№ 1 (2014)
- Год: 2014
- Дата публикации: 31.03.2014
- Статей: 69
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/issue/view/38
-
Описание:
Опубликован 31.03.2014
Весь выпуск
ОТРАЖЕНИЕ НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В СОВРЕМЕННОМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ РОМАНЕ
Аннотация
Место нравственно-психологических проблем в творчестве талантливого представителя современной азербайджанской прозы Гусейнбалы Мираламова занимает большое место. Основной тематикой в творчестве автора является проблема нравственно-этического совершенствования человека, духовного очищения, глубокого осознания своих грехов и ошибок, возвышение. Его произведения отличаются оригинальностью с точки зрения использования языка, стиля, мастерства, а также поэтического осмысления.
ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ МЕТАФОРЫ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В статье рассматриваются особенности понимания детьми старшего дошкольного возраста средств образности на материале метафорических загадок. Приведены данные констатирующего эксперимента, установившего, что дети испытывают трудности в понимании и использовании метафоры.
ИНТЕГРАЦИЯ В ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Трудовое обучение воспитывает в школьниках культурные качества, такие, как организация рабочего места, выбор технологии и инструментов, регулирование процесса деятельности, создание необходимых корректив, оценка результатов, выдвижение полезных предложений. Методика проведения уроков труда должна учитывать указанные направления работы.
МОТИВ СТРАХА В ПРОИЗВЕДЕНИИ Л.ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА»
Аннотация
Понятие страха имеет как физиологические, таки и социально-психологические корни. В произведении Л.Толстого «Анна Каренина» изображение страха и всех, связанных с ним социально-психологических чувств, является одним из основных приемов в изображении характера главных героев и сюжетной канвы произведения. Тем самым в романе появляется экспрессия, когда читатель сопереживает со своими героями и волнуется за них.
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕНСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Аннотация
Рассмотрение сущности женской преступности в психологическом и криминологическом аспектах представляет несомненный научный интерес. Статистические данные показывают, что для определения увеличения преступности, как социального факта, сведений достаточно. С учетом основных направлений тенденции развития данного социального явления предпринята попытка увязать причины преступлений, совершенных женщинами, с психологическими факторами, присущими современности.
НАЦИОНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК ЧАСТЬ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
Современное состояние ценностей мировой культуры зависит от уровня глобализации и соотношений экономических связей. Важнейшую роль в этом процессе играют информационные технологии, существующие в мировом пространстве. Современная философско-эстетическая мысль находится в гармонической взаимосвязи диалектического развития этого пространства, взаимообусловлена инновациями в технической сфере, где устойчивое развитие представляется основной двигающей силой мировой цивилизации.
РОЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация
Важная характеристика современного образования - переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Функция образования состоит не только в предоставлении человеку определенной суммы знаний, но и в создании условий для духовного становления личности. Духовно-нравственные ценности, закладываемые в процессе образования, составляют фундамент гармоничного развития личности
ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Проблема нашего исследования заключается в определении способов диагностики и выявлении уровней сформированности готовности общеобразовательного учреждения к организации личностно-ориентированного обучения школьников, и создании эффективных педагогических условий ее реализации в системе повышения квалификации.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
В статье анализируется современное состояние физического воспитания школьников и их отношения к здоровому образу жизни, проблема которого обусловлена кризисным состоянием национальной системы физического воспитания подрастающего поколения, несоответствием уровня физической культуры современным требованиям и международным стандартам.
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В статье рассматриваются возможности социально-нравственного воспитания и формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста с учетом современных требований. Необходимость подготовки педагогических кадров к осуществлению социально-нравственного воспитания детей в условиях дошкольных образовательных учреждений.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»
Аннотация
Педагогическое общение является одним из видов социального взаимодействия. Ему свойственны как общие черты взаимной коммуникации, так и свойственные лишь учебному процессу специфические качества. Можно сказать, что педагогическое общение является одной из разновидностей профессиональных взаимодействий в обществе.
СРАВНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ И НЕСПОРТСМЕНОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕГО РОЛИ В УПРАВЛЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ И СОЦИАЛЬНЫМИ ЭМОЦИЯМИ
Аннотация
В статье рассматриваются итоги проведенного исследования по выявлению различий в применении эмоционального интеллекта для управления эмоциями как индивидуальными, так и коллективными, со стороны спортсменов и неспортсменов. Для сбора информации была применена методика Брэдбэри и Гривеза по исследованию эмоционального интеллекта.
СИСТЕМНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА
Аннотация
Курирование содержания – сравнительно молодой вид деятельности в информационном поле, который содействует оптимальному выбору информации согласно цели. За сформированность способностей, навыков, знаний в области курирования содержания отвечает компетентность, которую можно определить как системно-содержательную. В статье рассматривается понятие системно-содержательной компетентности, ее структура и значение для повышения качества подготовки специалистов в вузе. Предлагается формирование системно-содержательной компетентности в процессе реализации деятельности по курированию содержания. Определяется степень важности системно-содержательной компетентности для социальной и профессиональной адаптации выпускников вуза.
РАЗВИТИЕ УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПТУЗ В ОТКРЫТОМ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПТО
Аннотация
В статье рассматривается модель развития ИК руководителей профессионально-технических учебных заведений (ПТУЗ) в информационно-образовательном пространстве ПТО Рассмотрены условия повышения уровня информационной культуры руководителей учебных заведений.
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ИНСТИТУТОВ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ
Аннотация
В условиях стремительного развития информационного общества главной целью деятельности институтов последипломного педагогического образования является создание информационно-коммуникационного образовательного пространства, которое способствует развитию информационно-технологической компетентности учителя.
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ
Аннотация
В статье рассматриваются процессуальные аспекты формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. В ходе теоретического исследования выделяются этапы и определяются характеристики творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. Основным результатом исследования стала разработанная и внедренная в процессе изучения учебной дисциплины «Основы производственного мастерства» модель формирования и развития творческой самостоятельности.
НАНОЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН: СТАНОВЛЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация
В работе впервые рассматривается нанолингводидактический подход к преподаванию филологических дисциплин, обозначается содержание, перспективы реализации данного подхода в профессиональной подготовке будущих учителей языкового цикла и проведении научно-методических исследований в области теории и практики языкового образования.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Аннотация
В статье комментируются основные факторы, обуславливающие применение педагогических технологий, обеспечивающих повышение качества образования в эпоху быстрого расширения глобализации. Объясняются технологические основы традиционного и современного обучения.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННОСТЬ В ОРАТОРСКОМ ИСКУССТВЕ
Аннотация
Современное ораторское искусство требует изучения исторического опыта в этой сфере для создания новой методологии интерактивных лекций. Главная особенность новых требований – это обеспечение познавательной активности слушателей, на основе примерного плана для проведения таких лекций.
РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО-ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Аннотация
Национально-духовные ценности в воспитании является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие.
КОНЦЕПЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация
В статье представлена концепция становления и развития маркетинговой компетентности руководителей общеобразовательных организаций, обосновываются методологические подходы к проектированию концепции, принципы и технологии ее реализации, система оценки ожидаемых результатов.
АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ КАК КРИТЕРИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
Аннотация
В работе рассматриваются проблемы адаптации выпускников профессионально – педагогического института и их дальнейшей профессиональной мобильности к условиям современного рынка труда. Статья содержит аналитические материалы маркетингового исследования.
ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ САМОCТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЛИНГВИСТОВ-ПЕРЕВОДЧИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВЕБ-ПРОЕКТОВ
Аннотация
В статье раскрывается новый подход к организации системы внеаудиторной самостоятельной работы студентов средствами социальных сервисов Веб 2.0. Описывается организация самостоятельной работы по дисциплине «Деловой английский язык» при подготовке будущих лингвистов-переводчиков на основе внедрения таких веб-проектов как вики и веб-квест. Корректная организация самостоятельной работы студентов в рамках веб-программы со всеми ее составляющими способствует формированию составляющих профессиональной компетентности будущих лингвистов-переводчиков.
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА КАК «СТАРТОВАЯ ПЛОЩАДКА» ВОЗОБНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье обосновывается развивающий потенциал культурно-досуговых практик как элемента информального сектора непрерывного образования. Культурно-досуговая деятельность определяется как мощный активатор мотивации взрослых на включение в осознанную образовательную деятельность. Автор утверждает движение от информального к неформальному образованию как наиболее органичный путь возобновления образования в зрелом возрасте.
ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОВ-ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП
Аннотация
В психологических исследованиях экспериментально определены взаимосвязи конкретных показателей с особенностями защитной рефлексии личности. Проявление объема защитной рефлексии оказывает влияние на конкретные показатели эффективности. Оптимизации показателей способствует саногенный характер рефлексии.
О РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация
В статье дается определение информационно-образовательной среды. Рассмотрены различные точки зрения в определении непосредственно понятия информационно-образовательная среда. Описана теоретическая модель, педагогического процесса использующего информационные и коммуникационные технологии.
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация
В статье представлены исторические этапы развития профессионального образования людей с ограниченными физическими возможностями и подготовки педагогов профессионального обучения. Описан теоретико-педагогический анализ компетентностно-ориентированной подготовки педагогов профессионального обучения к формированию инклюзивной образовательной среды. Стaтья может быть полезнa при aнaлизе опытa внедрения инклюзивного обрaзовaния в профессиональные учреждения и при подготовке педагогов профессионального обучения.
ПОДГОТОВКА ПОДРОСТКОВ К ПРОДУКТИВНОЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация
Рассматривается роль технологического образования в подготовке подростков к продуктивной преобразовательной деятельности. Раскрыта сущность готовности к деятельности. Определены признаки подготовленности подростков к продуктивной преобразовательной деятельности.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРИАТА ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Аннотация
Проблема, рассматриваемая в данной статье, касается: изучения состояния разработки в науке профессионально-ориентированной системы обучения бакалавриата иностранному языку в техническом университете и состояние ее практического применения; уточнения понятия «профессионально-ориентированной системы обучения бакалавриата иностранному языку в техническом университете»; разработки критериев и показателей оценки успешности овладения будущими специалистами профессионально значимым языковым материалом.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Формирование правовой компетенции студентов неюридических направлений подготовки вуза в условиях информатизации высшего профессионального образования требует использования инновационных методов обучения, в частности метода проектов с использованием средств ИКТ.
АНОРМАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ И ГЕНЕТИКА
Аннотация
К числу основных факторов, обусловливающих анормальное поведение подростков, относят биологические, психологические, социально-педагогические факторы. Опосредствованно оно зависит также от процессов, проходящих в обществе, включая социально-экономические и морально-этические факторы. Анализ проведенных исследований, связанных с генетическими особенностями лиц с анормальным поведением, доказывает эту зависимость.
НАЦИОНАЛЬНОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В ПОЭЗИИ
Аннотация
Проблемы общечеловеческого и национального в поэзии всегда представляли научный интерес. В современной литературе это особенно актуально, учитывая глобализационные процессы современности. Указанная проблема ярко просматривается в творчестве азербайджанского поэта Фикрета Садыга.
ВАРИАТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»
Аннотация
Описывается открытая пространственная интегративно-синергетическая модель педагогической технологи как взаимная проективная деятельность субъектов обучения, опосредствованная методической системой и некоторые ее интерпретации.
ТИПОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ
Аннотация
В статье анализируется комплекс вопросов, связанных с понятием педагогической модели, и на основе предложенного определения понятия обосновывается типология педагогических моделей. Выделяются базовые типы педагогических моделей (содержательные, структурные и функциональные), а также производные от них (структурно-содержательные, структурно-функциональные, функционально-содержательные). Базовые типы педагогических моделей иллюстрируются примерами, основывающимися на визуализации их структурных, содержательных и функциональных компонентов.
ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРВОКУРСНИКОВ
Аннотация
Образованность предполагает наличие минимальных знаний, умений, навыков в области физической культуры, которые были бы достаточны для выполнения регулярных, технологически правильных, самостоятельных физических упражнений, т.е. общей наличие общей физической подготовки. Статья посвящена психолого-педагогическому анализу общей физической подготовки студентов в вузе
К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрено ускоренное обучение, предложена возможность его организации с помощью технологии обучения-сопровождения. Представлены три составляющие обучения-сопровождения: информационно-технологическая, общекультурная, операционно-практическая, тесно связанные между собой. Показана примерная карта изучения дисциплины «Математика» для одного из направлений подготовки бакалавров при ускоренном обучении.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Язык – общественное явление, речь же есть форма его проявления. Ребенок приобщается к родному языку посредством речи. Приобщение ребенка к речи означает выработку умения своими словами выразить свои мысли и чувства. Для этого следует усвоение им фонетические, лексические, семантические, грамматические нормы родного языка. У каждого языка в этом смысле есть свои характерные особенности.
ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ КАК МНЕМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, РЕГУЛИРУЮЩИЙ ТВОРЧЕСКИЕ АКТЫ
Аннотация
Вопросы механизма творческого акта, свойства оперативной памяти в литературной деятельности представляют значительный интерес с точки зрения когнитивной психологии. Сущность современной классификации когнитивной структуры и этапов творческого процесса прежде всего должна быть рассмотрена через призму роли оперативной памяти в этом процессе.
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ О НАРОДНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация
Этнокультурная ситуация развития ребенка предопределяет актуальность приобщения дошкольника к национальной культуре своего и других народов России, и в частности, к народным культурным традициям физического воспитания. В статье освещаются результаты исследования сформированности у детей 6-7 лет представлений о традиционной культуре физического воспитания своего народа и народов ближайшего национального окружения.
РАСПАД БРАКА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ В ИСЛАМСКОМ СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ
Аннотация
В шариате имеются различные определения развода: развод в случае болезни, принудительный развод и развод на основе страха, слова, используемые при разводе, количество развода, типы развода по принципу возврата или нет, также говорится о разводе, соответствующим сунне, который называется сунни, и биди талак, таковым принципом не обладающий, развод по взаимному согласию (мухалея или ул), из-за болезни и физических недостатков (в соответствии с большинством факихов, болезни, существующие у мужа и при заключении брака возникшие после, предоставляют возможность жене обратиться в органы юстиции для развода), плохое обращение, невыплата или невозможность выплачивания мужем алиментов, смерть мужа или его уход из дома.
ВЛИЯНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ИДЕЙ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА СРЕДИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ НА ЖЕНСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Аннотация
Сегодня участие женщин в управлении государством важно для Азербайджана, поскольку это означает в целом улучшение статуса женщины в обществе. Основываясь на мировую практику и опыт, можно сказать, что и мужчины, и женщины могут стать профессионалами в этой области. Бурное развитие политических процессов расширяет сферу общественного участия азербайджанских женщин и дает возможность принять активное участие в политической жизни общества. Это помогает воспитать в них настоящие лидерские качества.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация
Методика обучения языку, как и другим учебным дисциплинам, предполагает наглядность обучения, а также применение учебных приемов для развития когнитивных способностей учащихся. Уроки азербайджанского языка могут стать намного эффективнее с применением различных программных материалов.
РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В ПЕРЕСТРОЙКЕ СМЫСЛОВ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
в статье рефлексия понимается как механизм, с помощью которого человек оценивает свой жизненный мир, ценности и смыслы, а также изменения, происходящие в нем. Рефлексия помогает личности выстраивать мироцентрическую и просоциальную иерархию смыслов, в результате чего происходит переструктурирование личности.
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОРГАНИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
Аннотация
Статья является результатом теоретического изучения проблемы реализации элементов теории искусственного интелекта в преподавании информатики. В статье ррассмотрено одно из направлений реализации модели технологичности обучения в рамках курса информатики на закономерностях функционирования биотехнических систем – биокомпьютеров.
ТОПОНИМЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
Проблема нашего исследования заключается в обосновании содержания теоретического и практического аспектов формирования этнопедагогической культуры будущих педагогов, используя на занятиях как средство обучения топонимы родного края.
ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Аннотация
Содержание и структура данной статьи отражает проблему формирования имиджа педагога в теории психолого-педагогической науки, также раскрывая практические рекомендации решения данной проблемы в процессе подготовки студентов педагогических специальностей.
РАЗВИТИЕ ВОПРОСА ОБ УПРАВЛЕНИИ ПОСЛЕДИПЛОМНЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УКРАИНЕ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация
Повышение требований к педагогическим работникам со стороны основных потребителей образовательных услуг – детей, их родителей, а также общества и государства в целом, внедрение Государственных стандартов образования, внешнего независимого тестирования выпускников общеобразовательных школ, глобализация и информатизация современного мира, стремительное увеличение информационных потоков – все это требует усовершенствования модели современного педагогического работника, обеспечение его личностного и профессионального соответствия обозначенным требованиям, повышения его конкурентоспособности, а значит – и модернизации субъектов, предоставляющих услуги последипломного педагогического образования, что не возможно без обоснованной, своевременной и качественной модернизации механизмов государственного управления последипломным педагогическим образованием.
МЕТОД АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРИОРИТЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Аннотация
Развитие информационно-аналитической компетентности руководителей профессионально-технических учебных заведений требует создания организационно-педагогических условий. Наиболее значимые из них целесообразно определить с использованием метода анализа иерархий.
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Аннотация
Проблема нашего исследования заключается в обосновании содержания теоретической и практической подготовки педагогов к инновационной деятельности в системе повышения квалификации, условия использования инновационных форм и методов в обучении педагогов.
КАК МЫ ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ И ОТОБРАЖАТЬ СЕТЬ СОЦИАЛЬНЫХ СИЛ, СТОЯЩИХ ЗА АУТОПОЙЭЗИСНЫМИ ПРОЦЕССАМИ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОТОРЫХ ВЕДЕТ НАШ ВИД К ВЫМИРАНИЮ, УВЛЕКАЯ ПЛАНЕТУ, КАКОЙ МЫ ЕЁ ЗНАЕМ, ВМЕСТЕ С НАМИ - И КАК МЫ ДОЛЖНЫ РАЗРАБАТЫВАТЬ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНУЮ СОЦИОКИБЕРНЕТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ?
Аннотация
Эта статья предназначена для уяснения смысла и обсуждения тем, упомянутых в названии. Она открывается перечислением некоторых проблем, которые встают перед нами, если мы хотим выжить как вид, при этом подчеркивается, что эти проблемы образуют систему, так, что не могут быть решены по отдельности. Они не могут быть решены ни с помощью централизованных декретов, ни на основе идеологии, ни общесистемными изменениями. Нам необходимо понять действие сети социокибернетических сил и петель обратных связей, возникающих между ними. Эта сеть представляет собой систему, имеющую характер самовоспроизводящегося аутопойэзиса.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
Аннотация
Одной из составляющих профессионализма современного учителя является компьютерная компетентность, которая характеризуется подготовкой учителя к использованию компьютерных технологий в процессе обучения. В статье рассмотрены некоторые направления формирования компьютерной компетентности учителя математики на практическом уровне.
КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПАТТЕРНЫ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОГИ: ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК
Аннотация
В статье представлен авторский психодиагностический опросник «Когнитивно-поведенческие паттерны при нарушениях пищевого поведения», предназначенный для выявления когнитивных и поведенческих особенностей у лиц с нарушениями пищевого поведения и определения групп риска, склонных к расстройствам пищевого поведения, а также для дифференциальной диагностики расстройств «нервная анорексия», «нервная булимия», «компульсивное переедание». Когнитивно-поведенческие паттерны при нарушениях пищевого поведения представлены двумя группами, детерминируемыми преобладанием либо контроля над пищевым поведением, либо доминантой эмоционального компонента.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЧАСТЛИВОМ БРАКЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
Аннотация
Проблема благополучного, иначе говоря, счастливого брака в сегодняшнем общественном мнении представляет большой научный и практический интерес. Это по сути дела вопрос о том, какие условия, по мнению людей, требуются для благополучного, прочного брака. Более того, поскольку брак лежит в основе семьи, ответ на этот вопрос раскрывает важнейшие характеристики желаемой и предпочитаемой нашим обществом модели семьи.
ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА АГРЕССИВНОСТЬ У ПОДРОСТКОВ 14-15 ЛЕТ
Аннотация
Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Такой интерес к этой проблематике можно рассматривать как реакцию психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия во всем мире. Наше время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Эти тенденции проявляются и в таких традиционных сферах, как игра и игрушки.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ-ФИЗИКОВ В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Статья посвящена выявлению особенностей и основных факторов реализации обучения французскому языку студентов специальности «Физика». Наряду с традиционными формами и методами обучения актуализируется вопрос модернизации образования, использования инновационных технологий в построении курса иностранного языка.
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В настоящее время в теории и практике дошкольного образования происходят коренные изменения, связанные с пересмотром целей и принципов развития дошкольников. Этому способствует разработка и введение в действие государственного стандарта дошкольного образования, поиск инновационных технологий воспитания и обучения детей. В связи с этим особое значение для развития дошкольников приобретает профессиональная подготовка работников дошкольных образовательных учреждений.
РОЛЬ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СЕМЬЕ
Аннотация
Очень важно, чтобы каждый человек питал любовь и уважение к людям, старше себя по возрасту. Забота и внимание к представителям старшего поколения нашли отражение в национальных традициях и менталитете, в религии и трудах выдающихся мыслителей. Наличие в семье представителя старшего поколения привносит различные оттенки в семейные отношения и является подходящим субъектом для изучения межпоколенческих отношений.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ВОСПИТАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация
Среди духовно-нравственных ценностей личности студента в особом ряду стоит воспитание гражданина, обладающего толерантным мировоззрением, способного к межкультурному, межконфессиональному диалогу и взаимопониманию с представителями других народов. Это тем более важно, что в условиях многонациональной, поликультурной среды регионального вуза социально-политическая стабильность зависит от нравственного развития личности и толерантности.
ТРАНСФОРМАЦИЯ «МАТЕРИНСКОГО» И «ОТЦОВСКОГО» ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СЕВЕРОКАВКАЗСКОЙ СЕМЬЕ
Аннотация
В статье представлены современные тенденции в области семейных образцов поведения и семейных отношений, которые вызывают необходимость анализа особенностей «материнского» и «отцовского» воспитания, затронутые процессом трансформации института семьи.
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы диагностики эмоциональной сферы дошкольников. Представлен комплекс диагностических заданий, направленных на изучение уровня сформированности эмоциональной саморегуляции у детей 6 – 7 лет в контексте эмоционального развития.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Высокий уровень толерантности как ПВК личности педагога обеспечивается высоким уровнем ассертивности, эмпатии, эмоциональной устойчивости, коммуникативности; механизм развития – компонентами субъектности, полисубъектности личности: гносеологическим, аксиологическим, праксиологическим.
ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Аннотация
Актуальность проблемы проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающихся высшей школы обусловлена необходимостью создания условий для их самореализации и профессионального самоопределения. В статье рассматриваются подходы к организации индивидуального обучения в высшей школе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ
Аннотация
Высшее образование в условиях интернационализации нацелено на эффективное международное сотрудничество, взаимообогащение и обмен опытом в сфере образования, что требует качественных изменений не только в формах и методах обучения студентов, но и в содержании профессиональной культуры преподавателя вуза.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Аннотация
В статье рассматривается проблема развития самостоятельной деятельности потенциальных субъектов образовательного пространства. Пространство можно представить как преобразованную среду, субъектами которой выступают общности, сформированные для решения конкретных проектных задач, построенные в рамках со-бытия субъектов.