая роль единомыслия тренера и спортивного психолога в реализации психологической программы сопровождения спортивного резерва, а также необходимость личной мотивации и мотивации со стороны тренера и команды, значимость овладения техниками психической саморегуляции; это значительно облегчит самостоятельное достижение наилучшего результата психофизического соревновательного состояния и поможет создать благоприятный психологический климат в команде.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
Статья является результатом теоретических обобщений по проблематике ретроспективного анализа понятия саморазвития. Разбор философской литературы позволил выделить две основополагающие идеи: идея саморазвития как формы существования всего живого и идея понимания способности к саморазвитию как родовой характеристики человека. Проведено сравнение понимания сущности саморазвития личности в теории гуманистически ориентированной и экзистенциальной психологии по основанию «характер взгляда на сущность человека». В гуманистическом подходе утверждается безусловно-позитивная природа человека, смысл воспитания определяется как помощь в актуализации изначально заложенных позитивных возможностей личности; в экзистенциальном подходе при рассмотрении условно-позитивной природы человека смысл воспитания заключается в помощи в выборе, во главу угла ставятся интересы самого человека. Проведенный теоретический анализ литературы показал, что сегодня в педагогике и психологии можно отметить три ведущие направления рассмотрения категории саморазвития личности: саморазвитие как фундаментальная способность, высшая и сущностная человеческая потребность; саморазвитие как самостроительство; саморазвитие как «развитие своей «самости». Понимание саморазвития в первом из них основано на личностном подходе гуманистической психологии, остальные же черпают понимание сущности саморазвития, исходя из активно-деятельностной основы экзистенциального направления. Взгляды отечественных педагогов и психологов на проблему саморазвития личности едины в принципиальном утверждении, согласно которому в процессе саморазвития человек приобретает много новых качеств и способностей, которые ранее не были актуализированы, что демонстрирует большую широту смысла саморазвития, в отличие от традиционной западной гуманистической педагогики и психологии, где саморазвитие понимается через актуализацию изначально заложенных качеств и возможностей.
СИСТЕМА РЕГИОНАЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация
В статье рассматриваются требования к региональной компоненте профессионального стандарта современного учителя иностранного языка: предметная, общепедагогическая и профессиональные компетенции, повышающие мотивацию к обучению и формирующие готовность обучаемых осуществлять речевое общение на межкультурном уровне для достижения взаимопонимания.
РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА РЕГИОНАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ МОДЕЛЕЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
Статья посвящена описанию результатов анализа проведенного исследования региональных сетевых моделей на предмет интеграции в различных субъектах Российской Федерации. В связи с отсутствием в экономике большинства регионов явно выраженной доминирующей отрасли целесообразна такая организация сети учреждений профессионального образования, которая бы позволила обеспечить максимальное соответствие спроса и предложения рабочих кадров и специалистов требованиям регионального рынка труда и перспективам социально-экономического развития. В связи с вышесказанным выделяется ряд моделей сетевой организации, а также приводятся и анализируются ресурсы, способствующие их реализации. В рамках проведения анализа региональных сетевых моделей интеграции в различных субъектах Российской Федерации (на основании документов, имеющихся в сети Интернет) были рассмотрены модели сетевого взаимодействия в учреждениях среднего профессионального образования (СПО) следующих регионов: Республика Карелия, Томская область, Тамбовская область, Республика Хакасия, Республика Марий Эл, Забайкальский край – в соответствии с описываемой автором системой критериев и показателей. В процессе экспертного анализа были выявлены и описаны проблемы и риски, связанные с процессом организации сетевого взаимодействия в регионах страны. В качестве заключения автором сформулированы основные предложения по оптимизации сети образовательных организаций, реализующих программы начального и среднего профессионального образования (НПО / СПО) и профессионального обучения на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ТЕРМИНОСИСТЕМЫ МЕТОДИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация
В настоящее время в учебный процесс внедряются новые информационные технологии. Эта тенденция сопровождается введением в научно-методическую практику новых понятий и новых терминов как на английском, так и русском языках. Столь стремительный поток новой информации и новой терминологии вызывает немалые трудности в понимании и адекватном употреблении на практике в профессиональных кругах преподавателей иностранных языков, в первую очередь – английского, так как отсутствует информационно-технологический компонент и, как следствие – специальные словари. Сложившаяся ситуация требует решить вопрос о создании соответствующего учебного словаря англо-русской терминологии компьютерной лингводидактики, который явился бы своеобразным лингводидактическим инструментом формирования профессиональной компетенции современного преподавателя английского языка. В данной работе для того, чтобы создать словарь предлагается составить базу данных, которая является удобной формой для работы с терминологией, поскольку позволяет быстрее работать с материалом, ее легко корректировать и вносить необходимые изменения. Данная база терминологических данных является двуязычной – англо-русской и состоит из пяти тематических полей. Каждое тематическое поле имеет свое название и включает в себя терминологию, принадлежащую конкретной области применения.
ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В данном исследовании подробно рассмотрены особенности подросткового возраста в процессе развития информационной компетенции в социокультурном пространстве дополнительного образования. Проблема исследования состоит в том, что в процессе развития информационной компетенции подростков в социокультурном пространстве дополнительного образования необходимо учитывать психологические и интеллектуальные свойства личности подростков. В статье приводятся данные, как классиков возрастной психологии, так и современных авторов, свидетельствующих о различных фазах протекания подросткового периода. Опора на психологию и педагогику позволили выстроить целостную и непротиворечивую концепцию о том, что каждый возраст характеризуется определенной степенью развития интеллектуальных качеств и психологических особенностей личности и влечет за собой необходимость учета возрастных особенностей при организации воспитательного процесса.
ПОЭТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ ОТБОРА И МЕСТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация
В статье англоязычная поэзия рассматривается как возможный источник обогащения иноязычной культуры обучающихся; для повышения эффективности работы предлагается использование специальной технологии, позволяющей вскрывать образовательный (познавательный, развивающий и воспитательный) потенциал иноязычной поэзии. Особое внимание уделяется выделению принципов и критериев отбора поэтических произведений. Важнейшим из них является принцип образовательной ценности, когда поэтическое произведение рассматривается как факт иноязычной культуры в четырех аспектах (познавательном, развивающем, воспитательном и учебном). Данный подход базируется на положениях концепции коммуникативного иноязычного образования. Обосновывается критерий учета наличия познавательного, развивающего и воспитательного потенциала произведения, критерий возможности усвоения отобранного материала за данный период обучения, критерий интегрированности поэтического материала в общую ткань образовательного процесса.
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: АКЦЕНТ НА КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
В статье подчеркивается, что одной из важнейших задач высшей школы является повышение качества профессиональной подготовки специалистов. Для решения данной проблемы возникает необходимость совершенствования учебного процесса. Акцентируется внимание на том, что инновационный подход в образовании нашел отражение в ФГОС ВПО-3, которые ориентированы на компетентностный подход в образовании. Знания, умения и навыки (ЗУНы) являются частью профессиональных компетенций, их формирование в комплексе мы рассматриваем как необходимый элемент формирования компетенций в структуре профессиональной подготовки специалистов. Подчеркивается весомая роль физики в техническом вузе как одной из фундаментальных дисциплин, создающих прочную базу для подготовки будущих специалистов. Указывается на необходимость создания такой системы обучения, которая способствовала бы решению основной задачи обучения. Рассматривается разработанная модель научно-методической системы профессионально направленного обучения, концептуальные положения которой приводят к преобразованию основных структурных элементов педагогического процесса обучения физике, конечным результатом которого является система ЗУНов, необходимых для дальнейшего профессионального образования будущих специалистов. Уделяется внимание основным формам учебных занятий: лекции, занятию по решению задач, лабораторному практикуму. Обобщение и систематизация рассматриваются как факторы формирования системы ЗУНов. В заключении отмечается, что эффективность и качество усвоения курса физики значительно повышается при комплексном подходе к решению проблемы с применением приемов обобщения и систематизации, эффективных методических разработок, а также при наполнении курса физики техническим содержанием с учетом профиля подготовки специалистов.
СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМУ ТУРИЗМУ
Аннотация
Принятыми нормативами государственных документов предусматривается модернизация системы непрерывного образования Российской Федерации на основе компетентностного подхода. Государственными образовательными стандартами по каждой дисциплине учебных планов вузов предусмотрен перечень компетенций, которые должны быть сформированы у студентов в процессе изучения этих курсов. Однако проблема заключается в том, что такой дискретный процесс формирования компетенций не сопровождается их интеграцией. Достижение целостности автономных компетенций в форме интегральных компетентностей возлагается на самих студентов, к чему, как показывают экспериментальные исследования, они не подготовлены.
Анализ исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор, показывает, что ее решение должно заключаться в том, что процесс автономного формирования отдельных компетенций студентов должен сопровождаться педагогически управляемой интеграцией, достижением их целостности. Одной из таких целостных образований, рассматриваемых многими исследователями, является социокультурная компетентность, представляющая собой интегративную совокупность социальной и культурной компетенций. Однако неразрешенной частью обсуждаемой проблемы является проектирование процесса формирования социокультурной компетентности студентов в виде педагогической системы с присущими ей структурными компонентами: целью, содержанием, методами, особенностями деятельности преподавателей и студентов.
Цель настоящей статьи состоит в обосновании структуры и содержания системы формирования социокультурной компетентности студентов бакалавриата на примере подготовки специалистов по историко-культурному туризму. В основу достижения этой цели и выполнения поставленных задач положены следующие идеи:
– непрерывность, поэтапность, сквозной характер процесса формирования целостной компетентности;
– использование потенциальных возможностей всех дисциплин учебного плана в формировании компетентности;
– выделение на каждом этапе приоритетного формируемого компонента социокультурной компетентности;
– включение в систему программы содержания курса «Творческое саморазвитие социокультурной компетентности студентов» и программы курса повышения квалификации преподавателей вуза по формированию социокультурной компетентности студентов.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДЕ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ БУРЯТИИ В XVIII–XIX ВЕКАХ
Аннотация
В статье предпринята попытка, системного анализа процесса становления основ государственного образования в рассматриваемый период в контексте цивилизационного развития Байкальского региона. Автор рассматривает влияние перемен в социально-экономической жизни родового общества бурятского этноса на образование бурятского населения в местах их компактного проживания. Автор определяет значение частного обучения в подготовке первых образованных людей из среды местного населения, а также роль православных миссионерских школ в просвещении сельских жителей Бурятии. Особый вклад, по мнению автора, в развитие образования в Бурятии внесли школы при буддийских монастырях, познакомив местных жителей с традициями тибетского и индийского буддизма периода их наивысшего расцвета, что, несомненно, благотворно в целом отразилось на развитии культуры бурятского народа. Автор также рассматривает влияние российских реформ XIX века на становление государственной системы образования в регионе. В статье, в частности, показано открытие приходских, уездных училищ в местах проживания бурятского населения, а также освещается подготовка учителей для национальных школ, открытие женских и первых профессионально-технических училищ. Автор подробно анализирует исторический материал об открытии Троицкосавской Русско-монгольской войсковой школы и ее значении для подготовки бурятской интеллигенции.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ MOODLE В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация
Социально-экономические проблемы реформирования в России вызвали необходимость повышения качества профессиональной подготовки бакалавров за счет обновления технологий профессионального образования и перехода от устаревших форм обучения к прогрессивным технологиям и моделям. Возрастающая потребность в специалистах, обладающих профессионально-иноязычной коммуникативной компетентностью, делает учебный предмет «Иностранный язык» одним из основных при формировании профессиональной мобильности. Использование системы управления обучением Moodle позволяет повысить эффективность процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе в условиях ограниченного количества аудиторного времени. Данная система предоставляет широкие возможности для коммуникации и взаимодействия между преподавателем и студентами для совместного решения учебных задач, позволяет создать условия для организации активного обучения с учетом личностных особенностей каждого учащегося, а также дает возможность реализовать содержание обучения путем обеспечения студентов обширной учебно-методической ресурсной базой.
В статье представлены результаты практического использования системы Moodle в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей в Нижегородском государственном педагогическом университете имени К. Минина. Электронные учебно-методические комплексы разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по реализации компетентностного, личностно ориентированного и коммуникативного подходов и отражают требования балльно-рейтинговой системы. Отмечены преимущества дистанционного образования с использованием компьютерных технологий.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 270800 «СТРОИТЕЛЬСТВО»
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о том, что для обеспечения учебно-познавательной деятельности студентов необходимо спроектировать систему подготовки бакалавра по направлению 270800 «Строительство», а также приводятся рекомендации для выполнения практических, самостоятельных и лабораторных работ. Делается вывод, что разработанное содержание программы направлено на формирование профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки 270800 «Строительство»: изыскательской и проектно-конструкторской, производственно-технологической и производственно-управленческой, экспериментально-исследовательской, монтажно-наладочной и сервисно-эксплуатационной – в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МОТИВАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА
Аннотация
В статье рассматривается мотивационный комплекс к здоровому образу жизни, а именно к занятиям физической культурой учащихся 8 – 11 классов. Приводится классификация мотивации учащихся к занятиям физической культуры. Определены факторы, понижающие мотивацию. Приведен мотивационный комплекс, состоящий из взаимодействия внутренней, внешней положительной, внешней отрицательной мотиваций и мотивации, связанной с перспективой. Приведены разработанные методы и приемы для каждого вида мотивации: расширение программного материала, изменение структуры урока, введение теоретического урока физической культуры, использование комплекса мероприятий по минимизации факторов, снижающих мотивацию, ведение дневника самоконтроля, использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и т. д. Приведены результаты исследования эффективности мотивационного комплекса при формировании здорового образа жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования навыков эмоциональной саморегуляции у детей-дошкольников. Рассматривается влияние содержания развивающей предметно-пространственной среды на развитие эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-БИЛИНГВОВ
Аннотация
В статье представлен феномен «билингвизма», рассмотрены основные формы билингвального образования. Автор рассматривает психолого-педагогические особенности явления билингвизма, которые предусматривают исследование психолого-педагогических механизмов функционирования речи. В работе представлен ряд предложений, касающихся применения разнообразных методов и подходов в обучении билингвов для решения психолого-педагогических проблем, возникающих при обучении студентов-билингвов.
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» И ФОРМЫ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
В статье рассматривается организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов инженерных специальностей при изучении курса физика в вузе и её формы: тренинг по теоретическому тестированию, автоматизированная контрольная работа, индивидуальные домашние задания и тренинги на интернет-тренажере.
ФОРМИРОВАНИЕ ВЕРБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ
Аннотация
Рассматривается актуальность формирования вербальных компетенций выпускников технических вузов в процессе их профессиональной подготовки. Необходимость развития профессионально-речевого общения в процессе обучения будущих инженеров связана с тем, что техническое образование имеет ряд существенных отличий от гуманитарного. Это связано с преобладанием дисциплин, основанных на точных науках, и более четко структурированной организацией учебной деятельности. Вербальные компетенции преимущественно формируются в общем гуманитарном и естественнонаучном учебных циклах дисциплин, которые изучаются на начальных курсах. В блоках дисциплин профессионального учебного цикла на старших курсах приоритетным направлением является формирование профессиональных компетентностей, что приводит к недостаточному формированию знаний, умений и навыков в области речевого общения. Это создает необходимость формирования вербальных компетенций студентов технического вуза в процессе изучения общеобразовательных и специальных дисциплин, которая должна гармонично сочетаться с основными целями, учитывать перспективы развития высшего технического образования на этапе становления новой образовательной концепции. Показано, что подготовка будущего инженера требует формирования вербальных компетенций студентов в техническом вузе: способности отражать, осмысливать, анализировать, контролировать и обобщать информацию; получать новые знания и управлять собственным речемыслительным процессом. Поставленная задача – формирование вербальных компетенций будущих инженеров – приводит к необходимости разработки теории и методики системы развития речевой культуры студентов в процессе изучения блоков общеобразовательных и специальных дисциплин. Требуется проектирование и разработка новых технологий обучения, включающих в себя дополнительные формы и методы проведения лабораторных работ, деловых игр, семинаров, написания самостоятельных заданий в виде эссе, пояснительных записок и т. д.
ПОНЯТИЕ «ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ»: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Аннотация
В статье проводится сравнительный анализ определения такого понятия, как «гражданская позиция». Термин рассматривается с точки зрения различных наук. В конце дается авторское определение понятию «гражданская позиция», актуальное для данного исследования.
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ БУЛЕВЫХ ФУНКЦИЙ
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые подходы к решению дифференциальных уравнений булевых функций на конкретных примерах. Целью работы является представление достаточно сложных вопросов на простейших примерах.
Приведены примеры решения дифференциальных уравнений в частных производных. Материал статьи будет полезен тем, кто только начинает заниматься изучением данного направления.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация
Статья посвящена анализу содержания понятия «профессиональная компетентность учителей начальных классов». Автором раскрыто содержание понятий «компетентность», «профессиональная компетентность» как личностных качеств, объединяющих знания, умения, навыки, опыт, способности. На основе анализа исследований отечественных и зарубежных ученых удалось раскрыть содержание понятия «профессиональная компетентность».
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Аннотация
Экологическое образование и воспитание в высших учебных заведениях является продолжением предыдущих этапов экологического образования и следующим, более высоким уровнем в системе непрерывного многоступенчатого экологического образования. Однако формирование экологического самосознания у студентов высших учебных заведений не было предметом специального психолого-педагогического изучения. Экологическое самосознание имеет такую же структурную сетку, что и самосознание личности, однако содержит качественно новое наполнение, которое направлено на установление, регуляцию и поддержку связи «Я – окружающая среда». На основе обобщения определения сущности понятия «экологическое самосознание» в научной литературе нами дана собственная его трактовка. Формирование экологического самосознания в юношеском возрасте напрямую связано с экологическим образованием и процессом профессиональной подготовки. Нами обоснована концепция построения содержания учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях, направленного на становление и закрепление системы экологических ценностных ориентаций студенческой молодежи. Концептуальные основы ценностной детерминации экологического самосознания студентов разработаны на методологическом, теоретическом и технологическом уровнях.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИНГВИСТА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Аннотация
Социальный заказ общества обуславливает повышенные требования к профессиональной подготовке лингвиста-преподавателя. Цель статьи – охарактеризовать методическую компетенцию с точки зрения субкомпетенций, наполняющих ее, а также в связи с другими профессиональными компетенциями. Анализируя то, как характеризуют профессиональные компетенции, необходимые лингвисту, другие исследователи, автор приходит к пониманию, что в изученных работах существуют разночтения, иногда существенные, что приводит к вариабельной трактовке содержания отдельных компетенций, а следовательно, к сложностям в построении точной, измеряемой модели профессиональной подготовки. Исходя из этого, автор уточняет, что следует считать методической компетенцией и как она может быть связана с другими компетенциями в составе профессиональной компетентности. В статье методическая компетенция представлена как система, целью развития которой является методическое мастерство, а иерархически управляющим элементом – мотивация. Далее описывается содержание методической компетенции, а именно: какие знания и умения следует относить к проектировочной, организаторской, мотивационной, аналитической и адаптационной субкомпетенциям, а также чем характеризуется профессиональная рефлексия. В заключение показана связь методической компетенции с социально-психологическими, информационными, предметными и исследовательскими компетенциями в целостной характеристике профессиональной компетентности лингвиста-преподавателя.
О ПСИХОЛОГИИ ВЫБОРА В УСЛОВИЯХ ПОКУПКИ ТОВАРА
Аннотация
Статья продолжает теоретический анализ современного состояния проблемы выбора в психологии. Цель исследования – сопоставление психологических механизмов и предикторов выбора в ситуациях различной значимости.
Впервые рассматривается и всесторонне анализируется феномен субъективного конструирования выбора в ситуации покупки товара (товар как символ) и его составляющие, а также их связь с индивидуальными особенностями личности.
Полученные автором результаты указывают на принципиальные различия в процессуальных особенностях выборов товара разной значимости, неопределенности, новизны и сложности.
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Аннотация
В статье представлены результаты исследования по проблеме формирования и развития одного из ключевых современных образовательных результатов – коммуникативной компетентности. Изучив методическую и научную литературу по указанной тематике, автор представляет различные точки зрения по поводу определения понятий коммуникативная компетенция и компетентность, а также представляет свое видение и дает определение указанным понятиям. Помимо этого, автор исследует проблему структуры коммуникативной компетентности, в рамках которой до сих пор нет однозначного решения. Основываясь на высказываниях ученых, автор предлагает оптимальную, на его взгляд, базирующуюся на определении структуру коммуникативной компетентности. Представления о понятии и структуре коммуникативной компетентности дали автору возможность глубже исследовать проблему ее формирования, поскольку в образовательной среде среднего профессионального образования, о которой идет речь в статье, она изучена явно недостаточно.
Автор предлагает методы и способы формирования коммуникативных навыков с учетом профессиональной специфики будущих специалистов. Исходя из этих соображений, автором был создан интегративный курс литературы для студентов учреждений среднего профессионального образования. Основным методом формирования коммуникативной компетентности в рамках названного курса является кейс-метод. В статье приведены примеры кейс-задач по дисциплине «Литература». Обозначив современные методы формирования коммуникативной компетентности, автор говорит о том, что для достижения образовательного результата необходима система ее диагностики и оценки сформированности, предлагая, в свою очередь, апробированную в образовательной среде Нижегородского инженерно-экономического университета в рамках учебной дисциплины «Литература» подобную систему.
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация
В статье дается характеристика понятия «стратегическая компетенция» как одного из важнейших структурных элементов иноязычной коммуникативной компетенции. Автор рассматривает процесс формирования стратегической компетенции у студентов неязыковых специальностей на примере обучения их говорению. Предлагается использование активных методов обучения говорению для формирования стратегической компетенции у студентов неязыковых специальностей.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КАК ФОРМЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
Аннотация
В статье рассматриваются виды и формы самостоятельной работы студентов, применяемые в вузе, пути активизации творческой самостоятельной работы будущих специалистов высшего звена. Рассматривается организация самостоятельной работы с точки зрения повышения эффективности образовательного процесса.
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Аннотация
Для успешного осуществления учебно-познавательной деятельности студент должен обладать рядом компетенций, к числу которых относится, в частности, способность самостоятельно осваивать новые знания. Готовность к самостоятельной работе – одно из важнейших условий успешной учебной деятельности. Эти обстоятельства приводят к выводу о том, что сегодня проблема формирования мотивации к самостоятельной работе обучаемых стоит необычайно остро. Происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к необходимости развития у обучающихся навыков самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Начиная обучение в вузе, бывший школьник сталкивается с рядом новых для него обстоятельств: резко снижается уровень внешнего контроля над его самостоятельной деятельностью, изменяется структура самой учебной деятельности – специфика учебного процесса такова, что аудиторные занятия занимают примерно половину учебного времени, значительную часть учебного материала приходится осваивать самостоятельно.
Умение работать самостоятельно вырабатывает у обучаемых психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач. Выработке этих умений способствует активизация самостоятельной работы студентов, когда они выполняют полезные для будущей профессии творческие задания как индивидуально, так и в группе.
Модернизация российского образования предусматривает увеличение объема самостоятельной работы и усиление ее роли. Студенты должны формировать соответствующие компетенции, прежде всего в процессе внеаудиторной самостоятельной работы и овладевать основами систематизированных знаний.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАУЧНОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА
Аннотация
В статье дан всесторонний анализ существующих идей по совершенствованию научной межкультурной коммуникации педагогов неязыковых вузов. Предложена модель интеграции подходов к формированию новой компоненты профессиональной компетентности, отражающей готовность педагогов неязыковых вузов к научной межкультурной коммуникации на английском языке. Системообразующим фактором в модели являются идеи акмеологии, выдвинутые Н.В. Кузьминой.
Для педагогов неязыковых специальностей предложен механизм дивергентно-модульного подхода для постепенного и поэтапного формирования компоненты их профессиональной компетентности на иностранном языке и технология реализации этого механизма в системе дополнительного образования вуза.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ЭКОНОМИКИ
Аннотация
Высшие учебные заведения реализуют свою деятельность, используя множество ресурсов, и, естественно, обязаны создавать все возможные условия по формированию и закреплению знаний. Научно-педагогические работники играют главную роль в повышении качества подготовки будущих специалистов. В настоящее время особенно большое значение имеет совершенствование подготовки магистров и создание системы их компетенций, связанных с успешным осуществлением дальнейшей профессиональной деятельности; для высших учебных заведений также существенно важна своевременная и целенаправленная поддержка высокого уровня качества предоставляемых образовательных услуг.
Основной целью исследования стало изучение теоретических и методических подходов к построению педагогической системы повышения качества подготовки магистров экономического профиля, в том числе определение задач при разработке данной системы и обозначение принципов, на которых основывалось осуществление процесса профессиональной подготовки магистров экономики, и методов обучения. В статье выявлены основные этапы реализации педагогической системы повышения качества подготовки магистров экономического профиля: организационный, диагностический, технологический, контрольно-результативный, критериально-уровневый.
Психологические науки
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ЛИЦ РАННЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
Аннотация
Межличностное общение является одним из самых актуальных предметов исследования в психологии. Без успешного общения на определенных стадиях развития личности не происходит накопления необходимых знаний, умений, навыков, позволяющих эффективно взаимодействовать в обществе. Однако родителями и преподавателями недооценивается влияние межличностного общения на многие сферы жизни младшего юношества. Дефицит непосредственного общения в юношеском возрасте является одной из причин формирования девиантного поведения, в том числе различных зависимостей. В статье раскрывается понятие межличностного общения, анализируются особенности общения старшеклассников с разным уровнем интернет-зависимого поведения, описываются основные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия в младшем юношеском возрасте. Результаты исследования (n=98) показали, что межличностное общение для 28,6 % учащихся в возрасте 15–17 лет носит неуспешный характер в связи с такими выраженными свойствами личности, как низкая коммуникативность, застенчивость, отчужденность, тревожность, аутистичность, ранимость. Было выявлено, что непродуктивность межличностного общения способствует формированию интернет-зависимого поведения ввиду недостаточной развитости коммуникативных навыков, необходимых для быстрой адаптации к новому социальному окружению: умения вступать в контакт, вести беседу; легкости и свободы общения; спонтанности; владения своими чувствами; умения воздействовать.
КУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ (СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
Аннотация
На сегодняшний день межкультурная коммуникативная компетентность является объектом исследования различных научных направлений, что обусловливает вариативность и разноплановость ее концепций. Это, с одной стороны, свидетельствует о значимости и актуальности данного феномена, с другой стороны, порождает некоторую несогласованность в определении ее сущности, а также факторов, детерминирующих специфику ее развития. Анализ психолого-педагогических условий формирования межкультурной коммуникативной компетентности личности сопряжен с исследованием социально-психологических факторов развития данной компетентности. Одной их ключевых категорий в этой связи выступает культура. В статье приводится анализ различных определений понятия «культура» с позиции связи с социальным взаимодействием на внутрикультурном и межкультурном уровнях. Рассмотрены вопросы соотнесения понятий «инкультурация» и «социализация», взаимосвязи инкультурации и этноцентризма. Сделан вывод о том, что культура в русле межкультурного взаимодействия представляет собой сложную многоуровневую систему, детерминирующую становление и развитие личности. Этническая культура определяется как контекст, детерминирующий специфику протекания процессов социализации и инкультурации индивида, а также их результатов.
КОНЦЕПЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТАТУСНО-РОЛЕВОГО ПОДХОДА КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье говорится о важности личностного совершенствования не только обучаемых, но и преподавателя в условиях становления новой образовательной концепции, влияющей на современное видение учебного процесса и организацию взаимодействия в рамках обучающей среды. В основе предлагаемого автором статусно-ролевого подхода как фактора формирования коммуникативной компетентности студентов лежит модель трансакционного анализа, разработанная Э. Берном. Автор раскрывает содержание трех внутренних составляющих «Я» (состояния Родителя, Ребенка и Взрослого) в структуре личности. Подчеркивается важность активизации и укрепления состояния Взрослого, что позволяет наладить конструктивный диалог сторон с позиций равноправного партнерства, сотрудничества и развития творческого потенциала.