№ 2 (2015)

Весь выпуск

Педагогические науки

ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

Айстраханов Д.Д.

Аннотация

В статье рассмотрены цели, функции, принципы построения математических моделей содержания профессиональной подготовки квалифицированных рабочих машиностроительного профиля и приводятся содержательные задачи применения моделей. Целью моделирования содержания профессиональной подготовки квалифицированных рабочих машиностроительного профиля является построение моделей открытой системы взаимосвязанных элементов: профессионального стандарта (цель педагогического процесса), содержания профессиональной подготовки (процесс достижения цели) и профессиональной компетентности квалифицированных рабочих машиностроительного профиля (результат педагогического процесса). Критерием эффективности содержания профессиональной подготовки квалифицированных рабочих машиностроительного профиля, учебно-воспитательного процесса и ведущим элементом приведенной выше схемы является профессиональная компетентность квалифицированных рабочих машиностроительного профиля. Модели содержания профессиональной подготовки квалифицированных рабочих машиностроительного профиля представляют собой систему линейных алгебраических уравнений.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):9-11
pages 9-11 views

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТА: СМЫСЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ЖИЗНИ

Александрова Н.С.

Аннотация

В статье представлены варианты подходов к пониманию социально-культурной адаптации студентов в образовательной среде вуза. Рассматриваются вопросы моделирования социально-культурной адаптации, которая будет способствовать формированию у студентов смысла образования и жизни. Пропагандируется идея трансляции культуры в классическом ее понимании и актуализируется значимость овладения культурных ценностей  в процессе образования и жизнедеятельности.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):12-15
pages 12-15 views

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аронова Т.В., Спицына И.А.

Аннотация

Раскрывается проблема формирования позитивного профессионального имиджа педагога физической культуры. Подчеркивается значимость исследования имиджа педагога физической культуры в период модернизации российского образования и необходимости повышения эффективности процесса обучения.  Исследованы  существующие понятия термина «имидж»,  структура и содержание имиджа,  выделены особенности профессионального имиджа педагога ФК. Предпринята попытка выявить  идеальные представления  о личности и профессиональной деятельности современного педагога, сформированные в сознании студентов  как компоненте имиджа применительно к  профессии педагога. Изучены  представления студентов  очной и заочной форм обучения об идеальном образе педагога физической культуры. По результатам анкетирования  выделены ключевые качества, формирующие образ идеального педагога. Проведенный анализ  подтвердил, что идеальный  образ педагога в представлениях студентов отображает социальные ожидания по отношению к личности педагога, его способности к взаимодействию в учебном процессе. Авторы, проанализировав проблемы, стоящие перед современным образованием, делают  вывод, что профессиональные навыки без учета имиджевой составляющей уже не могут обеспечить успешное осуществление профессиональной педагогической деятельности. А позитивный имидж кроме коммуникативной, информационной, когнитивной, эмотивной,  конативной, креативной функций, имеет и ярко выраженную  здоровьесберегающую функцию. 

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):16-19
pages 16-19 views

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Васильева Л.Н., Мерлина Н.И., Светлова Н.И.

Аннотация

В настоящее время приобрела особую актуальность проблема, связанная с процессами модернизации образования и производственной сферы, ощущающей потребность в компетентных специалистах, способных эффективно решать возникающие задачи на основе современных достижений науки, техники, технологий. Процессы реформирования сопровождаются обострением противоречий, разрешение которых требует научной рефлексии ведущих педагогических направлений, разработки новых перспективных подходов к решению поставленных перед системой профессионального образования задач. Активное инновационное развитие системы профессионального образования, обусловленное информатизацией всех сфер профессиональной деятельности, направленностью образовательной парадигмы на создание и функционирование компетентностной модели подготовки студентов технических направлений.

Современный период общественного развития характеризуется глобальной информатизацией. Стремительное совершенствование техники и технологий влечет увеличение информационной насыщенности общественной и профессиональной деятельности личности. Умение работать с информацией, исследовать математические модели, проводить математические расчеты с использованием математических пакетов прикладных программ, а также владение средствами информационно-коммуникационных   технологий  становятся   важнейшими   составляющими в структуре профессиональной готовности выпускника технического направления, актуализируя вопрос формирования его профессионально-математической компетентности

Построение математического образования на основе интеграции математики и информатики позволяет принципиально по-новому формировать способности студентов технических направлений решать актуальные, профессионально-значимые задачи, побуждает быть инициативными, самостоятельными, что рождает способность к продуктивной исследовательской деятельности.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):19-23
pages 19-23 views

МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ТЮРЕМНЫХ НАДЗИРАТЕЛЬНИЦ КАК ПЕРВОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ПЕРСОНАЛА В РОССИИ

Волошин Д.В.

Аннотация

Тема становления и развития образовательных систем, в частности систем профессиональной подготовки, является в современной историко-педагогической литературе одной из наиболее актуализированных. Самостоятельный статус в таких исследованиях занимает история ведомственного образования и профессиональной подготовки кадров. Длительное время пенитенциарная проблематика в нашем Отечестве, включая её историческое наследие, являлась темой «закрытой», относящейся к государственной тайне и оттого редко рассматриваемой исследователями. Материалы научной статьи образуют содержательную основу курсов теории и истории подготовки пенитенциарного персонала, в генезисе пенитенциарного образования, на различных исторических этапах профессиональной подготовки. При изучении формирования отечественной системы подготовки пенитенциарного персонала, важно учитывать образовательные традиции второй половины XIX — начала XX вв.Московская школа тюремных надзирательниц создавалась по общинному образовательному принципу, предусматривающему взаимосвязь государственного и общественного включения в образовательный процесс. На ведущее место выдвигалось становление профессионализма, формирование и развитие профессиональной компетентности пенитенциарного персонала через сочетание теоретической подготовки со сдачей экзаменов и трудовой деятельности по практическому применению полученных знаний, умений и навыков в пенитенциарных учреждениях. Несмотря на незначительное количество подготовленных специалистов, Московская школа тюремных надзирательниц (1899 – 1910 гг.) может по праву считаться первым образовательным учреждением отечественного пенитенциарного ведомства.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):24-27
pages 24-27 views

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Адыширин-Заде К.А., Галанин В.В.

Аннотация

В работе рассматриваются основные психолого-педагогические условия формирования готовности будущих врачей к профессиональной деятельности. 

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):27-30
pages 27-30 views

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Горшенина С.Н.

Аннотация

В современной социокультурной ситуации человек находится в поле культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, толерантности, этнокультурной сензитивности. Сохранение и развитие культурных доминант этноса представляется возможным на основе приобщения подрастающего поколения к этнокультурным и общечеловеческим ценностям. В связи с этим проблема формирования культурного поколения рассматривается как ключевая. Образование становится адекватным постоянно изменяющимся требованиям жизни поликультурного российского сообщества. Этнокультурная направленность общего образования связывается с процессом формирования этнокультурной компетентности обучающихся, приобретающим специфику на каждом возрастном этапе развития. Особая роль в формировании этнокультурной компетентности школьников принадлежит педагогическому сопровождению, которое рассматривается как необходимость оказания помощи детям в понимании значения этнокультуры, ее роли в процессе адаптации личности к жизни в поликультурном социуме. Педагогическое сопровождение формирования этнокультурной компетентности школьников выступает как комплексная технология, позволяющая определить содержательно-процессуальные основы данного процесса, выявить совокупность способов, средств и условий, обеспечивающих эффективную социализацию и социокультурную адаптацию школьников к условиям поликультурного образовательного пространства. Разработанная технология педагогического сопровождения формирования этнокультурной компетентности школьников, включает в себя диагностический, ориентировочный, содержательно-операциональный и результативно-оценочный этапы. Технология основана на личностно-деятельностном, культурологическом подходе, принципах комплексности, этнокультурности, аксиологичности, субъектности и направлена на культурное самоопределение школьника, расширение его ментальных возможностей, освоение навыков межкультурного и межэтнического взаимодействия, формирование уважительно-толерантного отношения к представителям различных этносов и культур.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):30-33
pages 30-33 views

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ CLIL-ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Гудкова С.А., Буренкова Д.Ю.

Аннотация

Современная российская высшая школа постоянно ставит перед собой новые задачи в области подготовки конкурентоспособных специалистов. В соответствии с требованиями современной  внешней среды одной из таких задач   является подготовка профессиональной когорты молодых специалистов, владеющих навыками уверенного иноязычного  общения в своей профессиональной области.

В зарубежной практике подготовки кадров много внимания уделяется практическому использованию CLIL-технологий в учебном процессе. Из опыта общения с иностранными коллегами, занимающимися обучением английскому языку студентов неязыковых специальностей, стал очевиден наиболее важный аспект этой технологии для преподавателей европейских школ. Ее применение позволяет расширить кругозор обучаемых субъектов до уровня быстрой адаптации к межпредметным связям по своей специализации.  Также положительным фактором является как быстрота погружения в профессию, так и повышение мотивационной составляющей изучения непрофилирующего предмета.

К сожалению, в российской высшей школе данная методология фактически не используется, хотя зарубежом она применяется в развитых европейских странах на всех ступенях обучения и имеет положительные публикации.

В предлагаемой статье показано авторское мнение о возможности  внедрения и тиражирования CLIL‑методик в повседневную реальность высшего учебного заведения. Раскрыт понятийный аппарат особенностей CLIL-инструментария. Представлена  роль CLIL-преподавателя в процессе подготовки кадров. Приведены результаты проведенного SWOT-анализа, отражающего возможности внедрения и использования CLIL для конкретного вуза. Сделаны заключения о личностном потенциале преподавателя CLIL в современных условиях. Выводы основаны на материалах, собранных авторами во время зарубежных стажировок в Европе.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):34-37
pages 34-37 views

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ОБЩЕНИЮ

Гудкова С.А., Якушева Т.С.

Аннотация

Глобализация экономики привела к развитию диалога между представителями различных культур, в результате чего возникла необходимость поиска путей разрешения возможных конфликтных ситуаций, порождаемых явным когнитивным диссонансом. Этот факт можно объяснить нехваткой знаний и искаженных представлений о жизнедеятельности индивида другой культуры из-за недостаточной общности сознания и существующих стереотипов. Растущая тенденция межкультурных взаимоотношений в стране и за ее пределами и проводимая в рамках этого Политика Правительства,  направленная на интеллектуализацию знаний и развитие  межкультурных связей, показывает, что одна из основных функций образовательных систем лежит в плоскости снижения барьеров межкультурного общения. Следовательно, перед педагогами высшей школы стоит задача формирования творчески развитой личности, подготовленной к эффективным межкультурным взаимоотношениям на различных уровнях: вербальном, невербальном, перцептивном. Однако основной проблемой сегодня является неготовность самих педагогов неязыкового профиля к такому общению на уровне общности сознания с представителем другой культуры и другой языковой среды. В частности это нашло отражение в выявленных противоречиях социума. Например, требуется проводить обучение студентов неязыковых специальностей профессиональной деятельности на иностранном языке, а специалист неязыкового профиля не может преподавать спецкурс, ввиду отсутствия навыков свободного изложения информации в разрезе профессиональной сферы и ее окружения. Следовательно, для снижения барьеров межкультурных коммуникаций требуется разработка инструментария, способного адаптировать специалистов неязыковых вузов к готовности диалога и полилога на иностранном языке. В статье рассматриваются актуальные вопросы создания инфраструктуры и высокотехнологичной среды, способствующей подготовке педагогов высшей школы к эффективному взаимодействию с носителями другой культуры на бытовом, профессиональном и научном уровне коммуникативного взаимодействия. Предложена многоуровневая модель подготовки педагогов, в которой ядром являются англоязычные языковые конструкции. Выбор языка обусловлен тем, что он является общепринятым,  международным средством межкультурного общения.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):38-40
pages 38-40 views

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Демченкова Н.А.

Аннотация

Работа посвящена проблемному обучению математике, подготовке будущего учителя математики к реализации проблемного обучения при работе с учащимися, к организации их исследовательской деятельности.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):41-44
pages 41-44 views

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Джагаева Т.Е.

Аннотация

В статье рассматривается экономическое воспитание школьников в начальных классах. Приобщение ребенка к миру экономической действительности одна из сложных, и в то же время, важных проблем. Нынешнее поколение живет в XXI веке и ему необходимо осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе, и из экономики. Введение экономического воспитания в образовательные учреждения – это не дань моде, а прежде всего необходимость в раннем возрасте дать детям представление о рыночной экономике. Стартовым началом экономического воспитания детей является экономика семьи. Главная цель экономического воспитания детей – раскрытие окружающего предметного мира, материальных ценностей и обучение правилам поведения, которые помогут сохранить или приобрести эти предметные ценности. 

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):44-47
pages 44-47 views

ВЛАДЕНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ ОСЕТИН В УСЛОВИЯХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬИ, ШКОЛЫ И ВУЗА

Джиоева Г.Х.

Аннотация

Известно, что семья, как самая ответственная, благодатная для растущего человека воспитательная среда, отличается динамичностью, способностью к самореализации и саморазвитию. Результаты ее функционирования открывают возможности для постановки и решения новых задач, рождая новые формы отношений. Однако, сегодня, когда она низведена до примитивного уровня питания, одевания, наказания, произошли глубинные деформации в психологии людей, которые являются следствием отсутствия атмосферы семейного счастья. В этих условиях наблюдается низкий уровень самоорганизации семьи, который является следствием ее нестабильности и неблагополучия, недостаточного использования ее педагогического потенциала в воспитании детей, в процессе самореализации и саморазвития личности. Концепция семейного воспитания требует выделения в процессе формирования личности ребенка таких основных характеристик, как организованность, высокая социальная ответственность перед собой и перед семьей. В связи с этим с особой остротой встает задача создания среды, благоприятной для семейного воспитания.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):48-51
pages 48-51 views

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Ершова О.В., Чупрова Л.В., Муллина Э.Р.

Аннотация

Важнейшей задачей, стоящей перед российскими высшими учебными заведениями, является повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов, что обусловлено современными политическими, экономическими и социальными преобразованиями, происходящими в стране. Сложившаяся в настоящее время практика оценки качества подготовки студентов имеет ряд недостатков, которые проанализированы авторами статьи. По мнению авторов, одним из направлений, способствующих преодолению трудностей в оценке качества подготовки студентов, является переход на рейтинговую систему. Вузы внедряют рейтинговую систему оценки, однако неразработанными остаются педагогические средства оценки качества знаний. Необходимо создание оценочных материалов, представляющих совокупность дидактических измерительных средств для установления уровня подготовки студентов, в том числе контролирующей тестовой оболочки по предмету, позволяющей повысить объективность оценки за счет четкого определения эталонов ответов. Показано, что одним из объективных инструментов контроля знаний является тестовый контроль, который прочно занимает первое место в мировой практике и является также одним из основных по уровню популярности в образовательной и профессиональной диагностике. Отмечено, что важнейшим отличием тестового задания от обычного является его технологичность. Приведена методика использования тестового контроля на занятиях по дисциплине «Химия». Сделан вывод о том, что применение тестов для организации и проведения различного контроля повышает объективность оценки качества знаний студентов.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):52-55
pages 52-55 views

ТЕКСТ И ДИСКУРС: ПРОБЛЕМА РАЗГРАНИЧЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКЕ

Закриева З.Л.

Аннотация

В соответствии с ведущими научными парадигмами современной педагогической теории и практики, педагогическая лингвистика текста активно развивается в нескольких направлениях. Обращение к проблеме разграничения и взаимодействия текста и дискурса в педагогической лингвистике имеет важное научно-теоретическое значение, как для определения текста, так и для определения дискурса. С этих позиций возникла необходимость в систематизировании знаний о структурах, выходящих за рамки предложения и высказывания. В рамках данного подхода споры ведутся о понимании текста как явления языка либо речи: иначе говоря, можно ли выделить в тексте строевые элементы, соответствующие структурным единицам в уровневой модели языка. Предложенный в статье концепт – от определения текста, через выявление соотношения текста и дискурса в педагогической лингвистике, к определению дискурса, по нашему мнению, позволяет прийти к наиболее непротиворечивому и последовательному осмыслению природы рассматриваемых понятий.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):55-58
pages 55-58 views

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ СТРУКТУРАЛИЗМА

Иванова Т.Н.

Аннотация

Автор статьи анализирует методологию исследования социально-трудовой мобильности молодежи в контексте комплексного подхода, систематизирующего достижения разных научных направлений. Автор рассматривает социально-профессиональное ориентирование современной молодежи в рамках социально-структурного анализа, интерпретируя и объясняя основные характеристики экономического действия. В исследовании проблемы социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи мы опираемся также на основные положения теории структурализма. Структурализм возник в результате стремления исследователей изучить формы общественной жизни в целях более точного определения предмета социологии. Социальные формы возникают в результате взаимодействия индивидов. Социология, изучая эти формы общественной жизни, имеет возможность открывать законы общественного развития. Система социально-трудовой мобильности молодежи позволяет выделить определенные этапы: уровень действий (процессы, направленные на реализацию цели,  формирование социально-экономической системы профессионального образования молодежи) и уровень операций (процессы профессионального самоопределения молодежи как способ осуществления цели). Эти уровни будут отражены далее в критериях структурирования социально-трудовой мобильности при разработке интегративной социально-экономической системы преемственности действий учреждений, предприятий, организаций региона по социально-трудовой мобильности молодежи. При исследовании мобильности рабочей силы на рынке труда большое значение имеет изучение возрастного состава населения. Это определяется тем, что, с одной стороны, при неизменном пенсионом возрасте увеличивается длительность обучения, составляющая на современном этапе 10–15 лет общей и профессиональной подготовки. С другой стороны, удлиняется период активной трудовой деятельности современного поколения работников вследствие повышения качества жизни.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):59-63
pages 59-63 views

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ

Иванова И.В.

Аннотация

В статье рассматривается дополнительное космическое образование как образование, соединяющее в себе вариативность и мировоззренческую основу личностно-ориентированного образовательного процесса, единство которых обеспечивает максимум условий и возможностей для взращивания в ребенке ценностно-смысловых ориентиров, духовно-нравственной основы развития личности. Статья построена на теоретическом анализе современных тенденций модернизации системы образования в РФ в соотношении с идеями отечественных ученых-космистов в области космического образования. 

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):63-69
pages 63-69 views

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОЦЕНИВАТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ У МАГИСТРОВ

Каргиева З.К., Мкртычева Н.М.

Аннотация

В последнее время одним из наиболее значимых направлений в сфере образования является изучение и оценка образовательной среды. Данное направление позволяет решать целый ряд практических задач, стоящих перед работниками образовательных учреждений: определять уровень развития обучающихся и уровень их учебных достижений, выявлять доминирующие причины их неуспеваемости и нарушений в личностной сфере; дифференцировать процесс обучения и реализовывать в нем идеи индивидуального подхода. Ввиду того, что образовательная парадигма сегодняшнего дня требует формирования новой модели педагога – педагога-исследователя, педагога-новатора, педагога с высокой профессиональной мобильностью, готового к развитию собственной индивидуальности, необходимо изучить степень сформированности необходимых для экспертной оценки образовательной среды компетенций у магистрантов, понимая под данным понятием интегративное свойство личности, включающее общекультурных и общепрофессиональных компетенций, практического опыта и совокупность профессионально важных качеств, обеспечивающих готовность к осуществлению экспертной оценки образовательной среды и развитию ее структурных компонентов.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):69-72
pages 69-72 views

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ КООПЕРАЦИИ

Карманчиков А.И., Шамаева Н.П.

Аннотация

Формирование прогностического мышления и культуры кооперации являются актуальной проблемой становления гражданского общества. В статье рассматривается научно-производственная кооперация, где наряду с промышленными предприятиями принимают участие научно-исследовательские организации и высшие учебные заведения. Утверждается что это не только объединение усилий всех участников данного процесса, но и обеспечение принятия наиболее эффективных решений с точки зрения использования ограниченных ресурсов. Доказывается тезис о промышленной кооперация как одной из наиболее эффективных форм объединения усилий независимых фирм, что позволяет не только получить прибыль, но и выдержать острую конкурентную борьбу. Анализируется феномен промышленной кооперации, ибо она источник не только индивидуальной прибыли, но и коллективной выгоды. В основе этого явления – объединение усилий всех ее участников.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):72-75
pages 72-75 views

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛ НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Коваль Н.Н., Жданова Е.Ю.

Аннотация

Институты последипломного педагогического образования призваны повышать, в том числе, качество аналитической деятельности руководителей общеобразовательных учреждений, совершенствовать их аналитическую подготовку и готовить управленца новой формации. Одним из условий повышения качества аналитической подготовки руководителей общеобразовательных учебных заведений (далее – ОУЗ) является обеспечение единства и взаимодополняемости содержания аналитического обучения на очном и дистанционном этапах курсовой переподготовки, что достигается также путем разработки и внедрения учебного курса «Аналитическая деятельность руководителей ОУЗ на основе автоматизированных информационно-аналитических систем» в процесс повышения квалификации. В статье рассмотрено понятие «аналитическая деятельность», представлен учебно-тематический план и программный материал учебного курса.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):76-82
pages 76-82 views

СЕМЬЯ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Кочисов В.К., Гогицаева О.У.

Аннотация

В научной литературе социализация рассматривается как развитие способности личности к взаимодействию в обществе благодаря усвоению общественных норм социально положительного поведения. На всех этапах социализации человек осваивает нормы поведения данного социума, овладевает методами исполнения социальных ролей, навыками поведения. Социализация личности  в значительной мере осуществляются вне формальных воспитательных процессов, и основная роль здесь принадлежит семье – семейному воспитанию. Семья является сложнейшей подсистемой общества, выполняя самые разнообразные функции, главнейшая из которых – воспроизводство человечества во всех смыслах. Семья рассматривается в науке как колыбель цивилизации и сокровищница культурных, духовных ценностей. Семья напоминает государство в миниатюре, в котором существуют свои неписаные законы, общественное мнение, нравственные понятия, вкусы и идеалы. Они чаще всего соответствуют общепринятым нормам общества. В большинстве семей царит дух демократизма и согласия, здоровый образ жизни, трудолюбие и бережливость, честность и справедливость. В таком «семейном государстве» воспитываются все качества личности: трудолюбие, честность, заботливость, законопослушность, уважительность. Дети в младшем, подростковом, да и в старшем школьном возрасте наследуют многие черты своих родителей в силу социальной преемственности и влияния родителей. Родителям всегда нужно помнить, что воспитание детей идет не только тогда, когда поучают, приказывают, поощряют или наказывают, но постоянно, всем своим поведением, обстановкой дома, разговорами о своей работе, об отношении к своему производству, соседям, государству. От родителей передаются как положительные качества, так и отрицательное их поведение: нечистоплотная жизнь, недобросовестное отношение к труду, стяжательство, неразумное транжирование заработанных средств, расточительство или жадность. Все это становится достоянием детей и нередко перенимается и копируется – хотят родители этого или не хотят. Поэтому здоровая домашняя обстановка – это и есть наглядный пример воспитания детей.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):83-86
pages 83-86 views

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Красовская О.А.

Аннотация

В статье исследуется актуальная педагогическая проблема усовершенствования художественного образования студентов педагогических факультетов. Раскрываются особенности системного подхода к моделированию профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы в области художественного образования средствами инновационных технологий

Разработанная нами модель профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы в области художественного образования средствами инновационных технологий является динамичной системой. Авторскую модель мы рассматриваем как систему взаимосвязанных элементов: цели, задач, методологических подходов и принципов, структурных и функциональных компонентов, содержания, форм, методов, результата, а также критериев и показателей уровней сформированности готовности будущих учителей начальной школы к профессиональной деятельности в области художественного образования средствами инновационных технологий.

Цель профессионально-педагогической подготовки специалистов начальной школы к обеспечению художественного образования учащихся начальных классов заключается в формировании профессионально-педагогического сознания учителя начальной школы и готовности будущих специалистов к осуществлению процесса художественно-эстетического воспитания младших школьников, формировании личностно и общественно значимых мировоззренческих качеств специалистов, их индивидуального определения в мире художественных ценностей, а также активизации процессов художественной самореализации, саморазвития и самосовершенствования личности, способности к творчеству и новаторству в профессиональной деятельности.

Методологическим основанием построения эффективной модели мы рассматриваем положения: гуманистического, личностно ориентированного, системно-синергетического, культурологического, аксиологического, технологического, деятельностного и компетентностного подходов.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):87-90
pages 87-90 views

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ТРАНСКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Кузнецова Н.С.

Аннотация

В статье представлены материалы, помогающие определить особенности внедрения метапредметного подхода в системе транскультурного образования иностранных студентов (на примере русского языка как иностранного). В работе выделены и охарактеризованы основные технологические стратегии и тактические решения для трех этапов реализации метапредметного подхода в системе транскультурного образования студентов-иностранцев.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):91-93
pages 91-93 views

РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В АСПЕКТЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА И ФГОС

Липилина В.В.

Аннотация

Целью исследования, представленного данной  статьей, является проблема переподготовки  учителей  математики в  условиях модернизации  системы  российского  образования. Задачей исследования является практическая  реализация наиболее важных направлений повышения  методической  компетентности  учителей.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):94-96
pages 94-96 views

РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРЕДШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Мальгина О.А.

Аннотация

Данная статья включает: методы исследования личностного блока универсальных учебных действий, результаты педагогического эксперимента и образец примерного полного заключения о состоянии сформированности личностных универсальных учебных действий.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):96-98
pages 96-98 views

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Мишурина О.А., Муллина Э.Р., Ершова О.В.

Аннотация

Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в России, предъявляет новые требования к системе высшего профессионального образования, среди которых ключевым является обеспечение качества образования. Повышение качества образования в рамках традиционных подходов к организации учебного процесса практически невозможно, необходимы нововведения или инновации. К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии. В статье рассматриваются элементы технологий интерактивного обучения, применяемые авторами на аудиторных лекционных занятиях по дисциплине «Химия». Приводятся условия эффективного проведения традиционной, проблемной лекции и лекции визуализации. Рассмотрены методические приёмы активизации мыслительной работы студентов во время лекции. Химия – наука экспериментальная, поэтому более подробно рассмотрены обучающие возможности лекционного демонстрационного эксперимента, который позволяет наиболее полно реализовать метод проблемного обучения через постановку проблем с помощью демонстраций явлений, реакций или  процессов. Показано, что в современной системе обучения содержание и организация лекционного эксперимента способствуют формированию творческого химического мышления. Сделан вывод о том, что совершенствование образовательного процесса в направлении поиска новых технологий, методов, приёмов, средств и форм обучения, будет способствовать повышению качества образования студентов.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):98-101
pages 98-101 views

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТОВ

Мкртычева Н.М.

Аннотация

Задачи, определенные государственной образовательной политикой России в качестве приоритетных, требуют формирования и развития науки на более высоком уровне, реформирования вузовского образования, повышения его качества на основе интеграции фундаментальной науки и инновационных технологий обучения. В связи с этим в статье предложены пути повышения учебно-познавательной деятельности студентов современного вуза с использованием инновационных технологий и подходов, а также разработанной нами программы, основанной на личностно ориентированном подходе к обучению, уважительном отношении к личности каждого студента, признании его уникальности; позитивных взаимоотношениях между всеми субъектами образовательного процесса; создании условий для формирования положительной Я-концепции и позиции взаимного сотрудничества в вузовском коллективе.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):102-105
pages 102-105 views

ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Морданова С.М.

Аннотация

В статье «Возможности формирования нравственных качеств в условиях полиэтнического общества» отражены пути решения и актуальность в данное время назревшей проблемы, показаны основные причины создавшейся обстановки в плане воспитания в образовательном процессе. Раскрыт вопрос актуальности (охарактеризованы уровни рассмотрения вопросов данного исследования) формирования нравственных качеств у студентов, являющихся многонациональной группой. Структурированы труды ведущих ученых как России, так и Казахстана, занимавшихся проблемой формирования нравственных качеств средствами этнопедагогики. Определен потенциал формирования нравственных качеств путем использования средств этнопедагогики, в частности, раскрыта роль традиций, песен, обычаев, загадок, сказок, специфических средств этнопедагогики казахского народа как составляющих элементов в воспитании, роль этнопедагогики в воспитании, дано понятие дефиниции «казахская этнопедагогика». Проанализированы основные аспекты воспитательного процесса в учебных учреждениях Республики Казахстан, содержание нормативных актов («Закон об образовании», Программа «Казахстан – 2030»), акцентирующих внимание на данной теме. Дана характеристика понятия «нравственные качества», «формирование нравственных качеств у студентов средствами этнопедагогики» на основании тезаурусного подхода: через определение значений составляющих понятий конструкта.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):106-109
pages 106-109 views

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ

Муллина Э.Р., Мишурина О.А., Чупрова Л.В.

Аннотация

Ускорение темпов развития общества, динамичное развитие экономики и возрастание роли человеческого капитала предъявляют новые требования к подготовке специалистов. В связи с этим основная задача профессионального образования заключается в формировании компетентной личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Для решения этой задачи необходимо научить студентов самостоятельно приобретать знания, анализировать информацию, прорабатывать её  и использовать для решения конкретных профессиональных проблем и технических задач. Позиция авторов строится на утверждении, что только  систематическая  самостоятельная работа и контроль ее выполнения способствуют  формированию  творческого  мышления студентов, способных к решению профессиональных задач. Показано, что для организации самостоятельной работы необходима  разработка современных методических подходов и дидактических средства обучения. В статье дана подробная характеристика целей, задач,  организационных форм и видов самостоятельной работы студентов. Организация самостоятельной работы студентов на рейтинговой основе благоприятно отражается на качестве образования, так как имеет гибкий, вариативный, разноуровневый характер, стимулирует студентов работать систематически, позволяет сократить в большинстве случаев время на выяснение подготовленности студентов к занятиям. Показаны различные формы сопровождения СРС и пути повышения её эффективности. Сделан вывод о том, что систематическая работа, проводимая преподавателями вуза по организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения, позволяет активизировать познавательную и творческую самостоятельность обучающихся, что значительно улучшает качество подготовки будущих выпускников.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):109-112
pages 109-112 views

ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР КАК БАЗОВАЯ ДОМИНАНТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕЧЕНЦЕВ

Мусханова И.В.

Аннотация

В статье раскрывается своеобразие воспитательной культуры чеченцев. Отмечается, что каждый народ в зависимости от условий исторического развития имеет свои специфические особенности воспитания. Одной из основных отличительных особенностей семейного воспитания чеченцев является личный пример, который выступает как базовая доминанта. Ребенок на подсознательном уровне перенимает и повторяет паттерн поведения взрослых, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Именно дети несут в себе заряд той социальной среды, в которой живет семья. Семейное воспитание чеченцев представляет собой совокупность обычаев и традиций предшествующих поколений. В семейном воспитании чеченцев применяются практически все методы и средства, способствующие развитию личности, влияющие на ее сознание и волю.  Однако среди всех методов семейного воспитания чеченцев особое место занимает личный пример. Семья в чеченском обществе выполняет сложную и вместе с тем почетную миссию – воспитание достойной личности. В чеченском обществе народный идеал – это къонах, личность, достигшая духовной чистоты и нравственной высоты. Ребенок в чеченской семье усваивает ту модель взаимоотношений, которую демонстрируют родители по отношению к своим родителям, друг к другу, к детям, к родным и близким, а также к соседям. Мировосприятие ребенка формируется под воздействием взглядов и убеждений родителей, и что особенно важно отметить, нравоучения и сентенции редко применялись в чеченских семьях как методы воспитания. Семейную родословную чеченцы удачно используют для воспитания ответственности личности за свои дела перед многими поколениями своей семьи и целого рода. 

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):113-116
pages 113-116 views

НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ЛИЧНОСТИ

Неясова И.А.

Аннотация

Сложная обстановка в современном обществе требует особого внимания к вопросам социализации подрастающего поколения. Социализация является предельно широким понятием и включает процессы и результаты становления, формирования и развития личности на протяжении всей жизни. Успешность социализации личности определяется ее результатом, в качестве которого выступает приобретенный социальный опыт. Исследование эволюции научных представлений о сущности категории «социальный опыт» позволяет определить структуру, механизмы, принципы, факторы, содержательно-процессуальные аспекты формирования изучаемой категории у подрастающего поколения в меняющейся социокультурной ситуации, обозначить роль отечественных и зарубежных научных достижений для дальнейшего исследования проблемы. На современном этапе развития педагогической науки социальный опыт определяется как самобытный синтез различного рода запечатленных ощущений и переживаний, знаний, умений, навыков, способов общения, стереотипов поведения, интериоризированных ценностных ориентаций и социальных установок. Согласно теоретическому анализу научных источников на данном этапе развития науки меняется представление о процессе формирования социального опыта личности, речь идет о подготовке молодых людей к самостоятельной жизни в трансформирующемся обществе, о предоставлении им достаточных свобод для своего самоопределения, самоорганизации, самоидентификации.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):116-119
pages 116-119 views

К ВОПРОСУ О МОДЕРНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Панина С.В.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы обновления непрерывного педагогического образования. Именно подготовка нового поколения педагогических кадров обеспечивает высокий уровень образования, воспитания и развития молодого поколения, что является одним из приоритетных направлений деятельности современных университетов. Федеральный университет реализует широкий спектр образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование», имеющих устойчивый спрос и коррелирующих с потребностями региона. Вуз формирует единое образовательное пространство, ориентированное на обеспечение непрерывности всех ступеней образования и вовлекающее в образовательный процесс широкую общественность, родителей, работодателей, будущих специалистов. Проведен анализ имеющихся моделей развития непрерывного педагогического образования в федеральных вузах. В данном материале представлены направления деятельности Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. 

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):120-125
pages 120-125 views

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Попов А.И., Молоткова Н.В., Ракитина Е.А., Пучков Н.П.

Аннотация

Статья посвящена методике организации и проведения педагогических конкурсов среди молодых преподавателей вуза. В качестве основных при проектировании педагогической инновации в виде конкурса профессионального мастерства используются  компетентностный и  деятельностный методологические подходы. По результатам исследований и на основе анализа опыта методической работы в университете предложена идея формирования профессиональной готовности преподавателя вуза к творческой деятельности посредством проведения конкурса педагогического мастерства, обеспечивающего как трансфер теоретических исследований в педагогике в повседневную образовательную практику, так и развитие профессорско-преподавательского состава. В работе проанализированы проблемы совершенствования педагогического мастерства преподавателей технических вузов и рассмотрены направления создания условий в вузе для творческого саморазвития молодых преподавателей. Авторами предложены подходы к организации конкурсов педагогического мастерства, включающих четыре этапа, и описаны особенности проведения заключительного этапа конкурса. Разработанные подходы и опыт организации педагогических конкурсов могут быть использованы для совершенствования методической работы и повышения квалификации молодых преподавателей технических вузов, что позволит организовывать образовательный процесс на более высоком творческом уровне и обеспечить воспитание молодежи на основе вовлечения в общественно-полезное творчество.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):125-128
pages 125-128 views

ОЛИМПИАДНЫЙ КВЕСТ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Попов А.И., Поляков Д.В.

Аннотация

Статья посвящена методике организации олимпиадного движения в области информационных технологий в рамках непрерывного профессионального образования. Олимпиадное движение рассматривается как инструмент формирования у обучающихся вузов, колледжей и школ осознанного профессионального самоопределения, творческих компетенций и готовности к инновационной деятельности на предприятиях отрасли. При проектировании педагогической инновации в виде олимпиадного квеста используются компетентностный и деятельностный методологические подходы. По результатам исследований и на основе анализа опыта организации творческой подготовки студентов и школьников предложена методика вовлечения обучающихся в олимпиадное движение посредством участия в квесте, включающем ряд заданий, направленных как на формирование инвариантных компетенций, так и узкопрофессиональных, определяемых заказом конкретного работодателя.

В работе рассмотрена методика олимпиадного квеста и предложены подходы к оцениванию творческой деятельности его участников, обеспечивающие им эффективность этапа рефлексии и корректировки образовательной траектории после олимпиады. Разработанные подходы и опыт организации олимпиадного движения в виде конкурсов и профессионально-ориентированных олимпиадных квестов могут быть использованы для совершенствования учебно-методической работы в системе непрерывного профессионального образования и повышения качества подготовки кадров в сфере информационных технологий. 

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):129-132
pages 129-132 views

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА

Приходько Е.М.

Аннотация

В статье представлены результаты диагностики уровня сформированности профессионально-важных качеств личности будущих юристов. Понятие «профессионально-важные качества» трактуется автором как сложное комплексное психическое образование, система функциональных, операциональных и личностных компонентов, имеющих динамическую структуру с функциональными зависимостями. Автор исходит из того, что формирование профессионально-важных качеств личности в условиях юридического вуза является, прежде всего, результатом развития структуры самосознания, а именно профессионального самосознания (ПС) личности. Анализируются теоретические подходы к данной проблеме, выявляются уровни развития профессионально-важных качеств. Определены структурные компоненты профессионально-важных качеств: профессиональное самосознание, ценностные ориентации, профессиональная компетентность, осознание престижа профессии. По итогам исследования был сделан вывод, что профессиональное самосознание является системообразующим компонентом всей структуры психологической готовности студентов юридического вуза к профессиональной деятельности.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):133-136
pages 133-136 views

МАТЕМАТИКА В СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ VII ВИДА

Пырырко Н.А.

Аннотация

Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в процессе развития общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Основным видом учебной деятельности на уроках математики является решение задач. Они являются и целью, и средством обучения математического развития школьников. Согласно целям обучения математике приобретенные знания должны находить применение в практической деятельности, то есть задачи с практической деятельностью должны являться основным звеном в общей системе обучающих задач. Но не каждая задача может вызвать познавательный интерес учащихся. Познавательный интерес носит избирательный характер. Большой интерес можно возбудить к тому, в чем возникает потребность, что имеет жизненно важное значение. Однообразный и скучный материал, лишенный сам по себе эмоциональных элементов, может свести на нет эффект даже и хороших в остальном методических приемов, применяемых учителем. Обучение нужно строить, связывая с жизнью, чтобы перед учащимися вставали задачи значимые, в решении которых он включался бы активно. Такими задачами являются задачи с историческими, фольклорными и краеведческими заданиями. Использование исторического, фольклорного и краеведческого материала в процессе обучения математике способствует не только активизации познавательной деятельности школьников, но и приобщает учащихся к творчеству, способствует развитию любви к родному краю и его истории [1].

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):136-139
pages 136-139 views

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ХИМИИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Родионова Н.И.

Аннотация

Развитие современного общества и системы образования определяет все более высокие требования к качеству подготовки выпускников школ. Особую роль в повышении качества образовательного процесса современной школы должно сыграть совершенствование форм и методов организации учебного процесса, направленных непосредственно на личность школьника, на реализацию идей развивающего обучения, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Авторы считают, что необходимы инновации, и предлагают внедрять в учебный процесс исследовательские, эвристические и проектные методы обучения, использование которых не зависит от конкретного содержания учебных предметов. Показано, что основу эвристического метода составляет деятельность по решению творческих ситуаций, широкое применение эвристической беседы. Различные творческие ситуации познавательного, проблемного, исследовательского характера могут быть использованы на различных этапах урока: мотивационном, операционно-исполнительном и рефлексивно-оценочном. Основное назначение исследовательского метода состоит в том, чтобы обеспечить овладение учащимися методами научного познания, способствовать формированию осознанных, гибко используемых знаний. В рамках исследовательского метода обучение ведется с опорой на непосредственный опыт учащихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Применение метода проектов способствует развитию творческой активности школьников, повышению качества обучения, что делает его эффективным инструментом современного образовательного процесса. Сделан вывод о том, что использование исследовательского, эвристического и проективного подходов к организации учебной деятельности школьников способствует личностному развитию каждого ученика и значительно влияет на повышение качества образования.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):140-143
pages 140-143 views

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Рыбакова М.В.

Аннотация

В современной общественной жизни, в сфере роста значения человеческого капитала, происходят серьезные преобразования, в результате чего резко и многократно возрастают информационные потоки, возникает необходимость обеспечения компетентностного подхода в отборе педагогического персонала учреждений общего среднего образования.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):144-146
pages 144-146 views

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СТРАТЕГИЯ СИСТЕМНОГО И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Сидакова Н.В.

Аннотация

Реализация высшего профессионального образования осуществляется на основе концептуальной позиции личностно-ориентированных педагогических технологий обучения, в том числе в области преподавания иностранного языка. Личностно-ориентированный подход в качестве стратегии высшего профессионального образования, определяющей направление деятельности преподавателя, ориентирован на развитие личности студента в процессе обучения и воспитания при реализации педагогического взаимодействия как целостного системно-смыслового образования. Преподаватель-лингвист должен владеть способностью устанавливать взаимоотношения с обучаемыми, характеризующие его профессионализм как с позиции языковой компетенции, так и с позиций личностно ориентированного подхода и субъект-субъектных отношений. Современная дидактика обучения иностранным языкам предполагает развитие навыков и умений межкультурной компетентности обучаемых, которая является показателем способности человека эффективно участвовать в межкультурной коммуникации и постигать иноязычную культуру и собственно язык.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):146-149
pages 146-149 views

ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Смирнова Е.В.

Аннотация

В статье рассмотрен вопрос раннего обучения иностранному языку. Проанализированы подходы к формированию вторичной языковой личности. Исследован вопрос отбора языкового, речевого и лингвострановедческого материала с учетом уровня речевого развития ребенка, его речевого опыта и сензитивного периода развития. Принят во внимание тот факт, что в дошкольном возрасте к обучению иностранному языку необходимо подходить как к специфическому разделу ознакомления с окружающим миром, приобщения детей к новому языковому миру с целью лучшей их адаптации к мультилингвальной и поликультурной ситуации в современном мире.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):149-152
pages 149-152 views

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Тимошкина Н.В., Цгоева Н.А.

Аннотация

Одной из первоочередных задач системы высшего образования является подготовка конкурентоспособного специалиста, профессионала, обладающего высоким уровнем компетентности в экономической сфере, умением продуктивно пользоваться информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) в профессиональной деятельности. Для успешного формирования ИКТ-компетентности бакалавров экономики в условиях вуза необходимо определить критерии сформированности ИКТ-компетентности, среди которых нами установлены следующие: умение эффективно решать собственные учебно-образовательные задачи с использованием средств информационно-коммуникационных технологий; готовность обучаемых к освоению новых программных средств в связи с непрерывным процессом их модернизации и обновления; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Показателями ИКТ-компетентности студентов могут служить: умение находить, передавать и продуцировать учебную информацию с использованием средств ИКТ; способность использовать преимущества средств ИКТ при освоении вузовских дисциплин; уровень активности использования средств информационно-коммуникационной образовательной среды; способность создания и ведения базы данных учебно-методических материалов; знание различных видов электронных образовательных ресурсов (ЭОР), предназначенных для экономистов; готовность и способность разрабатывать некоторые виды ЭОР; способность осваивать новые программные продукты, приспосабливать их функции к решению профессиональных задач; способность оценить качество и репрезентативность программного продукта.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):153-156
pages 153-156 views

СТУДЕНТ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ

Фалеева Л.В.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы происходящих изменений в воспитательной системе вузов и социально-культурном портрете студента. Дается характеристика образовательного пространства вуза, его потенциала и важности возрождения общественных и культурных организаций с целью повышения общей культуры студентов. Подтверждением этого факта стали недавно принятые документы на уровне правительства. Наблюдается снижение общей культуры личности студента. Ведущим фактором в изменении этой ситуации является образовательная среда учебного заведения. Для улучшения социально-культурного контекста образовательной среды вуза предлагается решить ряд стратегических задач в нескольких областях: осуществление учебного процесса; организация быта, досуга и отдыха; художественное и научно-технического творчество; развитие физической культуры и спорта; формирование здорового образа жизни. 

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):157-160
pages 157-160 views

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Чупрова Л.В., Ершова О.В., Мишурина О.А.

Аннотация

В последнее время все более востребованной у населения становится заочная форма обучения по причине ее экономической эффективности и доступности для широких социальных слоев. Однако спорным остается вопрос о качестве подготовки студентов данной формы обучения. Решение проблемы повышения качества подготовки студентов заочного обучения возможно путем внедрения инновационных методов и технологий обучения. Авторы статьи считают целесообразным использование следующих инноваций: технологии дистанционного обучения и рейтинговой системы оценки знаний студентов. Преподавателями разработан образовательный ресурс по дисциплине «Химия» для студентов заочной формы обучения, который позволяет более эффективно организовать учебный процесс и повысить качество обучения. Учебный курс разработан как комплексное средство, сочетающее в себе теоретическую, практическую и контролирующую части, он позволяет осуществлять непрерывный дидактический цикл и учитывает психолого-педагогические особенности заочного обучения. Охарактеризованы особенности подготовки студентов к работе в режиме рейтингового оценивания. Сделан вывод о том, что внедрение в учебный процесс инноваций способствует повышению мотивации, повышает качество образования и позволяет каждому студенту в зависимости от уровня подготовки, целей, способностей выбирать индивидуальную траекторию обучения.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):160-163
pages 160-163 views

ОПЫТ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА БУДУЩИМИ ПЕДАГОГАМИ-ХУДОЖНИКАМИ

Шишкина В.А.

Аннотация

В статье идет речь о педагогическом опыте разрешения типичных противоречий, которые возникают в учебном процессе при изучении студентами произведений изобразительного искусства. Эти противоречия имеют разную природу: некоторые из них существуют изначально, другие порождаются самим характером организации и проведения учебного процесса. Рассматриваемая проблема должна быть в фокусе постоянных наблюдений и анализа педагога высшей школы, так как тесно связана с процессом профессионального становления будущих специалистов. Педагогу вуза следует внимательно следить за уровнем и характером противоречий, постоянно возникающих в процессе изучения истории изобразительного искусства, для их своевременного разрешения. В статье приводятся примеры, связанные с изучением разных периодов истории отечественного и зарубежного искусства. Разрешая противоречия, постепенно преодолевая отчуждение будущих учителей к незнакомым для них явлениям искусства, мы помогаем им раскрыть в себе творческое начало, пробуждая у будущих педагогов-художников чувство сопричастности к миру культуры и искусства вообще, безотносительно к его условным границам. Будущий педагог ИЗО должен ориентироваться в пространстве культуры, ощущать это пространство не как нечто враждебное, а как пространство, в котором высвечиваются новые эстетические ориентиры. 

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):163-166
pages 163-166 views

Психологические науки

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ В ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Васюра С.А.

Аннотация

В статье анализируется подход к пониманию активности человека в Пермской психологической школе в русле теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина. Интегральная индивидуальность рассматривается как особая форма бытия отдельного человека в обществе, в которой он живет и действует как автономная, уникальная и неповторимая система, сохраняя в условиях внутренних и внешних изменений свою целостность и тождественность. Представлен понятийно-категориальный аппарат авторской концепции коммуникативной активности человека: коммуникативная активность, ведущая активность, управляемое развитие коммуникативной активности, стиль коммуникативной активности  и др.  В статье рассматриваются структура и функции коммуникативной активности человека – системообразующая, приспособительная, гармонизирующая, метаиндивидуальная. Показано, что коммуникативная активность представляет собой сложное психологическое образование, которое реализуется в системе взаимосвязей свойств разных иерархических уровней индивидуальности человека – нейродинамических, психодинамических, личностных, социально-психологических. Анализируется возможность управляемого развития коммуникативной активности студентов – будущих представителей социономических профессий в образовательном пространстве вуза. 

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):167-170
pages 167-170 views

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КАДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ

Нездайминова Е.А.

Аннотация

Неустойчивость общественной, финансовой, идеологической обстановки, дискредитация высоконравственных ориентиров вызывают глобальный психологический стресс, который негативно сказывается на едином духовном и физическом здоровье людей, у которых отмечаются на данный момент глубинные перемены восприятия, сознания, мышления, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, жизненных ритмов, переживаний, этических и ценностных качеств жизни. Именно в подростковом возрасте наиболее выражено проявляются особенности и характер всех этих процессов, когда формируются умственные способности подростка, его социально-психологические особенности, осуществляется процесс индивидуализации и социализации, осваиваются нормы общества. Помимо возрастных психологических изменений на личность подростка оказывают влияние средства массовой информации, различные формы массовой культуры. Они стали определяющим образом влиять на формирование стиля и образа жизни, ценностных установок подростков. Началось резкое снижение значимости духовно-нравственных ценностей среди данной возрастной категории. Возросло количество неполных семей либо семей неблагополучных, которые с трудом справляются с воспитанием подростков или вообще не справляются. Дети из таких семей попадают в «группу риска», которым необходима психологическая и педагогическая помощь. Зачастую такую помощь родители ищут в образовательных учреждениях разного типа. Влияние образовательного процесса на личностное развитие и психические новообразования учащихся на разных ступенях обучения традиционно актуально в психологических исследованиях. Несмотря на выдающиеся исследования в отечественной науке, которые позволили понять психологические закономерности личностного развития учащегося в контексте учения как ведущей деятельности (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и др.) [1 – 3], современное детство с его глубинными изменениями актуализировали исследования психолого-педагогических проблем становления личности учащегося (Д.И. Фельдштейн) [4].

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):171-173
pages 171-173 views

ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ МИРА

Рерке В.И.

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования уровня жизненной перспективы личности воспитанников интернатного учреждения, раскрыты особенности жизненных планов подростков-сирот в контексте их картины мира. Данная статья будет интересна специалистам в различных отраслях психологии и социальной педагогики.

Доказательная педагогика, психология. 2015;(2):174-176
pages 174-176 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах