№ 2 (2014)
- Год: 2014
- Дата публикации: 30.06.2014
- Статей: 67
- URL: https://vektornaukipedagogika.ru/jour/issue/view/39
-
Описание:
Опубликован 30.06.2014
Весь выпуск
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ И ЕВРОПЕЙСКОМ ИСТОРИЧЕСКОМ РОМАНЕ
Аннотация
Литературно–художественные и научно – теоретические проблемы жанра исторического романа являлись предметом исследования многих ученых. Особо следует подчеркнуть романы таких писателей, как Вальтер Скотт, Виктор Гюго, Гюстав Флобер, Генрих Манн, Алоис Йирасек. В Азербайджане основателями и мастерами этого жанра являются Юсиф Везир Чеменземинли и Мамед Саид Ордубади. Сравнительный анализ показывает наличие как сходства, так и различия в творчестве указанных авторов, с точки зрения характеристики человеческого характера.
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ДИРИЖИРОВАНИЯ
Аннотация
Формирование творческих навыков студентов на уроках дирижирования являются составной частью общей профессиональной подготовки. Предлагаются методы и приемы по развитию творческого воображения, образного мышления и формирования исполнительского мастерства.
ЗНАЧЕНИЕ РИСУНКА С НАТУРЫ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ
Аннотация
Занятия, проводимые по изобразительному искусству, оказывают значительное влияние на формирование сенсорной культуры учащихся и обеспечивают активное усвоение многочисленных сенсорных эталонов. В педагогическом процессе, проводимом с учащимися, на уроках изобразительного искусства следует добиваться осуществления взаимного единства психоэмоциональных и когнитивных функций.
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ
Аннотация
Происходящие серьезные преобразования в современной системе информатизации управления учебно – воспитательным процессом в высшем образовании, требуют мгновенной реакции от высшего учебного заведения. В первую очередь при подготовке будущих управленцев учебными заведениями.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВЕ М.Ф. АХУНДОВА
Аннотация
М.Ф.Ахундов, считая счастье народа самым великим счастьем в просветительской идее, служение отчизне – самым высоким моральным служением, сделал важный шаг на пути к правильному решению вопросов формирования существенных научных, общественно-политических, социально-психологических качеств.
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ КАК ВЕДУЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье отражены основные причины неудовлетворительной подготовки студентов педагогических вузов в современных условиях, представлены результаты эмпирического исследования обозначенной проблемы и пути совершенствования процесса подготовки студентов – будущих учителей к осуществлению полноценной профессиональной деятельности.
«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ» КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ
Аннотация
В работе представлены результаты изучения особенностей синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов, психологов, социальных и медицинских работников. Установлено, что проявление симптомов «эмоционального выгорания» зависит от специфики профессиональной деятельности специалистов системы «человек-человек». Выявлена тенденция усугубления симптоматики синдрома «выгорания» у педагогов и медицинских работников.
АУТЕНТИЧНЫЙ ПЕСЕННЫЙ МАТЕРИАЛ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Аутентичный песенный материал рассматривается как один из основных компонентов содержания обучения аудированию и говорению при изучении иностранного языка, как средства устной коммуникации. Значительное место отводится формированию навыков беглости речи, интонации и ритму.
ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ, КАК ПРЕДПОСЫЛКА НАРУШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ЗАДЕРЖКИ ВНУТРИУТРОБНОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ ПЛОДА
Аннотация
Статья посвящена раскрытию проблем нарушения процесса социально-психологической адаптации у детей, рождённых с задержкой внутриутробного роста и развития плода (ЗВУР). Поскольку процесс социально-психологической адаптации представляет собой многокомпонентное явление, его нарушение затрагивает многие стороны функционирования психики, что оказывает влияние на социализацию, раскрытие внутреннего потенциала, отрицательно сказываясь на отдалённых этапах формирования целостной личности. Нарушения процесса социально-психологической адаптации приводят к несформированности уровня нервно-психического развития и готовности к школе, что в свою очередь оказывает влияние на протекание адаптации к первому классу, наличие необоснованных страхов, повышенной тревожности.
Возникая на ранних стадиях развития личности, данные негативные явления не компенсируются со временем, переходят в длительное состояние дезадаптации, что ухудшает общий психо-эмоциональный фон развития ребёнка и психологическое здоровье в целом.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕТВОРЯЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ
Аннотация
В статье определена актуальность формирования готовности студентов к моделированию здоровьетворящего пространства школы, сформулированы основные понятия исследования, представлены результаты опытно-экспериментальной работы. Доказано, что динамика сформированности у будущих учителей готовности к моделированию здоровьетворящего пространства школы зависит от создаваемых в нем педагогических условий, связанных с ориентацией образовательного процесса вуза на сохранение и укрепление здоровья студентов; реализацией содержания образования, направленного на формирование готовности студентов к моделированию здоровьетворящего пространства школы.
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К МОДЕЛИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕТВОРЯЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ
Аннотация
В статье рассматриваются теоретико-методологические основы профессионально-педагогической подготовки будущего преподавателя физического воспитания как средство формирования системы ценностей, в которых личность и здоровье ученика воспринимаются как ценность, требующая сохранения и развития. Сформулировано основное понятие исследования «здоровьетворящее образовательное пространство», базовыми ценностями которого являются – «здоровье», «творение» и «образование». Определена структура здоровьетворящего образовательного пространства, компоненты которого взаимосвязаны, многофункциональны и представляют целостную образовательную систему школы.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО УРАЛА КАК КУЛЬТУРНОЕ СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В современных условиях развития дошкольного образования, когда появляется тенденция к разновариантности и дифференциации обучения, обращение к народному декоративно-прикладному искусству выступает ведущим и равноправным компонентом художественно-эстетического развития личности ребёнка дошкольного возраста. Приобщение к культуре формы, цвета, ритма народного искусства способствует разностороннему развитию ребёнка, отражаясь в продуктах детского творчества.
ИННОВАЦИОННАЯ ИНЕРТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ АНТИИННОВАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
Аннотация
Статья содержит результаты авторского исследования причин сопротивления сотрудников организаций инновационным изменениям. Выделены три группы причин инновационной пассивности организации: психологические, личностные и организационные. Каждая группа обладает определенными характеристиками и особенностями развития антиииновационного поведения персонала.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ ИНТЕГРАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ «СОЦИАЛЬНЫЙ СЕРВИС»
Аннотация
В данной статье рассмотрена проблема становления сферы социальных услуг на примере отдельно взятого города. Проанализированы демографическая ситуация и ситуация на рынке труда. Выявленное противоречие между наличием большого количества потребителей и недостаточной степенью развития рынка социальных услуг позволили предположить, что создание интеграционного профиля подготовки бакалавров «социальный сервис» является одним из способов решения данной проблемы.
ПРОБЛЕМЫ МОЛОДОЙ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА
Аннотация
В статье даны определения семьи, как ячейки общества, приводится классификация ее типов. Прилагаются социологические данные о проблемах, с которыми часто встречаются молодые семьи. Широко рассматривается тема материальной обеспеченности супругов, и как следствие вопрос демографической политики РФ.
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В статье рассматриваются возможности социально-нравственного воспитания и формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста с учетом современных требований. Необходимость подготовки педагогических кадров к осуществлению социально-нравственного воспитания детей в условиях дошкольных образовательных учреждений.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В статье рассматриваются специфические характеристики и особенности гендерной социализации детей среднего дошкольного возраста, анализируются различные подходы к гендерной идентификации дошкольников, раскрывается понятие гендерной принадлежности, которое оказывает существенное влияние, как на психику, так и на эмоциональное равновесие и самочувствие дошкольников.
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В контексте проведенного научного исследования мы выявили, что процесс непрерывного профессионального образования включает в себя общенаучную, теоретическую, практическую и общекультурную подготовку. Это дает право рассматривать непрерывное профессиональное образование как основополагающий принцип построения новой модели дополнительного профессионального образования, смыслообразующими факторами которой должны выступать фундаментальность, целостность, системность.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ М.Э.РАСУЛЗАДЕ
Аннотация
Педагогические взгляды М.Э.Расулзаде излагает в ряде своих произведений. В частности, он подробно рассматривал такие вопросы образования, как развитие школы, проблемы просвещения, где должны учитываться история народа, его духовное наследие. В частности, должны использоваться возможности устного народного творчества, духовной культуры в целом. Выступая за национальные устои просвещения, выделял три основы начального обучения: общее, принудительное и бесплатное.
РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РСО-АЛАНИЯ
Аннотация
В статье обосновывается значение развитие системы инклюзивного образования в РСО-Алания, которая является долгосрочной стратегией, требующей терпения и терпимости, последовательности, непрерывности, поэтапности и комплексного подхода для ее реализации.
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПРИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-МОДУЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация
В статье рассматриваются этапы обучения иностранным языкам для профессиональной деятельности при компетентностно-модульной организации учебного процесса. Делается акцент на формировании необходимых будущему специалисту умений в процессе изучения иностранного языка. Особенности учебной дисциплины «иностранный язык», профессиональной направленности содержания дисциплины и необходимости развития личностных качеств учащихся в процессе организации учебного процесса, основанного на компетентностном подходе.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
Аннотация
После вытеснения грузинских войск из Южной Осетии 08.08.08 г. российскими войсками, совместно с Юго-Осетинскими вооруженными формированиями, в республике происходят социально- политические и экономические преобразования, а в сфере образования начались инновационные процессы, которые развиваются по трем направлениям: чему учить (содержание), в какой последовательности (структура) и каким способом учить (технология). Описанию этих процессов и посвящается данная статья.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРАДИЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ ОСЕТИН В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье рассматриваются основные направления подготовки студентов на материале народной педагогики, которые строятся с учетом соответствия задач и содержания традиционного педагогического материала целевым установкам учебно-воспитательной работы школы и ВУЗа, логики организации учебно-воспитательного процесса, представлена педагогическая система, основанная на реализации трех основных положений этнопедагогического образования, воспитания – этнокультурной компетентности, диалогичности, преемственности в использовании средств воспитания детей.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СЕМЕЙНО-БРАЧНОГО ИНСТИТУТА В РОССИИ: ГЕНДЕНЫЙ АСПЕКТ
Аннотация
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме гендерной дифференциации в семье. Представлены тенденции маскулинизации женщин и феминизации мужчин в современном мире. Рассматривается влияние гендерных представлений на выбор будущего супруга, приведен анализ представлений о будущем супруге, его обусловленность психологическим полом и семейно-брачные установки современной молодежи и их обусловленность психологическим полом.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
В статье затронута актуальная проблема поиска методологических оснований проектирования процесса профессиональной подготовки будущих руководителей общеобразовательных организаций. В качестве теоретико-методологической основы автором рассматривается маркетингово-компетентностный подход, реализация которого предусматривает наличие диагностической системы оценки его эффективности.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Развитие дошкольной образовательной организации как рыночно – ориентированной актуализирует формирование готовности педагогов дошкольной образовательной организации к маркетинговой деятельности и поиск методов ее экспериментальной оценки.
АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НЕЯЗЫКОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»)
Аннотация
Лингвострановедение представляет собой один важный компонент воспитательной среды такой учебной дисциплины как «Иностранный язык», в процессе изучения которой реализуются познавательные обучающие, адаптационно-воспитательные, развивающие функции образования в их триединстве.
ПРАКТИКИ САМООРГАНИЗАЦИИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОСТРАНСТВО ОСВОЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
Аннотация
Статья посвящена формирующемуся в последнее десятилетие в России неформальному образованию. Его развитие активируют преимущественно частные инициативы. Предметные области развития связаны с социально значимыми проблемами, одна из которых – прерывание культурной преемственности в период социально-исторических трансформаций. Участие в подобных практиках рассматривается как способ формирования общегражданских компетенций, освоение демократических ценностей.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР ИХ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация
В статье раскрывается сущность рационального питания. Проанализирована и определена роль режима сбалансированного питания младших школьников в условиях общеобразовательной школы. Раскрыты активные методы обучения по просветительской деятельности работы с родителями.
ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ ТИПОВ НАРРАТИВОВ НА ИМПЛИЦИТНЫЕ УСТАНОВКИ
Аннотация
Взяв за основу нарративный подход в разрешении конфликтов, авторы анализируют влияние различных видов повествований на изменение установки. Влияние различных типов повествования на установку измерялось посредством имплицитных методов, включающих в себя специальную методику «прайминга».
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы развития системы сопровождения и поддержки иностранных студентов как эффективного инструмента повышения их контингента в высших учебных заведениях Российской Федерации. В статье анализируется опыт вузов США, Великобритании и России по организации комплексного сопровождения иностранных студентов на всех этапах привлечения и последующего обучения, направленного на повышение удовлетворенности этой группы студентов пребыванием в вузе.
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ИХ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОСЕТИИ
Аннотация
В статье отражен вклад центров дополнительного образования и культурно-просветительских учреждений в развитие образования Осетии в XIX веке – начале XX века, представлены условия возникновения в конце XIX - начале XX вв очагов культуры во Владикавказе, таких как библиотеки, театры, типографии, музыкально-драматические и национальные общества; зарождение сословных и профессиональных обществ, которые способствовали превращению города из крепости в административный, политический и культурный центр.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Аннотация
Статья посвящена проблеме проектной деятельности студентов – одной их актуальных технологий современного образования. Автором рассматриваются основные направления проектной методики и особенности подготовки специалистов к будущей профессиональной деятельности. Высокая профессиональная значимость ее становится особенно очевидной в условиях модернизации современного образования.
РОЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье рассматриваются основные направления реализации поликультурного образования как важной составляющей современного образования, способствующей усвоению учащимися знаний о других культурах, традиций, образа жизни, духовных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем; повышению этнокультурной компетентности будущего поколения.
ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье представлено диагностическое исследование готовности будущих учителей начальных классов к развитию эстетических чувств младших школьников. Проведенное исследование ориентировано на мысль о необходимости формирования у будущего учителя опыта владения своей эмоциональной сферой как инструментом создания гуманитарно-эстетической ситуации.
О ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ К РАБОТЕ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
Аннотация
В статье приведены результаты экспериментального исследования проблемы методической подготовки учителей биологии к использованию электронных учебно-методических комплексов в образовательном процессе. Авторы анализируют влияние спецкурса на подготовку студентов-биологов к работе с электронными учебно-методическими комплексами.
К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ЭТНИЧЕСКОГО СТАТУСА БЕЖЕНЦЕВ
Аннотация
Статья посвящена анализу литературы по проблеме изучения этнопсихологических особенностей беженцев. Рассмотрена структура этнопсихологических характеристик народа Южной Осетии. Структурные компоненты этих характеристик показаны в логичной взаимосвязи.
ВЛИЯНИЕ ЛАНДШАФТА И КЛИМАТА БАКУ НА ВОСПРИЯТИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА
Аннотация
Сфера архитектурного творчества является самой развитой и практически важнейшей сферой человеческой деятельности. Ее роль в жизни человека оценивается многими науками, в том числе психологией. Возможности сочетания искусственной и естественной среды на территории древнего города Баку создают своеобразие социально-психологического восприятия. Именно в этом и состоит привлекательность Баку для его жителей и многочисленных гостей.
ИМИТАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Аннотация
В условиях реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) качество образования зависит не от объема фактических знаний индивида, а от овладения им ключевыми компетентностями. В связи с этим на первый план выходит задача развития личности обучаемого, создания условий формирования у школьников конкретных знаний и умений в области информатики и сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые необходимы для адаптации и успешной жизнедеятельности в современном быстро меняющем мире. Курс информатики как общеобразовательный предмет, в содержании которого присутствует значительная фундаментальная научная составляющая, должен быть ориентирован не только на изучение основ науки информатики, но и на образование обучающегося с помощью методов и средств информатики. В этом ракурсе в статье рассматривается проблема формирования ИКТ-компетенций учащихся старших классов. Обосновывается, что эффективным инструментом этого формирования могут служить модели предпринимательской деятельности, в которой реализуется полный цикл решения задачи.
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА У СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Российское образование переходит на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который регламентирует использование методов и средств информатики в образовании. Переход к новому ФГОС предъявляют новые требования к квалификации современного преподавателя, характеризующие высокий уровень сформированности знаний содержания предмета, умений применять инновационные технология обучения и ИКТ-компетенций, необходимые в профессиональной деятельности. С этих позиций представляется актуальным рассмотрение проблемы модернизации образования, ведущей тенденцией которой является информатизация всех звеньев непрерывного образования и в связи с этим изменения содержания компонентов профессиональной деятельности будущего преподавателя.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Аннотация
Для выполнения задач по когнитивному развитию в школе ведется работа по формированию необходимых навыков у учащихся. В первую очередь используются возможности отдельных предметов и их сила воздействия. В учебных преобразованиях, проводимых в настоящее время в цели и содержании предметов, принимаются во внимание методики, которые направлены на формирование личности школьника.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕТИ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ БИБЛИОТЕК В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Аннотация
Создание и развитие технических библиотек, прежде всего, было связано с развитием промышленности в стране, развитием техники, количественного и качественного роста кадров в области промышленности. Проведенные исследования показали, что в 60-х годах ХХ века в Азербайджане социальные функции и задачи технических библиотек, сформировавшихся как отдельный участок единой библиотечной сети, развивались в соответствии с задачами и требованиями осуществляемого в стране государственного строительства.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Аннотация
Достижения в области общего образования Азербайджанской Республики достаточно высоки. «Государственная стратегия Азербайджанской Республики по развитию образования» определила задачи, которые необходимо выполнить для развития образования. Этот документ определил пути перехода на качественно новый этап в сфере образования, пути модернизации образования и развитие человеческого капитала.
ФАКТОРЫ, МЕХАНИЗМЫ И КРИТЕРИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация
В статье рассматривается социализация как процесс становления личности, начиная с раннего детства. Особую значимость изучение социализации приобретает в переходных обществах, подобных молодой независимой республике Южной Осетии, в которых трансформационные процессы привели к принципиальным изменениям базовых характеристик всех сфер общественной жизни. Основная задача Республики Южная Осетия – это построение нового демократического, цивилизованного общества с деятельными и нравственными гражданами, способными создать обновленный социум на месте разбалансированного в результате многолетней истребительной войны (под названием «Чистое поле»), реализовать себя и свои потребности в условиях современной социально-экономической ситуации.
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается целесообразность и возможность приобщения детей 6 – 7 лет к культурным традициям физического воспитания своего народа и народов ближайшего национального окружения. Приведены основные положения программы «Родники Здоровья» и обсуждаются результаты экспериментальной работы по её реализации в дошкольных образовательных учреждениях Чувашской Республики.
РАЗВИТИЕ У УЧЕНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация
В статье обосновывается важность обучения, экологическим знаниям школьников начиная с начальных классов. Показаны возможности и пути развития у учеников первых понятий по экологии, окружающей среды, её различных объектов, экологических факторов, воздействующих на людей на уроках естествознания. При изложении каждого курса приводятся конкретные направления деятельности педагога с учениками в целях привития им знаний по экологии охране растений и животных, а также ведения здорового образа жизни. Рекомендуется с этой целью проведение внеклассных, внеурочных внешкольных занятий.
МОДЕЛЬ ИНЖЕНЕРА С ПРОФЕССИОНАЛЬНО ТВОРЧЕСКИМИ СПОСОБНОСТЯМИ
Аннотация
Рассматривается модель инженера с профессионально творческими способностями. Исследуются основные компоненты модели. Обосновывается необходимость включения нравственно-духовного компонента как системообразующего компонента.
ВОСПИТАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Аннотация
В статье обоснована актуальность воспитания и развития подрастающих поколений в духе мира, межкультурной толерантности и международной солидарности на основе этнопедагогического опыта традиционной культуры воспитания горских народов Северного Кавказа, что приобретает особую злободневность в полиэтническом регионе.
ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И УКРАИНЫ: РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
На основе теоретического анализа литературы и практического экспериментального исследования, которое состояло во включённом наблюдении за процессом обучения, проведено сравнение образовательного процесса в вузах Великобритании и Украины. Рассмотрена сравнительная характеристика результата образования – знания, умения и навыки магистра технических специальностей.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства. Приведены экспериментальные данные, подтверждающие позитивную динамику в формировании данного личностного новообразования.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА
Аннотация
Рассматриваются основные виды деятельности преподавателя вуза, обосновывается важность не только научной составляющей преподавательского труда, но и методической, организационной, воспитательной. Такой системный подход оценки деятельности преподавателя предполагается использовать как основу рейтинговой системы.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ПСИХОЛОГИЯ, И СОЦИОКИБЕРНЕТИКА
Аннотация
: В этой работе рассматриваются вопросы, связанные с компетентностью и профессиональным развитием людей, работающих с человеческими ресурсами в таких областях, как образование, организационный менеджмент и государственное управление.
Критически рассматривается попытка введения сертифицируемой технической компетентности. Подчеркивается необходимость исследования социальных сил, первично контролирующих поведение человека, которое должно лежать в основе науки, посвященной пониманию и предсказанию поведения людей.
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Статья посвящена проблеме методической подготовки будущих учителей начальных классов в современных условиях модернизации образования в нашей стране. В ней последовательно рассматриваются вопросы методической подготовки студентов. Особое внимание уделяется межпредметным и межуровневым связям, поднятию эффективности методической подготовки. Подчеркивается необходимость совершенствования самостоятельной работы студентов, индивидуальной работы с ними.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Дистанционное обучение рассматривается как перспективная система образования в высшей школе. Его возникновение в Западной Европе восходит к середине XIX века. Необходимость в получении знаний дистанционно возрастает, несмотря на его очевидные недостатки. Но благодаря достоинствам, обусловленным инновационными технологиями, оно позволяет интерактивно передавать знания обучающимся.
СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В данной статье нами представлена система формирования лидерских качеств у будущих педагогов дошкольного образования, включающая следующие компоненты: диагностика уровня сформированности лидерских качеств у студентов; содержательно-технологический компонент; результативно-оценочный компонент.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются условия подготовки студентов – будущих педагогов к реализации поликультурного образования в поликультурной образовательной среде. Поликультурная компетентность как важное условие осуществления эффективного межкультурного взаимодействия в личной, социальной и профессиональной сферах.
ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ НА МЛАДШИХ КУРСАХ ИРГТУ
Аннотация
Рассмотрены фундаментальные исследования интерактивных форм обучения в учебном процессе. Основное внимание уделяется методу проекта. Обсуждаются организационно-педагогические условия использования метода проекта в лекционном курсе. Разработаны этапы проекта. Описан опыт внедрения и интерактивного проектного метода имеющего профессиональную направленность.
РЕЙТИНГ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Аннотация
В статье поднимается вопрос о необходимости создания рейтинга преподавателей, который должен основываться на всестороннем анализе подходов к качеству профессорско-преподавательского состава. Рассмотрен опыт использования рейтинговой оценки деятельности научно-педагогических работников на примере конкретного вуза.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация
В статье рассматриваются подходы к дефиниции «категории траектория профессионального развития» студентов в период их обучения в вузе, под которой мы понимаем процесс саморазвития, самообразования и преобразования личности, построение конструкта своего профессионального «Я», включающий готовность в процессе профессиональной деятельности успешно приспосабливаться к меняющимся условиям профессионально-педагогической среды, приводится ряд оснований для уточнения данного понятия.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
Аннотация
В статье раскрываются условия повышения профессиональной компетентности студента высшего профессионального образования, дается интерпретация понятий «профессионализм», «профессиональная компетентность», описываются и раскрываются условия повышения профессиональной компетентности студентов современного вуза, которые соответствуют существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.
СОЦИОКИБЕРНЕТИКА КАК НОВЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Аннотация
В работе рассматривается социокибернетический подход к исследованию сложных социальных, экономических систем, в том числе и системы образования как подсистемы общества. В качестве основного инструмента социокибернетики предлагается применение системной динамики и информационного моделирования в различных областях деятельности.